Крайг Грэйс. Психология развития.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 139471

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Глава 3 Наследственность и среда
ЗАДАЧИ ГЛАВЫ
Закончив изучение этой главы, вы должны суметь справиться со следующими заданиями:
1. Объяснить принципы и процессы генетической репродукции.
2. Описать причины и характерные особенности генных аномалий, рассказать о генетическом консультировании и применении на практике открытий, сделанных в ходе генетических исследований.
3. Рассказать о достижениях генетики поведения и о спорах, которые ведутся в этой области.
4. Объяснить влияние семьи как первичного элемента социализации на личность и поведение ребенка.
5. Охарактеризовать связи между наследственностью и средой в ходе развития человека.
6. Объяснить, как происходит процесс формирования полоролевой идентичности, и назвать факторы, влияющие на полоролевое поведение.
Вскоре после того как в 1519 году в возрасте 67 лет скончался Леонардо да Винчи, его младший единокровный брат Бартоломее решил подарить миру точную копию великого художника, скульптора, инженера и мыслителя. Поскольку их с Леонардо соединяли братские узы, Бартоломео счел себя достойным стать отцом будущего гения. Себе в жены он выбрал женщину, биография которой походила на биографию матери Леонардо. Ею стала молодая крестьянка, тоже выросшая в деревне Винчи. У супругов родился сын Пьеро, которого они заботливо воспитывали в той же самой местности в Тоскане, между Флоренцией и Пизой, где прошло детство Леонардо. Вскоре обнаружилось, что природа щедро наделила Пьеро художественными способностями. В 12-летнем возрасте его отправили во Флоренцию и отдали в обучение к нескольким известным художникам, из которых по крайней мере один работал вместе с Леонардо. Согласно свидетельствам Джордже Вазари, ведущего историка искусства того периода, юный Пьеро «вызывал всеобщее восхищение... и через пять лет учебы добился таких успехов в живописи, каких другим удавалось достичь разве что в конце своих дней с приобретением богатого жизненного опыта». Многие называли Пьеро вторым Леонардо. Однако в возрасте 23 лет Пьеро умер от лихорадки, и поэтому невозможно предсказать, каких высот он сумел бы достичь, — хотя имеются свидетельства, что работы Пьеро часто принимали за произведения великого Микеланджело. Нельзя с уверенностью го-
110
Глава 3. Наследственность и среда
ворить и о том, в какой степени гений Пьеро был обязан его наследственности, а в какой — той среде, в которой он жил. Гены родных братьев совпадают в среднем на 50 %, но Бартоломео и Леонардо были братьями лишь по отцу, и поэтому общей у них могла быть только четвертая часть генов. Матери Пьеро и Леонардо, по всей видимости, не состояли в близком родстве, однако вполне возможно, что у них были общие предки и тем самым общие гены — ведь они жили в одной маленькой деревне. С другой стороны, нельзя исключить и сильное влияние среды. Юный Пьеро, без сомнения, знал о своем прославленном дяде, и, конечно же, его отец Бартоломео не жалел никаких денег для того, чтобы мальчик сравнился с последним. Впрочем, стремление Бартоломео дать миру второго Леонардо путем обеспечения благоприятной наследственности и среды, скорее всего, принесли бы незначительные плоды. Пьеро мог стать всего лишь одним из многих талантливых флорентийцев своего времени.
Источник: Peter Farb. Humankind. — Boston: Houghton Mifflin, 1978, р. 251- 252
Приведенный пример является хорошей иллюстрацией к вопросу о том, что больше влияет на человека — наследственность или среда, — вопросу, который в течение долгого времени волнует умы историков и писателей, не говоря уже о психологах, занимающихся проблемами развития, и родственниках гениев. Несмотря на успехи в маркировании генов, достигнутые в последнее время, нам редко удается приписать появление у человека какой-то черты личности, особенности поведения или даже физической характеристики действию специфического наследственного фактора. Аналогичным образом, в отношении любого физического навыка или какой-то особенности поведения мы не часто можем с уверенностью сказать, что они сформировались только в результате определенных воздействий среды.
Практически любое поведение требует как врожденных способностей, так и соответствующих условий среды. Главный вопрос не в том, что больше влияет на развитие человека — природа или воспитание, — а в том, как взаимодействуют между собой гены и культура при формировании индивидуума.
Как вы увидите в этой главе, генетический код, или генетический план, существующий в момент рождения, — это лишь одна отправная точка развития. По этому плану мы наследуем от наших родителей и предков определенные физические и поведенческие характеристики, а также генетические и хромосомные аномалии. Наша среда, или культура, — это другая отправная точка развития. Социализация или то, чему мы научаемся из нашей культуры — в особенности через семью, — и то, как это сказывается на нас, зависит от многих факторов, способов и времени их воздействия, а также от людей, вовлеченных в этот процесс. Вероятно, самая впечатляющая комбинация социализации и наследственности имеет место при определении половых ролей.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Наталья Владимировна Железняк. Рекомендации Психолога. Пирамида потребностей дошкольника. (по А. Маслоу)
  • Хьелл П., Зиглер Д. Теории личности.
  • Дмитрий Сафин. Психологи предлагают изменить знаменитую пирамиду Маслоу
  • Фейдимен Дж., Фрейгер Р. АБРАХАМ МАСЛОУ И ПСИХОЛОГИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Валентин Лохоня. Хлеб с Маслоу
  • Костина Наталья Сергеевна. Консультация для родителей: «Здоровый образ жизни»
  • Бион У.Р. К-связь и –К-связь
  • Владината Петрова. Толкование любимой сказки с точки зрения теории доминирования
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Хорни Карен. Самоанализ.
  • Дьякова Светлана Витальевна. Конспект занятия «Человеческие потребности»
  • Объект; object
  • Роджерс К. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Психология лидерства. Упражнения по развитию лидерского потенциала.
  • Теория; Theory; Theorie
  • Эго-психология; ego psychology
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Онтология; ontology
  • Агент; agent
  • Маслоу Абрахам. На подступах к психологии бытия.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Тайсон Филлис и Тайсон Роберт. Психоаналитические теории развития.
  • Классическая (аналитическая) теория; classical (analytical) theory
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Психология лидерства
  • Кернберг Отто - Агрессия при расстройствах личности
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Хартманн Х. - Эго-психология и проблема адаптации
  • Почему люди хронически лгут
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Психология успеха
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Л. Хьелл, Д. Зиглер Теории личности
  • Коммуникация; communication
  • Стайнер Дж. Цель психоанализа в теории и практике
  • Холл К., Линдсей Г. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
  • Психическая компенсация «неполноценности органа» по Альфреду Адлеру
  • Клейнианский; kleinian
  • Екатерина Сологубова. Эмоциональное выгорание или как остаться самим собой
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Привычки, ведущие к бедности
  • Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения
  • Богуславский. Психология как наука.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь