|
Саймонтон К., Саймонтон С. Психотерапия ракаКатегория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 101858
Автор: Саймонтон К., Саймонтон С.
Название: Психотерапия рака. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Рисунки и их интерпретации
Мы попросили вас изобразить увиденные во время визуализации образы по одной простой причине. Рисунок фиксирует представления, свойственные вам в определенный момент времени, поэтому позже вы сможете проследить за тем, как они развиваются. Мы обычно просим своих пациентов делать такой рисунок раз в три месяца, а потом о нем рассказывать. Сравнивая символы, изображенные во время первого сеанса, с теми, что были нарисованы позже, мы можем судить о том, как развивается отношение наших пациентов к раку, как изменяются их представления. Ниже мы приводим три истории болезни, показывающие, как со временем менялись визуализации и представления отдельных пациентов. Бетти Впервые у Бетти обнаружили рак молочной железы в 1973 г., когда ей было 35 лет. Ей сразу же сделали операцию и удалили одну молочную железу. Через некоторое время у нее был обнаружен рак второй молочной железы, и ее тоже удалили. Когда мы стали работать с Бетти в Форт-Уорте, ее лечили с помощью химиотерапии. Глядя на первый рисунок Бетти, сделанный в начале нашей работы (рис. 2), можно было не сомневаться, что лейкоциты победят. Вид у них был весьма свирепый, с острыми страшными зубами. Бетти сделала пометку "как пираньи" - знаменитые своей прожорливостью рыбы южноамериканских рек. Как подсказывал наш опыт, такие острые зубы обычно свидетельствуют о сильной злобе и враждебности, и действительно, во время первого сеанса в поведении Бетти очевидно присутствовали эти качества. На протяжении некоторого времени эти чувства работали в ее пользу: сила, символически выраженная в ее рыбах, не оставляла сомнений в победе лейкоцитов. Рис. 2. Первая визуализация Бетти. Хорошо видны ее гнев и враждебность. Но в ее рисунке есть два элемента, которые вызвали у нас некоторое сомнение. Во-первых, раковые клетки нарисованы довольно большими. Или это рак изображен как однородная масса? Лучше, когда пациенты могут различать отдельные раковые клетки. Тем, кто не выделяет отдельных клеток, часто трудно увидеть, что проблема или трудность, с которой они столкнулись, состоит из нескольких моментов. Они воспринимают ее как единое целое, и это целое действует на них подавляюще. Второе, что смутило нас в визуализации Бетти, - это изображение химиотерапии в виде заостренных стрел. Этот символ часто встречается в визуализациях пациентов и нередко отражает страх перед лечением и представление пациента, что лечение пагубно влияет не только на раковые, но и на здоровые клетки. И хотя многие больные действительно испытывают побочное действие химиотерапии, оно может быть значительно уменьшено, если представлять его себе в несколько другом виде, скажем, в виде "лекарственной мази", которая целенаправленно втирается в каждую раковую клетку. На втором рисунке Бетти, сделанном шесть месяцев спустя (рис. 3), пираньи (лейкоциты) все еще присутствовали, но их зубы стали несколько меньше, хотя и продолжали оставаться достаточно опасными для рака. Зато теперь у рыб появились явно выраженные глаза, что свидетельствует об их бдительности и целенаправленности действий. В ходе этой встречи в Бетти было значительно меньше злобы, и она рассказала группе, как все последнее время работала с этой проблемой. Теперь раковые клетки выглядели маленькими и были похожи на виноград, обвивавший нормальные клетки. Бетти связывала этот образ с сильным страхом, который последнее время испытывала (мы обратили внимание, что вьющиеся, переплетенные символы и проекции в форме пальцев обычно отражают страх). Во время работы с Бетти нам стало ясно, что кроме осознаваемого страха смерти, причем смерти в одиночестве, в ней жил страх от ее выздоровления и того, что ей снова придется решать проблемы, временно отодвинутые болезнью на второй план. Рис. З. Визуализация Бетти шесть месяцев спустя Бетти где-то усвоила неверные представления о предраковых клетках и на этом рисунке изобразила их в виде штопоров. Кое-где даже кажется, что они нападают на лейкоциты. Она решила, что предраковые клетки способны внедряться в нормальные клетки, что с медицинской точки зрения - неверно. Сейчас Бетти вполне здорова и физически, и душевно, и занимается с психологом-консультантом в своем родном городе. Дженифер У 30-летней Дженифер был обнаружен рак яичников. Глядя на нее, можно было сразу понять, что это - застенчивая женщина, которой трудно настоять на своем и удовлетворить свои эмоциональные потребности. Рис. 4. Мысленные образы Дженифер после нашей первой встречи, первый рисунок. Когда ее попросили нарисовать то, что она представляла себе во время визуализации, Дженифер сделала два рисунка. На первом (рис. 4) рак был изображен в виде ледяной глыбы, а лейкоциты - в виде солнца, лучи которого растапливают этот лед. Химиотерапия выглядела как белый порошок, который засыпал рак, рядом с которым Дженифер сделала пометку "раковое чудовище". Очевидно, слово "чудовище" отражало ее страх перед раком и одновременно его силу и свирепость. Образ химиотерапии был весьма слаб: порошок едва ли может что-то поделать с чудовищем. И хотя солнце (лейкоциты) способно растопить глыбу льда, оно все же является слабым образом, которому не хватает определенной направленности - оно как бы светит вообще и заодно растапливает рак. Ее второй рисунок (рис. 5) свидетельствовал об ощущении еще большей беспомощности. Рак был изображен в виде бревен, застрявших в ходе лесосплава, а один-единственный человечек, символизировавший лейкоциты, пытался устранить этот завал. Бревна удастся спустить только в том случае, если этот человечек сможет разобрать завал, но даже и тогда они останутся не измененными, то есть раковыми клетками, плавающими в ее организме. Имея в арсенале всего один такой лейкоцит, Дженифер вряд ли справится с образовавшимся завалом. Рисунок говорил и об отсутствии твердости и силы - то есть той энергии, которая могла бы устранить завал накопившихся в ее жизни проблем (люди, изображающие всего один лейкоцит, обычно ощущают, что если им предстоит что-то совершить, то делать это им придется в одиночестве, без посторонней помощи, и это еще больше усиливает чувство беспомощности и безнадежности). Образ химиотерапии на этом рисунке тоже не отличался силой - это был яд, который потихоньку капал на рак, опять-таки обозначенный "раковое чудовище", и, по всей видимости, не наносил ему серьезного вреда. Само чудовище выглядело достаточно человекообразно - у него были глаза и рот, что предполагало ум и бдительность, с помощью которых оно могло защитить себя. Судя по обоим рисункам, Дженифер находилась в состоянии полного замешательства, ее образы постоянно менялись, и она не верила в то, что химиотерапия или ее собственная естественная защита смогут существенно повлиять на рак. Рис. 5. Мысленные образы Дженифер после нашей первой встречи, второй рисунок. Рис. 6. Мысленные образы Дженифер полгода спустя. Через шесть месяцев в визуализации Дженифер (рис. 6) произошли значительные положительные изменения. Ее лейкоциты теперь выглядели как злые акулы с острыми зубами. Для Дженифер проявление каких-то признаков злобы и агрессии - а акулы, бесспорно, агрессивны - было большим шагом вперед. Раковые клетки тоже были гораздо меньше и менее зловредны. К сожалению, между акулами и раковыми клетками не происходило никакого взаимодействия, более того, судя по рисунку, акулы, казалось, направляют свою агрессивность на химиотерапию (которая удивительным образом напоминала "раковые бревна" с первого рисунка). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|