Крайг Грэйс. Психология развития.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 139171

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Когда люди сыты, одеты, имеют кров, принадлежат к какой-либо группе и уверены в своих способностях, они готовы попытаться полностью развить свой потенциал, то есть готовы к самоактуализации. Маслоу (Maslow, 1954, 1979) считает, что потребность в самоактуализации играет для человека не менее важную, чем перечисленные базисные потребности. «Человек должен стать тем, кем он может стать», — утверждает Маслоу. В известном смысле потребность в самоактуализации никогда не может быть полностью удовлетворена. Она включает в себя поиск истины и понимания, попытку достичь равенства и справедливости, созидание прекрасного и стремление к нему» (Shaffer, 1977).
Роджерс. Другой психолог гуманистического направления, Карл Родж (1902-1987), оказал большое влияние на педагогику и психотерапию. В отличие от фрейдистов, считающих, что человеческий характер обусловлен внутренними влечениями, многие из которых вредны для человека, Роджерс (Rogers, 1980) придерживался того мнения, что ядро характера человека составляют положительное здоровые, конструктивные импульсы, которые начинают действовать с самого рождения. Как и Маслоу, Роджерса в первую очередь интересовало то, как можно помочь людям реализовать свой внутренний потенциал. В отличие от Маслоу, Роджерс не разрабатывал предварительно теории стадиального развития лично, чтобы затем применить ее на практике. Его больше занимали идеи, которые возникали в ходе его клинической практики. Он обнаружил, что максимальный личн
94
Глава 2. Теории развития человека: введение
ный рост его пациентов (которых Роджерс называл клиентами) происходил тогда, когда он искренне и полностью сопереживал им и когда они знали, что он принимает их такими, как они есть. Он назвал это «теплое, положительное, приемлющее» отношение позитивным. Роджерс считал, что позитивное отношение психотерапевта способствует большему самоприятию клиента и его большей терпимости в отношении других людей (May, 1983).
ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ
«Теплое, положительное, приемлющее» отношение психотерапевта к клиенту, которое, как обнаружил Роджерс, наиболее эффективно способствует его личностному росту.
Оценка гуманистической психологии. Гуманистическая психология оказалась действенной в нескольких отношениях. Акцент на учете богатства возможностей реальной жизни действует как стимул для других подходов психологии развития. Кроме того, она оказала существенное влияние на консультирование взрослых и на зарождение программ самопомощи. Она также способствовала распространению методов воспитания детей, основанных на уважении к уникальности каждого ребенка, и педагогических методов, направленных на гуманизацию внутришкольных межличностных отношений (Weinstein & Alschuler, 1985).
Тем не менее в качестве научной, или генетической, психологии у гуманистической перспективы есть свои ограничения. Понятия типа самоактуализации определены нечетко, их нелегко использовать в типовых исследовательских проектах. Более того, разработка этих понятий применительно к различным отрезкам жизненного пути человека не завершена. Психологи гуманистического направления могут определить изменения в развитии, происходящие на протяжении курса психотерапии, но они испытывают трудности при объяснении нормального человеческого развития на протяжении жизни. Однако не вызывает сомнения, что гуманистическая психология продолжает оказывать влияние на консультирование и психотерапию, предлагая альтернативный холистический подход, критический по отношению к упрощенным объяснениям человеческого мышления и поведения.
Другие теории «Я»
Развивающееся «Я» является центральной темой нескольких теорий развития взрослых и детей. Эти теории «Я» ставят в центр Я-концепцию индивидуума, то есть восприятие им личной идентичности. Авторы этих теорий используют Я-концепцию в качестве интегратора, фильтра и медиатора человеческого поведения. Они считают, что люди склонны к поведению, которое согласуется с их пониманием себя. Обладая Я-концепцией, взрослые в моменты кризиса или смерти любимого человека могут критически пересмотреть историю своей жизни и попытаться осознать свое положение в меняющихся обстоятельствах. Как вы увидите в приложении «Помощь юным матерям, находящимся в тяжелых материальных условиях», у молодых матерей мало шансов выбраться из бедности, если они не ценят себя.
Одной из теорий, ставящих во главу угла Я-концепцию, является теория развивающегося «Я», принадлежащая Роберту Кегану.
95
Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека
Смысловые системы Кегана. Роберт Кеган (Kegan, 1982), опираясь на ряд теорий развития, предложил объединяющий подход к эволюции «Я», развитие которого продолжается и на протяжении взрослости. Подчеркивая важность смысла в поведении человека, Кеган утверждает, что развивающийся индивидуум находится в непрерывном процессе дифференциации из общей массы и в то же время понимания своей интеграции с более широким миром.
Кеган считает, что люди продолжают развивать смысловые системы, даже перешагнув во взрослость. Основываясь на идеях Пиаже и на теориях когнитивного развития, он определяет несколько «уровней становления смысловых систем», аналогичных стадиям развития (см. гл. 9 и 15). Эти смысловые системы затем формируют наш опыт, организуют мышление и чувства, служат источниками нашего поведения.
По мере взросления наши индивидуальные смысловые системы становятся уникальными, сохраняя тем не менее общность со смысловыми системами других людей, находящихся на той же стадии возрастного развития. На каждой стадии старое становится частью нового, так же как у детей конкретное понимание мира становится частью исходных данных для мышления на стадии формальных операций. Согласно теории Кегана, большинство людей продолжает структурировать и реструктурировать свое понимание мира, даже шагнув далеко за тридцатилетний рубеж. Такой взгляд достаточно оптимистичен.
Различные теории развития человека сравниваются в табл. 2-3.
На наше понимание развития человека оказал влияние еще один подход. Теория, известная под названием этология, нацелена на поиск общего в поведении людей и животных.
ЭТОЛОГИЯ
Этология — ветвь биологии, изучающая закономерности поведения животных. Именно она возродила интерес к биологическим свойствам, общим для человека и животных. Этологи подчеркивают важность исследования людей и животных в естественной обстановке. Сами они предпочитают изучать социальные отношения обезьян в дикой природе, а не в клетках, и настаивают также на том, чтобы наблюдения за детьми проводились во время игр на школьной перемене, а не в искусственных лабораторных условиях.

Учение о поведении животных, наблюдаемом преимущественно в - естественной обстановке и интерпретируемом с эволюционных позиций.
Этологи пользуются одинаковыми теоретическими принципами для изучения поведения людей и животных. Они видят много аналогий между тем, как ведут себя животные и люди и считают, что, поскольку они имеют сходный эволюционный опыт, у людей сохранились определенные черты поведения, характерные для животных. Например, Конрад Лоренц (Lorenz, 1952) обнаружил некоторое сходство между ранним формированием привязанности у гусят и формированием эмоциональной привязанности у младенцев(см. гл.7).
96
Краткое изложение теории развития человека Таблица 2-3

Предположения о природе человека Процессы Области применения
Теории научения (Б. Ф. Скиннер, И. П. Павлов, Дж. Б. Уотсон, Э. Торндайк) Человек по своей природе ни хорош, ни плох; люди просто реагируют на воздействия внешней среды. Классическое обусловливание (по И П. Павлову). Оперантное обусловливание. Формирование поведения путем последовательных приближений Модификация поведения. Условно-рефлекторные эмоциональные реакции
Когнитивные теории (Ж. Пиаже, Дж. Брунер) Люди рациональны, активны и компетентны. Они не просто получают информацию, но и перерабатывают ее. Ассимиляция/аккомодация. Уравновешивание Обучение. Воспитание. Развитие моральных суждений
Психоаналитическая традиция (3. Фрейд, Э Эриксон) Людьми движут внешние страсти; они постоянно пытаются направить в нужное русло мощные внутренние силы. Психосексуальное развитие Идентификация. Разрешение конфликтов возрастного развития Изучение человеческого поведения, личности и межличностных отношений
Гуманистическая психология и теории «Я» (А. Маслоу, К. Роджерс) Люди представляют собой нечто большее, чем сумму ролей, связку стимульно-реак-тивных шаблонов или комок животных влечений. Самоактуализация. Позитивное отношение Консультирование взрослых



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Притча «Поведение»
  • Перевозникова Наталья Николаевна. Статья: «Безопасное поведение детей на дороге и в транспорте».
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Коннер Ричард. Изменение ограничивающих представлений.
  • Вишняков Алексей. Ошибочные цели поведения детей и способы продуктивного реагирования родителей.
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Насколько легко расшифровать сигналы невербального поведения?
  • Средства успокаивающего поведения. Комфорт и дискомфорт
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Ульцинова Марина Олеговна. Ребенок от 2 до 3 лет.
  • Когда нужно быть эгоистом. Примеры эгоистичного поведения, за которое вам не должно быть стыдно
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Что может помочь вам преодолеть страх?
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Джонгвард Д. Модифицированный опросник Д. Джонгвард
  • Как подозрительного человека определяют на таможне
  • Сакович Людмила Станиславовна. Что мы знаем о наших детях?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Упражнение, помогающее выделить поведение, которое наиболее нуждается в исправлении, что ведет к изменениям в поведении в целом.
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Способы успокаивающего поведения с использованием звуков
  • Просоциальное поведение: что им движет? Мотивация просоциальности
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Попова Любовь. Консультация для родителей 'Поведение за столом'.
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Яна Нилова. Адреналиновая зависимость
  • Принципы ассертивного поведения.
  • Енина Евгения Ильинична. Культурно-гигиенические навыки — ценность, условия и особенности их формирования у детей дошкольного возраста
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Лэндрет Г.Л. Диагностическая оценка поведения детей в игре
  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Притча «Люди - это не крысы!»
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Варианты успокаивающего поведения
  • Притча «Опять о Любви»
  • Васильковская Татьяна. Кто ты: Родитель, Взрослый, Ребенок?
  • Евгений Ильин. Как войти в доверие: психологические приемы вызова доверия
  • Основные принципы воспитания ребенка
  • Лободенко Наталья Леонидовна. «ПОЛЕЗНОЕ» ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
  • Регрессия; regression
  • Теория научения; learning theory
  • Десять правил эффективной расшифровки невербальных проявлений. Правило 5-е
  • Методы развития самостоятельности у детей



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь