Выполнила: Воспитатель Ларцева Е.А.
Паспорт проекта«Зеленый целитель 2019»»
Вид проекта: информационно-творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный (3 месяца)
Участники проекта: воспитатель, дети старшей (5-6 лет) группы, родители воспитанников
Охватываемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Скачать презентацию
Цель проекта
изучить лекарственные растения, произрастающие в родном городе и лесной зоне.
Задачи проекта
Этапы реализации проекта
Этапы реализации проекта
Этапы реализации проекта
Итоги проекта
Приложения к 1 этапу
Методика проведения диагностики.
Приготовить картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, поля, лекарственные растения, картинки с изображением стадий роста и развития гороха, фасоли, модели понятий «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живая природа», «неживая природа».
Беседа по картинкам:
Назови растение.
Где растет?
Нарисуй (разложи) картинки по порядку: как растет?
Что нужно делать, чтобы растение росло?
Назови и покажи лекарственные растения.
Почему они любят много света, влаги?
Что бывает с растениями зимой, весной, летом?
Почему это происходит? Организовать игру «Путаница».
Задания:
расположи части растения правильно;
почему части растения нужно расположить именно так?
зачем растению листья, стебель, корни, цветки?
Задание «Подбери модели».
Детям предлагаются картинки с изображением растений расположить по группам: «травы», «деревья», «кустарники» — и подобрать соответствующие модели. Объяснить свой выбор.
Приложения к 1 этапу
Использование картотек игр для диагностики и углубления знаний детей.
1. Кто быстрее?
Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения
Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения.
Материал для игры: карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого растения)
Ход игры: Воспитатель или ведущий раскладывает раскладывает в разных местах группы карточки с изображением разных растений. Называет одно из них. Например, подснежник. Дети собирают все карточки с изображение подснежника. Побеждает тот, кто быстрее найдет названное растение.
2. Горячо – холодно
Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия.
Игровая задача: найти, где спрятан игровой персонаж.
Правило: нельзя переворачивать карточки.
Материал: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.
Ход игры: Карточки с изображениемрастений раскладываются по группе. Воспитатель или ведущий прячет под карточку с изображением одного из растений карточку с игровым персонажем (Карлсона, Гнома, Незнайки…) Дети в это время стоят отвернувшись или закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточки говорит: «Тепло. Холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Гном спрятался под хвойным деревом», «Гном спрятался под луговыми цветами». Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж.
Приложения к 1 этапу
3.Найди по описанию
Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить самостоятельно описывать внешний вид растений.
Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.
Материал: карточки с изображением растений.
Ход игры: Воспитатель или ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети оттаскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет и назовет отгадку.
4. Скорая помощь (экологическая игра на прогулке)
Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.
Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья, кустарники, растения. Заметить изувеченные, засохшие, сломанные ветви, засохшие растения. Оказать им посильную помощь.
Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы, лейки…
Ход игры: на прогулке дети обходят участок – «делают обход»; если есть «больные», им оказывается помощь.
5. Лото «Что где растет?»
Цель: закрепить умение классифицировать растения по месту произрастания, развивать внимательность и наблюдательность.
Игровая задача: заполнить игровое поле.
Материалы: игровые зоны (поля) – луг, лес, водоем, болото, тайга, пустыня, джунгли…Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.
Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свое игровое поле.
*
Приложения к 1 этапу
5. Аптека Айболита
Цель: сформировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.
Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (подорожник, зверобой, ромашка, шиповник, крапива и др.).
Ход игры: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором». Аналогично можно проводить игры с экологическими лукошками на темы: «Цветы луговые», «Первоцветы», «Ягоды», «Грибы» и др.
6. Что где зреет?
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка
7. Следопыты
Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.
Игровая задача: разгадать тайну природы.
Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.
Ход игры: Играющие осматривают полосу и определяют, «кто мог оставить свои следы». Это могут быть не только следы животных, но и листья, сучки, семена растений. Воспитатель подводит детей к заключению о том, как сюда могли попасть эти объекты.
*
Приложения к 1 этапу
Вопросник для детей и взрослых.
Вопросы
- Какие лекарственные растения вы знаете?
- Можно ли заменить таблетки лекарственными растениями?
- При заболеваниях используете растения?
- Известны рецепты приготовления трав?
Было опрошено 14 детей и 6 взрослых.
Приложения к 1 этапу
Приложения к 1 этапу
Приложения к 1 этапу
наборы дидактических игр используемых для диагностики:
Приложения к 1 этапу
наборы дидактических игр используемых для диагностики:
Приложения ко 2 этапу
Перечень художественной литературы для детей:
Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»
А.С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»
М. Исаковский «Вишня»
Ю. Тувим «Овощи»
Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».
Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».
Приложения ко 2 этапу
Перечень художественной литературы для детей:
В. Катаев «Цветик-семицветик»
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка».
- Г.Х. Андерсен. Дюймовочка.
- Л.Скребцова. Азалия и белый кот.
- Л.Скребцова. Домашний садик.
- Л.Скребцова. Благородный плющ.
- Л.Скребцова. Кто прекрасней.
- Л.Скребцова. Колючий лилипут.
- Л.Скребцова. История о щучьем хвосте.
- Л.Скребцова. Лекарство в цветочных горшках.
- Л.Скребцова. Стойкий бальзамин.
- Л.Скребцова. Душистые ароматы.
Приложения ко 2 этапу
Источники информирования для педагога:
Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! + CD / О. А. Воронкевич. — СПб.: Детство-Пресс, 2007.
Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию!: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Старшая группа. Ч. 1 / О. А. Воронкевич. — СПб.: Детство-Пресс, 2007.
Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию!: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Старшая группа. Ч. 2 / О. А. Воронкевич. — СПб.: Детство-Пресс, 2007.
Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями / В. А. Дрязгунова. — М: Просвещение, 1981.
Ёлкина, К В. Учим детей наблюдать и рассказывать / Н. В. Ёлкина, О. В. Мариничева. — Ярославль: Академия развития, 1997.
Зайцев, Г. К. Уроки Мойдодыра / Г. К. Зайцев; под ред. д-ра мед. наук В. В. Колбанова; худож. О. Р. Гофман. — СПб.: Акцидент, 1997.
Иванова, Т. К Тропа здоровья / Т. И. Иванова // Дошкольная педагогика. — 2003. — Июль-август.
Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учеб. -метод. пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. — СПб.: Детство-Пресс, 1998.
Короткова, Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников / Н. А. Короткова // Ребёнок в детском саду. — 2003. — №5
9. Присакарь А.Д. Эколого-развивающий комплекс как средство формирования положительного действенного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста (в 2 частях) Пангоды 2014 год
10. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе. Издательство: Лакоценин С. С.
Серия: Педагогика нового времени ISBN 5-98225-021-X; 2007 г.
URL: http://studopedia. net/10_33301_puti-ispolzovaniya-sirya-soderzhashchegj-prostie-fenolnie-soedineniya. html (дата обращения: 01. 11. 2014).
Приложения ко 2 этапу
Источники информирования для педагога:
1. Акопов И. Э. Кровоостанавливающие растения. – 2-е изд. – Ташкент: Медицина, 1981.
2. Атлас лекарственных растений РФ. – М.: Медгиз, 1962.
3. Болотина А. Ю. Словарь лекарственных растений (латинский, английский, немецкий, русский). – М.: ABBY Press, 2008.
4. Волынский В. Г. и др. Лекарственные растения в научной и народной медицине. – 2-е. изд. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1968.
5. Гаммерман А. Ф., Кадаев Г. Н., Яценко-Хмелевский А. А. Лекарственные растения: растения-исцелители. – 3-е. изд. – М.: Высшая школа, 1984.
6. Груздев В. Ф. Русские рукописные лечебники. – Л.: Изд-во АН РФ, 1946.
7. Дикорастущие полезные растения России. – СПб.: Издательство СПХФА, 2001.
8. Дудченко Л. Г., Кривенко В. В. Пищевые растения-целители. / 2-е изд., доп. и перераб. – Киев: Наукова думка, 1988.
9. Дьяконова Л. Н. Лекарственные растения в профилактике и лечении новообразований. – СПб., 2009.
10. Ефремов А. П., Шретер А. И. Травник для мужчин. – М.: Издательство «Асадаль», 1996.
11. Завражнов В. И., Китаева Р. И., Хмелева К. Ф. Лекарственные растения Центрального Черноземья. – 2-е. изд. – Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1976.
12. Илиева С. Лекарственные культуры. – София: Земиздат, 1971.
13. Катренко Л. В. Топинамбур. Источник целебной фруктозы. – СПб.: Диля, 2011.
14. Ковалева Н. Г. Лечение растениями. – М.: Медицина, 1973.
15. Кородецкий А. Золотой ус от ста болезней. – СПб.: Питер, 2004.
16. Крылова Г. В. Травы жизни и их искатели. – 2-е. изд. – Новосибирск: Зап. – Сиб. изд-во, 1972.
17. Курдюмов В. Г., Егорова Н. Н. Очищение организма или 25 трав сбора «Гепар», возвращающих здоровье. – СПб.: ООО «Гольфстрим», 2005.
18. Кучеров Е. В., Лазарева Д. Н., Десяткин В. К. Лекарственные растения Башкирии: их использование и охрана. – Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1989.
19. Лекарственное сырье растительного и животного происхождения. Фармакогнозия: учебное пособие / Под ред. Г. П. Яковлева. – СПб.: Спецлит, 2006.
20. Лекарственные препараты в России: Справочник. – М.: АстраФармаСервис, 2011.
21. Лекарственные свойства сельскохозяйственных растений/ Под ред. М. И. Борисова и С. Я. Соколова. – Минск: Ураджай, 1985.
Приложения ко 2 этапу
Экскурсии, наблюдения
Приложения ко 2 этапу
Экскурсии, наблюдения
Приложения ко 2 этапу
Экскурсии, наблюдения
Приложения ко 2 этапу
Экскурсии, наблюдения
Приложения к 3 этапу (итог)
ООД по теме «Лекарственные растения нашего края»
Приложения к 3 этапу (итог)
ООД по теме «Лекарственные растения нашего края»
Приложения к 3 этапу (итог)
Творческие работы детей
Приложения к 3 этапу (итог)
Творческие работы детей
Приложения к 3 этапу (итог)
Творческие работы детей
Приложения к 3 этапу (итог)
Листовки, плакаты:
Приложения к 3 этапу (итог)
Листовки, плакаты:
Приложения к 3 этапу (итог)
Листовки, плакаты:
Приложения к 3 этапу (итог)
Гербарий: «Лекарственные растения произрастающие на территории МА ДОУ № 44 г.Белорецк»
Приложения к 3 этапу (итог)
КОРОСТАВНИК
ПОДОРОЖНИК
ПОЛЕВАЯ ГЕРАНЬ
ВАСИЛЁК
ПИЖМА
ТЫСЯЧИЛИСТНИК
ЧИСТОТЕЛ
МАТЬ-И-МАЧЕХА
МЕДУНИЦА
СПОРЫШ
ГУСИНЫЕ ЛАПКИ
Приложения к 3 этапу (итог)
Гербарий:
|