Шпильрейн Сабина. Деструкция как причина становления

Категория: Библиотека » Психоанализ | Просмотров: 22813

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке
Скачать по прямой ссылке - зеркало

Я благодарна господину Фройду за обнаружение им идеи о том, что обрезание является символом кастрации. У определённых австралийских аборигенов существует церемония кастрации, в то время как у соседствующих с ними племён церемония заключается лишь в нанесении небольших надрезов. – Всё это церемонии принесения жертв: человек оскопляет себя, то есть, символически убивает в себе сексуальность, чтобы в реальной жизни на него не обрушивалась деструкция; конечно же без деструкции вообще невозможно никакое становление! Одна из женщин рассказывала мне, что когда под наркозом у неё вытаскивали зуб, она видела себя рождающей ребёнка. Нас не удивляет то, что в сновидениях вытаскивание зуба символически замещает рождение ребёнка. Теперь перед нами уравнение: рождение ребёнка = вытаскивание зуба = кастрация, то есть зачатие может рассматриваться как кастрация. Тауск рассказал мне о клиническом случае, в котором больной представлял себя коитус именно как кастрацию: при этом пенис отрезался внутри вагины. Как раз самоудовлетворение и изображается (в сновидениях) как вытаскивание зубов = кастрация. Поэтому вполне возможно выставить следующую формулу:


Шпильрейн Сабина. Деструкция как причина становления
коитус
зачатие =кастрация
рождение
Самодеструкции можно избежать посредством уничтожения какой-либо жертвы. В христианстве Христос берёт на себя жертвенную смерть, избавляя людей от гибели, которые теперь в своём веровании могут фигурально переживать свою смерть, идентифицируюсь с Христом. В результате символической самодеструкции, так сказать, достигается то же самое, чего Христос достиг своей реальной самодеструкцией, а именно достигается воскрешение. В христианстве самодеструкция осуществляется в образе положения во гроб, обратного перемещения в Мать-землю. Воскрешение приравнивается возрождению.
Об одном из греческих обычаев Плиний пишет следующее: «умерший человек считает нечистым до тех пор, пока он не проделает символического возрождения» (Колер). Как доказал Либрехт, акт возрождения происходит через схожее с материнским лоно круглым отверстием на поверхности какого-либо объекта. В Индии инструментом возрождения является золотая корова; в эту корову помещают возрождающегося человека и потом его протягивают через детородные места коровы. А в Иерусалиме или Мекке вместо обратного перемещения возрождающегося человека в чрево матери, такое осуществляет за него жертвенная овца или коза. Это доказывает, что жертва здесь понимается как аналог помещения в материнское чрево. Процедуру пожертвования Колер описывает следующим образом: «До того, как войти в дверь дома, человек расставляет ноги, чтобы жертву можно было положить между ног. Потом жертву кладут на левый бок, мусульманин направляет её голову на юг или Мекку, а христианин – на восток или на Иерусалим и перерезают голову жертве непосредственно на самом пороге дома или перед домом. Когда возрождающийся человек является христианином, то на его лбу рисуется кровью крест. Потом христианин перешагивает через свою жертву и её кровь, и входит в дом, он приносит с собой в церковь одежду, которую будет носить, чтобы священник освятил её». Положение жертвы, находящейся между расставленными ногами человека, возвращающегося домой, соответствует положению рождающегося ребёнка. Да и на отношение к смерти Христа намекает кровавый крест, который рисуется на лбу возрождающегося человека. Человек умирает и возрождается в Христе.
И в этой главе мы видим, что становление выходит из деструкции; здесь тоже прародитель = одаряющий жизнью Бог превращается в ребёнка, который помещается обратно в материнское чрево. Смерть сама по себе ужасна, но смерть, стоящая на службе сексуального инстинкта, то есть, смерть в качестве деструктивного компонента, ведущего к становлению, приносит исцеление. Вечная жизнь не может принести человеку счастья; это мы видим и в легенде об источнике жизни. Приведу соответствующее место из саги об Александре (по Фридлэндеру): как-то случайно повар Александра оказался у искомого источника; повар хотел промыть в воде засоленную рыбу, и вдруг рыба ожила, выскользнула из его рук и уплыла. Повар тоже искупался в той воде и в результате купания достиг бессмертия, но ничего хорошего это ему не принесло: король, которому он рассказал о происшедшем с ним чуде, страшно разгневался, так как он никогда ранее не слыхал об этом, и велел повара, которого нельзя было убить, бросить в море. Повар превратился в опасного морского демона, которому (по другим легендам) нужно было приносить жертвы. Повар, пожелавший стать бессмертным, был наказан и наказание его заключалось в том, что он был опять помещён в воду, то есть, в первичный элемент (материнское чрево)[1], и его деструкция, не находящая для себя в реальной жизни объекта, стала опасной и разрушительной. Аналогии к такой судьбе повара мы находим в корне мандрагоры[2] или в опасных земляных человечках, пока ещё не родившихся. В результате убийства этих опасных растений их можно сделать исцеляющими человека (убивать = рождение). Другим аналогом беспокойно бушующего в воде повара является Летучий Голландец. На эти аналогия обращает внимание иФридлэндер. По мнению Графа это неутомимое плавание Голландца по морям отражает его психическое состояние, в котором он понапрасну страстно желает отыскать подходящий для себя объект. И повар, стремящийся найти для себя смерть, и Летучий Голландец, оба говорят нам о том, что человек страстно стремится к эротической смерти, то есть, к смерти, приводящей к новому становлению, так как и Зента, и Голландец, поднимаются окруженные волнами.
«В соответствии с одним из древних преданий при изгнании из рая Адам получает на дорожку не посох (= древо жизни, по Вюнше), а геомантическое[3] кольцо с крестом мира, кольцо, которое он передал потомкам; а уже через них кольцо попало в Египет и стало считаться тайной всех наук»[4]. Вместо древа жизни здесь по мнению Вюнше фигурирует кольцо. То есть, кольцо как и древо жизни является символом генезиса (возникновения). Вюнше обращает внимание на одно из мест в гётевском «Райнеке-лис» (песня 10, V, 7 и след.), где речь идёт о золотом кольце с тремя выгравированными на нём древнееврейскими словами, которые если верить лису, предназначены для короля: Три выгравированных имени принёс кроткий Сиф из рая на землю, когда он отыскивал бальзам милосердия. Как мы знаем из рая Сиф приносит три яблочных семечка или три рисовых зёрнышка, из которых потом должно появиться древо жизни[5], так что три выгравированные на кольце слова являются символическими образами силы кольца, одаривающего жизнью. Теперь нам становиться понятнее и кольцо в песне о Нибелунгах, символическое значение которое заключается в оплодотворении и возрождении, это ─ жизнеутверждающая сила, принёсшая закат.
Мир может быть спасён только тем, что жизнь возвращается к своим первоистокам, а символически это может быть изображено так: кольцо (жизнь) возвращается назад на своё исконное место, откуда оно было когда-то взято.
Во второй части моей работы я намеренно ограничилась несколькими задачами, чтобы на несколько довольно разнородных примерах проиллюстрировать применимость к мифологии взглядов, к которым я пришла в первой части. Остаются для будущего более широкие и глубокие исследования, которые позволят доказать наличие деструктивных компонентов сексуальности и в отдельных реликтовых образах, имеющих психологическую или мифологическую природу. Но думаю, что приведённые мною примеры достаточно ясно показывают, что, в полном соответствии с биологическими фактами, влечение к продолжению рода и психологически тоже состоит из двух антагонистических компонентов, а потому оно столь же хорошо может быть как влечением становления, так и влечением разрушения.


[1] См. Ранк. Der Mythus von der Geburt des Helden (Миф о рождении героя). „Schriften zur angewandten Seelenkunde“.
[2] своей формой он напоминает человеческую фигуру (по народному поверью он приносит богатство и счастье)
[3] Геомантия – искусство предсказывать судьбу по линиям и фигурам на песке.
[4] Wünsche. Vom Lebensbaum u. Lebenswasser (О древе жизни и живой воде). По мнению Вюнше во многих легендах древо жизни = древу познания. Сравни с мнением Ницше, для которого познание = любви.
[5] Там же.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Притча «Три драгоценных кольца»
  • Приворот на кольцо
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Волкан В. Работа горя: оценка взаимоотношений и освобождение
  • Притча «Убивая дракона»
  • Притча «Все богатство за час жизни»
  • Гроф С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти
  • Притча «Несуществующий клад»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Притча «Когда есть претензии к Творцу»
  • Форрест Линн. Три лица жертвы - Треугольник Карпмана
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Эрих Фром говорил…
  • Иерархия Духа, Души и Тела
  • Потеряева Татьяна Александровна. Мастер класс Знакомство с профессией «Повар»
  • Черная магия привороты
  • Притча «Сердце Самурая»
  • Притча «Путь сбережения жизни»
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Закономерности психических систем
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Заговор на удачу на личную вещь
  • Драницына Марина. "Возьми себя в руки", или Все, что нужно знать о стрессе
  • Психоаналитические афоризмы IX. - Франсуаза Дольто
  • Как избавиться от страха и тревоги
  • К чему снится черепаха
  • Либидо. Связь между либидо и страхом.
  • Притча «Врата Рая и Врата Ада»
  • Как стать счастливым человеком
  • Как стать счастливым человеком
  • Михель Гофман. Хищные вещи века (М. Гофман)
  • Кулагина Евгения Владимировна. Как научить ребёнка здороваться
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Магия приворота в домашних условиях
  • Редактор. Сохранять или не сохранять или рассказ одной счастливой мамочки
  • Полина Гавердовская. Предательство: как жить дальше?
  • Редактор. Конкурсы к выпускному в детском саду
  • К чему снится секс?
  • Притча «Большую цель можно достигнуть»
  • К чему снится война?
  • Как узнать, есть ли на человеке приворот?
  • К чему снится песок
  • Притча «Дом любви (сказка)»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь