Смит Ноэль. Современные системы психологии.

Категория: Психология, Системный подход в психологии | Просмотров: 45217

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Причинность не находится снаружи либо внутри, но охватпывает взаимодействие в целом, включая контекст. Данный подход в той или иной степени присущ системам, рассматриваемым в разделе V (главы 9-12). Помимо контекстуального интеракционизма мне в высшей степени импонирует также ряд отдельных положений других систем, хотя некоторые их отличительные особенности я не нахожу столь же привлекательными.
Пытаясь держать свои личные предпочтения под контролем, я, тем не менее, без колебаний приводил точки зрения контекстуально-интеракционного подхода в качестве альтернативы традиционным психологическим взглядам; это прежде всего касается второй части второй главы. При этом следует заметить, что сами сторонники традиционных взглядов на психологию крайне редко приводят точку зрения данно-
го подхода на рассматриваемые ими проблемы, тем самым лишая читателя возможности информированного выбора [термин включен в указатель].
Я уделял внимание каждой из рассматриваемых мною систем в соответствии со своим уровнем ее понимания и пытался представить каждую из них преимущественно с точки зрения сторонников соответствующей системы. В тех частях глав, которые посвящены критике, я обычно предоставлял слово другим, хотя иногда и добавлял собственные оценки. Заключительная часть каждой главы отражает в основном мою собственную точку зрения относительно достижений либо возможных перспектив развития соответствующей системы.
Я благодарен тем своим коллегам и студентам, которые прочли фрагменты рукописи настоящей работы и внесли предложения по ее улучшению. Мне приятно назвать такие имена, как Чарльз Бэкстер, Стэфен Браун, Деннис Делпрато, Кэти Данхэм, Джеймс Хэррик, Паркер Лихтенштейн, Пол Маунт-джоу, Гретхен Сэндо, Мэрлин Смит и Уильям Туки.
Я буду рад услышать конкретные предложения, касающиеся дальнейших улучшений этой книги, от студентов, преподавателей и всех читателей, надеясь на то, что данная работа, возможно, выйдет во втором издании.
Н. У. Смит
Факультет психологии
Университета штата Нью-Йорк,
Платтсбург
N. W. Smith
Department of Psychology
State University of New York
Pittsburgh, NY 12901
e-mail: [email protected]
19

Часть I. Введение в современные системы психологии
Глава 1. Введение
ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА?
Эта книга посвящена системам психологии. Но что представляет собой система?
Почти сорок лет назад Мелвин Маркс (Melvin Marx, 1963) предложил два определения, которые не утратили своего значения до сих пор: система «в общих чертах указывает в рамках психологии кластер теоретических положений и методологических уклонов (biases) (например, бихевиоризм, психоанализ)» (р. 9) или состоит в «организации и интерпретации данных и теорий о предмете изучения с акцентом на частной методологии (метатеория) и рабочих предположениях (постулаты)» (р. 43). Оба определения указывают на центральную роль теории и методологии. К этому я бы добавил, вслед за более ранним автором (McGoech, 1933), что системы должны отличаться согласованностью и единством. Все системы, включенные в эту книгу, имеют теоретическую ориентацию, а большинство из них обладают согласованностью и единством. Наиболее ярким исключением является когнитивная психология, которая, тем не менее, также содержит ряд общих тем. Что касается методологии, некоторые системы, такие как диалектическая и интербихевиоральная психология, являются эклектичными; однако большинство использует одну или ограниченную группу методологий (см. главу 14).
Указание Маркса на постулаты во втором определении также имеет большое значение и будет рассмотрено далее в данной главе. Лихтенштейн (Lichtenstein, 1967), определяя научную систему как «каркас или леса, позволяющие ученому организовать свои данные упорядоченным и осмысленным образом» (р. 233), вслед за Марксом и Мак-Гоком (McGoech) подчеркивает роль организации — однако он указывает прежде всего на то внимание, которое система уделяет организации наблюдений.
В данной книге под психологической системой понимается упорядоченная и логическая конструкция, служащая для целостного и согласованного рассмотрения данных и теорий, касающихся предмета изучения; она использует набор постулатов (даже если они являются имплицитными) и, как правило, единственную методологию.
ДЕСЯТЬ И ЕЩЕ ШЕСТЬ СИСТЕМ
Я выбрал десять современных систем, которым посвящаю по целой главе, и еще шесть, которые рассматриваю более кратко в главе 13. Психоанализ и вслед за ним интербихевиоральная психология являются наиболее ранними, а социальный конструкционизм — наиболее поздней из десяти систем. Диалектическая психология, в составе философии, имеет наиболее
древние корни и восходит к эпохе династии Чжоу (Chou), правившей в Китае 3000 лет назад, а также к классическому периоду или Золотому веку античной Греции в Европе. Из шестнадцати систем наиболее поздним является, вероятно, прямой реализм, пришедший к нам из Австралии, хотя эволюционная психология также является достаточно молодой системой. Когнитивная психология с очевидностью является господствующей системой в современной психологии. Наибольшей согласованностью и подлинной систематичностью отличается интербихевиоральная психология;«в наименьшей степени эти качества присущи гуманистической психологии и еще более разнородной когнитивной психологии — хотя отдельные ветви последней иногда оказываются более систематичными, чем система в целом.
Когнитивной психологии посвящена самая длинная глава, а диалектической — самая короткая. Если представители диалектической психологии почувствуют себя обделенными, надеюсь, они сообщат мне, какая важная информация об их системе должна быть также включена в книгу. Аналогично, если когнитиви-стам покажется, что посвященная их системе глава является слишком длинной и тяжеловесной, я готов услышать мнения о том, что следовало бы исключить.
Описания избранных мною систем сведены в одной книге, чтобы студенту легче было охватить разнообразие теоретических концепций, характерное для современной психологии. Невозможно сделать информированный выбор, не имея представления о существующих альтернативах. На младших курсах студенты, вероятно, имели возможность подробно ознакомиться с когнитивной психологией и анализом поведения, а также получить некоторое представление о психоаналитической и гуманистической психологии. Их редко знакомят с феноменологической психологией, оперантным субъективизмом, ин-тербихевиоральной психологией или эко-бихевио-ральной наукой. Данный труд преследует цель предоставить им информацию и тем самым дополнительные возможности для сравнения сильных и слабых сторон каждой из систем и составления информированного суждения о каждой из них. Только благодаря детальному знакомству с системами студент может быть адекватно информирован.
Последствия недостатка такой информации легко можно видеть на примере психолога, утверждающего, что мир, который мы видим вокруг нас, является обманом. Он полагает, что информация, поступающая через наши органы чувств, преобразуется, превращаясь в иллюзию внешнего мира, и только. Далее он заявляет, что нет никакой возможности узнать, что эта интерпретация видимого мира может быть ошибочной (Attneave, 1974). К сожалению, он не был достаточно осведомлен о возможных альтернативах, чтобы сделать информированный выбор, и мог лишь повторять догматические заявления о том, что никакой иной возможности не существует. Другим примером может послужить представитель социального конст-
22
руктивизма (гл. 8), который пишет: «Неверно полагать, что конструктивисты отрицают факт существования внешней реальности, просто у нас нет никаких способов узнать о том, является ли наше восприятие и понимание точным отражением этой реальности» (Marshall, 1996, р. 30). Аналогично Стам (Stam, 1990) утверждает, что мы не можем обойти психическое. Независимо от того, соответствуют действительности или нет подобные утверждения, я надеюсь, что эта книга поможет студентам расширить свои горизонты и признать возможность альтернатив.
ОРГАНИЗАЦИЯ КНИГИ
Главы 1 и 2: Начало
Следующая за этой вступительной главой глава 2 содержит краткую характеристику основных психологических концепций, начиная от представлений охотников-собирателей до современной эпохи, служащих историческими основаниями современных систем. В ней прослеживается эволюция концепций, под влиянием которых сформировались современные психологические системы. (Более подробно эти вопросы рассматриваются в работах Hergenhahn [1997], Kantor [1963, 1969], а также Leahy [1997].) В главе 2 также рассматриваются вопросы логики науки, касающиеся психологических систем.
Главы с 3 по 13: Четыре категории
систем
Взглянув в оглавление, можно увидеть, что эти главы сгруппированы в четыре раздела, в соответствии с тем, рассматривают ли они в качестве ло-куса причинности (а) организм (органоцентричес-кие), (б) окружающую среду (энвайроцентричес-кие), (в) социальную группу (социоцентрические) или же утверждают, что (г) единственный источник причинности отсутствует (нецентрические: контек-стуально-интеракциональные). В каждом из разделов системы расположены в алфавитном порядке*, как и шесть систем, рассматриваемых в главе 13.
Никакая классификация не является совершенной, и могут быть выдвинуты аргументы в пользу другой группировки систем. Постмодернизм и социальный конструкционизм (гл. 8) фактически представляют собой форму энвайроцентризма — социальная группа является единственным признаваемым ими компонентом окружающей среды. Однако поскольку этот единственный компонент рассматривается как исключительный фактор, определяющий наши знания о чем-либо, отнесение их к категории социоцентрических представляется правомерным.
Диалектическую психологию (гл. 9), помещенную в категорию нецентрических систем, можно классифицировать и как органоцентрическую, особенно в версии, представленной китайскими и российскими психологами-диалектиками. Они нередко рассматривают мозг как основной причинный фактор, определяющий поведение. Феноменологическая психология (гл. 12), также отнесенная к категории нецентрических систем, незаметно смещается в направлении органоцентризма. Представители систем, предлагающие собственные вариации или комбинирующие между собой части различных систем, могут в значительной степени изменить общую картину. В частности, некоторые когнитивисты выступают за переориентацию системы, которая заметно смещает курс когнитивной психологии в направлении энвайроцентризма или нецентризма. Шефер (Schafer) заметно сместил в направлении нецентризма психоанализ, однако большинство других концепций в этой системе остаются в рамках органоцентризма.
Глава 14: Ретроспектива
В завершающей главе, посвященной общему обзору рассмотренных систем, сводятся вместе основные положения систем, касающиеся причинности, анализируются проводимые на их основе исследования и области их практического применения и повторно рассматриваются принципы логики науки (разговор о которых был начат в главе 2) как критерии использования конструктов. В ней также представлен краткий обзор методологических проблем.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГЛАВ
Главы с 3 по 12 содержат от девяти до двенадцати разделов. Все главы начинаются с содержания главы и введения, за которыми следуют один или два раздела, посвященные истории развития и некоторым основным вопросам, рассматриваемым соответствующей системой. Основополагающие принципы систем могут быть сформулированы в историческом разделе или выделены в отдельный раздел. Затем предлагается система постулатов (см. ниже), за которыми следуют разделы, посвященные исследованиям, областям практического применения, а также психотерапии или клинической психологии в указанном здесь порядке. Естественно, не все главы включают все три данные подтемы. В частности, вследствие своего значения психотерапия, как правило, рассматривается отдельно от других сфер применения. Что касается исследований, в случае когнитивной психологии и анализа поведения эта тема настолько тесно связана с теорией, что не имеет
23
смысла рассматривать ее изолированно в специальном разделе.
Последние четыре раздела во всех главах совпадают: первый из них — «Сопоставление с другими системами»; второй — критика, включающая комментарии, касающиеся оценки системы; третий раздел рассматривает вклад системы в психологию и / или возможные перспективы развития системы; и четвертый — ссылки.
Системы постулатов
Каждая глава содержит раздел, в котором представлена система постулатов. Постулаты представляют собой исходные предпосылки или предположения, которые служат в качестве основополагающих принципов для дальнейшего анализа и часто формулируются письменно как набор взаимосвязанных утверждений. Для понимания фундаментальных исходных положений теоретических систем наличие зафиксированной письменно системы постулатов имеет крайне важное значение. В большинстве случаев представители психологических систем не заявляют достаточно эксплицитно своих постулатов. Пытаясь заполнить этот пробел, я привожу системы постулатов основных представителей каждой из десяти систем, которым отведена отдельная глава. Эти системы постулатов в ряде случаев пришлось выводить логически, а потому они могут быть не приняты приверженцами соответствующих психологических систем.
Однако можно сказать, что представителям этих систем следовало бы быть более открытыми в отношении постулатов своих систем — открытыми на всех уровнях общности. Пронко (Pronko, 1988) указывает на то, что все ученые исходят из определенных постулатов, хотя бы даже невольно, и что именно эти «негласные предположения ошибочно принимаются за твердо установленные факты» (р. 155). Для того чтобы читатель мог оценить, могут ли сторонники той или иной системы сказать нечто достойное внимания, они должны точно указать для читателя, каковы постулаты их системы, или, по крайней мере, дать ссылку на источник, в котором читатель может их найти.
Некоторые представители отдельных систем осознают важность прояснения своих исходных положений. Приведем один из примеров:
«Эксплицитное изложение наших философских предпосылок облегчит понимание многогранных явлений, рассматриваемых общественной психологией. Не приведя таких эксплицитных предпосылок, исследователи рискуют неявно подтвердить те предпосылки, которые они сами могут не считать правомерными, аутентичными, уместными или надежными для проведения исследований в области общественной психологии» (Kingry-Westergarard & Kelly, 1990, p. 23). Цитируемые авторы выдвигаю десять «теоретических положений», составляющих ограниченную
систему постулатов. Из пяти критериев систематической психологии, сформулированных Мак-Гоком (McGeoch, 1933), один указывает на необходимость представления эксплицитных постулатов.
«Тот факт, что любая область знания основана на аксиоматических операциях, является почти банальным, однако то, что факт использования этих операций необходимо признать и сделать эксплицитным, является менее часто соблюдаемым принципом. Такое эксплицитное признание не только делает явными исходные предположения, что необходимо, если на них будет возведена согласованная структура, но и расчищает почву для понимания и корректной критики. В полемике между различными системами можно обнаружить такие споры, которые просто не могли бы иметь места, если бы научные «школы» с самого начала открыто заявляли свои постулаты» (р. 6).
Герген (Gergen, 1994), представитель социального конструкционизма (гл. 8), выдвигает набор предположений; то же самое делает Маслоу в гуманистической психологии (гл. 4), а некоторые авторы предлагают полуэксплицитные постулаты своих систем. Наиболее последовательным является изложение постулатов, сформулированных Кантором (Kantor, 1959) для интербихевиоральной психологии. Он посвятил целую книгу этим постулатам и тому, в каком отношении к ним находится интербихевиоральная система.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Смит Н. Современные системы психологии
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Шаповаленко И.В. Возрастная психология
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Чистяков А.В. (Владимирский) МАТЕРИАЛЫ ПО КОHСТРУКТИВHОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций
  • Джемс. Психология.
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы
  • Маклаков А.Г. Общая психология
  • Сосновского Б.А. Психология. Под редакцией
  • Гамезо М.В. Общая психология. Под редакцией
  • Карпова Л.В. Общая психология. Под редакцией
  • Богачкина Н.А. Психология. Шпаргалки
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология
  • Петровский А.В. Общая психология
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Рамиль Гарифуллин. Постмодернистская психология смысла. Введение в постмодернистскую(неклассическую) психологию.
  • Психология познавательных процессов. Вести. Харьк. ун-та, № 224
  • Мельникова Н.А. Социальная психология. Шпаргалки
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Психология агрессии.
  • Андреева Г.М. Социальная психология
  • Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология
  • Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя
  • Карвасарский Б. Д. Под редакцией - Клиническая психология
  • Тутушкиной М.К. Практическая психология. Под редакцией
  • Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология
  • Прусова Н.В., Боронова Г.Х. Психология труда. Шпаргалки
  • Шестопал Е.Б. Политическая психология
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Узнадзе Д.Н. Общая психология



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь