Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 24336

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Концептуальная основа программы
А сейчас несколько слов о процедуре разработки концепции исследо-вания.
Совсем недавно мне пришлось участвовать в довольно интересном исследовании. Была заказана тема, которая звучала примерно так: "Основ-ные причины и тенденции развития приоритетных направлений в формировании общественного мнения при покупке автомобиля". Иначе говоря, необходимо было ответить на программный вопрос: "Почему люди покупают автомобиль?"
Поскольку я никогда не имел автомобиля и в силу постоянного при-сутствия отсутствия денег даже не мечтал о его покупке, то мое знание, по-чему люди покупают автомобиль, было весьма ограниченным и в основном почерпнуто из публицистических статей и сетований друзей-автолюбителей. Это знание можно было бы назвать обыденным представлением.
Но все же какое-то представление имелось, которое и позволило мне сформулировать некоторые основные и довольно общие причины. Ну, например, люди покупают автомобиль, чтобы потратить деньги, чтобы за-нять свое свободное время, чтобы подработать, ради престижа и т.д. Но эти причины были известны на уровне здравого смысла и нашим заказчикам. В лучшем случае их можно было бы подтвердить специальным опросом и точ-ным количественным распределением мнений выборочной совокупности респондентов, что нередко и делают социологи. Безусловно такое исследо-вание тоже имеет определенную ценность.
Но поскольку проблема продажи автомобиля остается трудно решае-мой, то заказчика прежде всего интересовали особенности формирования общественного мнения по поводу приобретения автомобиля в весьма спе-цифических условиях. И в самом деле, при страшной дороговизне автомо-биля, крайне плохих дорогах и пр., и пр., тем не менее наблюдается устой-чивый рост потребности иметь собственный автомобиль (но не его покуп-ки). Данный феномен свидетельствует о каких-то глубинных процессах в развитии социального бытия, которые нашли отражение в общественном сознании. Автомобиль превращается в потребность наряду с хлебом насущ-ным.
Естественно, требовался новый подход к разработке темы и форми-рованию совершенно нового представления, нового концептуального знания о причинах покупки автомобиля. Без такого знания ни о каком выходе на исследование не могло быть и речи.
Итак, процесс подготовки программы социологического исследова-ния данного или в принципе любого другого содержит в себе по крайней мере два этапа. Социолог, как и каждый из нас, в силу включенности в некоторый контекст общения, может иметь некоторое и наиболее общее представление о предмете исследования, что позволяет сформулировать предварительные и общие вопросы по теме исследования. На стадии подготовки программы конкретного исследования проявляется именно это, общее представление. Довольно часто социологи, как я уже говорил, с этого начинают, но этим и заканчивают свою работу, что, как правило, оказывается весьма недостаточно. Но в любом случае составление общего представления является первым и необходимым этапом любого исследования.
Однако надо сказать, что подтверждение общего представления как истинного является необходимым и единственным условием, которое поз-воляет идти дальше, углублять и расширять наше концептуальное знание. Но это знание является не поверхностным, как это принято говорить, а наиболее общим и в силу этого с его помощью нельзя решать какие-либо частные задачи. Для решения последних необходимо трансформировать концептуальное знание: перевести его из общего в частное и конкретное, довести его до акта свершения действия. Так, если я покупаю галстук, то для выработки концепции, какой галстук мне необходим, я в обязательном порядке исхожу из общей концепции костюма, а в свою очередь эта концепция основана на общей концепции одежды, принятой в данной социальной группе и обществе в целом.
Если я решусь купить автомобиль, и если будут деньги и т.д., то кон-цепция автомобиля, который я хочу приобрести, будет строиться на более общей концепции моего образа жизни, а она, в свою очередь, будет базиро-ваться на концепции образа жизни социальной группы, к которой я принад-лежу. В свою очередь, концепция образа жизни данной социальной группы будет исходить из концепции образа жизни более общей социальной сово-купности и т.д. Так, сельский труженик, возможно, в большей степени будет ориентирован на автомашину "Нива", а мне бы хотелось иметь по меньшей мере "Мерседес".
Подобным образом строит концепцию своего поведения каждый из нас, таким же образом это делает и социолог, исследуя некоторую проблему. Он строит предположительную концепцию поведения интересующей его социальной совокупности людей или пытается воспроизвести концепцию, исходя из фактов, определенного поведения. Зная концепцию, можно предсказать с большой долей вероятности, как себя поведет данная социальная совокупность и каждый ее представитель. И наоборот, зная как себя ведет данная совокупность, можно определить и концепцию ее поведения. Концепция - это теоретическое осмысление, обоснование поведения человека или любой социальной группы. Исследуя акты поведения, можно определить и концепцию, которая обусловила их.
Правда, определение одного через другое довольно трудное дело. Психологи здесь продвинулись несколько дальше. Если человек любит гу-лять один, да еще в дождливую погоду, то это означает с большой долей ве-роятности, что он замкнутый человек или склонен к самосозерцанию. Со-циологи также фиксируют зависимости. Так, если человек увольняется, зна-чит он чем-то недоволен. Но понятно, что при большом многообразии форм и видов отдельных актов поведения, установить строгие концептуальные зависимости просто невозможно. Поэтому социологи исходят из наиболее типичных фактов, характерных для относительно больших социальных групп.
Выявление соответствия нашей концепции какому-то конкретному действию требует большого опыта, знания наиболее общих законов. Так, например, сразу очень трудно установить, что стоит за таким актом, как по-купка автомобиля, какая концепция обусловливает желание приобрести ав-томобиль. Мы назвали серию мотивов, определяющих конкретный акт по-купки автомобиля, т.е. одному нужен автомобиль, чтобы зарабатывать день-ги, другому - чтобы ездить на дачу, третьему - чтобы катать друзей и подруг и т.д. В принципе частных концепций может быть довольно много. Но в обязательном порядке каждая из них и все вместе они обусловлены какой-то общей концепцией, которая и является основной причиной данного поведе-ния.
Так, вполне возможно, более общей может быть концепция образа жизни определенной группы населения, характерной особенностью которой являются высокий уровень доходов, особая структура потребления и расходов, где автомобиль занимает не последнее место. Правда, здесь возникает резонное возражение. К чему так стремиться к покупке автомобиля, имея в виду вышеуказанные трудности, когда можно просто произвести перераспределение доходов, например, тратить больше денег на удовольствия, культурный рост, отдых, туризм и пр. Но все дело в том, что структура распределения доходов зависит от глубинных мотивов. Не является ли глубинной причиной формирования потребности в автомобиле решение проблемы ускорения обмена информацией между людьми в процессе общения? И предположение не лишено оснований. В большом городе, например такого как Москва, когда общественный транспорт работает плохо, по телефону многие вопросы не решить, автомобиль может быть тем единственным средством, которое значительно увеличивает скорость информационного обмена. Не поэтому ли в мире растут парк автомобилей, мощность двигателей, скорости, улучшаются дороги и многое другое?
Может быть. Но это только гипотеза, разработанная социологами и изложенная в программе социологического исследования, которую необхо-димо проверить в ходе исследования. Действительно, исследование под-твердило данную концепцию довольно хорошо, хотя и не полностью. Види-мо, имеются и другие существенные факторы, оказывающие влияние на данный процесс.
Предпрограммная работа - это процесс выработки концепции путем сбора исходного теоретического и эмпирического материала. Но генераль-ная концепция социологического исследования в обязательном порядке со-стоит из серии частных концепций, каждая из которых содержит в себе весь цикл исследовательских операций, присущих любому исследованию: нали-чие частной исходной концепции, проверка ее, анализ результатов проверки, переосмысление, выработка новой концепции, опять ее проверка и т.д. Как правило, проверка частных концепций осуществляется на малых выборках, в форме интервью, опроса экспертов. Общие и частные концепции отличаются друг от друга только уровнем общности и глубиной проникновения в сущность изучаемого процесса.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Сеймур Садмен, Норман Брэдбери. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • Эльконин Д.Б. Психология игры.
  • Притча «Три вопроса»
  • Притча «Не значит...»
  • Притча «Разоблачение»
  • Главный Редактор. Что такое Новый год? песня
  • Сорокина Наталия Ивановна. Что такое Новый год?
  • Притча «Каков же ответ?»
  • Из книги Дж. Рейнуотера. Это в ваших силах.
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Притча «Музейный смотритель»
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Притча «Один ответ на разные вопросы»
  • Притча «Два вопроса»
  • Вопросник по драйверам
  • Притча «Корысть»
  • Бунакова Анна Юрьевна. Выступление на родительском собрании второй группы раннего возраста «Карасик» «Кризис 3 лет»
  • Притча «Три важных вопроса»
  • Притча «Ответ на вопрос»
  • Назарова Ирина Николаевна. Анкета «Какое место занимает физическая культура в вашей семье?»
  • Притча «Что такое грусть»
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. ПРОГРАММА 'Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста'
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • Как формируется первое впечатление о человеке
  • Притча «Голые мудрецы»
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Притча «Лучший клиент»
  • Притча «Восточная притча»
  • Притча «Милосердие»
  • Притча «Присутствие и отсутствие»
  • Рыжих Оксана Георгиевна. Консультация для родителей на тему «Гиперактивные дети»
  • Притча «Три вопроса»
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Детские вопросы: как правильно на них отвечать?'
  • Эверстова Оксана Николаевна. Сочинение – ЭССЕ воспитателя МБДОУ Нижне-Бестяхского детского сада «Сказка» Эверстова Оксаны Николаевны «Что значит быть воспитателем детского сада»
  • Шохин В.К. САНКХЬЯ-ЙОГА И ТРАДИЦИЯ ГНОСТИЦИЗМА
  • Притча «Вечный вопрос»
  • Главный Редактор. Вот что значит настоящий, верный друг
  • Fr. Von Hohenheim. «Liber B vel Magi». Вопросы и ответы
  • Тест "Боги и Богини"
  • Притча «Что такое любовь? 2»
  • Мария Гуляко. «Безумен и особо опасен» — стигматизация душевнобольных и мифы, транслируемые СМИ
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Притча «Что такое деньги?»
  • Притча «Что такое любовь»
  • Сергей Ключников. Как избавиться от застенчивости: двенадцать шагов
  • Притча «Почему уходит любовь»
  • Притча «Вопросы и ответы»
  • Притча «Философия»
  • Притча «Что такое ЛЮБОВЬ?»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь