Никандров В. В. Экспериментальная психология. Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 84199

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

П. Фресс называет плодотворную гипотезу «хорошей» и предлагает ее признаки [388, с. 116–117]:
а) адекватность проблеме (вопросу);
б) правдоподобность, т. е. непротиворечивость научным данным, хотя в ней и могут быть элементы нового знания;
в) проверяемость.
Определившись с предметом и концептуальными основами исследования и выдвинув рабочую гипотезу, можно четко сформулировать и цели исследования. Цель – это образ будущего результата, к которому должно привести исследование. В психологических исследованиях наиболее часто ставятся следующие цели:
1. Описание нового факта (феномена, эффекта). Иногда новый факт открывается неожиданно при решении иных задач, случайно при проверке какой-либо иной гипотезы. Егообнаружение в этом случае зависит от яркости феномена иот наблюдательности исследователя. Вероятность обнаружения, естественно, повышается, если этот эффект ожидаем, ученый готов его заметить и зафиксировать. В этом случае предполагаемое явление составляет элемент гипотезы.
2. Определение характеристик психического явления.
3. Выявление взаимосвязи психических явлений.
4. Изучение генетической динамики (развития) явлений.Динамика может пониматься как в онтогенетическом плане, так и в филогенетическом. В первом случае – это возрастные изменения психики. Во-втором – эволюционные, связанные с социо- и антропогенезом и (или) историческим развитием человечества.
5. Обобщение.
Суть обобщения – это выделение наиболее существенного в совокупности явлений. Вскрыть сущность явлений – дело весьма сложное, требующее таланта, квалификации, склонности к абстрактному мышлению.
6. Систематизация.
Упорядочивание знаний может принимать различные формы. Чаще всего это – классификация, типология, периодизация. Понятно, что любое упорядочивание знаний, во-первых, облегчает их усвоение, а во-вторых, создает предпосылки к выявлению его неполноты или противоречивости, что стимулирует дальнейший поиск и развитие науки.
7. Разработка и совершенствование исследовательских методов и методик.
На этом этапе вслед за постановкой цели исследования формулируются его задачи. Задачи – это как бы цели второго порядка, через решение которых можно достичь конечной цели. Определение задач – это в том числе выбор путей и средств достижения цели. Иногда этапы постановки проблемы и выдвижения гипотезы не разделяют как самостоятельные фазы исследовательского процесса. Но и в этом случае считается, что они предшествуют определению его задач: «Постановка задачи осуществляется на основе описания некоторой проблемной ситуации» [181, с. 27].
В экспериментальных исследованиях часто требуется оценить истинность рабочей гипотезы статистически. Иначе говоря, требуется определить степень вероятности выдвинутой гипотезы. Тогда гипотезу предпочитают формулировать не положительно, а отрицательно, отталкиваясь от противоположного утверждения. Такая отрицательная гипотеза носит наименование «нулевой» или «нуль-гипотезы». Нуль понимается как отсутствие различий в показателях между явлениями или между двумя совокупностями данных [364, 453]. Иначе говоря, нулевая – это такая гипотеза, отклонение от которой приписывается случаю [179, с. 100; 364, с. 279-287]. Всякие другие возможные выводы называются альтернативными гипотезами. Подтверждение нуль-гипотезы ведет к отказу от исходной рабочей гипотезы, а ее опровержение дает возможность принять рабочую гипотезу. Но тогда исследователь уберегается от расширительного толкования результатов. В психологических исследованиях обычно нуль-гипотезы проверяются для трех уровней доверительной вероятности: 0.95,0.99 и 0.999.
Интересную увязку необходимости применения нуль-гипотезы с духом научного познания дают К. Д. Зароченцев и А. И. Худяков: «Все возможные выводы после проверки статистических гипотез сугубо вероятностны. Принципиально всегда возможна ошибка. Поэтому статистическую гипотезу мы или отвергаем, отвергнуть всегда проще, или не находим оснований опровергнуть, сознавая при этом возможность ошибки. Принять гипотезу – звучит слишком определенно, противоречит духу научного исследования. Принять гипотезу означает прекращение исследований: все ясно, дальше делать нечего. Если мы нулевую гипотезу отвергаем, то в силу вступает возможная альтернативная гипотеза, которая, в свою очередь, нуждается в проверке. Если мы не нашли должных оснований отвергнуть нулевую гипотезу, мы продолжаем иметь дело с ней, сознавая возможность нашей ошибки. То есть продолжается естественный процесс научного исследования» [126, с. 27].
Проиллюстрируем применение нуль-гипотезы примером, приведенным К. А. Рамулем [319]. Известно, что девочки-подростки в массе своей более развиты, чем мальчики того же возраста. Отражается ли это на времени реакции? Экспериментальная гипотеза: время реакции (ВР) девочек меньше ВР мальчиков. На практике доказать абсолютно эту гипотезу нельзя, так как невозможно охватить экспериментом всех мальчиков и девочек в одинаковых условиях. Но зато можно показать, что альтернативные утверждения неверны. И это будет основанием согласиться с исходной гипотезой. Тогда нуль-гипотеза будет такой: ВР у девочек не короче, чем у мальчиков. Таким образом, предполагается нулевая разница в их ВР. При подтверждении нуль-гипотезы вопрос снимается. При опровержении следует доказать, что полученная разница в ВР не результат стечения случайных обстоятельств, а реальное различие. И после этого можно считать проблему решенной утвердительно: ВР девочек короче ВР мальчиков.
4.4. ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
На этой стадии продумывается весь процесс исследования, решаются организационные вопросы. Планируется последовательность действий, их разнесенность во времени. Выбирается адекватный задачам методический и технический арсенал. Определяется конкретный контингент испытуемых или респондентов. Продумываются варианты стимуляции.
Специфическим элементом этого этапа выступает так называемое планирование эксперимента (см. [120,165,178,354 и др.]), суть которого кратко будет освещена впереди при описании экспериментального метода. Оно ограничивается рамками проработки только непосредственно исследовательских ситуаций, в которых предполагается выявлять зависимости определенных психических явлений от определенных параметров этих ситуаций.
Действия, не связанные с процедурой непосредственного экспериментирования, в границы планирования эксперимента, не входят. Их алгоритмизация производится при планировании всего исследовательского процесса в целом, где эксперимент –лишь часть, один из этапов исследования.
Обычно составление плана исследования предшествует этапам сбора данных, их обработки и интерпретации. Но нередки случаи, когда по ходу эмпирического этапа производится обработка данных по порциям, а полученные результаты заставляют изменить план действий. В процессе сбора данных у исследователя может возникнуть какая-либо новая гипотеза (обычно частного характера), которая также может потребовать внесения коррективов в текущие процедуры. Такое совмещение этапов, называемое гибким планированием, стало в последнее время весьма распространенным явлением в связи с внедрением в исследовательский процесс быстродействующей вычислительной техники. «Действительно, еще недавно подготовка данных для статистической обработки и сама обработка занимали много времени. Поэтому перед обработкой должны были быть получены все результаты. Однако с развитием и распространением вычислительной техники и особенно с появлением ЭВМ на линии психологического эксперимента ситуация резко изменилась. Исследователь имеет возможность оценивать целостную картину полученных результатов после каждого промежуточного этапа проведения эксперимента (в полностью автоматизированном эксперименте минимальный шаг может равняться отдельной пробе)» [153, с. 47-48]. Гибкое планирование с использованием такого разветвленного алгоритма полезно прежде всего потому, что экономит время, трудозатраты, оптимизирует экспериментальную процедуру, повышает надежность результатов, а иногда и позволяет по-новому взглянуть на поставленную проблему и своевременно «высветить» новую гипотезу.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Канатников А.Н., Крищенко А.П.Ю Четвериков В.Н. Дифференциальное исчисление функций многих переменных
  • Павлушков И.В. и др. Основы высшей математики и математической статистики
  • Попова И.Н. Учебно-тренировочные и тематические тесты по математике. Базовый уровень. 9 класс. ГИА в новой форме
  • Попова И.Н. Учебно-тренировочные и тематические тесты по математике. Базовый уровень. 9 класс. ГИА в новой форме
  • Гусак А.А., Бричикова Е.А. Основы высшей математики
  • Тихомиров Н.П., Дорохина Е.Ю. Эконометрика
  • Геворкян П.С. Высшая математика. Основы математического анализа
  • Притча «Очень Маленькое Число»
  • Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевников Т.Я. Высшая математика в упражнениях и задачах. В 2 частях
  • Гусак А.А. Математический анализ и дифференциальные уравнения. Справочное пособие к решению задач
  • Бермант А.Ф., Араманович И.Г. Краткий курс математического анализа
  • Гусак А.А. Пособие к решению задач по высшей математике
  • Ландо С.К., Семенов А.Л., Вялый М.Н. Информатика. Алгоритмика. 7 класс
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Сенчук Ю.Ф. Математический анализ для инженеров. В 2 частях
  • Демидович Б.П. Сборник задач и упражнений по математическому анализу
  • Янг-Айзендрат П. Консультирования семейных пар
  • Ефимова А.В., Поспелова А.С. Сборник задач по математике для втузов. В 4-х частях. Под редакцией
  • Головань С.И., Спиридонов М.А. Бизнес-планирование и инвестирование
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Дезинтеграция влечения S00
  • Корянов А.Г., Прокофьев А.А Математика. ЕГЭ-2014. Решение неравенств с одной переменной. (Задания С3)
  • Дэвид Керубим. Телемитские числа и слова
  • Сверхдетерминация (или множественная детерминация); overdetermination (или multiple determination)
  • Андрей Медведев. Влияние адаптации мозга к стимулам при исследовании на полиграфе их роль в оценке проводимых исследований.
  • Таганов Дмитрий - SPSS: статистический анализ в маркетинговых исследованиях
  • Виолет МакДермот. Идея Плеромы в гностицизме
  • Бутузов В.Ф. и др. Математический анализ в вопросах и задачах
  • Малугин В.А. Математика для экономистов. Математический анализ. Курс лекций
  • Патрисия Шеффер. Значение букв Енохианского алфавита
  • Реальные механизмы внушающего воздействия - Автор неизвестен
  • Ильин В.А., Позняк Э.Г. Основы математического анализа. В 2-х частях
  • Тип; Туре
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Главный Редактор. Дно, колено, кочерга... Как образовать от этих слов формы множественного числа?
  • Тест Струпа. Методика словесно-цветовой интерференции. Диагностика степени гибкости в смене способов переработки информации.
  • Тест Струпа. Методика словесно-цветовой интерференции. Диагностика степени гибкости в смене способов переработки информации.
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Пантелеев А.В., Летова Т.А. Методы оптимизации в примерах и задачах
  • Гадание на бумаге с ручкой
  • Причины человеческой лжи и обмана
  • Ицкович Г.М., Минин Л.С., Винокуров А.И. Руководство к решению задач по сопротивлению материалов
  • Притча «Определения»
  • Билл Хайдрик. Введение в Каббалу. Часть XVII
  • Шипачев В.С. Курс высшей математики
  • Р. Лео Джиллис. Введение в Каббалу Триграмм
  • Артем Ковтун. Методология системного анализа
  • Тест MMPI. Стандартизация и валидизация



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь