Баженова Елизавета Викторовна. Как оценить работника за одну встречу.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 12136

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, TXT
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ВТОРОЙ ЭТАП ОТБОРА – РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ


Но ваш кандидат может и не прислать резюме, он может просто позвонить. О чем говорит звонок? О нескольких вещах сразу. Во-первых, ваш соискатель либо не владеет компьютером, либо не имеет компьютера, либо предпочитает отсылке резюме живое общение, чтобы выяснить сведения о вакансии, не сообщая о себе данных. Некоторые руководители, между прочим, тоже предпочитают живое общение. Один мне как-то даже признался: «А я, – сказал он, – ваших резюме не читаю, я их сразу в корзину, я с живыми людьми предпочитаю, с теми, кто позвонил». Адругие руководители, напротив, живому общению не доверяют, то есть на звонки отвечает секретарша, которая даже разговаривать с соискателями не желает, а сразу требует немедленной отсылки резюме. Во-вторых, звонком соискатель надеется «обскакать» претендентов, отсылающих резюме. Он считает, что, сделав звонок, сразу переводит трудоустройство на уровень собеседования. В-третьих, вполне возможно, что соискатель боится составлять резюме или не умеет этого делать… Но какова бы ни была причина звонка, если вы вакансию обозначили, то не уподобляйтесь упомянутой выше секретарше: позвонившему соискателю можно ответить, что вы очень хотите, чтобы он выслал вам резюме, или можете назначить ему дату собеседования, попросив принести резюме с собой. Но можете поступить иначе и провести собеседование по телефону.
Грамотно построенное интервью по телефону может сразу вам показать, заинтересованы ли вы в соискателе и стоит ли тратить на него время. В целом вопросы, которые вы должны задать, – это вопросы, освещаемые в резюме. Но здесь вы даже имеете преимущество, вы можете быстро выяснить все, что вас интересует или смущает.
Телефонное интервью выглядит примерно так.
– Здравствуйте, я по объявлению.
Не перебивайте позвонившего, не кричите ему, что по телефону вакансии не обсуждаются. Дайте ему успокоиться и представиться. Внимательно слушайте. Если ваш собеседник не называет себя, а сразу спрашивает о вакансии и зарплате, то попросите назвать себя и немедленно берите инициативу в свои руки. Сделайте так, чтобы вопросы задавали вы, а он отвечал. Но перехватывайте инициативу грамотно, ваш соискатель не должен понять, что вы переходите к своего рода допросу. Вы должны быть очень и очень доброжелательны. Доброжелательны, несмотря ни на что.
Первое, что нужно спросить, – источник, откуда звонящий узнал о вакансии. Этим вопросом вы отметите для себя издания, в которые полезно помещать данные о вакансиях на будущее, и одновременно вынудите соискателя вести диалог, а не получать ответы на те вопросы, которые его интересуют. Сообщите, что в это издание вы давали объявление, поинтересуйтесь, когда он это объявление прочитал (так выясняется, обдумывал ли соискатель вакансию или же прочитал и тут же позвонил), поблагодарите за звонок и скажите, что, прежде чем говорить о вакансии, вы хотите немного узнать о кандидате.
– Сейчас я введу вас в нашу базу данных, – обычно говорила я. – Я буду задавать вам вопросы, а вы мне отвечайте. Итак, начнем?
Этим простым предложением вы добиваетесь согласия сотрудничать и теперь можете спокойно ориентироваться на обычные пункты резюме.
– Повторите еще раз ваши полное имя, отчество, фамилию. Сколько вам полных лет? Какое имеете образование? Какие должности занимали? (Тут нужно добиться, чтобы соискатель называл точные должность и годы работы в том или ином учреждении.)
Поговорите о его последнем месте работы, расспросите о служебных обязанностях, выясните, почему он оставил эту работу. Желательно как следует разговорить соискателя, выяснить его взаимоотношения на прежнем месте с начальством и сотрудниками. Что бы позвонивший вам ни сказал по этому поводу, стремитесь показать, что целиком разделяете его мнение. Если нужно – посочувствуйте, если требуется – посмейтесь вместе с соискателем, но сами запоминайте и фиксируйте все, что услышите. Это может вам пригодиться.
Поговорив о работе, поинтересуйтесь, какие увлечения у него есть, какие виды деятельности нравятся, какие склонности он имеет. Мне как-то позвонил мужчина, который долго перечислял все свои места работы и учебы, их было немало, а потом признался, что мечтал бы заниматься фотографией, поскольку все свободное время проводит с камерой в руках. Я сразу для себя отметила, что фотография – вещь прекрасная, но вряд ли нам нужен менеджер-фотограф, почти, как он о себе сказал, профессионал. А ведь судя по занимаемым прежде должностям, он нам вроде бы подходил – младший продавец, продавец, старший продавец… Бывает и так.
Спросите ненавязчиво, где соискатель проживает, если такой улицы не знаете, выясните, у какой станции метро. Из этого вы сделаете вывод, насколько далеко придется кандидату добираться до места работы. Поинтересуйтесь, имеет ли он машину или предпочитает ездить на работу на городском транспорте. Спросите о семье, самочувствии (можно привязать этот вопрос к погоде), готовности приступить к работе (завтра, через неделю, месяц, когда уволится – если он работает).
Поинтересуйтесь, почему соискатель выбрал вашу фирму. Только тут не переусердствуйте. Понятно, когда человек выбирает работу в престижной, большой корпорации, на многих известный бренд действует магически. Но если ваша фирмочка не то что в соседнем городе, в соседнем городском районе неизвестна и занимается не самой престижной деятельностью, то спрашивать об этом, ожидая, что вам тут же начнут петь дифирамбы, бессмысленно. Напротив, если их запоют, знайте твердо: вам врут. Вас же должно интересовать, почему соискатель остановился на предложенной вами вакансии, которая вряд ли разительно отличается от десятка аналогичных. Поверьте, ответы обычно лежат на поверхности: либо это первое объявление (пятое, десятое) в его списке, либо близко к дому, либо график удобный, либо зарплата приемлемая. Бойтесь объяснений, что кандидат мечтает приложить силы для развития вашего бизнеса или же с детства неотступно мечтал об этой вакансии. Грубо говоря, по этому ответу можете смело судить об уровне интеллекта и честности кандидата.
Вот теперь, немного познакомившись, вкратце обрисуйте суть вакансии. По ходу дела спрашивайте, не боится ли претендент сверхурочных, командировок, напряженной работы, беготни, раннего начала или позднего окончания работы, сменного графика и т. п. Поясните, какие обязанности он должен будет выполнять, спросите, обладает ли он необходимыми умениями. Например, если требуется компьютерная грамотность, пусть перечислит программы, в которых работает.
Если вам кандидат понравился, возьмите его контактные данные, чтобы в дальнейшем с ним связаться. Скажите сразу, что приглашаете его на собеседование в офис, и назначьте встречу или пообещайте сообщить о времени собеседования по телефону. Если кандидат не понравился, извинитесь и сошлитесь на не устроившее вас обстоятельство. Скажите об этом честно и пожелайте соискателю удачи в поисках другой вакансии.
Нередко люди звонят просто из интереса. В таком случае вряд ли вы доведете этот разговор до конца.


ВТОРОЙ ЭТАП ОТБОРА – ПРИХОДЯЩИЕ КАНДИДАТЫ


Если вы указали адрес вашей фирмы, то наиболее нетерпеливые или живущие по соседству могут явиться лично и без звонка. Это, конечно, может вам не слишком нравиться, но выгонять соискателя или трясти перед ним газетой с объявлением, что прежде нужно звонить или засылать свое резюме, не стоит. Примите появление кандидата спокойно. В конце концов, он не хлеб воровать пришел, а на работу наниматься. Впрочем, после наших объявлений явившихся без уведомления было всего шестеро. Соискатели привыкли не ходить по объявлениям, а звонить. Так что вы не слишком перетрудитесь, если проведете с такими визитерами первичное собеседование.
Если на данный момент вы заняты, не отсылайте соискателя прочь, а предложите подождать и заполнить анкету. Анкеты для этой цели должны быть заранее распечатаны и заготовлены в должном количестве. Вам все равно придется выдавать их кандидатам, если вы будете проводить собеседования.
Анкеты строятся обычным образом, по типу резюме, но вы можете ввести в них вопросы, которых в резюме не бывает. Для каждого вида деятельности существуют свои контрольные вопросы, ответы на которые дополнят портрет кандидата. Например, для работников табачной компании плюсом будут курение и получение удовольствия от табачного дыма; а для работника алкогольного производства плюсом окажется нелюбовь к таковым продуктам. И тут вопрос «любит – не любит» еще как актуален. На табачных фабриках нередко курят буквально везде, непривычный к такому дыму человек работать там не сможет. А отвращение к алкоголю не даст работнику бесконтрольно употреблять производимую предприятием продукцию.
Актуальным будет в анкете вопрос о судимости кандидата или его подследственности, а также аналогичные вопросы о ближайших родственниках. Вопросы должны быть сформулированы четко и однозначно, по типу «да» и «нет». Для того чтобы нелицеприятные вопросы очень явно «не засвечивать», разбавьте их незначимыми. К такого рода вопросам-добавкам относятся такие, как: посещали ли вы зарубежные страны, если да, то какие и когда; занимаетесь ли вы спортом, если да, то каким, имеете ли спортивные разряды; занимаетесь ли самообразованием, если да, то каким, и т. п. Важные и нелицеприятные вопросы лучше «прятать» среди незначимых и не вызывающих опасений.
Предлагая заполнить анкету, делайте это максимально доброжелательно, с улыбкой на лице. Дайте на заполнение анкеты минут 20–30, потом пригласите соискателя в кабинет. Держите анкету перед собой, пробегайте ее глазами и начинайте зачитывать ответы кандидата, всякий раз переспрашивая, например:
– Петр Сергеевич Фомин, правильно?
Похвалите соискателя либо за разборчивый почерк, либо за точность ответов – все равно за что. На остановившие ваше внимание вопросы попросите расширенного ответа, но тоже в мягкой и благожелательной форме. Если расширенные ответы содержат важную информацию, добавьте ее сами, при соискателе, спросив разрешения. В то же время наблюдайте за его реакцией. Можно, напротив, предложить кандидату самому внести дополнения или исправления.
На этом этапе отбора вы сразу можете отказаться от некоторых кандидатов. Остальные, в профессиональном плане подходящие, должны будут пройти тестирование и собеседование. Тем, кто понравился, назначьте следующую встречу.
Скажу сразу: кандидаты «с улицы» нам не подошли. В основном это были жители соседних домов, которые плохо понимали разницу между менеджером по продажам в фирмочке Ивана Семеновича и продавцом обычного магазина. Никто из них в отборочный тур не попал. Но зато мне стало ясно, что анкеты, заполненные не на компьютере, а от руки, могут очень многое рассказать о соискателе. Так что я бы предложила анкетирование не только для получения информации о кандидате, а еще и потому, что анализ почерка тоже дает немало полезной информации.
Для той же цели вы можете предложить заполнить заявление – но не о приеме на работу, а на участие в конкурсе на вакантное место. Для подобного заявления можете разработать стандартную форму, которую соискатель должен воспроизвести, пользуясь образцом, помещенным на столе или стенде. А можете попросить кандидата составить такое заявление в произвольной форме. Вам, собственно, текст не важен. Вам нужен почерк соискателя. Именно по тому, как соискатель заполняет анкету или составляет заявление, можно определить, хотя и не в полной мере, особенности его личности. Почему не в полной мере? Да потому, что для «полной меры» вам потребовался бы профессиональный графолог. Услуги его не из дешевых, хороших специалистов очень мало, а плохие вам не нужны. Так что с почерковедением вы можете справиться самостоятельно, только не считайте, что именно почерк откроет вам все тайны вашего кандидата. Не откроет. Однако особенности личности отразит. И вы легко поймете, что за человек желает работать в вашей фирме – активный и целеустремленный или пассивный и закомплексованный. Так что предложите кандидатам заполнить анкету (для этого анкета делается без разлиновки, только вопросы и пустое место для ответа) или заявление (тоже на листе бумаги без линеек).
Получив образец почерка, обратите внимание на то, как располагается текст, насколько он грамотен, насколько аккуратен. Текст с ошибками, пропущенными знаками препинания, помарками, зачеркиваниями показывает невысокий умственный уровень человека. Его автор не дружит с родным языком, ему трудна письменная речь. Если будущая работа связана с составлением документации или отчетами, кандидат не сможет справиться со своими обязанностями. Его отчеты будут путаными, неряшливыми, и составление договоров и вовсе доверять такому человеку нежелательно. Если текст грамотен, но грязен, то перед вами неаккуратный кандидат. Вряд ли вы захотите иметь на важной для фирмы должности неряху. Для низшего разряда сотрудников, впрочем, аккуратность и неаккуратность непринципиальна. Это важно только на должностях, предполагающих высокую ответственность сотрудника или же наличие такого качества, как внимательность.
Следующее, на что необходимо посмотреть, это наклон почерка. Почерк может иметь наклон пяти видов, изображенных на рисунке ниже:
Каждый из типов наклона давным-давно описан психологами и имеет хорошо известное значение.
A. Самый обычный наклон в почерке. Это доброжелательный и открытый человек, не слишком импульсивный, умеющий контролировать свои эмоции. Он будет хорошо ладить с коллективом. Ему противопоказано одиночество.
Б. Здесь проявляются более крайние черты. У человека с типом почерка «Б» много сил и энергии, он легко вырабатывает и воспринимает новые идеи, но часто любит демонстрировать свои чувства. Для успешной работы в коллективе он должен быть постоянно занят делом. Рекомендуется нанимать его на работу, связанную с постоянным общением.
B. Почерк с наклоном назад характерен для рассудочных людей, у которых интеллект контролирует эмоции. Ему подходит работа аналитическая, требующая большого внимания.
Г. Более выраженные черты контроля ума над сердцем. Такой человек внешне хладнокровен и неэмоционален, его трудно вывести из себя, заставить поступить против разума. Часто внутри такие люди ранимы и испытывают очень сильные эмоции, которых не умеют показывать.
Д. Почерк без наклона показывает, что сердце и разум находятся в равновесии. Обладатель такого почерка ведет себя взвешенно и не совершает опрометчивых поступков. В его жизни нет ничего лишнего или случайного. Внешне он выглядит сдержанным.
Далее по характеру почерка можно выяснить, как человек смотрит на мир, то есть пессимист он или оптимист.
Если текст написан ровно, хотя бумага и не была разлинованной, если он идет, не поднимаясь и не опускаясь в конце строки, – перед вами человек спокойный и уверенный в своих силах, он легко переносит стрессы и тщательно обдумывает свои поступки. Действия, которые такой сотрудник будет предпринимать, всегда окажутся взвешенными и грамотными.
Если концы строк убегают вверх, то человек, их написавший, жизнерадостный и настроенный оптимистично. Он умеет не терять присутствие духа, довольно амбициозен и хорошо ладит с людьми. Такой человек найдет контакт даже с разъяренным клиентом, его трудно вывести из себя, трудно оскорбить. Человек с таким почерком не просто нацелен на успех, он еще и не боится неудач, поскольку не воспринимает их глубоко и тяжело.
Если строка опускается на конце, то это почерк пессимиста, который не верит в успех и свои силы, не доверяет новым идеям и проявляет большой скептицизм. Тут важно посмотреть, как сильно идет наклон строки. Если наклон незначительный, то человек просто очень осторожен и критичен. Ему цены не будет на должности, где необходима предусмотрительность, он будет дотошно все проверять, прежде чем примет решение. А вот когда строка буквально убегает вниз, это должно вас насторожить. Такой кандидат может стать тормозом для вашей фирмы. Мало того что общение с ним вряд ли доставит людям радость, так и работу он может делать крайне медленно, поскольку у него просто патологический страх перед возможными ошибками.
Если строчка прыгает вверх-вниз, то человек склонен быстро менять настроение. Считается, что таким людям сложно приспособиться к новой работе, новым коллегам. Они не умеют поддерживать порядок, не соблюдают дисциплину, но часть из людей, обладающих таким почерком, достигает высоких постов благодаря оригинальности своего мышления. Поэтому кандидата с таким почерком нужно изучать внимательнее других, прежде чем вы придете к правильному выводу. Таким почерком может обладать как склонная к истерии дамочка, так и талантливый специалист, отличающийся нестандартным мышлением.
По почерку можно также понять, насколько добр и великодушен ваш кандидат. Для этого присмотритесь к тому, насколько широки или узки расстояния между буквами и словами.
Если текст написан очень плотно – перед вами очень экономный и в чем-то скупой (чаще – бережливый) человек.
Если между буквами и словами большое расстояние, то это знак щедрости души, умения делать широкие жесты, расточительности, непрактичности и экстравагантности.
Аналогичные сведения вы получите, посмотрев и на ширину оставленных на бумаге полей. По анкете вы вряд ли это поймете, а вот по рукописному заявлению – да.
Широкие поля показывают наличие изысканного вкуса, щедрости, рассудительности. Узкие поля соответственно свидетельствуют о скупости, неумении трезво оценивать происходящее, иногда о трусости.
Следующий пункт, достойный вашего внимания, – это насколько разборчиво написан текст. Замечено, что у людей, обладающих ровным и разборчивым почерком, лучше работает мозг (рука способна совершать мелкие движения). Но это не слишком справедливо. По одной красоте почерка уровень интеллекта понять нельзя. Отличным почерком, как известно, обладали некогда полковые писари. Вряд ли кто может заподозрить полкового писаря в высоком интеллекте. Однако четкость написания отражает особенности личности.
Если текст написан разборчиво, буквы выведены четко, медленно и тщательно – человек умеет все взвешивать, продумывать, у него логический склад ума, но он предпочитает не выделяться из толпы, не высказывать независимых суждений.
Если почерк разборчивый, но с нестандартно написанными буквами, без завитушек в заглавных, – человек яркий и интересный, легко приспосабливается к новому коллективу.
Если почерк неразборчивый, буквы стоят как попало, иногда громоздятся одна на другую – человек не обладает ясным и четким умом, очень нетерпелив, иногда подозрителен и ленив, склонен к резкой смене настроений.
Если почерк неразборчивый, но вполне читаемый, с высокой скоростью написания – человек имеет быстрый ум, относится к проблемам творчески, умеет независимо мыслить, не боится высказывать свое мнение.
Крупные буквы обычно характерны для очень эмоциональных людей, мелкие – для рассудочных. Заглавные буквы простого вида, без завитков, показывают логический ум, а буквы с завитками – вовсе не особый талант, а обычное тщеславие. Если весь текст идет в завитках – это показатель непомерного самомнения и невысокого ума. Именно так и стремились писать полковые писари: всюду, где только можно, они каллиграфически выводили завитки.
И пусть вы по типу почерка не сможете много сказать, но главное вы уловите. Ведь кроме почерка кандидат предоставит вам еще и самого себя, когда придет на назначенное ему собеседование.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Интервью с сюрпризом. Нестандартные методы проведения собеседований.
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Притча «О вопросах»
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Тест "Боги и Богини"
  • Что будет, если вам повезет?
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Притча «Музейный смотритель»
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • К чему снится начальник
  • К чему снятся осы
  • Бадаева С. «Техника интервью при приеме на работу».
  • Тест на определение степени усталости
  • К чему снится грязь?
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Притча «Человек есть человек»
  • Самый быстрый приворот
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Приворот белой магии
  • Притча «Разнообразие»
  • Иваненко Ксения Васильевна. Психологические подходы для развития сознания детей 'Я пишу себе письмо'
  • Бетти Эриксон, Сергей Ваховски. Универсальная техника для избавления от затруднений в психической сфере
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Не я виноват, а мои родственники.
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • К чему снятся часы
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • К чему снятся глисты?
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • К чему снятся хомяки?
  • К чему снится лифт
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Когда нужно быть эгоистом. Примеры эгоистичного поведения, за которое вам не должно быть стыдно
  • Притча «Если вам надоела ваша работа...»
  • Николас Энкельманн. Что такое страх и как его перебороть?
  • К чему снится гроб
  • К чему снится поцелуй
  • Заговор чтобы любимый позвонил



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь