Аллан Джон. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках.

Категория: Педагогическая психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 44551

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

А. Группе или всему классу необходимо задать ряд вопросов о страхе. Для достижения лучших результатов вопросы необходимо задавать последовательно, постепенно переходя от общего (некий мальчик, некая девочка) к конкретному («тебе приходилось испытывать чувство страха?»). В процессе занятий я поощряю обсуждение с помощью методов новых формулировок, отображений и других методов группового взаимодействия. Рекомендуется заблаговременно подготовить несколько стимулирующих вопросов, которые можно затронуть, когда беседа пойдет на убыль. К числу таких вопросов относятся следующие:
1. Что представляет собой страх?
2. Что чувствует мальчик (девочка), когда его (или ее) испугают?
3. Как он (или она) выглядит, когда его испугают? (Попросите детей описать, как выглядит испуганный мальчик или девочка. Затем попросите их показать с помощью мимики и жестов, как выглядит испуганный мальчик).
4. Что делает испуганный мальчик или девочка?
5. Вы когда-нибудь испытывали чувство страха?

6. Как это происходит?
7. В каком месте тела вы почувствовали страх? Вы можете показать?


















8. Что вы сделали?
9. Что бы вы могли сделать в следующий раз?
10. Какой момент в вашей жизни был самым страшным?
Очевидно, что не нужно строго следовать приведенному образцу. Напротив, этот образец необходимо гибко использовать с учетом времени, уровня группового обсуждения и возраста детей. Иногда достаточно задать 3—5 вопросов.
Б. После проведения обсуждения и диалогов по поводу страха необходимо попросить детей нарисовать страх или написать рассказ о страхе. Вы можете сказать:
1. Вы можете передать это чувство на бумаге?
2. Как выглядит страх?
3. Вы можете нарисовать страшную сцену?
В. После рисования можно предложить детям совместно обсудить свою работу, поднять свои рисунки и при желании описать их для других. На этом этапе преподаватель может помочь детям с помощью следующих вопросов:
1. Что происходит на рисунке?
2. Что в нем страшного?
3. Чем это закончится?
Цель этого подхода состоит в том, чтобы помочь детям: а) лучшее осознать различные состояния своих чувств; б) научиться понимать и контролировать чувства (например, с помощью таких вопросов, как: «Как бы ты поступил в следующий раз?»); в) рассказать другим детям о своих чувствах и убедиться в том, что другие дети тоже испытывают аналогичные чувства; г) рассказать преподавателю о своих чувствах и проблемах; д) выразить свои чувства в символической форме с по-„мощью пластических средств. На стадии рисования нередко можно исследовать и обсудить чувства и мысли, которые не удалось раскрыть в процессе вербального обсуждения. Кроме того, такое выражение, как мне кажется, понижает уровень напряжения, а следовательно, и потребность в деструктивном выражении чувств. Это имеет особое значение для преподавателей и консультантов, способных деликатно обращаться с материалом, преследуя терапевтическую цель.
Примеры
В этом разделе мы приведем выдержки из материалов по конкретным случаям, которые были зафиксированы и резюмированы в процессе групповых обсуждений и занятий рисованием с детьми дошкольного возраста.







Замечание: До настоящего времени преподавательница не знала о существовании данной проблемы. Впоследствии она поговорила с матерью девочки и выяснила, что старшая сестра Карлы страдала ночным недержанием мочи до четырнадцатилетнего возраста и излечилась с помощью метода «звонка». Для предотвращения возможности возникновения ночного недержания мочи у Карлы родители решили применить метод «звонка», пока Карла была еще маленькой. Преподавательница объяснила родителям, что Карла действительно была слишком мала, что «инциденты» неизбежно будут возникать и что электрический удар пугает ребенка и, вероятно, оказывает пагубное воздействие не только на ребенка, но и на взаимоотношения между матерью и дочерью. В качестве альтернативного средства преподавательница предложила матери поощрять Карлу в играх с песком и водой, обеспечив таким образом символический выход для работы в русле психологического развития ребенка. Разумеется, через несколько недель игр с песком и водой проблема ночного недержания мочи была разрешена.



Чувства, выраженные на стадии рассказа истории, нашли дальнейшее, но уже более глубокое выражение на стадии рисования, которая последовала сразу после стадии рассказа. Приведем пояснение, которые Милли дала по поводу трех своих рисунков:
Рисунок 1: «Мой папа». Рисунок хорошо передает настроение с помощью ясно очерченного тела (синей краской) и красных пятен вокруг лица.
Пояснение Милли: Он находился возле моего дома. Он постучал в дверь, и я спросила: «Кто там?» Это был мой папа. Когда я отворила дверь, там оказался вот такой призрак и много крови (рис. 1.4). Я испугалась, завизжала и выпрыгнула из двери.
Замечания преподавательницы: Закончив рисунок, Милли отодвинулась от мольберта, закрыла глаза рукой и сказала: «Мне страшно. Мой рисунок пугает меня».
Преподавательница: Тебя пугает чудовище на рисунке?
Милли: Да. Оно страшное. Я хочу нарисовать другой рисунок.

Рис. 1.4. Мой папа

Рисунок 2: «Чудовище». Этот рисунок имеет менее отчетливую форму (рис. 1.5). На нем изображена только синяя голова с шеей, тело отсутствует. Много красного цвета.
Пояснение Милли: Оно радуется... нет, оно страшное. У чудовища только один рот; его заливает кровь. (Необходимо обратить внимание на то, что эго вначале пытается отрицать наличие аффекта (оно радуется), но чувство все-таки проявляется).
Рисунок 3: «Кровь». На этом рисунке отсутствует форма, изображенная на предшествующих рисунках синим цветом. На рисунке в основном показана желтая, размытая область лица, поверх которой нанесен красный цвет (кровь) (рис. 1.6).
Пояснение Милли: У этого чудовища много желтых глаз и очень много крови.
Пояснение преподавательницы: Как только Милли закончила третий рисунок, она успокоилась, сняла передник и сказала: «Все. Закончила». Затем она стала играть с другими детьми и в хорошем настроении провела остальную часть дня.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Баринская Елена Алирасимовна. Эссе музыкального руководителя Баринской Елены Алирасимовны
  • Хиллман Джеймс - Архетипическая психология
  • Корниенко Татьяна Сергеевна. Перспективное планирование для подготовительной группы (ноябрь 2015 г.)
  • Гумерова Людмила Викторовна. Перспективное планирование по образовательной деятельности по рисованию средняя группа 2015 – 2016 учебный год
  • Биболетова М.З. Enjoy English. 2 класс. Книга для учителя
  • Биболетова М.З. Enjoy English. 3 класс. Книга для учителя
  • Шилейко Елена Валентиновна. Комплексно-тематическое планирование по освоению образовательной области Познание. Раздел Математическое развитие
  • Хиллман Джеймс - Исцеляющий вымысел
  • Рудакова Елена Валерьевна Ташкова Елена Геннадьевна. Формирование здорового образа жизни.
  • Хиллман Джеймс - Внутренний поиск
  • Обухова Л. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
  • Зуева Н.А. Игра как пространство для развития в детской психоаналитической психотерапии
  • Хиллман Джеймс - Самоубийство и душа
  • Гумерова Людмила Викторовна. Перспективное планирование учебно – образовательной деятельности по лепке средняя группа 2015 – 12016 учебный год
  • Хиллман Джеймс - Миф анализа
  • Ишбаева Гульназ Инсафовна. Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию НОД «Рисование»
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Ксендзюк Алексей - Видение нагуаля
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Обухова Л.Ф. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.
  • Братченко С. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГЛУБИННОГО ОБЩЕНИЯ
  • Fr. LVX/NOX. ИАО – магическая формула Высочайшего
  • Под ред. Цыбулько И.П. ЕГЭ-2011. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов
  • Бегларян Наийла Егоровна. Отчет по подготовке и проведению праздника “Осенняя ярмарка”
  • Чепкасова Любовь. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМИНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ».
  • Гумерова Людмила Викторовна. Перспективное планирование развитие речи средняя группа 2015 – 2016 учебный год
  • Тимофеева Софья. Педагогическое Эссе Тимофеевой Софьи
  • Энциклопедия глубинной психологии. Том 3. Последователи Фрейда.
  • Джойс Миллс, Ричард Кроули. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка".
  • Братченко С.Л. - Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюджентала
  • Исенина Е.И. Возрастная и педагогическая психология. Тексты.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Психология детей раннего возраста
  • Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Не известен. Математика. 90 реальных вариантов ЕГЭ 2010.
  • Психотерапия с детьми, пациентами стационара детской онкологии и гематологии - примеры из практики
  • Раскольникова Татьяна Геннадьевна. Серия занятий по изобразительной деятельности, направленных на освоение основных изобразительно – выразительных средств графики через игровые технологии детьми дошкольного возраста.
  • Шпиц P.A. Психоанализ раннего детского возраста.
  • Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет. Демонстрационный материал
  • Притча «Божественная безупречность»
  • Резанов А.Г. Зоология в таблицах., схемах и рисунках. 7-8 классы
  • Базыма Б. А.- Психология цвета. Теория и практика
  • Зеленский В.В. - Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий
  • Бегларян Наийла Егоровна. Эссе — Бегларян Наийла Егоровна
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Паттерсон Сесил, Уоткинс Эдвард. Теории психотерапии.
  • Бютнер Кристиан. Жить с агрессивными детьми.
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь