Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 181466

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Продажа — чисто человеческое явление, хотя у животных тоже существуют «биоэкономические отношения»: симбиоз, общественный парасимбиоз, синойкия, комменсализм, паразитизм и др.1
1 Паразитизм — использование одним организмом другого в качестве источника пищи и места обитания, с возложением на него обязанностей регуляции взаимоотношений с внешней средой.
Симбиоз — взаимно-полезное сожительство.
Общественный парасимбиоз - «жизнь бок о бок», при которой организм оказывает услугу одной особи, а ответную услугу получает от другой.
Синойкия — квартирантство одного из организмов на теле или в теле другого, при том что пользу от этого могут извлекать оба организма или только один из них.
Комменсализм — использование одним партнером для питания только отбросов, избытков, остатков пищи другого партнера (Догель В. А., 1962; Тарасов В. В., Богоявленский Ю. Л., 1996). См. об этом также в книге: Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2000. С. 11—12.

16
Тренинг влияния и противостояния влиянию
Несмотря на то, что для российского менталитета продажа — это нечто недостаточно возвышенное, приходится признать, что продажа и покупка — это более цивилизованный способ взаимодействия, чем принуждение и подчинение.
Если иностранный коллега говорит мне после дискуссии: «Хорошо! Я покупаю твою идею!» — это означает, что мне удалось его убедить. В модели ситуационного лидерства Кеннета Бленчарда лидер должен продатьсвоя идеи, советы, инструкции (Blanchard К., Johnson S., 1984). В такой продаже покупающая сторона добровольно берет что-то у продающей, на первый взгляд ничего не отдавая ей взамен. На самом же деле «принимающий» отдает свое согласие добровольно взять то, что ему предлагают. Он отдает согласие поддаться влиянию. Это согласие обладает высочайшей ценностью для «отдающего», так как «принимающий» в этот важный момент совершает акт самоотречения от трех целей собственного влияния.
1.4. Цели влияния
Психологическое влияние осуществляется для достижения трех целей:
1) для удовлетворения своих потребностей с помощью других людей или через их посредство;
2) для подтверждения факта своего существования и значимости этого факта;
3) для преодоления пространственно-временных ограничений собственного существования.
В сущности, первая из этих целей включает и две остальные, если считать потребностями стремление утвердить факт своего существования и стремление к преодолению пространственно-временных ограничений. Однако различия между тремя целями все же достаточно существенны.
В первом случае психологическое влияние используется для того, чтобы добиться удовлетворения иных потребностей, а не собственно потребности влияния.
Во втором случае влияние служит знаком, индикатором, доказательством факта существования влияющего и значимости этого существования.
В третьем случае влияние само является потребностью и выступает как одна из форм главного стремления всего живого — преодоления пространственно-временных ограничений своего существования.
Рассмотрим три выделенные цели влияния более подробно.

Глава 1. Понятие психологического влияниям противостояния влиянию______17
Влияние как средство удовлетворения потребностей
Для большинства людей свойственно считать цели своего влияния (или объявлять их) благородными, то есть продиктованными интересами дела, общества, развития, творчества и т. д.2
Цели, связанные с иными потребностями, зачастую не осознаются или тщательно скрываются.
Убеждая другого человека в чем-либо или внушая ему какую-либо идею, чего на самом деле мы пытаемся добиться? Например, чего мы добиваемся, убеждая директора фирмы, что принять на работу следует кандидата А, а не кандидата Б? К чему мы на самом деле стремимся, когда внушаем ребенку, что он должен быть самостоятельным? Какую цель мы преследуем, когда призываем учеников или подчиненных брать с нас пример или копировать наше поведение? Традиционный ответ на эти вопросы выражается двумя известными житейскими формулами: «Это делается ради пользы дела» и «Это делается для пользы этих людей». Но так ли это? Действительно ли целью нашего влияния является польза для дела или для других людей?
При определенной привычке к самоанализу каждый человек может признать, что во многих случаях он пытался убедить других людей в чем-либо или склонить их к определенной линии поведения потому, что это отвечало его собственным интересам, в том числе интересам материальным.
ПРИМЕР
Действие инициатора Осознаваемые или объявляемые цели Истинные цели
1. Руководитель настаивает на своем решении
2. Деловой партнер оттягивает заключение договора
3. Родители требуют от своих детей самостоятельности Якобы в интересах дела
Под видом борьбы за точность и «транспарентность (прозрачность) условий
Ради воспитания у них ценных качеств На самом деле - чтобы добиться реакций возмущения и неповиновения со стороны нежелательных работников и тем самым получить повод для их увольнения
На самом деле - чтобы не потерять возможность заключить более выгодный договор с другим партнером
На самом деле - чтобы избавиться от чувства вины из-за того, что слишком мало времени проводят с детьми
Человек можег предпринимать попытки влияния, чтобы разрядить свои агрессивные импульсы (потребность в агрессии) и попытки противостояния влиянию, чтобы защититься от нового (потребность в безопасности).
Энергетически гораздо легче отстаивать собственную точку зрения, чем дать себе труд прислушаться к чужому мнению и усвоить его. Сопротивление новому связано
2 Мелким шрифтом набраны цитаты из моей статьи «Личностное влияние и противостояние чужому влиянию», опубликованной в книге «Проблемы самореализации», СПб.: СПбГУ, 1997, а затем переизданной в «Журнале практического психолога», 1999, № 4 и в Хрестоматии «Психология влияния», СПб.: Питер, 2000.

18
Тренинг влияния и противостояния влиянию
с последней из четырех описанных Р. Дрейкурсом (см. ниже) целей «плохого поведения» — признанием себя несостоятельным и поэтому имеющим право быть оставленным в покое. Если отказ от попыток что-либо сделать или вообще как-то реагировать на внешние воздействия может быть отнесен к детским, незрелым формам демонстрации несостоятельности, то стремление настоять на своем мнении, на преимуществах собственного образа мыслей, действий, жизни — это скорее «взрослые» способы прикрытия (а на самом деле — демонстрации) своей несостоятельности перед напором нового.
Влияние как способ убедиться
в факте собственного существования
«.. .На протяжении всего периода развития ребенок испытывает чувство, что он уступает в чем-то как своим родителям, так и всему миру в целом. Вследствие незрелости его органов, его неопределенности и несамостоятельности, вследствие его потребности опираться на более сильные натуры и из-за часто возникающего болезненного ощущения подчиненности другим людям в ребенке развивается чувство несостоятельности, которое затем выдает себя в продолжение всей жизни» (Adler A., 1924. Р. 13). Ощущение собственной несостоятельности, по А. Адлеру, универсально, в то же время невыносимо. Каждый человек нуждается в том, чтобы убедиться в значимости своего существования.
По мнению гештальт-терапевтов, ребенку раннего возраста необходимо, чтобы окружающие признавали факт его существования и его действий. Однако очень быстро ребенок начинает понимать, что признание факта своего существования он получит только одновременно с оценкой его действий или каких-то иных проявлений. Усвоив это, в дальнейшем он начинает ориентироваться на оценки, на признание социальной значимости (Perls E.Hefierline R. E., Goldman P., 1951).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Присутствие и отсутствие»
  • Метод Сакити Тойода или метод пяти «ПОЧЕМУ»
  • Толопило Анатолий. Манипуляции в продажах, или как противостоять скрытому влиянию со стороны покупателей
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Шохин В.К. САНКХЬЯ-ЙОГА И ТРАДИЦИЯ ГНОСТИЦИЗМА
  • С. А. Зелинский. Кинематограф и литература. Единство и борьба противоположностей в контексте влияния на подсознание. - Сергей Зелинский
  • Притча «Труднее или легче?»
  • Притча «Как поступить?»
  • Притча «Всегда ли прав клиент?»
  • Притча «Ты никогда не разговаривал сам с собой?»
  • Притча «Ответ на вопрос»
  • Притча «Каков же ответ?»
  • Петрова Валерия. Сказка про мышку и лису
  • Притча «Контрольная»
  • Притча «Ответ — молчание»
  • Притча «Быть собой»
  • Притча «Почему уходит любовь»
  • Притча «Высокие чувства»
  • Притча «Ответ на любой вопрос»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Притча «Один час твоего времени»
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • Дикова Н.Л. О сеттинге работы с пограничным пациентом
  • Притча «Встреча»
  • Притча «Никаких но»
  • Притча «Дотошный учитель»
  • Притча «Три типа слушателей»
  • Притча «Простить можно всё, кроме....»
  • Чесноков Р.А. Фантазии об исцелении или «Почему же психологи все-таки не дают советов?»
  • Притча «Корысть»
  • Притча «Второй и второй»
  • Притча «Вечный спор и разговор»
  • Притча «1001 день»
  • Притча «Одиночество»
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Притча «Ответ дзэн»
  • Притча «Принять себя»
  • Притча «15 причин»
  • Упражнение: «Отношение предметов».
  • Притча «Ради любви»
  • Притча «Правда и притча»
  • Притча «Что такое Любовь?»
  • 10 признаков умных людей
  • Вероника Хацкевич. Как найти свое призвание или «Чего хочу — не знаю»
  • Притча «Письмо»
  • Притча «Про любовь»
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Притча «Неправильный вопрос»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь