Сергеечева Валентина. Азы общения стратегия и тактика

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 17189

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

- Честно говоря, точно не знаю. По ее словам, она года на три
младше нашего старшего сына.
Приведенный диалог разве что чуть-чуть утрирует вполне реальное состояние взаимоотношений близких людей, по какой-то причине своевременно не получивших объективную информацию друг о друге.
Известная актриса Ольга Волкова полушутя-полусерьезно рекомендовала "усыновить собственных родителей". Это значит — почаще расспрашивать, какими они были в детстве, чем увлекались, как шалили и бывали ли строго наказаны, что коллекционировали, как завоевывали популярность в классе и во дворе, кого и за что дразнили и недолюбливали — да мало ли тем для приятных воспоминаний! Те, кто думает, будто подобные традиции — всего лишь дань уважения прошлому близких людей, ошибаются. Во- первых, эта информация уникальна, ее можно получить только из данного источника. Во-вторых, для педагогов, творческих личностей в ней всегда найдется материал для дальнейшего использования — порой как основа для создания художественных произведений (вспомним хотя бы, сколько сценаристов и режиссеров с мировыми именами прославились своими творениями в жанре биографии). В- третьих, это почва для рождения ритуалов, позитивно влияющих на атмосферу в кругу близких и родных. Даже одно это — ни с чем не сравнимое психологическое приобретение. Ведь мы все реже собираемся не за праздничным столом, уставленным бутылками, а за уютным семейным. Если есть возможность избежать такой потери, не стоит ее упускать.
Домашнее задание
- Добыть (разведать, а не выпытать, пристав, как банный лист!) о близких людях сведения, которые бы для вас стали неожидан- ностью, раскрыли новую, доселе сокрытую сторону их личности.
- Суммировать свои впечатления о работающих и обучающихся рядом с вами. В цивилизованном мире теперь не принято вступать в деловые отношения, не ознакомившись с досье партнеров. Мы же по старинке предпочитаем разведку боем: вначале ввязываемся в перенасыщенное эмоциями общение, а уж потом
14
пытаемся разобраться, с кем имеем дело. Даже испортившиеся в данный момент отношения с шефом, преподавателем не будем считать не подлежащими коррекции. Но мирное сотрудничество само в руки не свалится, придется потрудиться, опять-таки — на информационном поле.
- Итак, еще одно задание: приглядитесь к начальнику, коллеге, осторожно наведите справки, чтобы выяснить, что же положительное ему свойственно? Если на службе человек — тиран, то каков он вне работы? Может быть, его тяготит обстановка в семье? Или он оказался на данной должности по стечению обстоятельств, а не по призванию, личному выбору? Ведь сколько угодно людей томятся на рабочем месте, срывая раздражение на коллегах, только по этой причине. Они хотели бы коллекционировать бабочек или восстанавливать старые авто, а судьба забросила их в престижный банк.
Выполняя задание, будьте готовы к неожиданным открытиям. Получив информацию, продумайте перспективы ее использования (в мирных, разумеется, целях!).
Какую информацию искать и как подготовить
сообщение?
Каждый предприниматель, исследователь, учащийся не раз убеждался на собственном примере в справедливости "Уравнения Снэйфу" (из Законов Мерфи): "Самый необходимый предмет или самая необходимая доза информации будут наименее доступными".
Что касается психологического обеспечения поиска информации, оно универсально для разных сфер жизни и достойно внимания и подробного рассмотрения хотя бы потому, что информация информации рознь. Она тоже может быть низкосортной или уникальной, актуальной либо запоздавшей. Информация, являющаяся коммерческим или техническим секретом, имеет преходящую ценность по части, касающейся ее новизны. Здесь-то и кроется противоречие: с одной стороны, ее следует беречь, как стратегический багаж фирмы; с другой стороны, чуть передержишь — она устареет и утратит свою значимость.
Еще один парадокс, неизбежно возникающий на почве доступности: просочившаяся за пределы фирмы информация превращается в известную, а следовательно, значительно обесценивается (ведь платят-то за новое), в то же время нет никаких гарантий касательно достоверности этих, с таким трудом добытых сведений, — беззастенчиво могут подсунуть дезинформацию! Журналисты сплошь и рядом сталкиваются с упомянутым явлением, когда охотятся за информацией, балансируя между факторами новизны, оригинальности, достоверности и доступности добываемого
15
материала. По наблюдению современной американской писательницы Ширли Конран, "журналисту нужны факты, и немедленно. Если ты ему их дашь, то, может быть, в порядке встречной услуги он и похвалит твой товар. В этом-то и состоит сделка. По-настоящему хороших пресс- секретарей очень мало. И в основном они — бывшие журналисты: потому-то они и понимают, что нужно пишущей братии. Тот, кто когда- нибудь сам был журналистом, хорошо знает, что такое новость. Новость — это то, о чем еще вчера не знал никто. Твоя история может быть жуть какой интересной, но если она не новость, заметного места в прессе не получит".
Феномен ценности информации можно не обсуждать подробно. В наш бурный век, когда информация стала чуть ли не главной ценностью, люди с помощью науки либо интуитивно пришли к выводам, что необходимы сведения:
• новые;
• актуальные для конкретной ситуации, личности, социума;
• не просто сенсационные, "горячие", но проанализированные на месте, снабженные профессиональными комментариями, прогнозами;
• полученные из надежных (престижных, авторитетных и пр.) источников.
Кажется, Михаил Задорнов рекомендовал: "Пишите: «из достоверных источников» — все равно никто не знает, где они находятся". А если серьезно, умение добыть из "сырья" ценную, ожидаемую адресатом информацию, дано не каждому. Тех же, у кого это хорошо получается, ждет удачная карьера и солидное материальное вознаграждение. Не так давно всеобщим достоянием стали сведения о сотрудничестве Бенито Муссолини с разведкой царской России. В начале XX века он был не просто высокооплачиваемым агентом русской разведки, но и талантливым аналитиком. Поддерживавший с ним связь статский советник российского Министерства иностранных дел Геденштром отмечал не просто его осведомленность во внутренней жизни Италии, но и умение найти доступ к ценным источникам военно-политической информации, проанализировать ее, привести в систему, составить прогноз и даже план операции. Муссолини являлся организатором на итало-австрийской границе вооруженной провокации, которая должна была ввергнуть Италию в вооруженный конфликт на стороне Антанты.
Царское правительство проект вполне устраивал, в случае успеха оно обещало выплатить Бенито миллион франков. Он всю жизнь сожалел о срыве операции по не зависящим от него причинам. Талант лидера, организатора, аналитика вел его и сподвижников и в последующие годы.
Феномен доступности информации часто обсуждается среди профессионалов. Обратимся за примером к рассуждениям коллег-
16
журналистов из популярного современного литературного и кинопроизведения "ТАСС уполномочен заявить...":
Классиков двадцатого века нет и быть не может из-за того, что средства массовой информации набрали силу. Во времена Толстого были сплетни, а теперь все оформляется на газетных полосах броскими шапками, пойди создай авторитет, пойди не поверь всему тому дерьму, которое мы печатаем... А потом телефон... Общение между людьми упростилось до безобразия. Попробуй раньше-то позвони в Ясную Поляну, возьми интервью — черта с два. Надо было ехать, попросив разрешение. А это уже обязывало, проводило черту между им и нами... А теперь звонок по телефону: "Граф, прокомментируйте «Войну и мир»..."
О том, что информации слишком много, что она стала общедоступной, с тревогой говорят профессионалы, для которых эта самая информация, причем самая "горячая", — хлеб насущный. Так, в июле 2000 года газета "Что делать?" выбрала для передовой статьи страшный заголовок — "Убить президента". Ее автор, Михаил Крушинский, на основе множества фактов и личных наблюдений показал, какой опасной может быть осведомленность всего населения о планах, намерениях, графиках посещения общественных мест главой государства, какой реальной опасности может подвергаться часто разъезжающий по стране президент. Трудно даже представить, чтобы такой информационный разгул был в СМИ лет десять назад и каждый шаг президента был расписан с точностью чуть ли не до часа, а эти сведения были заблаговременно растиражированы до неприличия широко. Среди потребителей столь подробной информации могут быть не только международные террористы, киллеры, но и просто недовольные, отчаявшиеся, психически больные люди. Для основной же массы населения, если вдуматься, сведения о режиме дня, графиках передвижения государственных и политических деятелей принципиального значения не имеют, а обывательский интерес вполне удовлетворяется телевизионными новостями.
Репортера трудно удержать от соблазна снять событие, дать в эфир информацию, добытую эксклюзивно. Можно понять и телевизионного редактора, транслирующего ее на многомиллионную аудиторию. Но жизнь то и дело заставляет задумываться о последствиях. Повторим еще раз: потребителями информации являются не только законопослушные граждане, но и преступники. Так, во время захвата террористами пассажирского автобуса в Минеральных Водах в 1994 году одним из первых требований было предоставление радиоприемника. Позже специалисты рассказали, что захватчики координировали свои действия по выпускам новостей — ни больше, ни меньше! Осведомленность злоумышленников всегда существенно осложняет работу спецслужб, занятых освобождением
17
заложников. Располагая всей актуальной информацией, преступники в единичных случаях сдаются добровольно. Чаще мы становимся свидетелями силового освобождения людей, сопровождаемого высоким риском для жизни заложников.
Умные люди давно заметили и выделили точки соприкосновения работы разведчиков и журналистов: те и другие собирают информацию. Только первые — для узкого круга людей, в сферу деятельности которых входит ее накопление, сохранение, анализ и т. д., а вторые — для распространения, для "разового" использования и оттачивания собственного мастерства, а также, разумеется, ради гонораров. Что касается последнего — не будем ханжами — за информацию платят, и ничего аморального в этом нет. Пока подготовленные сотрудниками СМИ репортажи, передачи, статьи не наносят материального и морального ущерба государству, отдельным его структурам и ведомствам, официальным и частным лицам, пока "акулы пера" действуют в рамках закона о средствах массовой информации, их активность можно и нужно лишь приветствовать. Кроме следования закону всякий выходящий в эфир, пишущий должен придерживаться основных профессиональных составляющих: свобода слова — ответственность журналиста — этика журналиста. Эти сладкие слова "свобода слова" уже обеспечивают занятость творческой личности и стимулируют ее труд. Но всякий коммуникатор (а это — каждый из нас) несет ответственность не только за то, из каких источников, с помощью каких средств, какими приемами или уловками он что-либо узнает, но и за отражение увиденного, услышанного и за то, что и как передает адресатам соответствующую информацию.
Этим "философским" жизнеутверждающим выводом, подчеркивающим единство и борьбу противоположностей, мы и завершим разговор о получении информации.
Глава 2. ПЕРЕДАЧА И ПРИЕМ ИНФОРМАЦИИ. ОШИБКИ И БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ
ДАННОГО ЭТАПА
Если наглядно представить модель коммуникативного процесса, цепочка окажется весьма длинной: отправитель информации — формулирование послания (что послать) — носители послания (каким образом послать, как организовать отправку информации) — форма послания (кодирование информации) — собственно послание — передатчик (кто передал информацию) — канал — (шум, помехи, фильтры и т. д., через что, в каких условиях происходит передача) — канал — приемник (кто получил информацию) — восприятие послания (раскодирование информации) — интерпретация послания (как понято) — оценка информации — принятие значения —
18
получатель (тот, кто должен ответить на послание). Далее — от получателя повторение цепочки — обратная связь с отправителем. Последнее замечание подчеркивает равноправную активность как отправителя, так и получателя информации1.
Ответственность отправителя и адресата несколько отличаются друг от друга. Первый отвечает за планирование и организацию послания, кодирование информации, выбор языка и канала, возможность минимизации потерь от помех и барьеров. От его умения зависит обеспечение баланса рациональной и эмоциональной составляющих, учет индивидуальных особенностей партнера и, в итоге, — желаемая оценка, верная интерпретация, принятие или отторжение послания.
При отправлении информации—в ходе беседы, при составлении документа — чаще всего встречаются ошибки следующего типа:
• использованы недостоверные, ошибочные данные, дезинформация;
• информация плохо организована (сообщение неудачно составлено, сформулировано, содержит ошибки, обеднено эмоционально);
• информация неактуальна, неполна, избыточна, неудачно структурирована;
• плохо подобраны термины (коды) сообщения (они неточны, двусмысленны, неизвестны адресату и т. п.);
• сообщение отправлено слишком рано или слишком поздно;
• недостаточно отрегулировано межличностное взаимодействие.
Юлиан Семенов устами своих героев-журналистов предостерегал: "Сказать априорно — ничего не сказать в наш век; победит
тот, кто лучше информирует, а информация обязана идти не
только из головы, но из сердца тоже ".
Нам предстоит разобраться в природе перечисленных ошибок, охарактеризовать их проявления в деловых и бытовых контактах, а также проанализировать их последствия — влияние на успех либо блокирование общения.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Анна Хмарун. Преодоление психологических барьеров в общении с родителями воспитанников
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Почему с возрастом время летит все быстрее
  • Мозг, предвзятость и влияние авторитета
  • Поляков К.Ю., Шестаков А.П., Еремин Е.А. Информатика и ИКТ. Учебник для 10 класса. (профильный уровень)
  • Коноваленко М. Ю. Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации
  • Горностай П. П. Послания рода. Психодраматическая работа с семейной историей
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Георгий Сергацкий. «И Бог говорил цитатами»
  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Тренинг-семинар для педагогов ДОУ «Как сообщать негативную информацию родителям?»
  • Основные понятия динамической теории информации – Неизвестен
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Георгий Почепцов. Коммуникативные операции вчера и сегодня
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология активации памяти при обработке информации интернет-ресурсов
  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Георгий Почепцов. Это не информационная экономика, а экономика внимания
  • Георгий Почепцов. Распознавание пропаганды и языка ненависти
  • Георгий Почепцов. Трансформации человечества под влиянием интернета
  • Приготовления к Гоэтическому Воззванию
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • Наталья Коноплина. Человеческая память. Причины ухудшения памяти
  • Георгий Почепцов. Книга нам строить и жить помогает? Трансформация процесса чтения в современную эпоху
  • Ирина Кобевко. Что он «несёт», или Как понять человека с первых слов?
  • Кирилл Стасевич. С интернетом люди чувствуют себя умнее
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Селиванова Наталья Борисовна. Как сохранить психологическое здоровье в период карантина по кароновирусу.
  • Виктор Сороченко. Энциклопедия методов пропаганды (фрагмент книги)
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Михель Гофман. Виртуальный человек
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • 10 признаков умных людей
  • Интернет крадет нашу память. Влияние веб-поиска на транзактивную память и запоминание информации
  • Притча «Рыба и вода»
  • Активность мозга помогает находить преступников
  • К чему снится телефон
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Притча «Он и Она»
  • Личностные черты и покупательское поведение. Что ваши покупки говорят о вашей личности?
  • Основы психологической защиты. - Из цикла "Психология успеха"
  • К чему снится нож
  • Эллина Карепова. Интуиция. Феномен антиципации: сердце тоже видит
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Ольга Старова. Средства массовой информации как источник агрессии. - Ольга Старова
  • Кое-что об отношениях людей
  • Мария Гуляко. «Безумен и особо опасен» — стигматизация душевнобольных и мифы, транслируемые СМИ
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь