Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов.

Категория: Библиотека » Разное | Просмотров: 17289

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Глава 2. Редакторские начала в издатель-ской деятельности России ХVII века
§1 Общая характеристика книгоиздания
На XVII век приходится один из самых тяжелых периодов развития России. Польско-шведская интервенция, смена правительства, голодные неурожайные годы начала века определили условия жизни народа. В это время формируется единый всероссийский рынок, что способствует укреплению экономических связей между областями страны и приводит к централизации Московского гос-ударства. Вместе с усилением абсолютизма усиливается и крепостнический гнет, который вызывает протест народных масс, вылившийся в крестьянскую войну под предводительством Ивана Болотникова и городские восстания сере-дины века.
Все это отрицательно сказывается на состоянии культуры, образования, науки. Крестьянство было неграмотным, женщин не обучали чтению даже в привиле-гированных слоях общества, школьное образование преследовало самые эле-ментарные цели - обучить грамоте и азам православия.
Тем не менее в XVII веке продолжает развиваться книжное дело - создаются рукописные книги, выпускаются печатные издания. Внимательное рассмотрение этого процесса позволяет говорить о некоторых редакторских началах в подготовке книг.
Основное отличие книгопечатания на Руси от издательского дела европейских стран, в которых оно почти полностью осуществлялось частными лицами, со-стояло в том, что русское книгопечатание того времени монопольно реализовывалось государством и церковью.
Кроме того, в России XVII - первой половины XVIII веков заметную роль играла рукописная книга. Как считает А.С. Мыльников, "печатному станку не удалось овладеть такой обширной областью, как книга для чтения. Эта область все еще оставалась во владении рукописной книжности" . Рукописная и печатная книги существовали параллельно, взаимно влияя друг на друга. Одним из путей их взаимодействия являлась переписка печатных изданий. Писцы и художники присматривались к печатным образцам и в какой-то степени подражали им .
С точки зрения редактирования этот процесс представляет несомненный ин-терес. Переписку печатных книг организовывали таким образом, чтобы копия соответствовала оригиналу. Это заставило ввести в процесс подготовки руко-писной книги некоторые этапы редакционно-издательского процесса печатных изданий. Например, исследовательница поздней рукописной книги на Украине Е.М. Апанович отмечает, что в процессе ее создания "существовал этап про-верки скопированных материалов или, как мы сейчас говорим, производилась вычитка текста" .
В монографии А.Ю. Самарина приведены любопытные материалы, характе-ризующие процесс выверки переписанной книги и исправления ошибок, допу-щенных переписчиком, который пишет своему заказчику: "Отписки потправлены" .
Интересен и тот факт, что переписанные рукописные книги представляли собой сборники нескольких произведений и включали кроме того некоторые дополнительные элементы, например, сведения о месте и времени работы по подготовке сборника. Позднее, уже в XVIII веке списки с изданий XVII века дополнялись разного рода записями о работе по переписке. Сошлемся снова на исследование А.Ю. Самарина, который пишет: "... В одном из рукописных экземпляров "Синопсиса" приписка гласит: "Написана 1744-го году априля 25 дня". А другая сообщает: "Сия книга Синопсис княжества российскаго черкашенина Гавриила Григорьева переплетал Севского уезду Родольского стану села Асмони церковный дьячек Иоани в 1756 году" .
Обратим внимание на то, что элементы редактирования проявляются в тех случаях, когда издание размножается или создается на основе других изданий (подготовка сборника). Это доказывает органичность процессов редактирования в издательском деле и в создании книги.
В рассматриваемый период преобладала религиозная книга. На долю произве-дений светской литературы приходится 1,4 % из всех печатных книг XVII века. Художественная литература, историческая публицистика развивались в те годы только в форме рукописной книги. Исключением стали лишь два сборника стихотворений Симеона Полоцкого.
Произведения других авторов, в том числе и те, которые описывали Смутное время, повествовали о защитниках Родины, известны по текстам рукописных книг. Среди них "Сказание о Мамаевом побоище", "Повесть о представлении князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского", "Временник" дьяка Ивана Тимофеева, "Повесть об азовском осадном сидении донских казаков", "Казачье написание" Сильвестра Медведева, "История сибирская" С.У. Ремизова. А также и "История о русском дворянине Фроле Скобееве", "Повесть о Горе-злочастии", "Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове", "Повесть о Шемякином суде". В форме рукописной книги все еще существовали переводные и сатирические произведения.
В это время возродилась, скорее всего, под влиянием русского приказного де-лопроизводства, и такая уже архаичная для тех лет форма книги, как столбец (свиток).
Именно в форме свитка выходила первая русская рукописная газета "Вести-Куранты" ("Вестовые письма", или "Столбцы"), которую редактировали в Посольском приказе. Здесь для нее обрабатывали материал из донесений посольств и заграничных агентов, а с 1631 года еще и из 20 иностранных газет и журналов. К концу XVII века количество обрабатываемых зарубежных изданий увеличилось более чем в два раза. "Куранты" готовили в одном экземпляре, с которого затем делали нужное количество копий.
Свитки использовали в церковном обиходе (религиозная литература), в шко-лах ("учительные прописи" или "свитки-азбуки"). На столбце длиной 309 м был написан текст соборного "Уложения" 1649 года
Производство книг до начала крестьянской войны и польско-шведской интер-венции (1611-1613 годы) осуществлялось Московской типографией. В начале века здесь было три печатных стана. Поляки разорили и сожгли типографию. Один из мастеров, Никита Фофанов, сумел перебраться в Нижний Новгород, где собирали русское ополчение против захватчиков. Здесь он начал печатание книг. В 1925 году в Государственной библиотеке им. В.И. Ленина было найдено одно из изданий Фофанова того периода - так называемый "Нижегородский памятник", напечатанный 17 декабря 1613 года, в котором Фофанов с восторгом приветствовал разгром интервентов.
После освобождения Москвы по царскому указу были собраны мастера печат-ного дела. Из Нижнего Новгорода вызвали Никиту Фофанова и перевезли в Москву "штанбу со всеми снастями".
В 1615 году вышла первая книга "Псалтырь". К началу 1620 года на Николь-ской улице, примыкавшей к Кремлю, было построено двухэтажное каменное здание - Московский печатный двор. А уже через год здесь работало более 80 мастеровых, участвовавших в печатании книг.
Кроме Печатного двора в Москве были образованы еще две небольшие типо-графии: типография, созданная в 30-е годы подъячим Печатного двора В.Ф. Бурцевым-Протоповичем, и Верхняя типография - дворцовая, личная типография царя. Она была организована Симеоном Полоцким - видным просветителем, педагогом и поэтом. Из типографии Бурцева вышло 17 книг. Верхняя типография (1679-1683 годы) выпустила 6 книг - в основном сочинения Симеона Полоцкого, а также переводы с греческого и немецкого языков.
Характер изданных в XVII веке книг, их тематика, содержание показывают, что основную роль в издательском деле того времени играет церковь.
До 40-х годов в Москве печатается лишь церковная литература, основную массу Московского печатного двора составляли апостолы, евангелия, псалтыри.
Оригинальная русская книга светского содержания выходит в основном в рукописной форме.
Темпы роста печатной книжной продукции в России XVII века были неравно-мерными и характеризуются следующими цифрами: 1611-1620 годы - 10 изда-ний, 1621-1630 - 45, 1631-1640 - 68, 1641-1650 - 78.
К концу царствования Михаила Федоровича было отпечатано 180 книг. "Псалтырь" выдержала 29 изданий, "Апостол" - 10, "Часовник" - 15, "Евангелие" - 14, "Служебник" - 14, "Минея Общая" - 11.
Тиражи каждого издания колебались от 500 до 1200 экземпляров .
Кроме литургических книг значительную часть изданий Печатного Двора со-ставляли книги агиографического, политического и дидактического содержа-ния. Среди книг духовного содержания отметим "Прологи" - издания, предназначенные наряду со специальными религиозными целями и для бытового чтения, нравственного воспитания, общего образования. В большинстве своем это были двухтомные сборники, содержащие жития греческих, славянских и русских святых, повести, сказания, поучения, расположенные по порядку дней года и предназначенные для чтения в соответствующие дни. Содержали они наиболее значительные исторические и географические сведения и сведения биографического характера, связанные с жизнью и деятельностью конкретных исторических лиц, религиозных и государственных деятелей.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Редактор. Кошкин дом. Самуил Яковлевич Маршак
  • С. Маршак. Из чего сделаны мальчики и девочки
  • неизвестно Большая хрестоматия для 1-4 классов.
  • Гроф С. Путешествие в поисках себя.
  • Литвинова Елена Валерьевна. Рабочая программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе «Сказки — добрые друзья».
  • Раевская Наталья Анатольевна. Сценарий «Праздник читательского удовольствия»
  • Аносова Елена Петровна. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Суфиева Надежда Александровна. Конспект НОД по безопасности
  • Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна. Конспект ННОД по области «Чтение художественной литературы» - творчество С.Я. Маршака
  • Ермакова Светлана Николаевна. «Возрождение ГТО»
  • Гущина Елена Владимировна. Экскурсия с детьми старшего дошкольного возраста в пожарную часть
  • Лучкина Анна Александровна. НОД по развитию речи 'Пропажа' по стихотворению С.Я. Маршака 'Дама сдавала багаж'
  • Колесникова Елена Юрьевна. Формирование нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников посредством восприятия детской художественной литературы через реализацию рабочей программы «БЛАГОдарю»
  • Смирнова Ирина Алексеевна. Проектная деятельность «Детские тематические книги своими руками»
  • Давыдова Т.Т, Пронин В.А. Теория литературы
  • Бражицкая Анна Антоновна. Презентация 'Сказкотерапия'
  • Нуллер Алекс. Книжная полка: читаем вместе с ребенком
  • Павловец Елена Анатольевна. Поделка из шишек 'Ёжик'
  • Рябцева Наталья Александровна. Конспект организации и проведения во 2-ой младшей группе сюжетно-ролевой игры 'ЭКСКУРСИЯ В ЗООПАРК'
  • Галушко Олеся Константиновна. Программа «Клуб семейного чтения – Читаюшка или Детская вселенная на книжной полке»
  • Трушина Ольга Николаевна. Закрепление представления о рифме на примере стихотворения «Вот какой рассеянный».
  • Бузулукова Валентина Леонидовна. Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе Тема: Беседа по сказке С. Козлова «Зимняя сказка»
  • Проскурина Ольга Викторовна. Экспериментальная деятельность дошкольников через чтение художественной литературы
  • Неуступова Екатерина Сергеевна. Методическая разработка 'День детской книги'
  • Гуськова Екатерина Николаевна. Педагогический проект «Путешествие в мир детской литературы»
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Педагогические условия формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста
  • Егоровой Л.П. История русской литературы XX века. Первая половина. В 2 кн. Под редакцией
  • Пумпянский А.Л. Чтение и перевод английской научной и технической литературы
  • Чернова Наталья Михайловна. Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в средней - старшей группе
  • Климчук Ирина Васильевна. О чтении художественной литературы в летний период
  • Как художественная литература формирует идеалы
  • Морозова Наталья Александровна Абрамова Алина Евгеньевна. Проект «Солнечный зайчик» по произведениям С.Я. Маршака средняя группа
  • Ташаева Бэла Саламбековна. Проект «Устное народное творчество»
  • Уланова Светлана Николаевна. Детско – родительский проект «Любимые стихи С.Я. Маршака»
  • Морозова Е. А. Консультация для педагогов. Тема: «Методы и приемы, используемые для обучения дошкольников на занятиях по восприятию художественной литературы»
  • Сытник Ольга Николаевна. Сказки в жизни детей
  • Шальнова Олеся Владимировна. Чтение художественной литературы
  • Редактор. Переправа через реку (старинная задача)
  • Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения
  • Набиуллина Эльвира Борисовна. «Нравственное воспитание дошкольников через рассказы Л. Н. Толстого»
  • Наталья Дубенцова. Развитии речи младших дошкольников через использование произведений художественной литературы
  • Редактор. Новогодние стихи для детей - Дети спать пораньше лягут
  • Рыкова Ирина. Праздник «Времена года»
  • Муллаянова Людмила Александровна. Отчёт по теме самообразования: «Развитие образной речи средствами художественной литературы»
  • Янушкевич А.С. История русской литературы первой трети XIX века
  • Алла Авилова. Лев Толстой никогда не был толстовцем
  • Жаркова Л.Г. К здоровью ученика через здоровье учителя
  • Силлс Шарлотта. Трансактный анализ
  • Коровин В.И. История русской литературы XIX века. В 3-х частях. Редактировал
  • Андрей Колесник. Невербальное поведение как составляющая имиджа В. Януковича



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь