Конспект НОД по развитию речи "Приключения Маши в лесу"
Программные задачи: Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах. Совершенствовать умение образовывать существительные с суффиксами. Продолжать учить детей делить двусложные и трехсложные слова на слоги. Закреплять умение называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Развивать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать у детей доброжелательное отношение детей друг к другу, оказывать посильную помощь. Закреплять умение выразительно и громко рассказывать фольклорные произведения (потешки, песенки, сказки, пословицы, чистоговорки и т.д.).
Предварительная работа: Чтение р.н. сказки Маша и медведь, рассматривание иллюстраций. Разучивание потешек, песенок, пословиц, чистоговорок. Знакомство с электроприборами, рассматривание иллюстраций. Изучение схем слогов и слов.
Материал для занятия: Демонстрационный материал (карточки с изображением электроприборов), схемы слогов, слов, театр «Би-Ба-Бо», ширма, макеты деревьев, диск с русской народной песней «Во поле береза стояла…» домик сказочный, народный костюм для «Машеньки».
Персонажи: девочка Маша (ребенок).
Ёжик, лиса, медведь (дети подготовительной группы).
Ход занятия
Сюрпризный момент. Заходит девочка Маша – плачет.
Проблема: Я пошла в лес за грибами, за ягодами и заблудилась. И не могу найти дорогу домой к дедушке и бабушке.
Ребята, поможем Маше найти дорогу? Но сначала давайте успокоим Машу, скажем ей ласковые слова. (ответы детей)
А теперь пройдем на полянку и подумаем, как помочь Маше.
Дети садятся полукругом на стульчики.
Выбегает зайчик.
- Что ты плачешь, Машенька?
- Я пошла в лес за грибами, за ягодами и заблудилась. Не поможешь ли мне найти дорогу?
- Я тебе помогу, но послушай, как я научился говорить звук Р. А ты можешь так? Мне нравится этот звук. Давайте поиграем с ним. Назовите слова, где этот звук в начале слова. В середине слова. В конце слова. (рябина, рука, морковка, береза, комар, трактор).
- А теперь будет трудное для вас задание. Разделите слова на слоги «лес, лиса, капуста, морковка». Найти схемы этих слов.
-Вот сейчас я тебе покажу дорогу.
Появляется лиса.
-Что ты плачешь, Машенька?
- Я пошла в лес за грибами, за ягодами и заблудилась. Не поможешь мне найти дорогу? А мы знаем про тебя чистоговорку «Бежит лиса в лесочек, нашла лиса цветочек»
- Мне понравилась чистоговорка, поиграете со мной – помогу найти дорогу.
- У меня не хвост, а хвостик. Не уши, а ушки.
- А вы сможете так рассказать о себе?
Ответы детей (не рука, а ручка, не нос, а носик).
- Ну, хорошо. Пойдешь прямо и найдешь дорогу.
Появляется волк.
-Что ты плачешь, Машенька?
- Я пошла в лес за грибами, за ягодами и заблудилась. Не поможешь мне найти дорогу?
- Я тебе помогу, если отгадаешь мои загадки.
1. Серовато, зубовато-по полю рыщет,
Теля, ягнят ищет. (Волк)
2. Желтая хозяюшка из леса пришла,
Всех кур пересчитала и с собой унесла (Лиса)
3. Маленький, беленький: по лесочку прыг, прыг,
По снежочку тык, тык. (Заяц)
4. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь)
Ответы детей.
Физкульт. Минутка.
Хоровод «Во поле береза стояла…»
Появляется ежик.
-Что ты плачешь, Машенька?
- Я пошла в лес за грибами, за ягодами и заблудилась. Не поможешь мне найти дорогу?
- Я тебе помогу, но сначала расскажи мне потешки.
-Дети, помогите мне.
1. Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки — за капустку,
Мышки – за корку,
Детки – за молоко.
2. Чики, чики, кички,
Березовые лычки!
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.
3. Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть,
Либо Бореньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Бореньке снесу.
4. Привяжу я козлика
К белой березке,
Привяжу рогатого
К белой березке.
Стой, мой козлик,
Стой, не бодайся.
Белая березка,
Стой, не качайся.
Ответы детей
Показывает дорогу. Маша приходит к домику медведя.
-Что ты плачешь, Машенька?
- Я пошла в лес за грибами, за ягодами и заблудилась. Не поможешь мне найти дорогу?
- Нет, ты останешься у меня. Будешь мне кашу варить, полы мести.
- Мишка, сейчас столько бытовой техники. Ребята, расскажите ему про нее.
Ответы детей. (Посудомоечная машина — моет посуду, утюг — гладит белье, пылесос -собирает мусор)
- Да и правда, Машенька, теперь ты мне и не нужна, провожу тебя до дома, а потом пойду и приобрету себе все, что мне пожелается.
Провожает Машу, ее встречает бабушка и дедушка.
- Кто знает пословицу о семье, о том, что хорошо кончается?
Ответ. (Семья вместе и душа на месте)
Итог занятия.
-Чем мы занимались на занятии?
- Что понравилось на занятии?
Ответы детей.
Молодцы!
Литература:
- Н.Н. Васильева, Н.В. Новоторцева «Развивающие игры для дошкольников» Ярославль. Академия развития, Академия, К0, Академия Холдинг 2001
- Хрестоматия для маленьких. Составитель Л.Н. Елисеева Москва «Просвещение» 1982
|