Смит Ноэль. Современные системы психологии.

Категория: Психология, Системный подход в психологии | Просмотров: 45222

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Я использовал предложенную им иерархическую модель системы постулатов для организации постулатов каждой из психологических систем. В основании иерархии лежат протопостулаты, предположения науки, направляющие и контролирующие ход исследований и воздействие поведения научных работников. Например, имеет ли наука дело только с событиями, которые могут быть наблюдаемы или непосредственно выведены из наблюдений? Или же она также включает предположения относительно событий, трансцендентных по отношению к природе? Содержит ли она предположения о существовании предельных обобщений (ultimates) или окончательных истин или же она всегда предполагает возможность дальнейшей эволюции и корректировки?
Далее следуют метапостулаты, представляющие собой поддерживающие предположения для конкретной науки. В биологии такие предположения включали бы принцип эволюции, в противовес представлению о жестко фиксированных биологических видах; в геологии — такие процессы, как постепенный тектонический подъем, эрозия, отложения и т. д., происходящие в течение миллиардов лет, в противовес библейскому всемирному потопу; в физике — включение релятивистских принципов, в противовес исключительно абсолютным событиям;
24
в психологии — вопрос о том, центрированы ли психологические события в организме, окружающей среде, социальной группе или же они вовсе не являются центрированными. (Организация глав, посвященных десяти рассматриваемым в данной книге системам, основана на четырех каузальных предположениях, сформулированных на уровне метапостулатов.) Наверху иерархии находится система постулатов, которая задает структуру предмета изучения для данной системы и ее правил оперирования. Следующие альтернативные постулаты, например, непосредственно вытекают из метапосту-лата о центрировании или причинности: активность
организмов является (а) исключительно биологической; (б) биологической плюс психической; (в) определяется средой, (г) той или иной комбинацией (а), (б) и (в) или (д) взаимодействием организмов и объектов как части поля или контекста. На практике вопрос о том, на каком уровне должен находиться определенный постулат, часто остается неопределенным; тем не менее иерархия представляет собой отправную точку, полезную при исследовании исходных предположений. Для того чтобы облегчить студенту задачу по сравнению этих предположений, десять систем постулатов сведены вместе в приложении.
25


Глава 2. Исторические основания и логика науки
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
Наблюдающий за развитием вещей от их начала рассматривает их с наиболее выгодной позиции.
Аристотель. «Политика»
Тем, кто не способен помнить прошлое, суждено повторить его.
Джордж Сантаяна. «Жизнь Разума» (Life of Reason I)
От охотников-собирателей к классической Греции и натурфилософии
Когда и где берет начало дуализм «душа—тело»?
Всегда ли люди верили в раздельное существование души и тела? Достался ли нам этот дуализм в наследство от греческих досократиков? Являлся ли дуализм изначально частью психологии? Тщательное изучение исторических документов свидетельствует о том, что на все эти вопросы мы должны ответить отрицательно. И все же в психологии всеобщее распространение получило мнение о том, что вера в сверхъестественную душу является наследием наших доисторических предков (см., в частности: Denmark, 1980; Skinner, 1963; Wile, 1977). Тем не менее наиболее ранние письменные источники, в которых мы обнаруживаем следы психологических представлений, оставленные охотниками-собирателями, индоевропейцами, а также мыслителями Древнего Египта, Месопотамии, Иудеи и Китая, с очевидностью свидетельствуют о том, что идея дуализма души и тела не является для человечества естественной данностью.
Но что это для нас меняет? Если бы данный вопрос представлял лишь исторический интерес, попытки ответа на него не выходили бы за рамки узкого круга историков. Однако вопрос о том, возможна ли наука о душе и является ли психология такой наукой, представляет собой центральный вопрос, вокруг которого развивается вся современная психология. Этот вопрос в той или иной форме продолжает оставаться центральным для целого ряда современных
психологических систем. Психология развивается циклически; сначала она объявила себя наукой о душе, затем — наукой о поведении; и вот теперь некоторые системы психологии вновь склоняются в пользу души. История не может дать нам прямого ответа на вопрос, является ли предметом психологии душа, поведение или то и другое вместе, однако она может служить нам средством анализа. Если история сможет указать, где и когда возник психофизический дуализм1, это будет доказательством того, что такой дуализм существовал не всегда и что он не является единственно возможной формой мышления. История также предложит нам альтернативный взгляд, существовавший до возникновения психофизического дуализма. И наконец, история может определить условия и источники возникновения дуализма души и тела, и это знание позволит нам судить о том, насколько совместим характер этих источников со статусом психологии как науки.
Охотники-собиратели и пастухи. Среди племен, живущих охотой и собирательством, а также скотоводством, получило распространение представление о жизненной силе, которая может принимать форму дыхания, дыма, облака, тени, образа или видения и т. д. (Smith, 1985). Одним из наиболее распространенных ее форм было дыхание, и изображения линий, идущих от носа и рта (людей и животных), в наскальной живописи Франции и Испании (Smith, 1992) дают основания полагать, что это представление восходит к ледниковому периоду, то есть существовало 15 или даже 30 тысяч лет назад (Clottes, 1996). Последний вздох павшего воина описывается в «Илиаде» как псюхе2— слово, ставшее корнем слова «психология» (Smith, 1989). Выражение «испустить дух» означало не только выдохнуть, но и умереть, то есть утратить свою жизненную силу. Аналогичным образом само слово «дух» происходит от слова «дышать».
Представление охотников-собирателей, а также ранних земледельцев и скотоводов о жизненной силе существовало в двух вариантах (Hultkrantz, 1953; Bremmer, 1983). Один вид жизненной силы, практически существующий независимо от тела, овладевал человеком в состоянии сна, обморока и экстаза. Его можно назвать «свободной силой» («free power») — бессмертной и после смерти тела способной принимать иные формы, в частности формы животных.
1 Существует бесконечное разнообразие форм дуализма, и конфликт, порождаемый дуальными оппозициями, становится центральным предметом диалектики (см. главу 9). Дуализм «душа—тело» представляет собой специфическую форму психофизического дуализма, где корень «психо-» означает нечто, находящееся вне пространства и времени, лишенное физических качеств и трансцендентное по отношению к физическому. В свою очередь «физический» относится к тому, что существует исключительно в пространстве и времени. Такие термины, как «нефизическое», «бестелесное», «трансцендентное», «внепространственное», «транснатуральное», «сверхъестественное» и «непротяженное», относятся к тому, что лежит за пределами физической реальности. «Непротяженное» (unextended) означает «не имеющее пространственной протяженности» или «не имеющее размерности». К этому перечню можно также добавить «метафизическое». Хотя Аристотель вкладывал в данный термин значение «после физики», позже он приобрел значение «вне физики» — нечто, не соотносимое с физической реальностью.
2 Греческое слово |П>ХЛ. звучит приблизительно как «псюхе».
27
Другой вид жизненной силы был активным в то время, когда человек находился в бодрствующем состоянии, и часто отождествлялся с дыханием. Мы можем назвать его «телесной силой» («body power»), ответственной за такие психологические функции, как мышление, чувства и восприятие. Однако конкретные характеристики обоих видов жизненной силы у разных племен были различными. Обычно и свободная, и телесная силы обозначаются словом «душа» («soul»), однако в настоящее время это слово пропитано христианскими сверхнатуралистическими мотивами, которые были чужды нашим далеким предкам.
Древние охотники-собиратели, как правило, приписывали этим видам жизненной силы способность воздействовать на природные явления — болезнь, удачу, обилие пищи, погодные условия, смену времен года, участь врага, формирование местных природных условий, наличие источников воды и т. д. Эти анимистические силы превосходили силы человека, и потому воспринимались как сверхчеловеческие. Однако они были слабее природных сил, а потому не считались сверхъестественными, то есть выходящими за пределы пространственно-временных измерений природного мира (Saliba, 1976; Spiro, 1966). За неимением более подходящего термина назовем этот образ мышления «натуралистическим анимизмом». Слова, обозначающие дух или душу, в этом случае обычно связаны с дыханием, кровью или с самой жизнью (Smith, 1985,1989). Коренным американцам оказалось нелегко примирить христианское понятие нефизической души со своей собственной системой верований (Hultkrantz), поскольку христианский раскол между душой и природой противоречил их собственной укорененности в природном мире. В полном соответствии с натуралистическими представлениями индейцев о жизненной силе находится тот факт, что этнографы не обнаружили среди их племен никаких следов понятия души, различения внутреннего и внешнего или каких-либо иных форм психофизического дуализма (Fortes, 1949, 1965; Lienhardt, 1961).
Ранние и незападные цивилизации. В наиболее ранних центрах цивилизации, о которых нам известно благодаря расшифрованным письменным свидетельствам, мы обнаруживаем отношение к миру и к человеку, сходное с отношением охотников-собирателей. В древнейшем государстве Месопотамии, Шумере, верховные божества были олицетворением природных сил (Smith, 1993b). Высшими божествами являлись бог неба Эн (Ан [An]), богиня земли Ки (Ki), и вселенский дух эн-ки (ан-ки, «небо-земля»). «Владыкой ветра» был Энлиль (Enlil), где эн означает «владыка», а лиль — «ветер». Соответственно,
это божество являлось также воплощением жизненного дыхания и одушевленной материи. В этих представлениях отсутствует дуализм души и тела или физического и нефизического, как и в четырех модусах бытия жителей Месопотамии: удаче, судьбе, витальности и индивидуальной телесности (Oppenheim, 1964; Smith, 1974, 1993b).
Сердце считалось средоточием большинства психологических явлений для народов Месопотамии, Древнего Египта, Древнего Китая, Древней Греции, майя и других. (Изменение сердечного ритма в аффективных ситуациях и его связь с изменением дыхания легко прослеживается.) В Древнем Египте в период Нового Царства (2000-1780 гг. до н. э.)3 божество чувств и тактильных ощущений, Сиа (Sia), помещается в сердце.
В папирусах встречается изображение сердца на одной чаше весов и пера на другой, что символизирует суд справедливости, ожидающий человека после смерти и определяющий его судьбу в потустороннем мире. Одним из модусов бытия у древних египтян был ба (Ьа), тесно связываемый с дыханием и являвшийся носителем жизненной энергии в загробной жизни (Smith, 1990b). В период Нового Царства он изображался в виде птицы с человеческой головой, иногда — вдыхающей в ноздри мумии. Забкар (Zabkar, 1968) отмечает, что поскольку в древнеегипетской культуре не существовало дуализма, ба не рассматривался ни как внешняя, ни как внутренняя сущность, не являлся он и духовной силой, противопоставляемой материальным силам. «Дуалистический взгляд на человека как состоящего из двух совершенно различных элементов... был чужд древним египтянам» (р. 113), и далее: «Идея о нематериальности или духовности являлась настолько несовместимой с представлениями о ба, что христианизированные египтяне находили слово ба неприемлемым для выражения христианского понятия души...» (р. 56). Для древних египтян мир животных, людей и богов представлял собой единую неразрывную целостность.
В Древнем Китае представление о богах было также вполне материалистическим. Они уподоблялись человеческим существам, хотя и наделялись значительно большим могуществом, что в корне расходится с западными представлениями о сверхъестественном боге (Kuo & Lam, 1968; Maspero, 1978; Granet; 1975, 1922). Многие образованные китайцы, в особенности последователи конфуцианского учения, были атеистами. Традиционная китайская система верований была очень конкретна по своей природе. Мистический элемент в ней отсутствовал, а абстракциям не придавалось большого значения. Ритуалы совершались главным образом потому, что считались
3 Сокращение до н. э., означающее «до нашей эры» (англ. ВСЕ, Before Common Era), используется взамен сокращения до Р. X., означающего «до Рождества Христова» (англ. ВС — Before Christ); соответственно, сокращение н. э., означающее «нашей эры», заменяет собой выражение «от Рождества Христова» (лат. и англ. A. D., Anno Domini). Историки все чаще употребляют нейтральные обозначения вместо христианоцентричных.
28
практически эффективными. В древнекитайской мысли признавались два типа жизненной силы, инь — пассивное начало, связываемое прежде всего с телом, а в особенности — с кровью, и ян — активное начало, основу которого составляет дыхание. В даосизме 4чи» (= энергия) рассматривается как дыхание или жизненная сила Дао. Вместилищем многих психологических функций считалось сердце, а психология носила название ксин-ли-ксю (xinli xue) — «учение о правилах сердца» (Petzold, 1987). Хотя в традиционной китайской системе верований дуализм отсутствовал, он был привнесен в нее извне. Многие китайцы, обучавшиеся на Западе, перенесли понятие дуализма и на китайскую психологию (Yue, 1994; Petzold, 1994). Буддизм, пришедший в Китай из Индии, также привнес в китайскую мысль представления о дуализме души и тела (Кио, 1976).
Традиционные взгляды японцев основаны на взаимосвязи всего во вселенной, а потому дуализм души и тела в них отсутствует. Человек есть лишь звено непрерывной цепи различных форм природы (Maruyama, 1974; Watanabe, 1974), как и цепи природных божеств традиционной японской религии, синтоизма. Японцы не отделяют свое «я» от внешней среды, ибо ни первое, ни второе не могут быть определены независимо от друг от друга (Kojima, 1984).
Индоевропейцы. Единая языковая семья, вероятно, зародившаяся в районе Черного моря около шести тысяч лет назад, распространилась на огромных пространствах от Индии до Европы, включая Исландию (а позднее и значительно дальше, вместе с европейской колонизацией). Индоевропейская языковая семья включает такие восточные языки, как бенгали, урду, фарси, хинди, и такие западные языки, как русский, албанский, греческий, французский, исландский, кельтский и английский. В языках, принадлежащих этой семье, запечатлены свидетельства ранних психологических представлений индоевропейцев (Smith, 1989).
Древнейшим индоевропейским письменным памятником считается «Ригведа». Хотя дата создания этого текста неизвестна, археологические находки, связываемые учеными с его авторами, относятся к историческому периоду около 5700 лет назад. «Ригведа» представляет собой преимущественно собрание ритуальных гимнов, воспевающих красоту и характер природы. Боги «Ригведы» — это божества природных стихий, причем некоторые из них, как и в культуре Месопотамии, носят имена, соответствующие тем или иным природным явлениям.
Упоминаемые в «Ригведе» термины, относящиеся к нашей теме, хотя и немногочисленные, проливают свет на поставленные нами вопросы. Манас — слово, которое обычно переводится как «душа» или «дух», помещаемый авторами «Ригведы» в сердце, рассматривается ими, однако, как функция всего тела и означает лишь «мышление» или «мысль», но не разумную
душу, противопоставляемую телу (Bhawe, 1960). (Ведущий индийский психологический журнал носит название «Манас».) Поведение ставится в связь с дыханием и другими органическими процессами и рассматривается как жизненная функция. Атман означает дыхание или ветер. Таким образом, мы не находим в «Ригведе» следов психофизического дуализма.
Доклассическая Греция оставила нам великие эпические поэмы Гомера: «Илиаду» и «Одиссею». В этих памятниках мы снова находим богов, носящих те же имена, что и природные стихии, над которыми они господствуют (среди них Гея — Земля и Эрос — Любовь), что указывает на неразрывную связь самой природы и жизненных сил, рассматривающихся как ее причинные элементы. Эти жизненные силы представляют собой звено единой цепи, объединяющей их с людьми и с другими аспектами природы, где первые также выступают в качестве причин.
В своем президентском обращении к Американской психологической ассоциации Флоренс Денмарк (Florens Denmark, 1980) заявила, что первоначальными значениями слова психе (psyche) являлись «душа» («soul») и «дух» («spirit») и что современная психология способна объединить неосязаемое с физическим. Однако, как мы уже отмечали, у Гомера слово «naoxes>/«psuche »(или <<психе»/«psyche») вовсе не означало нечто неосязаемое или нефизическое. Это слово означало последний вздох, свободную силу, продолжавшую существование в потустороннем мире в форме тени, лишенной телесных ощущений. Утрата псюхе означала прекращение земной жизни. В эпоху Гомера этот термин не имел четко выраженного психологического значения.
Используемые Гомером термины, которые действительно имели психологические значение, служат для обозначения телесных функций. Пять из них заслуживают упоминания в связи с нашей темой (Smith, 1989):
• Кардия (Kardia), функция сердца, чувство.
• Менос (Menos), связываемый с импульсивными действиями и яростью, помещался в грудной клетке. Слово «менос» имеет тот же протоиндоевропейский корень, что и английское слово «mind» (душа, разум) и ведический «манас».
• Френии (Frenes), помещаемые в грудной клетке, в районе диафрагмы или в легких вблизи бьющегося сердца, обладают двумя различными характеристиками. Первая — созерцательная или интеллектуальная функция аффективного типа, включающая такие эмоции, как благоговение (awe), презрение, радость и чувство прекрасного. Вторая характеристика также является аффективной и дает начало таким английским словам, как «frenetic» (исступленный, фанатичный), «frantic» (неистовый, яростный), «frenzy» (безумие, бешенство) и «schizophrenia» (шизофрения)*. Интеллектуальный характер френии на-
• Все эти слова содержат семантическую составляющую, означающую агрессивную, необузданную и неконтролируемую психическую энергию. — Примеч. пер.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ильенков Э.В. - Диалектическая логика. Очерки истории и теории
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Хиллман Дж. Диагноз и аналитическая диалектика
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Герберт Стэнли Редгроув. В поисках философского камня
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Трансцендентная функция; Transcendent function; Transzendente Funktion
  • Братусь Б. К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Ильенков Э. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Противоположности; Opposites; Gegensatze
  • Объект; object
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Эмпиризм; Empiricism; Empiric
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Имаго; Imago
  • Реальный, реальность; real, reality
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Функция; Function; Funktion
  • Коллективное; Collective; Kollektive
  • Душевный образ; Soul-image; Geistbild
  • Эго; Ego; Ich
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Логос; Logos
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Эрих Фром говорил…
  • Самость; Self; Selbst
  • Притча «Определения»
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Как правильно относиться к деньгам ?
  • Йегуда Ашлаг. Любовь к Творцу и творениям



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь