Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида»
Выполнил: учитель-логопед высшей категории Карпова Светлана Васильевна
Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире. Наша задача – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить.
В какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.
Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.
В своей работе я использую игровые технологии для:
- повышения мотивации к логопедическим занятиям,
- повышения результативности коррекционно-развивающей работы,
- повышения работоспособности детей во всех формах и видах занятий,
- развитие любознательности, интереса к русскому языку.
В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Она выступает как средство побуждения, стимулирования детей к совместной деятельности. Например, появляется гость (Лунтик, Звуковичок, персонажи мультфильмов), приходит письмо с заданием для детей, создается сказочный сюжет, используется сюрпризные моменты.
Нами разработан и систематизирован наглядный игровой материал, подобраны разнообразные игрушки, дидактические, настольно- печатные, словесные и компьютерные игры, презентации, программы «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно». Они являются эффективным средством обучения и развития детей.
На логопедических занятиях я использую игровые технологии для развития артикуляционного аппарата, для выработки плавной направленной воздушной струи, для развития мелкой и общей моторики, звукопроизношения, для развития лексико-грамматических категорий и обучения грамоте.
Влияю на развитие речи с помощью обогащения сенсомоторного опыта детей, включая в работу все их анализаторы. А деятельность всех анализаторов при их взаимодействии успешно влияют на развитие речи. В своей практике используем игры, которые удовлетворяют потребности детей в движениях, в творчестве, корректируют речевые и двигательные нарушения, улучшают память, внимание, восприятие.
Рассмотрим более подробно некоторые игровые технологии, используемые в коррекционно-развивающей работе с детьми.
Мастер-класс с использованием игровых технологий по развитию артикуляционного аппарата.
1. Игровые технологии для развития артикуляционного аппарата
Детям трудно дается выполнение артикуляционных упражнений, это отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Чтобы привлечь ребенка к данному процессу, материал должен более занимательным и увлекательным. При этом применяем различные методы и приемы:
- биоэнергопластика — это содружественное взаимодействие руки и языка,
- «Сказка о Веселом Язычке» — комплекс артикуляционных упражнений,
- «Веселая зарядка для язычка» — упражнения в стихотворной форме по лексическим темам.
- практикую выполнение артикуляционной гимнастики в сопровождении музыки.
При знакомстве с темой «Путешествие в Простоквашино» (домашние животные) с детьми выполняем артикуляционные упражнения.
«Кошка»
Кошка очень любит молоко, она его лакает из блюдца язычком. Вот так…
Высунуть изо рта широкий язык и совершать им лакательные движения, при этом ладони рук сложить в виде чаши, поднеся ее к лицу, изобразить, что это миска с молоком.
Кошка молоко лакала,
После ротик облизала.
Круговым движением языка облизать губы.
Умылась кошка и пошла на охоту.
Возле норки лежит,
Мышку в норке сторожит.
Вылезет мышка из норки,
А кошка ее –хвать! И поймает. Вот так…
Губы в улыбке, медленно высовывать изо рта заостренный кончик языка, затем «поймать мышку» -прикусить язык зубами (язык изображает мышку, а зубы- кошку)
Кошку Мурку мы похвалим,
Бантик розовый подарим. Вот такой…
Открыть рот, упереться широким кончиком языка в нижние зубы, а среднюю часть языка выгнуть в виде горки и «выкатить» изо рта наружу, затем прикусить язык, находящийся в таком положении, верхними зубами; зажатая между зубами часть языка будет напоминать бантик.
При знакомстве с темой «Какой бывает транспорт?» выполняем артикуляционное упражнение.
Посмотрите, самолет отправляется в полет.
Самолет летит, гудит, смелый летчик в нем сидит.
Прикусить зубами широкий кончик языка и длительно произносить звук Л, при этом поднять руки в стороны и покачивать ими, как крыльями.
Ну, а это парашют.
Вниз нас спустит в пять минут.
Положить на кончик носа маленький кусочек ватки. Высунуть изо рта широкий кончик языка, придав ему форму чаши, и подуть с языка вверх на кончик носа. Ватка должна подлететь вверх.
По шоссе спешат машины, «Би-би!»
Мотоциклы.
Подуть на губы, вызывая их вибрацию со звуком, напоминающим работающий двигатель, в руках держать воображаемый руль.
По железной дороге мчатся поезда:
«Чух-чух-чух», вращать руками, как колесами
«Ту-ту-ту!» помахать рукой в знак прощания
Даже под землей теперь ездят поезда.
-В самом деле?
-В самом деле!
Выезжает из туннеля. Вот так…
Высунуть изо рта длинный узкий кончик языка, а затем убрать его обратно.
2. А сейчас представлю игровы технологии для выработки плавной направленной воздушной струи.
Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. В играх и упражнениях на развитие речевого дыхания формируется длительный, сильный, направленный выдох. Дыхательные мышцы тренируются со звуком и без него.
Для развития дыхания используются самые разнообразные игры: «Сдуй лягушку в болото», «Открой картинку», «Веселые лыжники», «Сдуй снежинку с рукавички», малышам нравится надувать мыльные пузыри, отправлять в плавание бумажные лодочки т.д.
Выполним упражнение «С горки»
Цель: тренировать фиксированный выдох.
Оборудование: мячи-гиганты.
Садимся на мячи-гиганты. Выпрямили спинку. В прыжке делаем глубокий вдох носом. Приземляясь, на выдохе произносят «у-у-ух!» (санки свалились в сугроб). Выполним упражнение вместе.
А сейчас предлагаю выполнить упражнение «Насос»
Цель: формировать фонационное дыхание с сопротивлением.
Оборудование: мяч-гигант.
Нам понадобится мяч-гигант. Встать перед мячом, руками опираясь в него, делаем вдох через нос. Одновременно надавливаем руками на мяч и выдыхая, произнося звук «с-с-с»
3. Игровые технологии для развития фонематического слуха при
подготовке к обучению грамоте.
В работе использую разнообразные игры с мячом. Они удовлетворяют потребности детей в движениях, тем самым развиваем мелкую и общую моторику, глазомер, ловкость, точность движений, что способствует коррекции звукопроизношения, развитию звукового анализа слова, определению первого и последнего звуков в словах.
Приглашаю тех, у кого картинки с мячом.
Предлагаю Вам сыграть в игру с мячом «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги».
Сейчас будем произносить слова по слогам, одновременно отбивая слоги мячом. Вот так… ма-ши-на.
Я показываю игрушку, вы называете ее, отбивая слоги мячом (матрешка, корова, неваляшка, мяч, кукла).
А сейчас предлагаем вашему вниманию игры на развитие фонематического слуха с использованием ИКТ. Внимание на экран.
Игра «Разложи картинки по корзинкам» (дифференциация звуков С-Ш)
Разложите картинки по корзинкам со звуками С-Ш. Собака- в какую корзинку положим? (стол, колесо, лошадь, матрешка) И т.п.
Игра – это всегда эмоции, а там где есть эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Использование игровых технологий в логопедической практике положительно влияет не только на речевое развитие ребенка, но и на его физическое развитие в целом.
Благодарю за внимание!!!
|