Авксентьев В. А. Этническая конфликтология: проблемы становления.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 12785

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

С другой стороны, ученые, изучающие те или иные процессы, склонны к различным теоретическим обобщениям. Это вполне оправдано, и вопрос заключается в том, имеются ли достаточные основания для таких обобщений. Мой личный опыт и практической, и теоретической работы в этой области позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, бессмысленно спорить с тем, что любой этнический конфликт имеет определенные, только ему присущие черты. Но это же можно сказать и о любом предмете или явлении вообще, и тогда метод обобщения и целый ряд основанных на нем исследовательских приемов вообще окажется ненужным в любой науке. Во-вторых, опыт эмпирического анализа ряда конфликтных ситуаций на Северном Кавказе свидетельствует, что в них немало повторяющихся черт, что метод исторических и социальных аналогий достаточно эффективно работает при анализе эмпирического материала и, особенно при прогнозировании динамики этнических конфликтов. Анализ работ зарубежных этноконфликтологов с описанием этнических конфликтов в разных частях света убедил меня, что в конфликтах, которые происходят в нашей стране, и на Северном Кавказе в частности, нет ничего особо уникального, наоборот, в них очень много схожих черт, прежде всего в их динамике, с конфликтами в других регионах планеты.
Теоретические модели этнических конфликтов не просто возможны, они необходимы для эффективного прогнозирования их динамики и поиска выхода из них. Поэтому одной из важных теоретических задач является кросс-культурный анализ этнических конфликтов и выработка на этой основе соответствующих теоретических моделей.
При этом речь должна идти именно о моделях, а не о модели; специфика этнических конфликтов проявляется, на мой взгляд, не столько в том, в какой конкретно стране или части планеты протекает тот или иной конфликт, при всей важности и этого момента, сколько то, каков тип этого конфликта. В этноконфликтологии предложены различные типологии этнических конфликтов, во многом представляющие собой спецификации типологий в общей теории конфликтов.
Наиболее распространенной является так называемая «сферная» типология этнических конфликтов и, соответственно, выделение таких типов, как этноэкономический, этносоциальный, этнополитический и этнокультурный конфликты, с определением подтипов в каждой из названных групп. В целом, такая типология является работающей, хотя и требующей уточнения. Создание адекватной типологии этнических конфликтов представляется одной из важнейший теоретических и практических задач этой отрасли конфликтологического знания, а определение типа конкретного конфликта является одним из первых и исключительно значимых шагов его экспертизы. Сопоставительный анализ этнических конфликтов в разных регионах планеты свидетельствует о важности выработки эффективной типологии этноконфликтов прежде всего для прогнозирования вероятных исходов конфликта, так как разные типы конфликтов имеют различные вероятностные модели завершения своих острых фаз.
Далее, представляет большой теоретический и практический интерес вопрос о конструктивном потенциале этнического конфликта. Собственно конфликтология и начинается с признания функциональности конфликта и наличия у него определенного конструктивного потенциала. В массовом сознании этнический конфликт воспринимается как большая беда, как нечто однозначно негативное. Необходимо отметить, что вопрос о конструктивном потенциале этнического конфликта практически не разработан и в научном плане, отсюда и определенные стереотипы в поисках выхода из острых фаз этнических конфликтов.
4. Проблемы становления практической этноконфликтологии
Вопросы практического использования обществоведческих знаний существуют во всем мире, и отечественные этноконфликтологи находятся здесь не в худшем положении. Во всяком случае, большинство этноконфликтологов, особенно работающих в регионах, имеют неплохие контакты с властными структурами, хотя и не всегда ровные и убедительные. Политики, как правило, ждут от ученых рекомендаций по скорейшему решению проблем, и утверждение о том, что проблема может иметь в существующих условиях лишь частичное решение, зачастую их не устраивает.
Каковы основные пути и направления расширения влияния этнокон-фликтологической науки на реальные этнические процессы? Кроме активного взаимодействия с политиками и управленцами, что зависит от многих факторов, можно выделить следующие приоритетные позиции.
Во-первых, это расширение образовательной деятельности, особенно в системе высшей школы. Сегодня дисциплина «конфликтология» представляет собой редкое исключение в образовательных стандартах вузов. Что же касается этноконфликтологии, то эту дисциплину вообще пока не приходилось встречать в макетах государственных образовательных стандартов. Разумеется, категория «конфликт» упоминается в стандартах в целом ряде дисциплин, однако ни одна из них не может дать сколь-нибудь полного представления об этом феномене, не говоря уже о навыках управления конфликтным процессом. Тем более сложно дать в рамках этих курсов адекватное представление об этнических конфликтах. В основном для этих целей можно использовать резерв курсов по выбору, на которые в так называемом «втором поколении стандартов» отводится немало учебного времени. Так, в Ставропольском государственном университете для палиативного решения этой проблемы постановлениями советов факультетов этноконфликтология включена в качестве обязательной в учебный план по ряду специальностей. Скажем, в учебный план по специальности «Журналистика» в цикле «дисциплины специализации» включен спецкурс «СМИ и этноконфликтология». Этот курс рассчитан на 54 часа аудиторной работы в течение четвертого семестра с итоговым зачетом. На историческом факультете курс
«этноконфликтология» рекомендован советом факультета в качестве одного из основных в цикле «курсы по выбору». Большой этноконфликтологический блок предусмотрен в преподавании курса «конфликтология» на специальности «регионоведение». Фактически этноконфликтологическая проблематика является стержнем этого курса, что определяется спецификой самой специальности, а также северокавказского региона. Этноконфликтология включена также в учебный план специальности «социальная работа по специализации «работа в миграционных службах». Вся эта работа проведена, на уровне вуза при поддержке ректората и деканатов ряда факультетов.
Второе направление – широкая просветительская деятельность, прежде всего через средства массовой информации. Проводимые автором в сотрудничестве с научным коллективом в Ставропольском государственном университете исследования показали, что как у рядовых граждан, так и у управленцев сформировались упрощенные, «рационализированные» образы как этнических конфликтов, так и путей их решения. В последнее время для этих образов характерно представление об особой значимости силовых методов решения этнических конфликтов, сама идея о возможности переговоров или иных несиловых путей выхода из конфликтов все меньше воспринимается общественным сознанием как действенная. Поэтому необходима настоящая ломка сформировавшихся стереотипов, которые широко распространились и среди управленческих работников, особенно так называемого «среднего звена».
Третье направление, оправдавшее себя в практике нашей работы – создание системы этноконфликтологического мониторинга методом экспертного опроса. Такой метод не только удешевляет само исследование и повышает надежность результатов, но и побуждает экспертов (в данном случае под экспертами понимаются управленцы, которые по долгу профессиональной деятельности связаны с управлением этническими процессами как частью своей управленческой деятельности) к систематическому анализу на научной основе фактического материала, получаемого этими работниками в процессе повседневной деятельности.
Четвертое направление – активное привлечение управленцев к научно-исследовательской работе на различных уровнях и в различных формах. Наш опыт свидетельствует об эффективности такой формы сотрудничества с управленческими работниками, как аспирантура и соискательство. Это дает возможность установить долговременные творческие связи с управленческими работниками, прежде всего, с относительно молодыми, вовлечь их в научную среду, и, с другой стороны, – вовлечь в научный оборот большое количество «живого» материала.
1. Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkley, etc., 1985.
2. Op. cit. P. 13.
3. Smith A. D. The Ethnic Origins of Nations. Oxford, 1986; Smith A. D. The Ethnic Revival. Cambridge, etc., 1981; Smith A. D. State and Nation in the Third World. Brighton, 1983.
4. Геллнер Э. Нации и национализм. Пер. с англ. М., 1981.
5. Van den Berghe P. The Ethnic Phenomenon. New York, 1987.
6. Авксентьев В. А. Этическая конфликтолргия: В 2 ч. Ч. 1. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996. С. 49-52.
7. Тишков В. А. Что есть Россия? (перспективы нацие-строительства) // Вопросы философии. 1995. № 2; Тишков В. А. Забыть о нации (постнационалистическо^ понимание национализма) // Вопросы философии. 1998. № 9.
8. The International Spread of Ethnic Conflict / Ed. by D. A. Lake, D. RothcMd. Princeton, NJ, USA, 1998. 392 p. P. 5-6.
9. Сarment D., James P. Ethnic Conflict at the International Level // Wars in the Midst of Peace: The International Politics of Ethnic Conflict / Ed. by Garment D., James P. Pittsburg, PA, 1997. P. 16.
10. Smith A. D. Ethnic Identity and Territorial Nationalism // Thinking Theoretically about Soviet Nationalities: History and Comparison in the Study of the USSR / Ed. by A. J. Motyl. New York, 1992. P. 47-48.
11. Horowitz D. Op. cit. P. 21.
12. Lipshutz R. D. Seeking a State of One's Own: an Analytical Framework for Assessing Ethnic and Sectarian Conflicts // The Myth of Ethnic Conflict / Ed. by B. Crawford and R. Lipschutz. Beverly, Cab, 1 1998. P. 44.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Гришина Н.В. Психология конфликта
  • Конфликт. Эффективное разрешение конфликта
  • Крысько В.Г. Этническая психология
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Общие принципы организации службы медиации в школе
  • Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Маунтин Анита, Дэвидсон Крис. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Образ XV Аркана в различных системах Таро
  • Невович Н.Е. Процессуальная психотерапия женщин-жертв сексуального насилия.
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Олейник А. Н. Позиционный анализ как средство деятельности сотрудника ОВД в ситуациях конфликтов
  • Четыре сферы переработки психосоматического конфликта с позиции Носсрата Пезешкиана
  • Наталья Качанова. Конфликты на работе — выход на новый виток развития?
  • Григорий Чаусовский. Окситоциновые психотехнологии. Система нейтрализации агрессивного поведения в системе «человек-жизненная среда»
  • Конфликт; conflict
  • Батищева Елена Ярославовна. Как уклоняться от ненужных конфликтов
  • Знакомство со своей Тенью
  • Хевеши М. А. Толпа, массы, политика.
  • «Администратор гостиницы».
  • Митрикас Т.А. Феномен межпоколенческой передачи. Влияние семейной истории на возникновение конфликтов в семье
  • Алёшина Наталья Александровна. Профессиональные конфликты: понятие, причины возникновения и диагностические методы изучения конфликтов
  • Красильникова Марина Григорьевна. Причины возникновения конфликтов у дошкольников
  • Четыре причины семейных конфликтов
  • Анна Гвадзабия. Почему у вас возникают одни и те же ссоры?
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Соковнина М.С. Анализ коммуникаций в группах и организациях с помощью опросника К.Томаса (в концептуальных моделях ТА)
  • Хартманн Х. - Эго-психология и проблема адаптации
  • Андрей Торнов. Нервная система: проблемы которые вы имеете и знания, которых вы не имеете
  • Мельникова Ольга Васильевна. Роль музейной педагогики при формировании основ краеведения и этнических познаний дошкольников.
  • Счастье в браке зависит от женщины
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология нейтрализации и разрешения семейных конфликтов
  • Малых Светлана Владимировна. Занятие у психолога "Подросток и конфликт"
  • Миникес Л. Искусство делового общения.
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Внутрипсихический конфликт с позиции Курта Левина
  • Г. Полиа, Г. Сеге Задачи и теоремы из анализа. ( В 2-х частях )
  • Вина; guilt
  • Пуртова Е.А. Трепалина Н.Ю. Динамические группы в обучении психотерапии: поле без флажков
  • Конфликт психический; psychical conflict
  • Проблема выбора профессии в старших классах
  • Щеголихина Ольга Яковлевна. Превентивная социально-педагогическая работа с семьей в условиях трудной жизненной ситуации
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Бабушкин В. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Лисичкин В. А., Шелепин Л. А. Россия под властью плутократии.
  • Автономные функции эго; autonomous functions of the ego
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Агрис А.Р. Нейропсихологическое сопровождение детей и подростков: основные принципы организации



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь