Аллан Джон. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках.

Категория: Педагогическая психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 44368

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

У нормальных детей возрастной период от 3 до 6 лет нередко характеризуется существенными колебаниями по вертикали оси эго—самость. Проявления таких колебаний можно наблюдать в богатой игре фантазии и символической деятельности детей. При внимательном рассмотрении можно заметить, что этот период характеризуется проявлением и дифференциацией различных состояний чувств. В возрасте около 3 лет дети начинают экспериментировать и исследовать смысл различных чувств. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Вначале происходит смешение внутренней и внешней реальности.
Предметы внешнего мира наделяются чувствами (деревья могут «плакать»). Дети начинают предложение на вербальном языке эго, а заканчивают на образно-метафорическом языке самости. Такие проявления нередко приводят родителей в замешательство, если они не знакомы с принципами развития и метафорическим языком и не могут понять, какой эмоциональный смысл имеют для ребенка символы.
Для того чтобы ребенок поддерживал связь с внутренним миром символов и чувств, необходимо держать открытым канал оси между самостью и эго. Для обеспечения роста и развития самости и эго необходимо использовать определенную форму символического выражения. В работе с детьми я поощряю такие формы выражения, как рисование, живопись, керамика и сочинение историй. Язык самости — это язык картин, образов, метафор и чувств.

Существует много исследований проблем вербальной коммуникации между детьми и взрослыми (Ginott H., 1972; Gordon Т., 1970). Проблемам символической коммуникации посвящено мало научных работ. Родителям и учителям не объясняют и не показывают, с каких позиций необходимо поощрять работу фантазии и творческого воображения у детей. Здесь я имею в виду «истории», которые рассказывают дети, их сновидения, картины, керамические фигурки и игры, в которых участвует фантазия. Обширные знакомства с учителями и родителями позволили мне придти к заключению о том, что детские фантазии нередко вызывают у многих взрослых замешательство и опасения (Allan., 1975). Эти опасения, как мне кажется, отчасти вызваны отсутствием соответствующей структуры для рассмотрения упомянутого материала. В этой главе я приведу примеры поощрения символической коммуникации и выражения.
Коммуникативная методика
Для обеспечения возможности понимать эмоционально-символические формы выражения детей преподавателей, консультантов и воспитателей необходимо обучить коммуникативным навыкам. Объем эмоционально-символического материала, который находится в распоряжении ребенка, нередко зависит от чуткости и мастерства взрослого. По прошествии ряда лет я установил пригодность для практического применения некоторых концепций Акслина (1947), Баруха (1949), Жино (1972) и Гордона (1970).
1. Вера в то, что беседы с детьми об их проблемах и чувствах помогают детям.
2. Активное наблюдение, слушание и восприятие слов и поступков ребенка. Этот подход предполагает внимательное отношение к текущей ситуации, в которой находится ребенок, и к способу восприятия мира ребенком.
3. Использование новых формулировок, т. е. зеркальное
отображение когнитивного содержания суждений ребенка.
Цель этого приема состоит в том, чтобы дать ребенку понять,
что его слушают, и таким образом поощрить его к дальнейшей
беседе.
4. Селективное использование вопросов. Лучше повторить
высказывание ребенка, чем спросить «почему?». Эго ребен
ка еще не достигло зрелости, и поэтому ему трудно выразить,

почему он сделал что-либо. Обычно на наш вопрос мы получаем ответ: «Я не знаю». Вместо этого можно попросить ребенка дать описание: «Что ты сделал?»
В работе с детьми можно использовать подход, который заключается в описании увиденного и использовании символов и образов в качестве основной темы для постановки вопросов. Например, описывая рисунок, можно сказать: «Я вижу горящий дом, людей, выбегающих дома, и приближающегося бурого медведя. Интересно, что эти люди думают... (здесь необходимо дать ребенку возможность высказаться) ...чувствуют... что медведь думает... чувствует... интересно, что произойдет с домом... людьми... медведем...»
5. Использование отображения чувств носит более глубо
кий характер, чем использование новых формулировок, и
передает скрытые чувства. Этот метод предполагает вербали
зацию эмоционального чувства, которое в скрытом виде содер
жится в высказывании или рисунке ребенка. Задача такого
отображения чувств состоит в том, чтобы превратить бессозна
тельное (подсознательное) в сознательное и показать ребенку,
что его чувства находят понимание (т. е. выразить эмпатию):
Ребенок: «Я ударил его по лицу, потом по животу, а потом ударил ногой».
Взрослый: «Ты по-настоящему рассердился на Билли и хотел сделать ему больно».
6. Использование самости предполагает использование
преподавателем своих чувств, интуиции, восприятий и их
вербализацию для ребенка. Например, в приведенном диало
ге преподаватель мог бы добавить: «Ты по-настоящему огор
чился, когда Билли разрушил твой дворец из кубиков. Инте
ресно, не мог ли ты иным способом дать ему понять, что ты
чувствовал?»
Использование самости также предполагает, что преподаватель может описать увиденное и сообщить о своих чувствах: «Джонни! Когда я вижу, как ты носишься вокруг, дергаешь девочек за волосы, кричишь и визжишь, это вызывает у меня огорчение, головную боль и раздражение. Я хочу, чтобы ты прекратил это и пошел поиграть с барабаном».
7. Использование эффективных ограничений означает,
что преподаватель вербализует свою непроизвольную родитель
скую функцию. Преподаватель четко определяет ограничения и


последствия, которые наступят, если ребенок их нарушит. Последствия должны иметь непосредственный и кратковременный характер. Они не должны подкреплять негативное поведение.
Обеспечение
эмоционально-символического выражения
с помощью группового метода
Групповой метод успешно применялся при работе с детьми в возрасте от 3 лет и старше, включая детей начальной школы (Allan J. And Nairne N., 1984). В соответствии с этим методом каждую неделю (желательно в одно и то же время) отводится 20—40 минут для обсуждения чувств. Преподаватель выбирает достаточное число тем для обсуждения в течение 5—10 недель (счастье, страх, одиночество, грусть, гнев, любовь и т. д.). Эти темы должны соответствовать стадии развития детей и каждую неделю представлять одно чувство. Я использую форму записи, которая содержит три части. Приведу пример использования «страха» в качестве темы для обсуждения.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Старкова Таисия Сергеевна. Как по рисунку определить, какие проблемы у ребенка.
  • Флягина Лариса Петровна, Киреева Наталья Викторовна. Проект «Цветной калейдоскоп»
  • Оклендер В. Гештальт-терапия ребенка, переживающего утрату
  • Срисовывание картинки изображающей домик (Гуткина Н. И.)
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Первый рисунок
  • Мотриченко Елена Александровна. Развитие мелкой моторики при помощи нетрадиционных методов рисования.
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Закономерности психических систем
  • Арт-терапевтическая техника работы психолога с ребёнком. Реабилитация через рисунок
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Чем полезны мандалы
  • Редактор. Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Би- или мультилатеральная привязанность C++
  • Повышение роли отца в семье
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Ориентационный тест школьной зрелости Кёрна-Йирасека
  • Ориентационный тест школьной зрелости Кёрна-Йирасека
  • Михайлычева Александра Владимировна. Рисование
  • Бойдек Екатерина. Сказочка про девочку, или коротко о насилии, созависимости и пути выздоровления
  • Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности
  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Как общаются дошкольники?
  • Использование кинетического рисунка семьи, для профилактики психологического насилия над ребенком в семье
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Хузина Венера Радиковна. Консультация для родителей «Готовьте ребенка к школе»
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Заговоры на любовь и их негативные последствия
  • Каменских Ольга Михайловна. Проект «Моя мама лучше всех»
  • Лукичёв А.Ю. Карандашный рисунок по сетке. Мини-курс для начинающих
  • Захарова А.И. , модификация Панфиловой М.А. Тест «Страхи в домиках».
  • Жила-была одна девочка... от админа.
  • Худоерко Оксана Петровна. Рекомендации родителям в период адаптации ребенка в детском саду
  • Притча «Принцесса живой воды»
  • Виктория Васильевна Искра. Статья на тему: «Эффективные формы работы с родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья».
  • Колесникова Екатерина Андреевна. Почему кусаются дети?
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Станская С.П. Мастер - класс «Монотипия» в психокоррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста.
  • Психологическая сказка про Колючку-Злючку. Для работы с агрессивными проявлениями у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Завгороднева Ольга Александровна. Советы родителям «Как выявить одаренного ребенка»
  • Ольга Маховская. Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Тест «Автопортрет»
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Как опрашивать (интервьюировать) ребенка? Схема интервью с ребенком в индивидуальной психологии Альфреда Адлера.
  • Самсонова Галина Сергеевна. Записки воспитателя о работе с ребенком с расстройством аутистического спектра (продолжение).
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь