Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 67738

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Еще недостаточно изучен механизм возникновения идеального (психического) из материального (головного мозга), взаимосвязи сомати-
1 См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.— 2-е изд.— Т. 3.— С. 1—4. 'Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.— 2-е изд.— Т. 20.— С. 34. 'Ленин В. И. Поли. собр. соч.—Т. 18.—С. 50. «Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.— 2-е изд.— Т. 20,— С. 490.





9




ческого и психического, сознательного и бессознательного. Это порождает идеализм и мистику в области как психологии и социологии, так и психиатрии.
Известны теория Кречмера (Е. Kretschmer, 192I) о связи характера и психических заболеваний с телосложением, теории наследственной обусловленности психической патологии, в том числе теория дегенерации, психоаналитические концепции и др. Они отражают потребность в выработке единой типологии личности, стремление понять психологию повседневной жизни и психопатологию с точки зрения взаимодействия биологического и социального, эндогенного и экзогенного. Однако одностороннее представление о роли этих факторов в становлении личности и возникновении патологии приводит к научной несостоятельности подобных теоретических подходов.
Для научного понимания причин и механизмов развития психической патологии имеет значение исходная концепция личности. Так, А. В. Петровский (1977) определяет личность как существо, включенное в общественные отношения и являющееся деятелем общественного развития. Для него характерны относительное постоянство, индивидуальность и неповторимость психического склада, сочетания психических свойств: характера, темперамента, особенностей протекания психических процессов, совокупности чувств и мотивов деятельности, способностей.
В структуру личности включают все известные сознательные и бессознательные психические процессы: ощущения и восприятия, память, мышление, эмоционально-волевую сферу с системой мотивации и удовлетворения биологических и социальных потребностей, сознание как регулятор их адекватного осуществления и целенаправленной активности. Личностный уровень (личность) рассматривают как подсистему, вышележащую по отношению к индивидуально-психологическому и организменному уровням (В. В. Столин, 1983). Это, по А. Н. Леонтьеву (1975), продукт онтогенетического общественно-исторического развития, то есть взаимодействия индивидуальных биологических предпосылок и индивидуальных условий социального бытия.
Каждый человек представляет собой единство трех подсистем — личность, индивид и организм,— в котором личностная характеристика одновременно отражает его социальную сущность и направленность, индивидуальный эффект воспитания и обучения, психологические задатки, врожденные и приобретенные анатомические и физиологические свойства головного мозга и организма в целом (Н. Е. Бачериков и соавт., 1985). Нарушение адекватного взаимодействия подсистем между собой, с природной средой и социальным окружением создает предпосылки возникновения психической патологии.
К. К. Платонов (1969) выделил четыре подструктуры, которые определяют характер психологических и психопатологических реакций: 1) исключительно социально обусловленную подструктуру (направленность, отношения, моральные качества); 2) опыт (знания, навыки,
10

умения и привычки); 3) индивидуальные особенности форм отражения; 4) биологически обусловленную (темперамент и органические патологические особенности). Н. П. Дубинин (1977) подчеркивал, что в качестве биологических следует рассматривать лишь такие свойства, как особенности строения организма и его частей, структурную организацию функциональных систем, природные механизмы адаптации к окружающей среде, поведение, одаренность, эмоциональность и т. д., которые закреплены в наследственности. При этом биологические особенности определяют степень интенсивности тех или иных черт личности, но не качественное содержание сознания, имеющего социальную природу.
Известный генетик Д. К. Беляев (1987) подчеркивал, что различные поведенческие свойства человека, его индивидуальные и личностные качества одновременно генетически и социально детерминированы. В биосоциальной структуре личности, наряду с наследственностью и результатами воздействия среды, в том числе и социальной, важную роль играет и третий элемент — собственное Я с индивидуальным миром чувств, мыслей, решений и т. д., непосредственно связанный по происхождению и тесно взаимодействующий с двумя первыми элементами.
Таким образом, этапы развития и структуру личности следует рассматривать с учетом биологического предрасположения и постоянного, начиная с рождения, стимулирующего и формирующего воздействия совокупности природных, социально-экономических и социалыю-психологических факторов. На протяжении онтогенетического развития у человека формируется целостный образ своего Я и окружающего мира, в котором человек одновременно воспринимает себя как самостоятельную и активную личность, органически связанную со средой часть, принадлежащую ей, принимаемую или отвергаемую этой средой. Эффективность усвоения детьми предметного восприятия, мышления и речи, как бы «спонтанное развертывание» способностей А. А. Меграбян объясняет тем, что человек с момента рождения является носителем человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием человеческого филогенеза. Лишаясь в процессе эволюции ряда врожденных инстинктивных приспособлений, свойственных животным, он приобретает существенное преимущество в виде возможности формирования высших, специфических человеческих форм социального взаимодействия. При рождении человек получает определенный генетически и врожденно обусловленный набор биологических свойств, являющихся предпосылкой последующего его развития под влиянием стимулирующих, особенно социальных, воздействий. При этом инстинктивные органические потребности не подавляются и не вытесняются в бессознательное, а социализируются, то есть включаются в систему усвоенных сложных форм ценностной ориентации и сознательно направленной активности.



11


Формирование личности — длительный динамичный процесс приобретения социального опыта, поэтому нельзя возлагать всю ответственность за возникновение определенных черт (положительных или отрицательных) только на условия воспитания в ранние детские годы. Корректировка характера, моральных и других установок происходит особенно интенсивно в детском, подростковом и юношеском возрасте, но не прекращается и у взрослых людей.
Процесс формирования личности, усвоения и присвоения образа восприятия себя и окружающего мира, образа мышления и речи, эмоциональных и моральных установок происходит при участии психофизиологических механизмов интериоризацни (преобразования внешней информации в достояние собственного Я, в органическую составную часть его, в собственные убеждения) и экстериоризации (реализации интериоризованных убеждений в социальной активности), на что указывали многие отечественные и зарубежные авторы (А. А. Меграбян, 1978; A. KepinsM, 1978, и др.). Интенсивность и эффективность процесса интериоризации обратно пропорциональны возрасту, поэтому не случайно большую роль в формировании определенных черт личности, асоциальных и аномальных форм поведения и предрасположенности к психопатологическому реагированию отводят условиям раннего детского воспитания в семье и в детских дошкольных и школьных коллективах.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • А.П. Кормушкин. Акцентуированные личности в политике (Жириновский, Путин, Ельцин, Гитлер)
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Леонгард К. Акцентуированные личности.
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Мусалеева Мария Сергеевна. Социальная адаптация детей к жизни, посредством театрализованной деятельности.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Признаки аддиктивного поведения у интеллектуально одаренных подростков в процессе познавательной деятельности
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Журавлева А.Л. Социальная психология. Под редакцией
  • Назарова И.Э. Защитные механизмы.
  • Филиппова Ирина Викторовна. Рекомендации для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в группе по познавательно-речевому развитию старших дошкольников»
  • Пожидаева Елена Александровна. Проект «Сотрудничество семьи и ДОУ в нравственном воспитании дошкольников»
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Казакова Светлана Анатольевна. Особенности развития детей раннего возраста в условиях депривации
  • Исагулова Е.Ю. Особенности формирования, клинической динамики, диагностики и коррекции нарциссического расстройства личности (на примере рассмотрения клинического случая)
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Ларионова Ирина Александровна. Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребёнка.
  • Различные варианты психологических травм в зависимости от длительности их воздействия и интенсивности
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Развитие самосознания в дошкольном возрасте.
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Молярук Александр. Эго-состояния. Развитие и гармонизация структуры личности
  • Сысуев Вадим. Коллекция типологий, классификаций типов личности
  • Иванова В. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Кривова Ольга. Мир шизоидной личности
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Слотина Т.В. Психология личности
  • Балыкова Айна Муссаевна. Формирование музыкальной культуры обучающихся
  • Шварц-Салант Н. Нарциссическая и пограничная личности: сходства и контрасты
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Кузяшина Светлана Петровна. Особенности организации взаимодействия педагога с воспитанниками по решению задач формирования нравственности личности
  • Рубанова Людмила Борисовна. Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей у детей дошкольного возраста с ЭВС
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Кравченко Татьяна Викторовна. Мастер-класс: Особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
  • Личностные черты и покупательское поведение. Что ваши покупки говорят о вашей личности?
  • Бек Аарон, Фримен Артур. Когнитивная психотерапия расстройств личности.
  • Волкова Ирина Александровна. Ранняя профессиональная ориентация как средство формирования культуры безопасности личности детей дошкольного возраста
  • Роджерс К. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Теория функций. Функционика. Модель личности по Аугустинавичуте.
  • Осипова Галина. Физиологическое и психологическое воздействие телепередач на процесс социально-личностного развития
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Искусственный интеллект определяет черты личности по глазам



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь