Крайг Грэйс. Психология развития.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 139515

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Помимо этого, проводились многочисленные исследования взаимодействия сверстников, в которых основное внимание уделялось моделям доминирования в человеческих группах. Этологи считают, что иерархия доминантности среди детей может привести к уменьшению их агрессивности в конфликтах на игровых площадках или в гетто, как это наблюдается в группах приматов (Eibl-Eibesfeldt, 1989).
Этологи изучают даже когнитивное развитие, но и в этой области они уделяют большое внимание биологической, видоспецифичной компоненте научения и мышления. Этологи полагают, что человеческий мозг подготовлен лишь для определенных видов научения. Сложное научение, такое как освоение языка, может происходить гораздо легче в определенные «сензитивные периоды» развития (Bornstein, 1987). Даже на решение задач оказывает влияние природная восприимчивость человеческого мозга лишь к определенным ее аспектам. Исследования свидетельствуют о том, что четырехлетние дети решают задачи методом проб и ошибок, примерно так же, как это делают шимпанзе. Однако восьмилетние дети, принадлежащие к любой культуре, используют явно человеческие стратегии решения задач (Charlesworth, 1988).
ПОВТОРЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. В чем отличие гуманистической психологии и связанных с ней теорий «Я» от рассмотренных ранее теорий?
2. Объясните сущность иерархии потребностей по Маслоу.
3. В чем заключается вклад этологии в исследование развития человека?
100
Глава 2. Теории развития человека: введение
Существующие теории рассматривают широкий диапазон вопросов и охватывают многочисленные области развития. Хотя ни одна из этих теорий не предлагает всесторонне разработанного взгляда на развитие в целом, все они вносят вклад в углубление нашего понимания отдельных его аспектов, таких как развитие познания или личности. В будущем в этих теориях несомненно будет больше попыток интеграции различных подходов и объединения биологической и средовой компонент в детерминизме поведения. В главе 3, при обсуждении влияния наследственности и среды на развитие, мы коснемся возможных путей такого объединения.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВЫВОДЫ
Существует много теорий, объясняющих человеческую натуру, но ни одна из них не рассматривает развитие личности во всей его сложности и многообразии. По этой причине мы изучаем много различных теорий как для расширения своего кругозора, так и для того, чтобы найти пути их объединения.
Бихевиоризм — это философия, лежащая в основе теорий научения, которые исходят из того, что наиболее значимым фактором развития человека является внешняя среда. Например, при классическом обусловливании происходит связывание новых раздражителей с уже имеющимися безусловными реакциями. Считается, что многие наши эмоциональные реакции приобретаются подобным образом. При оперантном обусловливании новое поведение должно иметь место еще до того, как оно может быть усилено путем подкрепления. Многие принципы оперантного обусловливания применяются в педагогике и программах модификации поведения.
Теория социального научения применяет принципы научения к социальному поведению. Научение часто происходит посредством наблюдения за поведением моделей и подражания им; таким образом дети усваивают половые роли, социальные установки и моральные нормы своего окружения. В целом можно сказать, что, хотя теория научения полезна с практической точки зрения, она не объясняет такую сложную форму поведения, как пользование языком.
С точки зрения когнитивных теорий, психика человека активна, динамична и обладает врожденными структурами, которые обрабатывают и организуют информацию. Созданная Пиаже теория когнитивного развития является, по существу, интеракционистской моделью, рассматривающей интеллект как образец адаптации к требованиям внешней среды. Эта адаптация осуществляется за счет взаимно дополняющих друг друга процессов ассимиляции (включения новой информации в уже существующие структуры) и аккомодации (изменения структур в соответствии с требованиями внешней среды). С точки зрения Пиаже, ментальные структуры, называемые схемами, образуют основу для приобретения новых знаний.
Пиаже утверждал, что когнитивное развитие делится на четыре стадии: сенсо-моторную, дооперациональную, конкретных операций и формальных операций. На каждой из этих стадий дети используют для решения задач качественно различные схемы.
Сторонники информационного подхода к развитию критически относятся к теории Пиаже. Для исследования сквозных, пронизывающих всю жизнь человека пси-
101
Часть I. Комплексное изучение жизненного пути человека
хических процессов, таких как внимание, восприятие и память, они используют аналогию с компьютером. В отличие от Пиаже, они не ищут качественных различий в познании в зависимости от степени зрелости индивида. Л. С. Выготский и его последователи также не соглашаются с некоторыми положениями теории Пиаже. Л. С. Выготский был склонен считать когнитивное развитие по сути своей встроенным в социальный и культурный контексты. Сложные знания приобретаются поэтому путем участия в культурно значимой деятельности под руководством других людей. Хотя Пиаже не стал бы оспаривать такие взгляды, он подчеркнул бы, что познание определяется факторами созревания наряду с социальными факторами.
Психоаналитическая теория Фрейда основана на принципах детерминизма. Согласно этой теории, поведение и личность находятся под контролем врожденных сексуальных и агрессивных влечений. Личность в своем развитии проходит несколько психосексуальных стадий: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. На каждой стадии дети должны разрешать определенные конфликты и устанавливать равновесие между фрустрацией и удовлетворением своих потребностей. Будущая личность ребенка определяется успехами или неудачами при разрешении конфликтов каждой стадии.
Эриксон расходился с Фрейдом в отношении значимости сексуальности как детерминанты развития личности. Эриксон считал, что главной движущей силой развития личности является обретение эго-идентичности. Он утверждал, что процесс поиска эго-идентичности продолжается от рождения до смерти индивидуума и представлен восьмью психосоциальными стадиями. В разные возрастные периоды потребности каждой стадии становятся критическими, хотя присутствуют в течение всей жизни.
Гуманистическая психология и теории «Я» отвергают детерминизм психоаналитической школы и теорий научения. В центре внимания теорий «Я» находится развитие осознания индивидуумом собственной идентичности. С точки зрения гуманистических теорий, люди действуют по своему усмотрению, проявляя активность и творчество при достижении целей. Маслоу ввел в оборот понятие самоактуализации, то есть развития внутренних настоятельных потребностей, благодаря которому люди стремятся к более глубокому пониманию себя и мира. В отличие от Маслоу, Роджерс сосредоточился на терапевтическом совершенствовании личности посредством клиентоцентрированной терапии. Согласно Роджерсу, человек обладает в основе своей положительной, здоровой и созидательной натурой.
И наконец, этология — ветвь биологии, изучающая поведение животных, — также внесла свой вклад в психологию развития. Этологи изучают социальное поведение в естественной обстановке с учетом его адаптивных функций для индивидов и групп. Предположение социобиологов о том, что сложные формы человеческого поведения, как и некоторые формы поведения животных, определяются генетически, не раз подвергалось критике.
ПРИМЕНЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Вы только что подписали контракт с крупным издательством, согласно которому вы должны написать свою автобиографию. Сознавая объем задачи, вы решаете начать с определения центральных тем и событий вашей жизни. Чтобы сделать это, вам необходимо ответить на следующие вопросы:
102



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Марцинковская Т.Д. Психология
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Сапогова Е.Е. Психология развития человека
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Гуссерль Эдмунд. Философия как строгая наука. Логические исследования.
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Реана А.А. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией
  • Братусь Б. К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Обухова Л. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Братченко Сергей. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ДЖЕЙМСА БЮДЖЕНТАЛА: УРОКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • Обухова Л.Ф. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Холодная М. А. Психология интеллекта.
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Этология
  • Толочек В.А. Современная психология труда
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Привеса. Анатомия человека. Под ред. М.Г
  • А.И. Юрьев. Баланс биологического и социального в политической психологии. - А. Юрьев
  • Притча «Столб»
  • Данченко В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
  • Тейяр де Шарден П. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА
  • Лекции по курсу психология аномального развития для клинических психологов - Автор неизвестен.
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Абайханова М. И. Исследование жизненных сценариев в ранней взрослости
  • Джемс. Психология.
  • Никита Тараторин. Психологи на службе спецслужб
  • Фихте И. НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Голдсмит Г.Н. Инакомыслие и разногласия в истории психоанализа: от начала до наших дней
  • Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь