|
Сергеечева Валентина. Азы общения стратегия и тактикаКатегория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 17117
Автор: Сергеечева Валентина
Название: Азы общения стратегия и тактика Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке • во-вторых, они касаются отдельных ее этапов: от формирования и отправления сообщения до его приема, осмысления и оценки;
• в-третьих, с помощью этих забавных сценок мы ненавязчиво вводим читателя в курс дела, предоставляем образцы стиля, в котором будет изложен материал, расширяя тем самым круг 8 потенциальных читателей. Кроме фольклора, иллюстративный материал составят выдержки из популярных книг и фильмов, исторические анекдоты, высказывания современных политиков, деятелей искусств. Ну а как же обойти вниманием вездесущую рекламу? Пусть не вызовут раздражения напоминания о том, что и без того навязло в зубах потребителей, — мы постараемся показать психологические механизмы воздействия рекламы на зрителя, останавливаясь на некорректных приемах, уловках и явном обмане. Глава 1. КОММУНИКАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ, УЧАСТНИКИ И ПРОЧЕЕ Слово "коммуникация" весьма распространено, однако на всякий случай поясним его этимологию. Коммуникация — от латинского слова "communis" — "общий": передача информации от одного субъекта к другому, попытка установить "общность" между ними и достичь адекватного понимания послания. Общность должна возникнуть между "субъектом 1 и субъектом 2", "корреспондентом и реципиентом" (отправителем и получателем информации). Попытки установить контакт (не всегда удачные) мы показали выше на шуточных примерах. Упомянутыми субъектами могут быть кто угодно: отдельная личность, группа людей, организация, фирма в целом, магазин, завод, учебное заведение. Происходит взаимодействие типа "Я — Я", "Я — Мы", "Мы — Мы" и по более сложным схемам, которые мы не будем сейчас рассматривать. Коммуникация шире непосредственного общения, потому-то мы и пользуемся именно этим понятием. Читая газету, разгадывая кроссворд, став заочным участником телевизионного шоу (проще говоря — лежа на любимом диване и соображая быстрее и лучше тех, "кто хочет стать миллионером"), отправляя письмо или сообщение владельцу пейджера, мы включаемся в акт коммуникации. Впечатление, будто мы не проходим по всей цепи, а лишь отправляем либо поглощаем готовую информацию, не совсем верно — об этом мы еще поговорим. Еще раз обращаем внимание: коммуникация может возникнуть только при условии какой-либо общности, по меньшей мере — общности языка. В противном случае вместо передачи информации возникает что угодно: от непонимания (мы отложим в сторону книгу на незнакомом языке) до конфликта и разрыва контакта. Немолодой молдаванин собрался посетить столицу России. Учиться русскому языку времени у него не было, так что односельчане посоветовали ему использовать универсальные, по их мнению, фразы: "Привет! Как поживаешь?" Вооружившись 9 ими, провинциал прибыл в Москву, поймал такси, сунул водителю записку с адресом и, широко улыбнувшись, начал с заученного: — Привет! Как поживаешь? — Неплохо, — отозвался таксист, —зарабатываю не так уж мало, жена — домохозяйка, квартира на окраине, зато новая, дачу строим... Молдаванин понимающе кивал, посматривал в окно, а через некоторое время завел снова: — Привет! Как поживаешь? Водитель покосился на пассажира, однако ответил: — Ничего живем. Один сын школу заканчивает, старший в институте, все в семье здоровы... Помотав головой и помолчав несколько минут, молдаванин принялся за свое: — Привет! Как поживаешь? Водитель, рабочий день которого был не из легких, окончательно решил, что над ним попросту издеваются, и высадил приезжего. Тот со вздохом побрел пешком и, завидев идущего навстречу мужчину явно не славянской наружности, бросился к нему с возгласом: — Привет! Как поживаешь? — Потому что! — ответил тот, важно подняв к небу указательный палец... Мы представили еще одну ситуацию — не такую уж редкую и способную усложнить и без того нелегкий процесс коммуникации, в данном случае — в связи с отсутствием общности языка, стиля жизни и пр. Как знать, может быть, наши соотечественники излишне строги и избирательны в общении, хотя бы по сравнению с американцами... Вот что рассказывает молодой автор-исполнитель Павел Кашин о своем пребывании в США: — Целый год учился в Америке общаться с людьми, начиная с того, что они называют "маленьким разговором": "Здравствуйте! Как поживаете?" — "Замечательно". — "Такая прекрасная погода сегодня, не правда ли? "— "Да, вчера была гораздо хуже ". А дальше уж как пойдет. Наши грустные лица и нежелание отвечать на вопрос: "Как поживаете? " — сильно отталкивают американцев. И вообще русские, как я понял, очень замкнутая нация. С последним тезисом вряд ли согласится тот, кто на традиционный, "дежурный" вопрос вынужден был выслушивать пространный рассказ о болезнях всей родни собеседника и его конфликтах с коллегами, — простодушно выдавать подобную информацию наши люди имеют обыкновение столь же часто. О том, как дозировать общение, чтобы не прослыть ни сверхкоммуникабельным, невыносимым болтуном, ни замкнутым букой, мы будем 10 говорить подробнее. Субъекты (участники) коммуникации — это мы с вами! В зависимости от содержания передаваемой информации и ее эмоциональной насыщенности субъекты коммуникации (те, кто формирует, отсылает, и те, кому мы отправляем, адресуем информацию) могут называться соответственно: • аргументатором и адресатом (в системах обучения, наставничества, управления, купли-продажи и т. п. Это учитель и ученик, мастер и стажер, начальник и подчиненный, продавец и покупатель, приемщик заказов сферы обслуживания и клиент); • оппонентом и пропонентом (что характерно для дискуссии, конкуренции, спора, прений, диспутов и прочих видов обмена мнениями); • переговорщиками, партнерами — лицами, занятыми согласованием позиций, поиском выхода из проблемной ситуации. Это — без преувеличения — все мы; • коммуникатором и корреспондентом (от латинского слова "отвечать") или реципиентом (от латинского "принимать"). Не хочется заменять эти термины на упрощенные "отправитель" и "получатель", так что коммуникатор будет фигурировать на всех страницах. Что касается реципиента, то для удобства можно употреблять понятие "адресат". Кроме того, указанные субъекты постоянно меняются ролями: только что написал и отправил письмо (был коммуникатором) — и тут же получил ответ телеграммой (превратился в адресата). Или пришел к начальнику со своей идеей, а ушел — с его, да еще услышал вдогонку: "Выполнить и доложить". Перечисленные понятия, называющие своими именами участвующих в коммуникации, будут встречаться во всех разделах, к ним можно быстро привыкнуть, особенно при включении в соответствующий контекст. Они органично вошли в речь современного делового человека, поэтому советуем обогатить ими свой лексикон. Информационные цепочки Процесс делового общения сопровождается поиском, отправлением, приемом, переработкой, оценкой информации и в идеале завершается принятием решения, осуществлением конкретных действий и взаимодействий участвующих в общении. Исходя из сказанного, обозначаются следующие стратегические этапы информационной работы. Первый этап: поиск и защита информации. Подробное его рассмотрение выходит за рамки данной публикации. Стратегия и тактика, используемые в поисковой работе, у каждой фирмы и у каждого индивида свои. Не секрет, что коммерческие тайны в условиях конкуренции 11 превращаются в самую ценную часть информации фирмы и самый притягательный объект посягательств, поскольку банк данных представляет собой: • достояние фирмы, обеспечивающее ее преимущество перед другими; • ее творческий потенциал; • фактор безопасности компании в целом и каждого сотрудника. Стоит ли удивляться затратам, которые коммерсанты готовы нести во имя доступа к чужой и сохранения собственной информации, —ведь убытки из-за ее утечки несоизмеримо больше и могут достигать трети прибыли компании. Пример заботы о сохранности важной информации явил нам генералиссимус А. В. Суворов. Когда венский гофкригсрат (военный совет) спросил Суворова, каков его план действий против войск французов, Суворов выложил на стол совершенно чистый лист бумаги и сказал при этом: — Вот мои план!.. Того, что задумано в моей голове, не должна знать даже моя шляпа! "База данных" великого полководца была надежно защищена, чего нельзя сказать о многих других. По данным журнала "Автопилот" (июль 2001 года), они уязвимы чуть ли не у 90 % государственных фирм. Красть их не обязательно — можно приобрести у продавцов дискеты с координатами выхода на "оптовиков", готовых уже за более солидную, но все-таки реальную, сумму продать, например, базу данных ГИБДД. Каких-то 600 рублей — ив руках установочные данные на владельцев автомобилей, подороже — небольшое досье на каждого. Отсюда мошенникам не так уж сложно найти подходы к интересующему их объекту. Так, с информации, начинаются запугивание, шантаж, вербовка на противоправные деяния и т. д. Совсем маленький совет: берегите информацию о себе, возможно, кажущуюся вам незначительной. Ведь даже оброненная квитанция, пустой конверт с адресом или выброшенный ящик от посылки, громкие разговоры о своих планах, доходах, приобретениях в транспорте, у входа в квартиру могут стать отправной точкой для махинаций злоумышленников. Эта истина из разряда азбуки собственной безопасности, но сколько людей, оказывается, ею пренебрегают! Если вернуться к проблеме поиска информации, обратимся к такой сфере жизни, как неформальное межличностное общение. Скажем проще: познакомился парень с понравившейся девушкой — насколько значим для них поиск, сбор более подробной информации друг о друге? Ведь их сблизил импульс симпатии, за ней, если повезет, придет настоящая любовь, остальное, говорят, дело наживное. Кому- то покажется, что психологическая проблема придумана исследователями, в жизни же все гораздо проще. Ничего подобного. 12 Наблюдения, анализ впечатлений партнеров обнаруживают любопытную тенденцию. На первом этапе знакомства главенствует первое впечатление о человеке. К сожалению, в понятии мужской половины влюбленных пар доминирующим является, деликатно выражаясь, "экстерьер", внешние черты избранницы. И многие этим довольствуются, переходя непосредственно к интимным отношениям. Девушки же делают ошибки иного рода: заявляя свое исключительное право на обладание понравившимся мужчиной, проявляют излишнюю активность, буквально выпытывают, из какой семьи партнер, были у него подруги "до того", как развивались отношения с ними. (И все это—ради получения заветной информации о том, что другие гораздо хуже и мужчина любил их несравненно меньше, и вообще что ошибки молодости - не в счет.) Разумеется, не остаются без внимания и более прозаические моменты: в каких условиях живет избранник, кто его приятели, где проводит свободное время, сколько имеет денег на карманные расходы, имеет ли обыкновение делать подарки. Поскольку опыта по выведыванию информации чаще всего недостаточно, подобные расспросы оставляют у партнера впечатление назойливости, чрезмерного любопытства и даже заставляют подозревать какой-то расчет. Молодые люди испытывают досаду, порой раздражаются, не подозревая, какие неприятные сюрпризы ожидают их из-за нежелания сделать нечто подобное: выяснить минимум о партнершах. Сценка в зале суда: — Вы отец ребенка? —Да, ваша честь. Скорее всего, это так. — Фамилия матери ребенка вам известна? — Затрудняюсь ответить. Мы не настолько близко знакомы. У Владимира Винокура есть такая интермедия: мужчина знакомится с женщиной и по телефону назначает свидание. Временами для приличия вставляет вопросы, но сам же не дает собеседнице отвечать на них, приговаривая: "Можешь не отвечать — сюрприз будет!" Еще как будет! Психологам приходилось наблюдать с трудом скрываемое изумление представителей сильного пола, обнаруживших, какие элементарные сведения о спутницах оказались для них откровением. Они чаще всего завышали самооценку, считая себя знатоком человеческих душ, самоуверенно полагали, что сформируют представление о партнершах по мере развития отношений. И сами же пускали процесс на самотек, не удосуживаясь выяснить так называемые "установочные данные" (касающиеся фамилии, отчества, происхождения), поинтересоваться судьбоносными событиями, жизненными ценностями подруг, их актуальными потребностями и проблемами. Да простят нас мужчины — проявления их эгоцентризма безграничны и вечны! И да будут наказаны ленивые, нелюбознательные, пассивные и самоуверенные! 13 Накапливать, целенаправленно и корректно собирать информацию о живущих рядом не только не возбраняется — считается жизненно необходимым, вписывающимся в основные законы коммуникации. Не может быть вопроса: "Стоит ли это делать?" - проблема гораздо серьезнее, и мы ее перефразируем следующим образом: "Как это делать, чтобы и сведения добыть, и свою репутацию не подмочить, и отношения с объектом интереса сохранить?" —Сколько лет (на самом деле) твоей жене? Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|