Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации. Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Психология управления | Просмотров: 25704

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Введение
В современный период в трансформируемой российской экономике резко возрастает роль грамотного и адекватного менеджмента. В этой связи часто говорят о его научном характере. Наблюдения авторов позволяют утверждать, что российским компаниям не хватает осознания важности того, что менеджмент, помимо всего прочего, является еще и наукой об организации со своим специальным предметом, инструментарием и соответствующими законами.
Рассмотрим три не связанных, на первый взгляд, примера из различных сфер жизни.
Первый - рассматривает процесс эволюции человека и превращения его из высшего примата в человека разумного. Второй - кратко описывает причины гибели вавилонской цивилизации в I тыс. до н. э. И наконец, третий касается процесса развития (генезиса) экономической системы.
Сегодня наука не имеет единственной общепринятой точки зрения на процесс эволюции человека. Авторы рассматривают лишь одну из гипотез. Однако, на наш взгляд, предложенный здесь подход является плодотворным не с точки зрения антропологии или физиологии, а с точки зрения именно теории организации.
В очень давние времена более слабые австралопитеки были вытеснены из тропического леса в саванну более сильными приматами. Их биологический вид фактически был поставлен на грань гибели в результате голодной смерти. Но именно этому виду приматов было суждено стать нетупиковой ветвью в эволюции человека, превращении его в человека современного, разумного. Австралопитеки приспособились к жизни в условиях саванны.
Но революционным скачком в эволюции человека является изменение ее канала (направления). Биологическая эволюция, основу которой составляло развитие орудий труда (технология), трансформировалась в общественную (социальную). Появилось нравственное табу “Не убей!”. Запрет на убийство себе подобных в борьбе за самку утвердился на заре палеолита, когда возникли каменные топоры и наши предки овладели огнем. В результате отмеченного скачка появился кроманьонец.
Однако технология в очередной раз взяла верх над социальным (нравственным) началом. Возникли метательные орудия, которые позволили практически уничтожить копытных (основа пищи) на определенной территории. Следующий этап приспособления был связан с появлением скотоводства и земледелия. В конце концов появились отношения собственности.
Дальнейшее направление человеческой эволюции шло вновь по технологическому направлению с сохранением и соблюдением определенных нравственных начал. Самым ярким примером технологической эволюции человека является динамика показателя скорости потребления кислорода в единицу времени .
Второй пример связан с выяснением причин гибели вавилонской цивилизации .
Вавилонская цивилизация была одной из наиболее развитых в I тыс. до н. э. По оценкам исследователей, в период расцвета Вавилона в нем жило около 1 млн. человек (!). Хозяйство этого города базировалось на ирригации рек Тигра и Евфрата. Избыточные воды сбрасывались в море через Тигр. Орошаемых земель хватало для того, чтобы кормить население великого города. Но в 582 г. до н. э. царь Навуходоносор скрепил мир с Египтом женитьбой на царице Нитокрис.
Новая царица Вавилона, посоветовавшись со своими помощниками-египтянами, предложила соорудить новый канал и увеличить площадь орошаемых земель (за основу был взят успешный опыт ирригации Нила). Проект был реализован, площадь орошаемых земель увеличилась. Но в результате этого Евфрат стал течь медленнее, речной песок стал оседать в системе каналов, начался процесс засоления почв. Это привело к резкому возрастанию издержек по поддержанию системы в работоспособном состоянии. Земледелие перестало быть рентабельным.
Данный процесс продолжался почти два века, но уже в IV веке до н. э. Вавилон начал пустеть. К 129 г. до н. э. он был покорен парфянами, а к началу нашей эры от него остались одни руины.
И наконец, последний пример - генезис развития экономической системы .
История экономической системы, по нашему мнению, начинается с момента, когда товарная форма производства стала господствующей, возник зрелый рынок как основная форма экономической организации. Господствующее в течение многих веков натуральное хозяйство фактически стало предысторией экономической системы. Оно прошло несколько этапов развития.
Первый этап - близкий к свободно-конкурентному состоянию (много производителей, конкурирующих между собой за прибыль в пределах средней). Система в значительной степени была саморегулируемой. Действовал закон стоимости, который выполнял и регулирующую, и стимулирующую, и дифференцирующую функции.
В результате большая часть капиталов прекращала свое существование и лишь незначительная - обогащалась и увеличивалась в размерах.
Неизбежно с течением времени такие капиталы трансформировались в капиталы-монополии, стремящиеся изначально к прибыли выше средней (и получающие ее в конечном итоге). Они имели цель не просто функционировать в системе, а влиять на нее, предопределяя ее параметры и направления развития. Таким образом в систему было введено начало регулирования (наряду с саморегулированием).
Регулирование при помощи капиталов-монополий позволяло последним закреплять получаемую прибыль выше средней, но, с другой стороны, создавало серьезные проблемы для других экономических субъектов и системы в целом. Прежде всего “обиженными” монополиями оказались потребители, которые вынуждены были оплачивать прибыль капиталам-монополиям, покупая товары по монопольно высоким ценам. Преодолеть это противоречие можно было только изменив “правила экономического поведения”, используя свое право избирать и быть избранным. В результате представительный орган власти изменил законодательство в пользу потребителей, составляющих естественное большинство избирателей. Впервые в истории человечества были приняты антимонополистические законы Шермана в 1890 году в США .
Вторым негативным моментом монополистического регулирования экономической системы явилось формирование двух полюсов в народном хозяйстве - полюса, связанного с монополиями, и полюса структурно-больных отраслей. Преодолеть это противоречие стало возможным только в результате прямого вмешательства государства в экономику посредством фискальной и денежной политики.
В итоге в экономической системе произошли качественные изменения: появился новый экономический субъект - государство, единственной функцией которого стало упорядочивание системы в целом или ее регулирование.
Процессы интернационализации производства и капитала не прошли незаметно для экономической системы. Появился еще один класс регулирующих субъектов, находящихся за пределами национальной юрисдикции. Ими стали мирохозяйственные институты (Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), “семерка”, “восьмерка” (регулярные встречи лидеров семи, теперь официально восьми, ведущих стран мира, включая и Россию) и т.д.).
Почему все-таки авторы остановили свое внимание на трех примерах, разнородных и количественно и качественно, относящихся к различным сферам человеческой деятельности и науки?
Причина - одна. Несмотря на отмеченные различия, все приведенные примеры непосредственным образом связаны с организацией, структурой.
Австралопитеки выжили только потому, что они не поодиночке противостояли Природе, а группой. Вся дальнейшая эволюция человека - это развитие и усложнение его (человека) организации. Здесь можно увидеть и прообраз позитивного ответа человечества на вызов времени - экологический кризис - переход от технологической эволюции к социальной (революционные изменения в системе нравственных ценностей самого человека).
Вавилон погиб в результате ошибки в организации хозяйственной деятельности. Кстати, пример Вавилона - это еще одно предостережение человечеству, которое никак не может урегулировать свои отношения с Природой.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Акулов В.Б. Теория экономической организации
  • Смирнов Э.А. Теория организации
  • Дафт Р. Теория организации
  • Ефимова С.А. Шпаргалка по теории организации
  • Подлесных В.И. Теория организации
  • Мильнер Б.З. Теория организации
  • Колокнева М.В. Шпаргалка по теории организации
  • Смирнов Э.А. Теория организации
  • Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации
  • Рязанова Юлия Константиновна. Организация инновационной деятельности в дошкольном образовании
  • Кибанова А.Я. Управление персоналом организации. Под редакцией
  • Кузнецов Ю.В., Мелякова Е.В. Теория организации
  • Козакова Екатерина Игоревна. Методическая разработка 'Игра – форма организации детской жизни'
  • Кибанова А.Я. Управление персоналом организации. Практикум. Под редакцией
  • Кабкова Е.Н. Шпаргалка по теории организации
  • Тюрина А.Д. Теория организации. Шпаргалки
  • Бартенев С.А. и др. Экономическая теория. Элементарный курс
  • Герасимов Б.И. и др. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации
  • Гиляровская Л.Т. и др. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
  • Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент. В 2 томах
  • Волков Д.Л. Финансовый учет: теория, практика, отчетность организации
  • Жигун Л.А. Теория менеджмента: теория организации
  • Агрис А.Р. Нейропсихологическое сопровождение детей и подростков: основные принципы организации
  • Арапов А.А. Теория организации и системный анализ
  • Захаров С.В., Сербиновский Б.Ю., Павленко В.И. Маркетинг
  • Дорохина Наталья Дмитриевна. Трудности, возникающие при организации общения с родителями в ДОУ.
  • Чечевицына Л.Н., Хачадурова Е.В. Экономика организации
  • Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Экономическая теория
  • Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент
  • Сио К.К. Управленческая экономика
  • Валентина Иванова. Психологическое сопровождение формирования предпосылок учебной деятельности в дошкольной образовательной организации
  • Баскакова О.В., Сейко Л.Ф. Экономика предприятия (организации)
  • Добровинский А.П. Управление персоналом в организации
  • Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации
  • Риттер Анна Игоревна. Организация образовательной деятельности дошкольников на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, сотрудничества всех участников образовательных отношений
  • Подолякин В.И. Основы экономики организации: стоимость и структура капитала
  • Дегтярева Наталья Александровна. Качество организации воспитательно-образовательного процесса
  • Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности
  • Бобровская Лидия Николаевна. Особенности организации театральной деятельности с детьми дошкольного возраста
  • Гришанович Елена Николаевна. Статья по организации предметно-развивающей среды по программе От рождения до школы
  • Пищулина А.С., Варданян Н.С.. Формирование причинно-следственных связей в ходе организации экспериментирования
  • Исламгулова Эльвина Юлаевна. ЛЭПБУК – современная форма организации деятельности детей.
  • Захаров И.В., Калачева О.Н. Бухгалтерский учет и анализ
  • Лукаш Ю.А. Анализ финансовой устойчивости коммерческой организации и пути её повышении
  • Бехтерева Е.В. Управление инвестициями
  • Поведение людей в организации.
  • Фредерик Лалу. Смена парадигмы: прошлое и настоящее организационной модели
  • Богатырев В.Д. Задачи и тесты по экономической теории. Ч .1. Микроэкономика, Ч.2, Макроэкономика
  • Чебышев Н.В. и др. Биология
  • Киржнер Л.А., Киенко Л.П. Менеджмент организаций



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь