Роршах Герман. Психодиагностика.

Категория: Психодиагностика, Тест Роршаха | Просмотров: 16401

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Далеко не все ответы наших испытуемых являются истолкованиями в подобном смысле. Большинство больных с органическими поражениями (сенильная деменция [старческое слабоумие], прогрессивный паралич) и эпилепсией, множество больных шизофренией и большинство маниа
Экфорировать — от греч. ekphorie, обозначающего мнестический процесс, воспоминание (Прим. перев.).
Ойген Блейлер (1857—1940) — профессор психиатрии Цюрихского университета (1898—1927) и директор знаменитой клиники «Бургхельцли», которой он стал руководить после своего учителя Августа Фореля. Вместе с заведующим одним из отделений клиники К. Г. Юнгом Блейлер был первым представителем академической науки, ставшим приверженцем и защитником фрейдовского психоанализа. Вместе с Фрейдом Блейлер издавал первое психоаналитическое периодическое издание — Jahrbuch fiir psychoanalytische und psychologische Forschungen (Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований) (Прим. перев.). Engramm (греч.) — надпись, в психологии под энграммой подразумеваются следы в памяти от сохраняющихся впечатлений («дремлющие» образы памяти) (Прим. перев.).
22
Метод
кальных больных, почти все слабоумные и огромное количество людей, обладающих вполне нормальным рассудком, даже не догадываются о том, что с их стороны осуществляется такая психическая активность, заключающаяся в сравнении образов. Вместо того чтобы истолковывать случайные образы, они действительно их видят. Эти испытуемые могут даже поразиться тому, что другие люди видят на таблицах не то же самое, что и они. Это легко понять, так как в случае этих испытуемых и речи не может быть о каком-либо истолковании, ведь они здесь воспринимают реальный объект. Они столь же мало догадываются об усилиях, затрачиваемых ими на ассоциативное сравнение, как это бывает, когда, например, нормальный человек мгновенно узнает знакомого ему человека или, не задумываясь, определяет, что перед ним находится дерево. Наверное, стоит допустить, что существует определенный порог, перейдя который восприятие, неосознаваемая психическая активность, затрачиваемая на сравнение, превращается в истолкование, в понимание того, что на это сравнение нами затрачиваются усилия. У слабоумных больных (в том числе страдающих старческим слабоумием) и маниакальных больных этот порог располагается очень высоко.
Там, где этот порог находится очень низко, мы увидим противоположное: даже самое простое, наиболее повседневное восприятие интрапсихи- чески будет восприниматься как огромное усилие, затрачиваемое на сравнение. Такое встречается у педантичных людей, которые в процессе восприятия пытаются добиться наибольшего соответствия между комплексом получаемых в данный момент ощущений и существующими у них эн- граммами. Еще ярче это обнаруживается у некоторых депрессивных больных, для которых психические усилия, затрачиваемые на сравнение, становятся настолько обременительными, что они вообще ни к чему не могут прийти, и все, воспринимаемое ими, кажется им «изменившимся», «чуждым». В нашем эксперименте педанты и депрессивные больные пытаются выискать на предъявляемых им тестовых таблицах такие детали, которые выступают с наибольшей реалистичностью и ясностью, хотя и в этом случае подобные испытуемые довольно часто говорят: «Я совершенно точно знаю, что я просто истолковываю то, что вижу, а на самом деле здесь нечто другое».
Нормальные испытуемые чаще всего будут спонтанно утверждать, что они «истолковывают» образы, которые видят на таблицах.
23
Г. Роршах. Психодиагностика
А те из испытуемых, кто отличается врожденной или приобретенной интеллектуальной неполноценностью, наоборот, будут склонны «узнавать» знакомые им образы. Данный факт указывает на то, что различия между истолкованием и восприятием связаны с ассоциативным (интеллектуальным) аспектом. То, что ответы людей, находящихся в веселом расположении духа, скорее будут носить характер истинного восприятия, а у больных, находящихся в депрессивном состоянии, — характер истолкования, говорит также о том, что обнаруживаемые здесь различия не определяются исключительно ассоциативными процессами, а на границе между восприятием и истолкованием включаются в работу аффективные факторы.
Таким образом, можно сделать вывод, что различия между восприятием и истолкованием являются по своей природе индивидуальными и количественными, а вовсе не принципиальными и не универсальными. Из этого следует, что истолкование может являться лишь особым случаем процесса восприятия. Потому не стоит сомневаться в том, что наш эксперимент по истолкованию форм имеет право называться тестом восприятия.
О значении фантазии для истолкования образов см. с. 132—135.
II. ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
1. Подходы к анализу ответов испытуемых
При анализе полученных от испытуемых данных содержание ответов берется во внимание в самую последнюю очередь. Намного важнее стремление экспериментатора разобраться в функционировании у испытуемых процессов восприятия и мышления. Нас в первую очередь интересует формальная сторона дела.
Протокол эксперимента исследуется на наличие в нем следующих моментов:
1. Сколь велико число полученных ответов? Какова продолжительность реакции? Как часто испытуемый оказывается неспособным дать ответ на какие-либо таблицы?
2. Определяется ли полученный ответ только формой случайно увиденного им образа, или же повлияли еще и кинестетические ощущения, а может быть, и цвет объекта?
3. Была ли таблица увидена и истолкована целиком, или же испытуемый обратил внимание только на какие-либо ее части; если это так, то на какие именно?
4. Что конкретно увидел испытуемый?
К вопросам, приведенным под пунктами 2, 3 и 4, добавляются дополнительные, о которых будет сказано чуть позднее.
Излагаемые в книге гипотезы опираются на экспериментальные исследования, проведенные при помощи нашей серии тестовых таблиц. Предварительно мы опишем выборку, на которой проводилось исследование:
25
Г. Роршах. Психодиагностика
Мужчины Женщины Всего
Здоровые образованные люди 35 20 55 Здоровые люди с низким уровнем
образования 20 42 62
Больные психопатией 12 8 20
Больные алкоголизмом 8 — 8 Больные с диагнозом «дебильность»
и «имбецильность» 10 2 12
Больные шизофренией 105 83 188 Больные маниакально-депрессивным
психозом 4 10 14
Больные эпилепсией 17 3 20
Парализованные больные 7 18
Больные старческим слабоумием 7 3 10 Больные с атеросклеротической
(сосудистой) деменцией 3 2 5 Больные с корсаковским синдромом
и сходными состояниями 3 — 3
Итого 231 174 405



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • 7 таблиц из которых были получены имена 49 божественных ангелов
  • Рауш де Трауберг Н.К. Условия проведения теста Роршаха
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Старшенбаум Г.В. Суицидальный синдром в соматической клинике
  • Редактор. Решаем задачу - учимся логике
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Медведев С.Э. Опыт использования теории М.Боуэна в работе с семьями больных шизофренией на госпитальном этапе и в амбулаторных условиях
  • Меграбян А. ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Ложь о своих чувствах вызывает желание помыться
  • Многообразие смыслов, которые обретает сексуальность в культуре
  • Восемь подсознательных ошибок мозга и как их избежать
  • Притча «Легенда о счастье»
  • Сидячий образ жизни ухудшает память
  • Галат Оксана Анатольевна. Занятие психолога «Волшебная шкатулка памяти и внимания»
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Душевный образ; Soul-image; Geistbild
  • Имаго; Imago
  • Параметр; parameter
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • «Пойми меня»
  • Белый Б. Диагноз по чернильным кляксам.
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Андрей Торнов. Нервная система: проблемы которые вы имеете и знания, которых вы не имеете
  • Притча «Два букета»
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Возможны ли волевые решения? Эксперимент Либета
  • Закон Геккеля и семейный сценарий
  • Коллективное бессознательное; Collective Unconscious; Kollectives Unbewusstes
  • Гадание по дате рождения
  • Александр Марков. Гиппокамп отвечает за принятие предвзятых решений
  • Хороший или плохой? Восприятие добра и зла
  • Константин Бурмистров. Христианская Каббала и проблема восприятия еврейской мистики (XV – XIX вв.)
  • Интуиция; Intuition
  • Кристиан Бютнер. Молодежь. Действовать на свой страх и риск.
  • Шклярова Т.В. Как я учила мою девочку таблице умножения
  • Тест MMPI. Стандартизация и валидизация
  • Комплекс; Complex; Komplex
  • Мечты делают людей несчастными
  • Конденсация; condensation
  • Исследование семей в которых есть больные параноидной шизофренией. Примеры семейных генограмм.
  • Переход в другую комнату вызывает забывчивость
  • Главный Редактор. Развитие воображения у детей
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Определить сексуальную ориентацию можно по расширяющимся зрачкам
  • Заговоры на похудение – последствия и правила проведения
  • Тест "Боги и Богини"
  • Инкорпорация; incorporation



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 1)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь