Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 107432

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННОЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ
Некоторые психологи слишком привержены какой-нибудь одной концепции и ограничивают себя рамками одного теоретического мировоззрения. Такая приверженность полезна, если психолог достаточно компетентен и подходит к клиентам дифференцировано, но узость мышления, ригидность делает невозможной психологическую помощь тем, кто с первого сеанса не “раскололся”. Поэтому так важно быть гибким в выборе методик и теории и оставаться открытым для новых идей. Существует несколько путей для того, чтобы развить собственную обобщенную концепцию практического консультирования и терапии.
ЭКЛЕКТИЗМ. Все большую популярность в практической психологии получает эклектизм, и примерно половина практикующих психологов и терапевтов, по их признанию, используют этот подход. Эклектик признает достоинства многих методов и теорий и намеренно подбирает различные аспекты
этих теорий, которые могут оказаться полезными для его разносной клиентуры. Сильная сторона эклектизма — в гибкости широте охвата. В то же время некоторые критикуют эту позицию как чересчур гибкую и не имеющую систематического мышления, и даже говорят о “лени” некоторых психологов, не нашедших времени как следует изучить какую-то одну концепцию.
ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ОДНОЙ ТЕОРИИ. В противоположность эклектикам, многие психотерапевты проповедуют приверженность одной теории, такой, как бихевиоризм, психоанализ, структурно-семейная терапия. Сильная сторона такого подхода — в углубленном изучении техники, методологии и возможность “подстроить” теорию под потребность индивидуального клиента. Некоторые критикуют сторонников только одной теории за негибкость и нежелание изменить свои подходы, когда случай не укладывается в данную теорию.
ОБОБЩЕННАЯ ТЕОРИЯ. Джордж Келли, автор работ по психотерапии личности, отметил, что эклектики становятся все более систематичны в своем мышлении, что они развивают собственную теорию или обобщенную теорию психологической помощи, в которой объединены различные подходы. Обобщенную теорию или метатеорию можно рассматривать как более общий концептуальный подход, чем эклектизм или приверженность одной теории. Обобщенная теория пытается соединить и организовать части теорий в согласованности и систематическом построении. Ее, пожалуй, можно окрестить как “систематический эклектизм”.
Однако же можно быть с самого начала преданным одной теоретической ориентации и одновременно быть приверженцем обобщенной теории. Психолог-бихевиорист может работать в своих привычных рамках, но уважительно относиться к другим теориям и приспосабливать какие-то их фрагменты к своей практике. К примеру, Альберт Эллис (глава XI) стоит на позициях когнитивной теории, но он использует фрагменты гуманистической психологии и психоанализа, чтобы обогатить свою базовую ориентацию.
Как психолог или психотерапевт, вы сталкиваетесь с выбором. Вы можете стать “ленивым” эклектиком, понадергав случайных фрагментов из различных теорий. Или вы можете решить, что какая-то школа в психологической науке является лучшей и не рассматривать альтернативные. Или придерживаться общетерапевтической ориентации через систематический эклектизм, либо сохранять гибкую приверженность одной теории. Два последних выбора — суть концепции обобщенной теории. Что у них общего:
1) понимание того, что реакция клиента может быть разной и, возможно, потребуется какой-нибудь другой теоретический подход;
2) уважение к мировоззрению или теории, отличной от собственной;
3) умение видеть то, каким образом различные теории можно увязать вместе для пользы клиента.
Когда вы начинаете психологическую практику, вы скоро убедитесь, какое изобилие методов и теорий существует в этой области. Некоторые считают разумным сконцентрироваться на одной. Позднее, по мере увеличения знаний и опыта, вы сможете глубоко изучить альтернативные методы.
Пожалуй, нет единственно правильного пути в выборе теоретической ориентации, хотя некоторые считают, что это обязательно надо сделать. Им кажется, что задача состоит в том, чтобы решить, как вы систематически организуете свою работу психолога или психотерапевта.
СОЕДИНЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ, ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Методология составляет основу психологии и психотерапии. В теории содержатся идеи, организующие ключевые принципы психологической помощи. О практике следует говорить, когда вы берете теорию, методики и применяете их непосредственно в работе с клиентом. Если у вас есть солидный багаж методик и есть понимание теории, то вы готовы к практике терапии и консультирования.
В главах 11-ХУ11 приводятся некоторые базисные методики психологии и психотерапии. Каждая глава рассматривает концепции важные для различных теоретических построений. К примеру, независимо от вашей теоретической ориентации, искусство слушать вам необходимо, если вы хотите понять клиента. Все теории подчеркивают важность умения слушать клиента, и поэтому умение задавать вопросы всегда будет полезно для вас. Если вы считаете себя бихевиористом, то искусство слушать вам необходимо, чтобы уяснить поведенческие навыки клиента. Если вы принадлежите психодинамическому направлению, то это умение необходимо для того, чтобы понять фантазии клиента и его опыт детских переживаний.
Короткое исследование: действительно ли помогает психология и психотерапия?
Ответ на приведенный вопрос довольно сложен и зависит от многих обстоятельств. Исходя из того, что исследователи и авторы книги имеют вполне понятный интерес к результатам (к примеру, если психотерапия не работает, то зачем ее проводить, изучать и даже писать эту книгу?), следующие выводы кажутся нам наиболее важными:
1. Психология и психотерапия существенно различаются, существует большой набор методов, которые могут помочь клиенту в его росте и развитии.
2. Результаты последних исследований дают основание полагать, что когнитивно-бихевиористские методы наиболее эффективны. Однако исследования этих методик обнаруживают более ограниченные показания к их применению по сравнению с гуманистическими и психологическими теориями. Многие считают, что эти исследования не показали существенных различий среди психологических теорий.
3. Психотерапия может не только помочь, но и повредить. Выбор неэффективных методик, технические ошибки, слишком поспешные действия могут принести клиенту вред.
4. Большие разногласия существуют по поводу важности длительных профессиональных тренировок. Согласно некоторым исследованиям, непрофессионалы иной раз могут получить и добиться этих же позитивных перемен у клиента, что и искушенные мастера.
5. В настоящее время многие эксперты приходят к убеждению, что различные теории по-разному эффективны для разных клиентов. Поэтому у вас, скорее всего, появится желание стать знатоком нескольких теорий и методов психологического консультирования.
Результаты этих исследований более подробно изучаются в главе XIII.
Если вы усвоили концепции первых семи глав, то вы перейдете к следующим теоретическим главам хорошо подготовленным, несмотря на то, что эти теории с первого взгляда очень различны. Мы сказали “с первого взгляда”, потому что по мере продвижения в этой области, вы начнете осознавать связь этих теорий. А это уже начало обобщенной теории.
Теории, описанные в этой книге, отражают различные мировоззрения, каждое из которых дает точку зрения, позволяющую взглянуть на ситуацию иначе. Если вы возьмете рисунок Эшера на обложке книги, повернете книгу на бок, посмотрите сверху, постараетесь увидеть рисунок трехмерным, то вы заметите, что каждая точка зрения дает новый, обогащенный взгляд на рисунок. Точно так же теории из второй части этой книги предлагают свое понимание процесса терапии. С некоторого момента у вас появится желание сделать выбор относительно одной терапии, либо эклектического, либо обобщенного подхода: для работы нужна какая-то определенность.
Временами получится так, что мы будем обсуждать концепции из тех глав, которые вы еще не прочли. В частности, так будет в главе VII, в которой дается необходимый мост между теорией и методиками. Такие перекрестные ссылки необходимы, чтобы вы уяснили, как связаны методики и теории, поняли взаимосвязь различных теорий и то, как использовать обобщенную теорию, чтобы объединить различные точки зрения.
Из главы VII можно привести пример подхода с позиций обобщенной теории. Там показано, что многие психотерапевтические теории сконцентрированы на том, чтобы помочь клиентам реконструировать свое мировоззрение в более позитивном направлении. Это может носить разные названия, но все процессы и методы тесно связаны. Так, в Роджеровской психотерапии говорится о позитивном отношении, в логотерапии — о модуляции отношений, в теории минимального изменения Тайлера — об исследовании ресурсов. Каждая из этих формулировок дает что-то свое в процессе психологической помощи, а владение обобщенной теорией дает вам возможность легко использовать упомянутые отдельные теории и практики. К примеру, вы практикуете бихевиоральный тренинг поведенческих навыков и вдруг обнаруживаете, что исследования Тайлера по части выявления ресурсов помогает вашему клиенту и он делает большие успехи. Но если Тайлер не подходит, вы можете с той
же целью обратиться к клиенто-центрированной терапии или логотерапии. Обобщенная теория осознано и систематически идет от одной концепции к другой и использует то общее, что в них есть. Последние главы этой книги уделяют внимание научным работам и практика, применению теорий и методов для блага клиентов. Методы и теории, не подтвержденные практикой, не нашедшие практического применения, всегда забываются. В основе последней главы этой книги лежит аксиома Гордона Пола: “КАКОЕ лечение, КЕМ проводимое наиболее эффективно для ДАННОГО индивида и с КАКОЙ целью, при КАКИХ обстоятельствах оно проводится?”



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Георгий Почепцов. Новые методы пропагандистского воздействия: будущее уже рядом
  • Геворгизова Ж. Индивидуальное консультирование клиента с психосоматическими жалобами в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна с использованием одностороннего зеркала
  • Паттерсон Сесил, Уоткинс Эдвард. Теории психотерапии.
  • Методы психологической помощи, существовавшие задолго до появления психотерапии, их классификация и коррекционные механизмы, обеспечивающие эффективность.
  • Из лягушек в принцы - Р. Бендлер, Д. Гриндер
  • Рубцова А.А. Особенности применения методов арт-терапии на этапе установления терапевтического контакта
  • Манжиров А.В., Полянин А.Д. Методы решения интегральных уравнений: Справочник
  • Манжиров А.В., Полянин А.Д. Справочник по интегральным уравнениям. Методы решения
  • С. Романюха. Нейромаркетинг. Практическое применение метода «Метаморфная модель Зальтмана (ZMET)» в исследовании потребителей.
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Балмуш Олеся Олеговна. Статья «Использование интерактивных методов на музыкальных занятиях в детском саду»
  • Кондратьев А.С., Ларченкова Л.А., Ляпцев А.В. Методы решения задач по физике
  • Райл Э. Фокус в краткосрочной интерпретативной психотерапии: дилеммы, ловушки и препятствия как проблемы-мишени
  • Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо.
  • Психотерапия с детьми, пациентами стационара детской онкологии и гематологии - примеры из практики
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Стайнер Дж. Цель психоанализа в теории и практике
  • Методики НЛП высшего уровня - Семинары Р.В. Коннера.
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций
  • Мэри О'Рейли-Нэп, Ричард Г. Эрскин. Ключевые концепции Интегративного Трансактного Анализа
  • Бион У.Р. К-связь и –К-связь
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Орлов А.И. Теория принятия решений
  • Шерман Роберт, Фредман Норман. Структурированные техники семейной терапии.
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Погодин И.А. Психологический анализ целей психотерапевтической практики
  • Ягнюк К.В. Отклик на запрос клиента: вариации терапевтических вмешательств
  • Ягнюк К.В. Отклик на запрос клиента: вариации терапевтических вмешательств
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Кроль Л.М., Пуртова Е.А. Методы современной психотерапии. Учебное пособие.
  • Минигалиева М.Р. - Психологическое консультирование: Теория и практика
  • Белановский С. А. Метод фокус-групп.
  • Автономов Д.А. Триггеры к употреблению ПАВ и методы психотерапии
  • Файн С. Динамика коммуникации в терапевтическом интервью
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Шарфф Д.Э. Процесс диагностической оценки в парной терапии объектных отношений
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Польстер Ирвин, Польстер Мириам. Интегрированная гештальт-терапия. Контуры теории и практики.
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Уткина В.Б. Эконометрика. Под редакцией
  • Лазарева Е.В. Психологическое консультирование семей в условиях стационара
  • Красс М.С., Чупрынов Б.П. Математические методы и модели для магистрантов экономики
  • Ч. Фарказ, С. Уэтлауфер. Какие методы руководства используют главы компаний
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Интервью с сюрпризом. Нестандартные методы проведения собеседований.
  • Хьелл П., Зиглер Д. Теории личности.
  • Роджерс К. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь