Елшина Елена Анатольевна. Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию «Русь Деревянная»

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию «Русь Деревянная»

Ф.И. О. педагога: Елшина Елена Анатольевна

Возрастная группа: средняя

Тема НОД: Семейные традиции на Руси.

Цель: приобщать детей к истокам русской культуры

Психолого – педагогические задачи:

  • расширять представление детей о старинных семейных обычаях на Руси
  • закреплять умение использовать нетрадиционную технику рисования: штампом и ватными палочками
  • создать благоприятную атмосферу для детского сотворчества
  • обогащать словарный запас существительными: оберег, люлька, лапти, ухват, кочерга, кринка, прялка
  • уточнять представления детей о разных формах русского фольклора (загадки, пословицы, народная игра); развивать психологические процессы: внимание, память, мышление.

Интегрированные образовательные области:

  • «Познание»: расширять представления детей о семейных традициях на Руси.
  • «Коммуникация»: обогащать речь детей существительными на тему домашней утвари и обихода славян, развивать умение поддерживать беседу.
  • «Социализация»: расширять представления детей о народных традициях и обычаях на Руси; развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему.

Вид деятельности детей, лежащий в основе НОД:

познавательно- продуктивная деятельность

Форма работы с детьми:

Беседа, рассматривание иллюстраций с изображением русского народного костюма, домашней утвари; разучивание русских народных игр, пословиц, поговорок.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций домашней утвари, одежды славян, народные игрушки; рассматривание русских узоров, орнаментов; экскурсия в комнату «Русская изба»; чтение русских народных сказок, былин; организация и проведение с детьми русских народных игр.

Ход:

- Сегодня мы с вами совершим путешествие во времени и перенесёмся в Древнюю Русь.

(звучит фонограмма р.н. мелодии).

«Русь деревянная – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют…»

- А знаете, почему Русь называют деревянной?

(самым распространённым материалом было дерево)

- Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева (брёвен). Таки дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другую. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения к избе были тоже деревянными. И всё, что в избе было тоже сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

- Посмотрите, дети, сколько снега на улице. Дети в Древней Руси очень любили играть со снегом.

-А, вы любите снег. Сейчас мы с вами поиграем.

Собирайся народ – становись в хоровод!
Хоровод «Выпал беленький снежок».
Выпал беленький снежок,
Собрались мы все в кружок

Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех! (встали в круг, поднимаем медленно руки и опускаем вниз)
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.

Снег, снег, белый снег
Мчимся мы быстрее всех! (бег по кругу).
Дети все на лыжи встали,
Друг за другом побежали.

Снег, снег, белый снег.
Кружит, падает на всех! (имитируем ходьбу на лыжах по кругу)
Мы из снега ком лепили
И снеговика слепили

Снег, снег, белый снег
Снеговик наш лучше всех! (лепим комки)
Выпал беленький снежок
Собрались мы все в кружок

Ноги выше поднимаем
По сугробам мы ступаем. (ходьба с высоким подниманием колен)
- Вот и пришли мы к нашей избе.
Милости прошу вас, в нашу избу.

Проходите, присаживайтесь поближе к печи.

- Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошеных возле порога.

«Ой, ты, печка-сударыня
Помоги нам, боярыня
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,

Полечи и спаси

В дом богатство принеси!»

- В каждой избе была печь – матушка, печь – кормилица.

«Горница в избе небольшая

Да красивая какая.

На убранство поглядите,

Да про всё мне расскажите!»

- Сейчас я посмотрю, как вы знаете предметы быта в избе, загадав вам про них загадки:

1. Четыре брата,

Под одной крышей стоят

(стол)

2. Четыре ноги, два уха,

Один нос да брюхо

(самовар)

3. Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает

Чего схватит — отдаёт,

Сам в угол идёт.

(ухват)

4. Чёрный конь,

Скачет в огонь?

(кочерга)

5. Ни свет, ни заря

Пошёл, согнувшись со двора.

(коромысло)

6. Без рук, без ног,

Во все стороны кланяется.

(люлька)

7. Все голубки

Вокруг одной прорубки.

(ложка с миской)

- А сейчас, мы поиграем в р.н. игру «Поясок», передавая поясок, друг другу вы будете рассказывать о каком — нибудь предмете старинного быта

Русская народная игра «Поясок».

(дети встают в круг. Водящий ходит по кругу с поясочком. Дети говорят слова: «Наш Ваня идёт, Ваня пояс несёт, кому дать, кому дать, кому пояс передать?» Тот, кто получит пояс, рассказывает о предмете р.н. быта).

Рассказы детей:

Самовар.

Русские люди любили почаёвничать, попить чай из самовара, особенно после бани. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочком сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.

Прялка.

В старину в каждой крестьянской семье были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, то женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи.

Люлька.

Люлька – это кроватка для младенца, её делали из дерева. Люлька устанавливалась рядом с печкой. Люльку покачивали и младенец засыпал.

Сундук.

В старину в горнице на полу стоял большой сундук с крышкой на петлях с замком, в нём хранили вещи. Он был большой и тяжёлый, на нём даже спали.

Лапти.

Лапти – обувь, в которой ходили крестьяне на Руси. Их плели из лыка или бересты.

Коромысло.

Это деревянная дуга с крючками на концах. На коромысле носили вёдра с водой.

Ухват.

Это длинная палка с вилкой на конце. При помощи ухвата ставили горшки и чугуны в печь.

Кочерга.

Это деревянная железная палка с загнутым концом, при помощи кочерги перемешивали дрова в печи.

Кринка.

Её делали из глины. В кринке хранили молоко.

-Сколько народных умельцев было на Руси. Из обыкновенного полена могли например вырезать шкатулку. (в которой хранили мелкие предметы)

- А какую красивую деревянную посуду делали в старину.

-А как вы думаете, дети, чем хороша деревянная посуда

(лёгкая, удобная, не бьётся)

-А как можно использовать деревянную посуду?

(кушать, играть ею)

-Правильно, издавна русские люди обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент.

-Давайте и мы с вами поиграем с ложками.

Игра на деревянных ложках.

(Русская народная мелодия «Ах, вы сени…»)

-А какие пословицы мы знаем о ложке?

(-Красна ложечка с похлёбкой, а не сухая.

-Дорога ложка к обеду.

-Нечего хлебать, так дай ложку полизать.

-Руки не протянешь, так сама не придёт.

-Пустая ложка, рот царапает.)

Дети, а вы знаете, что ложку в старину использовали как оберег (амулет). Ложки в семьях передавались из поколения в поколение.

Ложка-это символ сытости, благосостояния и довольства.

Долгими зимними вечерами некогда было скучать русским людям мужчины и женщины занимались работой.

- Мы сегодня с вами будем заниматься росписью ложек в нашей горнице.

- А знаете ли вы, чем рисовали на Руси?

(угольками, пёрышками)

- А мы сегодня с вами будем рисовать при помощи приготовленных трафаретов и ватных палочек

(слова)

(Дети расписывают ложки, звучит р.н. мелодия)

«Ой, вы гости дорогие

У нас ложки расписные.

Рисовали их, старались,

Подарить вам собирались»

- Приходите в гости к нам, рады мы всегда гостям!

«Как для вас мои друзья

Наша печка напекла,

Пятьдесят пирогов

Не найти едоков!

Пирожков поешьте,

да себя потешьте!»

Просмотров: 400
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Надежда Фадина. Презентация 'Как жили люди на Руси'
  • Сосновцева Мария Юрьевна. Проект на тему: «Белый снег-снежок».
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Метелица Татьяна Анатольевна. Конспект НОД итогового мероприятия с детьми второй младшей группы «Выпал первый снег».
  • Светлана Морозова. Конспект занятия по формированию познавательно – исследовательской деятельности у детей с ОВЗ 'Приглашаем в гости снег'
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Добрынина Лариса Анатольевна. Конспект интегрированной НОД «Что есть в печи — все на стол мечи»
  • Иваненко Ксения Васильевна. Сказка-инсценировка 'Звери, белые как снег'
  • Любовь Борисова. НОД Экспериментально-исследовательской деятельности «Снег и лёд» средняя группа
  • Редактор. Стихи про снег и снежинки
  • Митичкина Елена Яковлевна. Авторская сказка про мальчика Севу, который ел снег.
  • Холодова Наталья Владимировна. Проект и мини-музей «Русский самовар и чаепитие на Руси»
  • Жарова Екатерина Сергеевна. Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Разноцветный снег»
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Рахимуллина Гульнара. «Путешествие по русской избе» с использованием иллюстраций
  • Макарова Диана Викторовна. Занятие по «Психологии общения» для подготовительной группы «Все люди отличаются друг от друга своими качествами»
  • Климова Светлана Юрьевна. Конспект НОД «Рождественские традиции на Руси» для подготовительных групп
  • Воронина Н. В., Максимова П. Н., Пойлова Е. В., Фёдорова С. В., Пуговкина Е. А.. «Чтение русских народных сказок, как важная составляющая в процессе воспитания дошкольников среднего возраста».
  • Наговицына Ксения Андреевна. Экспериментально-исследовательской деятельности «Снег и лёд» средняя группа.
  • Павлова Ольга Игоревна. Сценарий выпускного вечера в группе детей с ЗПР «Букеты, музыка, стихи – все это вам, выпускники!»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Федькина Ирина Александровна, Юсипова Ольга Александровна. Конспект НОД «Ай да чудо ложечка, ложка деревянная. У Семена ложкаря побывали мы не зря».
  • Зоя. 'Доспехи воинов древней Руси'
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Романова Ирина Николаевна. Дружат дети все на свете!
  • Аужанова Рая Капышкеновна. Научно-практическая работа «Снег и лёд»
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Берестовая Наталия Станиславовна. Конспект НОД «Олимпиада...как это было...»
  • Климова Светлана Семёновна. Конспект непрерывной — образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию «Народные праздники на Руси»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь