Айламазьян А.М. (ред.) Метод беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 18823

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

щий (высказывающийся). Ему противостоит только безгласная вещь. Любой объект знания (в том числе человек) может быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно познание его может быть только диалогическим*1. Итак, изучать человека как субъекта, как личность можно только вступив с ним в диалог, в беседу равных, в беседу двух личностей. Многие составляющие психологического исследования, ставшие традиционными и само собой разумеющимися сегодня, такие как, например, ярлык «испытуемого», неписаные правила и этикет поведения в лаборатории, отношения экспериментатора и испытуемого, действие по инструкции, однозначно заданные ответы типа *да*, «нет» и т. п., которые должен давать испытуемый, по существу служат задаче обезличивания ситуации исследования, отказа от диалога, общения.
Возможен ли иной подход к эмпирическому исследованию? Рассмотрим это на примере метода беседы.
Беседа без беседы, или метод интервьюирования: методологические вопросы
Создание научной психологии в середине прошлого века началось с разработки методов исследования, позволяющих добывать объективные факты> на основе которых может строиться научная теория, В первую очередь это эксперимент, сравнительный метод, а также методы опрос а, к числу которых относится анкета и интервьюирование, Источником этих методов была параллельно развивающаяся социология и практика массовых опросов населения для сбора статистических данных. Одним из первых в психологическом исследовании анкету применил Ф. Гальтон для изучения генеза умственных способностей и условий развития ученых, несколько позже А* Вине была разработана анкета для исследования интеллекта детей*
1 Бахтин М* М. Эстетика словесного творчества, М,: Искусство, 1979. С, 363,
____________________________________________________15
С. Холл активно пользовался анкетным методом в рамках генетической психологии (для изучения юношеского возраста).
Возможности и задачи метода с самого начала осознавались достаточно четко- Методы опроса, в отличие от применяемых в то время экспериментальных процедур* направленных на изучение элементарных психических процессов, позволяли исследовать достаточно сложные психические явления, такие как личность человека, его идеалы, представления о ценностях, установки, творческое воображение и т. п. Эти методы могли выполнять разведывательную работу на начальных этапах исследования* С самого начала предполагалось использовать интервьюирование и особенно анкетирование для изучения проблем, требующих сравнения данных, касающихся многих индивидов, например, в области дифференциальной психологии, различий между полами, нациями, классами и т. п. Основной областью применения методов опроса в дальнейшем {в особенности для решения исследовательских задач) стала социальная психология, наиболее близко связанная с социологией, в рамках которой была разработана специальная техника интервьюирования.
Что же такое интервьюирование? Методы опроса, возник-шие из таких естественных ситуаций, как разговор, беседа между двумя людьми, тем не менее в корне отличаются от обыденного разговора и призваны служить задаче получения объективных научных фактов. Почему обычный разговор не удовлетворяет исследователей и каковы основные составляющие метода интервью? Чтобы понять логику метода, смысл предъявляемых к нему требований и выполняемых процедур, необходимо разобраться в вопросе об идеале научности для его создателей и их представлениях о природе психических, точнее психологических* явлений.
По сути, та же схема S—>R, которая лежала в основе экспериментального метода, и благодаря которой стало возможно введение традиционного эксперимента в психологию, была положена и в основу метода интервьюирования. Она выражает определенное понимание предмета психологического исследования, сущность психологических явлений и причин,
16 __________
их порождающих: психологические явления суть реакции индивида (R) на стимулы внешней среды (S), Эта схема открыла путь в психологию сложившимся в естествознании способам исследования мышления, так как была стерта грань между объектом естественных наук и объектом изучения в психологии: психологическая действительность была задана в виде естественного процесса- В ситуации интервьюирования в качестве стимула (S) выступает вопрос интервьюера> а в качестве реакции (R) — ответ респондента или интервьюируемого. -"■
Учитывая вышеизложенное, становится понятен и смысл многих требований, предъявляемых к интервью, принципов его организации и способов описания. Прежде всего ясно, почему центральным моментом метода и его основным инструментом выступает вопрос. Изолированные вопросы выступают в роли независимых переменных- Выводы о связи независимой и зависимой переменных можно делать на основании обобщения большого числа количественных исследований; только в этом случае, опираясь на законы статистики, можно говорить о случайном совпадении типа вопроса и типа ответа. Поэтому применяются массовые опросы, а установленные в результате закономерности носят случайный характер. Однако, чтобы можно было обобщать, данные должны быть сравнимы. Сравнимость или сопоставимость данных — одно из основных требований, предъявляемых к методу опроса. Сопоставимости можно добиться полной стандартизацией вопросов, ответов и всей ситуации проведения интервью. Э. Ноэль, автор книги, посвященной методике массовых опросов, и директор Института демоскопии в ФРГ, пишет: «На первом месте ранговой шкалы ценностей, которую всегда следует иметь в виду при планировании исследования, находятся: сопоставимость, единообразие обследования и альтернатив ответов, унифицированное фиксирование реакций и признаков».*1 и далее: «На первом месте стоит требование "инвари-
1 Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии. М>: Прогресс, 1978. С. 58.
____________________________________________________17
антности'Ч В ходе обследования ничто не должно меняться; единообразие, сопоставимость процесса сбора данных — это предварительное условие счета...»1.
Другим условием возможности вывода о наличии однозначной связи между изучаемыми явлениями является отсутствие действия в тот же момент времени еще каких-либо факторов или сил, единственным действующим раздражителем должен выступить вопрос интервьюера. Для выполнения этого условия прибегают к изоляции изучаемых явлений тем или иным образом, а также к максимальному упрощению и стандартизации всех существующих условий. Так, интервью представляет собой не замкнутое целое, а сумму вопросов; близкие по тематике вопросы часто отделяются друг от друга или большим временным интервалом или так называемыми «гасящими», «амортизирующими» вопросами. Это делается для предотвращения влияния только что обсуждавшихся тем на последующие. Например, между двумя сериями вопросов об установке по отношению к программе радиовещания опрашиваемому предъявляют картинку, на которой изображены одноквартирные дома, и просят его сказать, какой из них ему больше всего хотелось бы иметь2.
Наибольшие трудности возникают при попытке контролировать сам процесс интервьюирования. Задача состоит в уменьшении субъективности результатов, вводимой субъектами, участниками интервью. В этом и состоит смысл ряда предлагаемых правил и процедур: задаются определенные правила поведения интервьюера, ему вменяется нейтральное поведение, обязательно точное дословное воспроизведение вопросов и их последовательности, отсутствие разъяснений по поводу вопросов, индивидуального подхода и изменений в интервью в целях приспособления к уровню образования, словарному запасу ит.п, опрашиваемого, предлагается даже соблюдать одинаковый временной интервал, в течение которого интервьюируемый обдумывает ответ на вопрос,
1 Там же. С, 59.
2 См. там же.
18 _______
А как быть с «субъективным фактором* интервьюируемого? Как убрать разночтение вопросов, тот индивидуальный смысл, который может придать им опрашиваемый, ит.л,? Эта проблема имеется в виду, когда выдвигается требование достоверности сообщаемой информации; она решается прежде всего путем отбора опрашиваемых. Такой принцип позволяет исключать из результатов целый ряд данных и фактов (недостоверную информацию). Производится оценка компетенции интервьюируемого, уровня его общей культуры и кругозора. Длительная процедура вопросов анкеты, включая и пробные вопросы, позволяет чисто эмпирически подобрать определенные вопросы и их формулировки, которые одинаково понимаются определенной группой людей. Опрашиваемых просят самим оценить достоверность своих ответов. Так, В. А* Ядов отмечает, что люди с высоким уровнем образования способны оценивать вероятную достоверность своих сведений, тогда как респонденты с низким уровнем образования не могут этого делать1. Применяют вопросы, которые могут уточнять детали о предмете информации или проверить на добросовестность. Примером служит «шкала лжи» теста Айзенка* Вот эти вопросы: «Полностью ли Вы свободны от всяких предрассудков?&; «Любите ли Вы иной раз прихвастнуть? »; * Всегда ли Вы сразу отвечаете на письма?»; «Приходилось ли Вам иногда говорить неправду? & и т* п.
Еще раз уточним, кто же и что же отсеивается в результате этих и некоторых других процедур? Нередко люди описывают события как очевидцы, не будучи ими; выносят оценки, не зная предмета; высказывают мнение, не заботясь об аргументах. Задача социолога — произвести тщательный отбор информаторов2* С юридической точки зрения это может рассматриваться как искажение информации, но с психологической точки зрения — это безусловные факты, факты жизни человека «здесь и теперь* в ситуации интервьюирования.
1 См. Ядов В. А. Социологическое исследование* Методология, Программа. Методы* М.: Наука, 1972.
2 См* там же*
_____________________________ 19



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Ермензина Лариса Валентиновна. О чем расскажет дошкольникам волшебное предложение
  • Смирнова Людмила Юрьевна.. Интегрированный характер театрализованной деятельности
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Квале С. - Исследовательское интервью
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Притча «Интервью альпинистов»
  • Соина Валентина Константиновна. «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры»
  • Шамова Александра Константиновна. Обогащение словарного запаса с использованием дидактических игр у детей 3-4 лет
  • Маккиннон Р.А. Клиническое интервью и ведение записей
  • Гудыма Наталия Юрьевна. Отчет по самообразованию «Игровая деятельность как средство формирования связной речи дошкольников»
  • Земцова Татьяна Николаевна. Особенности развития глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Травченко Татьяна Владимировна. Развитие речи у детей
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Коннова Н.М.. Коррекционная работа с детьми с фонетико — фонематическим недоразвитием речи детей дошкольного возраста.
  • Венсан М. Быстрые изменения. Краткосрочная психотерапия подростков, длительность которой определена заранее
  • Наталья Зорина. Тема: «Возможности логоритмики в развитие речи детей»
  • Главный Редактор. Развитие речи у детей от 3 до 10 лет
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Ботвиньева Татьяна. Формирование вербальных коммуникативных навыков дошкольников с ТНР
  • Никандрова Катерина. Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук»
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Сытина Елена Николаевна. «Ранний возраст: от игры к речи»
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Р.Е. Мансуров. Как не купить кота в мешке или правильный выбор места работы.
  • Иоша Алла Степановна. Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.
  • Бойчук Светлана Владимировна. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
  • Ягодкина Гульнара Вакилевна. Значение художественной литературы в развитии речи детей
  • Бахтеева Мария Андреевна. Методическая разработка на тему: 'Развитие речи детей дошкольного возраста'
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Реброва Ирина Васильевна. Развитие связной речи в старшем дошкольном возрасте с помощью словесных игр
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Кое-что об отношениях людей
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Марина Силко. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
  • Богачёва Елена Николаевна. «Совершенствование просодических компонентов речи дошкольников через театрализованную деятельность»
  • Интервью с сюрпризом. Нестандартные методы проведения собеседований.
  • Лариса Александровна Гуничева. Развитие мелкой моторики и ее влияние на развитие речи.
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • Как работает мозг программистов
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Тимергазина Ирина Инфасовна. Интерактивная доска как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
  • Чугай Татьяна Ивановна. Гимнастика с элементами логоритмики Рекомендации для воспитателей
  • Ирина Бакушкина. ЗАИКАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ И ВОСПИТАТЕЛЯМ
  • Белас Ксения. Развивающие игры математического содержания как средство развития представлений об алгоритмах у дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Романова Олеся Александровна. Отчет о проделанной работе в средней группе по развитию речи
  • Капкаева Ольга Васильевна. Доклад на тему «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи»
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Лаврова С. Г.. «Развитие речи детей среднего возраста посредством театрализованной деятельности».



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь