Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 55026

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ствием и общением «лицом к лицу», близкими отношениями, означающими приоритетность «своих» перед «чужими». Семья как малая социальная группа имеет свою историю, протяженность во времени, обладает семейной динамикой, то есть закономерной сме -ной различных этапов и состояний.
На протяжении своей жизни семья сталкивается с самыми разнообразными событиями, некоторые из них представляют собой трудности и стрессы. Они имеют разное происхождение и последствия для семьи как целого. Огромное количество разнообразных событий нашей жизни мы называем стрессовыми: навязчивый телефонный звонок, угрозу болезни, нехватку денег, дефицит любви, потерю близкого человека. Стресс как переживание трудностей бытия — это реальность нашей жизни. В этом смысле стресс понимается как метафора. Экзистенциальный психолог Р. Кугель-ман считает это оправданным, так как, несмотря на огромные усилия, стойкость и поддержку, «человеческие существа не состоят только из энергии». Стресс, по его мнению, — это плата зажадное проживание жизни современным человеком в постоянном дефиците времени, сил, жажде все больших достижений и успехов. В по -следние годы появилось описание феномена зависимого от стресса поведения, например, к нему относят компульсивную активность менеджеров и предпринимателей; некоторые из них утверждают, что им лучше работается «под прессом стресса», что так они лучше чувствуют «вкус жизни». Такая разновидность зависимого поведения хотя бы одного из членов семьи не может не сказаться на семейной атмосфере и качестве взаимоотношений и общения, сведен -ного до минимума.
Со времен Г. Селье широко признано, что чрезмерный стресс (дистресс) разрушает здоровье и благополучие человека. Вводя по -нятие семейный стресс, американский социолог Р. Хилл (1949, 1958) определил его следующим образом. Это состояние в семье, которое возникает как нарушение равновесия между реально существующими или воспринимаемыми требованиями к семье (в виде угрозы, потери) и возможностями семьи справиться с ними (Е. A. Blechman, E. M. Hetherington, 1996; Н. I. McCubbin, С. R. Figley, 1983). Обычно такое состояние вызывается действием стрессоров, или жизненных событий, неблагоприятно влияющих на семью и ее судьбу. Стрессоры могут влиять на семью в целом или на ее часть (например, на диаду «муж — жена» или
8
«мать — ребенок» ), а также на отдельных членов семьи. Существуют события, которые вызывают к жизни, подталкивают семью кпереме-нам. Это заметные и важные события, такие как рождение и смерть кого-то из членов семьи; они касаются разных сфер семейной жизни, например, эмоционального климата, способов взаимодействия, целей и ценностей, границ (психологической дистанции) между членами семьи. При семейном стрессе семья переживает общее напряжение и негативные эмоции, определенный (оптимальный) уровень которого может оказывать мобилизующее действие. Известно, что умеренные трудности имеют стимулирующее влияние, заставляя людей «собраться» для преодоления проблемной ситуации.
СЕМЕЙНЫЕ СТРЕССОРЫ,
КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ,
КЛАССИФИКАЦИЯ
К. Олдвин, ученица Р. Лазаруса, в работе «Стресс, копинг и развитие» (1994) предлагает классифицировать стрессоры по двум основаниям: сила — слабость стресса и продолжительность действия. Исходя из этих критериев, она выделяет четыре вида стрессоров:
1) травма (катастрофа, несчастный случай) — короткое по продолжительности, но сильное по воздействию явление, событие (война, смерть, неожиданный развод);
2) жизненное событие — более продолжительное и оказывающее большое влияние на дальнейшую жизнь и судьбу событие (появление / уход члена семьи, переезд);
3) хронический ролевой стрессор (напряжение) —сюда относятся, в первую очередь, конфликты, накапливающиеся и неразрешимые в ходе выполнения тех или иных социальных ролей («добытчик», сексуальный партнер, жена, теща, зять и т. д.);
4) жизненные трудности, возникающие при ежедневном взаимодействии личности и среды, или микрострессоры. Это слабые стрессовые воздействия, сила которых может возрастать,
9
накапливаясь, и представлять для семьи большую трудность, чем какое-либо жизненное событие (например, постоянная нехватка денег, плохое жилье).
Разновидностью стрессоров являются семейные трудности — конкретные требования к семье, связанные со стрессовым событием, (например, дополнительные расходы, связанные с рождением ребенка или обучением члена семьи в другом городе). Максимальный семейный стресс, с которым семья не справляется, может привести к семейному кризису. Это неспособность семьи восстановить стабильное состояние в ситуации постоянного давления тех требо -ваний, которые изменяют семейную структуру и способы взаимодействия членов семьи (например, развод). Семейный кризис можно определить и как необратимую перемену в жизни семьи, когда прежние, привычные роли членов семьи становятся неадекватными, и происходит разрушение (распад) прежних образцов поведения. Семейный стресс не обязательно достигает уровня кризиса, если семья использует свои ресурсы, умения и противостоит деструктивным переменам.
Стрессоры воздействуют на все сферы жизнедеятельности семьи, но некоторые из них особенно уязвимы к семейному стрессу. Это сферы супружеских взаимоотношений, в том числе интимно-личностных, на некоторых этапах жизненного цикла семьи (например, раннее супружество или супруги на этапе «пустого гнезда» ); роди -тельства — переход к нему, связанный с принятием новой роли (ма -тери или отца первого ребенка), воспитания хронически больного ребенка; здоровья членов семьи (трудности принятия тяжелой болезни и уход за тяжело больным членом семьи). Существуют и другие сферы жизни семьи, требующие изучения с точки зрения их стрессогенности и совладения: одиночество в семье, экономический стресс (финансовое напряжение), профессиональный стресс (семья и работа: перемена или потеря работы, двойная карьера, когда оба супруга-родителя много работают) И другие.
Можно определенно сказать, что семейный стресс — это важное социальное явление и одновременно социальный стресс, признаками которого выступают когнитивная оценка человеком степени угрозы своему и семейному благополучию и последующие изменения в поведении. Так, например, потеря работы одним из членов семьи, без сомнения, ведет к повышению нагрузки и большей занятости других ее членов, если семья хочет сохранить уровень и качество
IO
жизни. Семейные стрессы также разделяют на нормативные (естественные изменения, связанные с семейной динамикой — последовательным прохождением этапов развития семьи) и экстремаль -ные (уровня катастрофы, такие как потеря, неожиданная травма).
Феноменология семейного стресса
Нередко признаками стресса разного уровня выступают одни и те же симптомы разной степени интенсивности. Обычно это увеличение напряжения, споров, конфликтов, ссор и борьбы друг с другом, учащение употребления алкоголя, наркотиков, медикаментов, расстройства сна, головные боли, простуды и психосоматические расстройства, изменения в эмоциональном климате и взаимодействии семьи — ревность, измены, подозрительность и недоверие друг к другу, уход от общения, «психологическое отсутствие» и др. Однако, следует отметить, что обычно нормативные стрессы заканчиваются приобретением чего -то нового (новых ролей, ответственности, автономности, независимости и т. д.) членами семьи и семьей как общностью. Выжившая в катастрофе при экстремальном стрессе семья также может иметь какие-то приобретения (большая эмоциональная стойкость, важные навыки), но «цена» этих приобретений различна при воздействии стрессоров такого разного качества.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Сидорова Наталья Витальевна. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Ширко Галина Леонидовна. Воспитание в семье как фактор развития внутреннего потенциала детей
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Клеймёнова Светлана Гаригиновна. Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Насырова Роза Муххарамовна. Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».
  • Скворцова Лариса Викторовна. Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  • Иванова Любовь Анатольевна. Информационно-творческий проект 'Моя семья'
  • Баженова Татьяна Викторовна. Конспект и проведение семейного праздника
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Киреева Мария Александровна. «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»
  • Исследование семей в которых есть больные параноидной шизофренией. Примеры семейных генограмм.
  • Скворцова Наталья Владимировна. Конспект родительского собрания «Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка»
  • Волкова Вероника Викторовна. Психологическая гостиная для родителей на тему: «ТЕПЛО СЕМЬИ»
  • Шапарь В.Б. - Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми
  • Дружинин В. Н. - Психология семьи
  • Гусева Ольга Николаевна. Методическая разработка для старшего дошкольного возраста «Бабушка – душа семьи»
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Краснокутская С. П., Суркова Т.А., Сенченко И.В.. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ДЕТЕЙ С ОВЗ, ИНВАЛИДНОСТЬЮ
  • Моргунова Валентина Владимировна. Сценарий родительского собрания во 2 младшей группе по теме: «Семейные традиции».
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Кузьмина Е.А. Работа с сепарационными проблемами в рамках системного семейного подхода
  • Казакова Наталья Анатольевна. «Дошкольник в семье»
  • Песчанская Наталья. Наш детский сад «Снегурочка»
  • Михайлова Ольга Владимировна. Конспект НОД детей в 1 младшей группе «Моя семья»
  • Толокольникова Надежда Николаевна. Непосредственно – образовательная деятельность с детьми во второй младшей группе Тема «Моя семья»
  • Светлана Анатольевна Грищенко. Консультация для родителей «История моей семьи»
  • Малахова Надежда Викторовна. Конспект НОД в старшей группе. Тема 'Я и моя семья'
  • Сатир Вирджини. Почему семейная терапия
  • Егунова Мария Викторовна. Перспективный план работы с родителями (законными представителями)
  • Младина Элеонора. Роль семьи в развитии ребёнка
  • Сенникова Наталия Анатольевна Мотоусова Ольга Владимировна. ДА! взаимодействию детского сада и семьи!
  • Галиуллина Гульшат Ниловна. Конспект родительского собрания на тему: «Игра с ребенком в жизни семьи».
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Исламова Гульшат Радисовна. Проект «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДОСЛОВНОЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ»
  • Гулевская Светлана Николаевна. Заседание родительского клуба «Моя семья».
  • Редактор. Праздники с детьми — День семьи для детей
  • Хамитова И.Ю. Семейная история и её влияние на переживание беременности
  • Маргарита Исакова. Консультация 'Семья'
  • Каткова Анжела Николаевна. Заключительное мероприятие по теме «Семья» для детей старшей логопедической группы.
  • Шевченко Татьяна Павловна. Методическая разработка. Сценарий родительского собрания «Традиции моей семьи»
  • Шатова Марина. Дидактическая игра 'Герб моей семьи'
  • Щеголихина Ольга Яковлевна. Превентивная социально-педагогическая работа с семьей в условиях трудной жизненной ситуации
  • Быковских Галина Александровна, Мельниченко Мария Георгиевна. Организация работы Консультативного пункта «Школа молодой семьи» в ДОУ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь