Авксентьев В. А. Этническая конфликтология: проблемы становления.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 12789

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

2. Отечественная этноконфликтология: проблемы роста
Отечественная конфликтология стала развиваться в нашей стране с конца 1980-х - начала 1990-х гг. При этом, в отличие от зарубежной конфликтологии, именно отечественная этноконфликтология сразу же заняла в нашей стране лидирующие позиции в структуре становящейся конфликтологической науки, и лишь позднее стали формироваться другие отрасли конфликтологии – политическая, юридическая, трудовая, рыночная и т. д.
Отличительной чертой становящейся отечественной этнической конфликтологии можно считать то значительное внимание, которое уделялось и уделяется в работах отечественных этноконфликтологов теоретико-методологическим аспектам анализа этнических конфликтов. Среди них можно обозначить следующие.
1. Проблема сущности этноса как социальной системы. Эта проблема в 1990-е гг. неожиданно оказалась центральной и в зарубежной этноконфлик-тологии, о чем речь пойдет ниже.
2. Понимание сущности нации, ее природы, проблем национальной идентификации. Для отечественной этноконфликтологии эта проблема оказалась одной из ключевых, и не случайно на фоне обсуждения проблем этнических конфликтов в постсоветской России с новой силой разгорелась дискуссия о сущности нации, тон которой задали две известные статьи лидера т. н. «новой этнологической школы» В. А. Тишкова в журнале «Вопросы философии» [7] и других изданиях. Значимость этой проблемы для понимания природы этнических конфликтов в России, странах СНГ, постсоциалистических странах Европы определяется прежде всего тем, что нациестроительство в этой части Евразии было осуществлено на основе так называемой германской, или этнической, концепции нации, в отличие от многих стран Западной Европы, Северной Америки, где нациестроительство прошло на основе этатистского или англо-романского понимания нации.
3. Вопрос о методологических подходах к анализу этнических конфликтов. Возможна ли общая теоретическая модель анализа этнических конфликтов или каждый такой конфликт уникален, и для него характерен только ему присущий набор компонентов, их специфическое сочетание, а потому и изучать каждый конфликт необходимо в отдельности, а не стремиться создать общую теорию этнического конфликта?
Необходимо отметить, что этноконфликтология (как и другие отрасли обществоведческого и – шире – научного знания) стала полем борьбы традиционного для отечественной науки системного подхода к анализу изучаемых процессов и явлений и постмодернистской методологии, делающей упор на изучении отдельных явлений, подчеркивающей уникальность и внесистемность каждого из явлений или событий.
Отечественная этническая конфликтология сложилась из нескольких интеллектуальных потоков, существовавших к концу 1980-х гг.
Во-первых, это группа историков и этнографов, в той или иной степени изучавших этнические конфликты в зарубежных странах и накопившая немалый объем эмпирических знаний об этнических, этнорасовых и этноконфесси-ональных конфликтах в разных странах мира. Речь идет о работах Ю. П. Авер-киева, Ю. В. Бромлея, Е. А. Веселкина, Л. М. Дробижевой, И. И. Жигалова, В. И. Козлова, С. Я. Козлова, А. П. Королевой, М. Э. Крамаровой, Е. М. Логиновой, С. В. Михайлова, Ю. С. Оганисьяна, М. И. Семиряги, В А. Тишкова, С. А. Токарева, Н. Н. Чебоксарова и др.
Во-вторых, это достаточно многочисленный контингент специалистов в области национальных отношений советского периода, которые обратились к изучению этнических конфликтов в силу резкого нарастания этнической напряженности и актуализации многих ранее латентных этнических конфликтов в нашей стране. В этой связи необходимо в первую очередь назвать имена А, Г. Агаева, Ю. В. Арутюняна, Э. А. Баграмова, Т. Ю. Бурмистровой, М. Н. Губогло, Ю. Д. Дешериева, В. Ф. Губина, М. С. Джунусова, М. В. Иордана, М. И. Исаева, К. X. Ханазарова и других. Многие советские ученые в пределах имевшейся тогда «идеологической ниши» пытались выявить и проанализировать противоречия в национально-этнической жизни Советского Союза, вырабатывали предложения по улучшению климата межнациональных отношений в стране, выступали с критикой национализма и расизма, хорошо знали зарубежные исследования в области этнической и этнорасовой конфликтологии. Работы этой группы ученых были сильно идеологизированными (за некоторым исключением работ психологов), за что они подвергались и подвергаются критике со стороны новой постмодернистской волны этнологов, однако было бы неправильным отрицать в них наличие позитивного содержания и определенного прироста знания. Именно через эти работы происходило знакомство советской научной общественности с зарубежными этнологическими и этно-конфликтологическими концепциями, социолого-политологическими взглядами западных обществоведов в области этнорасовых и национально-этнических отношений. В этих работах последнего десятилетия содержится немало ценного, они, как правило, более осторожны в своих оценках советского опыта управления этнонационалъными процессами и не рассматривают его как однозначно негативный, что также принципиально важно при выработке мер по стабилизации этнонациональной ситуации в нашей стране.
В-третьих, это психологическая ветвь отечественного обществоведения. Представители психологического научного сообщества обладали несколько большей свободой научного творчества. Некоторые из психологов, которые изучали психологию макросоциальных отношений, включали в объект своих исследований психологию национальных отношений, и если еще не имели возможности изучать психологию реальных этнических конфликтов в нашей стране, то, по крайней мере, выявляли и описывали противоречивые механизмы психологии межгрупповых, в том числе межэтнических, отношений. Кроме этого, критика зарубежных этнопсихологических концепций, составляющих значительную долю западных исследований в области национально-этнических отношений, не имела в изданиях советских психологов столь идеологизированного характера. В этом аспекте следует прежде всего назвать работы В. С. Агеева, Г. М. Андреевой, И. С. Кона, С. К. Рощина, Г. У. Солда-товой, В. А. Соснина, П. Н. Шихирева, А. К. Уледова и др. В постсоветский период многие из представителей психологического знания в этнологии внесли ценный вклад в развитие этнической конфликтологии, в исследование динамики этнических конфликтов, выработку мер по снижению этноконфликтной напряженности и постконфликтной реабилитации.
В-четвертых, это сформировавшееся со второй половины 1980-х гг. и в 1990-е гг. достаточно мощное социолого-политологическое направление в отечественном обществознании. Многие из тех, кого можно отнести к этой научной традиции (А. А. Гусейнов, А, В. Дмитриев, А. И. Дороченков, Ю. Г. За-прудский, А. Г. Здравомыслов, В.Н.Иванов, Б.И.Краснов, В.И.Кудрявцев, Л. И. Никовская, Э. А. Наин, Е. И. Степанов, С. А. Эфиров), отводили если не главное, то значительное место в своих работах изучению этнических конфликтов.
В-пятых, это большая группа ученых в различных регионах Российской Федерации, прежде всего в регионах повышенной этнической конфликтности. В таких регионах сформировались школы и направления, функционируют лаборатории и центры, издается немало научной литературы. Специфика региональных этноконфликтологических школ заключается прежде всего в более тесной интеграции ученых различных направлений и достаточно устойчивой связи с региональными управленческими структурами. К сожалению работы этой группы отечественных этноконфликтологов, как правило, известны в основном лишь в своем регионе, но их влияние на научный процесс в конкретном регионе зачастую не ниже, а выше, чем известных столичных авторов. В целом же, необходимо отметить выраженный «москвацентризм» в развитии этноконфликтологического знания: специалисты из регионов нередко рассматриваются в московских научных центрах скорее как поставщики эмпирической информации, нежели как равноправные партнеры по научному поиску.
Поскольку я сам принадлежу к региональному научному сообществу, могу отметить следующее. Что касается эмпирического материала, московские ученые владеют им не хуже, а нередко лучше, чем региональные исследователи, Объясняется это двумя причинами. Во-первых, большинство региональных исследователей являются преподавателями вузов, и основную долю их рабочего времени поглощает учебная работа, объем которой год от года возрастает, Во-вторых, региональные исследователи в большинстве случаев хорошо знают материал именно по тому субъекту Российской Федерации, в котором живут, взаимодействуют с органами государственной власти только одного субъекта РФ и гораздо меньше знают о процессах в соседних республиках, краях и областях.
Но, с другой стороны, участвуя в многочисленных конференциях и семинарах разного уровня совместно с московскими коллегами, я неоднократно убеждался в том, что сам факт проживания и работы в этноконфликтном регионе существенно влияет на адекватность восприятия ситуации. Московские коллеги как бы знают, но не чувствуют проблем регионов, многие тезисы их выступлений и публикаций по этническим проблемам в регионах вызывают по меньшей мере недоумение.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Конфликт. Эффективное разрешение конфликта
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Образ XV Аркана в различных системах Таро
  • Четыре сферы переработки психосоматического конфликта с позиции Носсрата Пезешкиана
  • Хекхаузен Х. Мотивация власти.
  • Наталья Качанова. Конфликты на работе — выход на новый виток развития?
  • Конфликт; conflict
  • Морено Дж.Л. Социометрия. Экспериментнальный метод и наука об обществе.
  • Гадание по дате рождения
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Комплекс; Complex; Komplex
  • Алекс Мома. Современные определения гностицизма
  • Георгий Почепцов. Особенности пропагандистских механизмов с двух сторон российско-украинского конфликта
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Коттлер Дж. Лучшие психотерапевты - что они за люди?
  • Алина Сальникова. Трансгендерная личность. Кто такие трансгендеры?
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Притча «Только три человека в мире»
  • Шамир Тиляев. Что такое обида и как с ней справиться? - Шамир Тиляев
  • Дональд Тайсон. Енохианская магия и Апокалипсис
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Общие принципы организации службы медиации в школе
  • Малых Светлана Владимировна. Занятие у психолога "Подросток и конфликт"
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Берн Эрик. Сексуальные игры.
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? Исследование цели духовного пути. Под редакцией Джона Уайта
  • Екатерина Сологубова. Эмоциональное выгорание или как остаться самим собой
  • Интериоризация
  • Елена Джеро. Как найти свою «половинку» или Happily ever after
  • Маркс К., Энгельс Ф. ФЕЙЕРБАХ. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО И ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО ВОЗЗРЕНИЙ
  • Притча «Люди - это не крысы!»
  • Знакомство со своей Тенью
  • Берн Эрик. Секс в человеческой любви.
  • 10 признаков умных людей
  • Афоризмы психотерапевтов: Валерио Альбисетти
  • Рамиль Гарифуллин. Как избавиться от обиды
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Внутрипсихический конфликт с позиции Курта Левина
  • Георгий Почепцов. Информационные войны: переосмысление продолжается. - Георгий Почепцов
  • Хевеши М. А. Толпа, массы, политика.
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь