Бакиров Анвар. С чего начинается НЛП.

Категория: Библиотека » Гипноз, транс, NLP | Просмотров: 15863

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, RTF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

— Выходит, мне надо повеситься, чтобы ты стала хорошей женой?
Откуда при всей изначальной положительности намерения может взяться негативное поведение? Ответ мы находим во второй части пресуппозиции: позитивное намерение связано с первоначальным окружением . То есть когда то в прежнем контексте поведение оказалось самым уместным, непосредственно реализующим позитивное намерение. А сейчас оно — несколько устарело . И потому служит уже не так хорошо, как раньше.
Буфетчик говорит официанту:
— Послушай, перестань выталкивать клиентов на улицу! Ты, наверное, забыл, что работаешь в вагоне ресторане.
Когда— то это поведение действительно сработало. Оно показало свою реальную действенность эффективность. Там оно было вполне уместно. Более того — единственно возможно. Теперь то мы понимаем, что наше давнишнее приобретение пора отправлять на покой. Сейчас пришло время искать более привлекательные пути к тем же целям.
Осознание этой пресуппозиции — это хороший повод взглянуть под новым углом зрения на свои взаимоотношения с окружающими и, в особенности, со своими близкими. Какие неудобства они вам доставляют? За их действиями обязательно кроется какая то конструктивная цель. Найдите ее! А может быть, что то нехорошее делаете вы? Кричите, ругаетесь, обижаетесь? Зачем? Что вам это дает? Может быть, есть более приятные способы добиться того же?
Еще одно применение эта идея находит во взаимоотношениях с собственным организмом. А что если относиться ко всем внутренним событиям (ощущениям, болям, напряжениям, болезням) как к поведению нашего тела? Тогда сразу становится понятно, что все действия нашего мозга имеют позитивное намерение — он заботится о нашем благополучии.
В психотерапевтической литературе достаточно таких примеров. Так, ночное недержание мочи у детей может являться результатом бессознательного желания ребенка привлечь внимание своих родителей. Паралич может помочь сохранить семью. Фобия (неконтролируемый страх перед чем либо) — просто чрезмерное проявление инстинкта самосохранения.
Со своим организмом не надо бороться, с ним надо сотрудничать. И тогда вы сможете найти более комфортные способы для получения того же самого [23].
Итак, есть поведение, а есть намерение. И в основе любого поведения лежит позитивное намерение, которое связано с первоначальным окружением .


8. Любое поведение — выбор наилучшего варианта из имеющихся на данный момент .

Адвокат своему клиенту:
— Самое лучшее в вашем положении будет пойти к жене и помириться.
— Интересно, а что же будет самое худшее?
Ни для кого не секрет, что шествуя по жизни, мы периодически попадаем в «точки выбора». В этих точках мы вынуждены принимать решения, в той или иной степени, определяющие наше будущее.
У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Где работать? На кого учиться? На ком жениться? И чем дальше по жизни, тем больше приходится выбирать. Понятно, что широта выбора определяются нашими возможностями. Большие возможности — богатый выбор. Скромные возможности… В общем, выбираем из того, что есть. Лучшее из того, что доступно.
На полусогнутых ногах поддатый товарищ пытается открыть дверь машины трясущимися руками. Подходит милиционер: «И вы в таком состоянии еще собираетесь ехать?!?» На что получает вполне логичный ответ: «А что же мне делать, если идти я уже не могу!?!»
Но это и так понятно. На самом деле, эта пресуппозиция содержит гораздо более сильное утверждение. Она гласит, что Любое поведение — выбор наилучшего варианта из имеющихся на данный момент . Это означает, что каждый раз перед тем, как что то сделать, мы выбираем именно эти действия. Разумеется, из того, что есть.
— В чем заключается особенность улицы с односторонним движением?
— В том, что в другую машину можно врезаться только сзади.
Как мы умудряемся не сойти с ума, постоянно решая в уме задачи оптимизации с массой параметров? Очень просто. Сознательно мы решаем только очень маленький спектр задач. Остальные решает наше бессознательное. Выбирает из автоматических и очень привычных реакций.
— Мама, мышка прыгнула в бидон с молоком!
— Ты вытащила ее?
— Нет, но я бросила туда кота.
Вы еще помните, что в основе любого поведения лежит позитивное намерение . Вот вам и еще один ответ на вопрос: «Почему при позитивном намерении возможно негативное поведение?» Просто был выбор между плохим и очень плохим.
Как— то Вождь всех народов товарищ Сталин смотрел очередной кинофильм перед выпуском его в массы. После просмотра Сталин раскурил свою трубку, попыхтел и, наконец, изрек:
— А что это у главного злодея усы, как у товарища Сталина? Это что, заговор? Товарищ Берия, расстрелять актера, гримера, сценариста и режиссера.
— Есть!
Насмерть перепуганный режиссер:
— А может быть, мы ему просто усы сбреем?
— …Или так.
Как видите, стоит добавить новый вариант, и поведение может существенно измениться. Сразу хочу предостеречь: вместо того, чтобы бросаться в окружающих своими советами, займитесь собой . Ищите новые альтернативы для своего поведения.
Развивайте собственную поведенческую гибкость. В кибернетике существует такой закон: "В любой системе, состоящей из людей или машин, элемент, обладающий наибольшей вариабельностью, будет являться контролирующим". Расширяйте собственные возможности и вы всегда сможете контролировать ситуацию. А вот и иллюстрация.
Плывет крокодил по реке Нил. Плывет и помирает со скуки. Вдруг видит: на пальме висит обезьяна и ест банан. «Дай, — думает, — подшучу над ней. Спрошу, замужем ли она? Если ответит, что да, спрошу, кто ж ее обезьяну то взял? Если нет — кто ж ее обезьяну то замуж возьмет?» Подплывает и спрашивает с эдакой ухмылкой:
— Обезьяна, ты замужем?
— Выйдешь тут, когда вокруг одни крокодилы плавают!
Крокодил «просчитал» только два варианта. И просчитался — более разумная обезьяна нашла третий выход. И тут же возникает вопрос: «Какое число вариантов будет минимально достаточным?» Давайте разбираться. Один вариант реагирования у нас есть всегда.
Собеседование при приеме на работу.
— Что Вы можете делать?
— Могу копать.
— А еще?
— Могу не копать.
Такая ситуация называется линейный выбор и хорошо иллюстрируется классическим: «Быть или не быть?» Почему я утверждаю, что здесь только один вариант? Потому что при линейном выборе альтернативы жестко взаимосвязаны. Отказ от одной из них приводит к автоматическому выполнению другой.
Добавив еще одну альтернативу (независимую), получим дилемму . Здесь мы опять ничего не выбираем. Отказавшись от одного варианта, тут же попадаем во власть другого.
Глава совместного предприятия вызывает служащего:
— Завтра вы выезжаете в командировку в Канаду. Как вы относитесь к канадцам?
— Я считаю, что в Канаде живут только хоккеисты и проститутки.
— Но но, поосторожнее! Моя жена — канадка!
— Да?! И в какой команде она играет?
Только имея три независимых альтернативных варианта, мы, наконец, попадаем в ситуацию выбора . Теперь мы действительно можем выбирать. Теперь наше поведение практически невозможно предсказать.
И напоследок: для успешной адаптации уровень гибкости элемента системы должен быть пропорционален вариативности остальной части системы . В переводе на человеческий язык, это означает, что при постоянно меняющихся внешних условиях, лучше всего себя чувствует тот, кто умеет приспосабливаться к этим изменениям. Тот, кто имеет наибольшую поведенческую гибкость.
Купили молодого петуха в курятник, а он и говорит старому:
— Я теперь буду главный, а тебя завтра в суп!
— Ты погодь — вот сбегаем наперегонки вокруг курятника, кто победит, тот и главный. Только ты мне фору дай.
Бегут. Вдруг — бабах! Молодой петух падает замертво. Подходит хозяин с ружьем, поднимает его за ногу:
— Надо же! Третьего петуха купил — опять педик!


8. Каждый располагает всеми необходимыми ему ресурсами .

Как всегда, начнем с необходимых пояснений. По всему тексту то здесь, то там мелькает слово «ресурсы». Что это такое? Интуитивно, его значение нам давно уже ясно. Ну, там «природные ресурсы», «экономические ресурсы», «трудовые ресурсы»… То есть средства, к которым обращаются при необходимости, запасы, источники чего либо… [24] С хорошей степенью точности можно сказать, что ресурсы — это то, что помогает нам жить лучше.
Хотелось бы дать более точное определение с точки зрения НЛП. Ресурс — это прежде всего ресурсное состояние . Находясь в ресурсном состоянии , мы можем использовать все, что «попадется под руку». Все, что добавляет нам выборы. Это могут быть люди и вещи, убеждения и ценности. Далее списком: время, деньги, информация, ценные идеи, наши таланты, способности… Все, чем мы можем воспользоваться для достижения наших целей, может стать ресурсом. Конечно же, для НЛПеров огромнейшим, ценнейшим ресурсом становится само НЛП и его инструменты.
А какое состояние назвать ресурсным? Ресурсное состояние — то, в котором мы обладаем наибольшим количеством выборов. И это то, к чему стремится любой НЛПер. Ведь чем больше наша гибкость, тем эффективнее наши действия. Помните предыдущую пресуппозицию? Любое поведение — выбор наилучшего варианта из имеющихся на данный момент . То есть чем больше у нас реальных альтернатив, тем больше у нас свободы, тем лучше наш выбор.
Разделение состояний на ресурсные и нересурсные часто совпадает с разделением на приятные и неприятные . В самом деле, когда мы в хорошем настроении, у нас лучше работает голова, и нам доступно значительно больше вариантов поведения. И все же эти классификации несколько отличается. Вряд ли очень приятное для вас состояние радости подойдет вам в тот момент, когда начальник решает сделать вам выговор или нет. Скорее всего ресурснее окажутся менее приятные состояния «осознания собственной вины» и «раскаяния». Вот и еще пример:
Художественная выставка в Париже. Пикассо забыл свой пригласительный билет. Его не пускают:
— Докажите, что вы Пикассо.
Он одним взмахом карандаша изобразил голубя мира, и его пропустили. Фурцева тоже забыла приглашение, и ее не пускают.
— Я министр культуры СССР!
— Чем вы это можете доказать? Вот Пикассо тоже забыл билет, и ему пришлось рисовать.
— А кто такой Пикассо?
— Все в порядке, госпожа министр культуры, можете проходить!
Вроде бы и лишними знаниями не обладала, но ведь прошла же! Чем еще раз доказала, что каждый располагает всеми необходимыми ему ресурсами. И это действительно так. Каждый — это значит каждый. То есть — любой. Любой человек на планете может достигнуть того, чего хочет он. И для этого он уже обладает всеми необходимыми для него ресурсами. Не правда ли, сильное утверждение? Настолько сильное, что поначалу даже и не верится.
Так на то она и пресуппозиция, чтобы не пытаться доказывать ее справедливость. Достаточно просто действовать, исходя из нее, и смотреть, что получится. И если в самом деле предположить, что каждый располагает всеми необходимыми ему ресурсами , то эти ресурсы и впрямь находятся. Умные люди говорят: "Сделай все, что можешь, и скажи: «Не получилось». Правда, при таком подходе обычно получается…
Ворона сидит на ветке и видит: по дереву лезет корова. Ворона:
— Корова, ты чего? Сдурела? Зачем на дерево лезешь?
— Яблочек поесть!
— Так это ж сосна!!!
— А у меня с собой!
Особый акцент стоит сделать на том, что ресурсы эти подбираются под собственную цель. Данный конкретный человек добивается своего результата, поставленного им самим и для себя . Да еще и при условии, что ему этого хочется. В противном случае, любой человек будет выдумывать всякие сложности и прочие отговорки.
— Вам следует бросить пить!
— Мне уже поздно.
— Никогда не поздно!
— В таком случае, я брошу попозже…
У него есть стойкое желание — продолжать пить. И он легко находит для этого все необходимые ему ресурсы. Это действительно вопрос фокуса внимания. Мы видим только то, что нам нужно.
Некоторые задачи для нас просто пока еще не актуальны. Конечно, пятилетний малыш вряд ли сможет, например, устроиться на работу. А ему это надо!!? Тем более, что он легко сможет в нее поиграть. Или же он может заработать похвалу (в том числе и в материальном выражении) за вовремя почищенные зубки. И это его работа на данный момент. Для нее у него ресурсов хватит.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Истина не в словах»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Крах НЛП в бизнесе
  • Егорова Елена. Жизненные сценарии
  • Прист С. Теории сознания.
  • Егор Горд. Как развить уверенность в себе и стать сильной личностью?
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Памятка для родителей и педагогов «Я –это я»
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Притча «Бог-образ»
  • Притча «Быть может это судьба»
  • Журавский Олег. Карта на каждый день
  • Кэмерон Дж. ПУТЬ ХУДОЖНИКА
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Колесов Евгений Николаевич. Тайная книга для женщин: как управлять мужчиной.
  • Как избавиться от страха и тревоги
  • Притча «Красота и Уродство»
  • Данэм Берроуз. ЧЕЛОВЕК ПРОТИВ МИФОВ
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Притча «Жизнь, а не логика»
  • Притча «Только звёзды и компас»
  • Притча «Одна минута»
  • Берн Эрик. Сексуальные игры.
  • Притча «Мальчик и слон»
  • Магия приворота в домашних условиях
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • Притча «Правда нежизнеспособна»
  • Сергей Неллин. 7 популярных заблуждений о страхе
  • Притча «Наследник»
  • Полюби себя. Настроение и самооценка девушек и женщин.
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Притча «Обычное сознание - это путь»
  • Притча «Полюбить свое тело»
  • Притча «Ваша правда»
  • Подарки девочкам: идеи на любой возраст
  • Приворот белой магии
  • Притча «Слишком просто»
  • Бакиров А. С чего начинается НЛП.
  • Притча «Он и Она»
  • Восемь трюков для распознавания лжи на переговорах
  • Шиманович И.Е. и др. Химия. 7 класс
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Шиманович И.Е. и др. Химия. 7 класс
  • Притча «Четыре Веды»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь