Аверьянов Л. Я. Социология. Что она знает и может.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 16266

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Происходила чудовищная трансформация сознания. Реальная жизнь представлялась следствием «извращения» выдуманного общества, извращенного, например, бюрократами, несознательными элементами, спекулянтами, идейными противниками, внутренними и внешними врагами, буржуазной пропагандой и пр. А отсюда проистекало самое удивительное и простое решение. Стоит только усилить контроль, сделать всех честными и трудолюбивыми, всех воспитать и перевоспитать в коммунистическом или социалистическом духе и выдуманный мир, или концепция идеального коммунистического общества станет реальностью.
Иными словами, выдуманный мир стал преподноситься и — более того восприниматься в сознании широких масс как реальный мир, а
реальный мир, реальное общество и соответственная реальная система отношений, как, например, в теневой экономике, как искажение этого идеализированного общества. Реальное общество отказывалось развиваться по придуманной схеме, она была ему чужда, но этим самым оно уже было плохо. Надо было его исправлять, подгоняя под принятую схему, и это постоянно делалось. Самое удивительное, что в это искренне верили даже те, кто разрабатывал и предлагал эту идеализированную схему развития общества, например, партийные и советские функционеры, обществоведы. Попытки исправить реальный мир предпринимались постоянно; усиливался контроль (сколько у нас было контролирующих организаций!), совершенствовали пропаганду и воспитание (возьмите, хотя бы тотальную политучебу), даже проводились хозяйственные и социальные эксперименты, перекраивались управленческие структуры. Но все это не давало ровным счетом никакого эффекта, а только усугубляло положение. Мы все дальше и дальше отходили от реальной жизни в погоне за утверждением идеального общества и делали свою жизнь все хуже и хуже. Надо было менять концепцию развития общества, а не общество подгонять под выдуманную концепцию. И прошло не мало времени, пока стали потихоньку понимать эту простую истину.
Но скольких трагедий это стойло. Те, кто не смог понять и принять реального мира, не сумел отбросить вымышленные догмы и постулаты и исходил только из идеализированных представлений, оказывались в конечном итоге вне жизни, вне общества. Сколько погибло одаренных и талантливых людей, да и у скольких обычных людей была покорежена жизнь. Была искалечена судьба целых поколений.
Помню кинофильм, героиня которого попыталась отравиться, потому что с конвейера автомобильного завода стали сходить машины с бракованными стеклами и все ее попытки воспрепятствовать этому оказались безуспешны. «Какая глупость — искренне восклицали зрители,— травиться из-за каких-то стекол!» Они были мудрые люди, знали жизнь, а она не знала. Дело было не в бракованных стеклах, она поступала так, как ее учили в школе, дома, как писали в газетах и показывали по телевизору. «Как же так,— говорила она,— меня учили, что надо хорошо работать, чтобы хорошо жить, это долг, обязанность каждого честного советского человека». Но, оказывается, люди могут хорошо жить именно потому, что плохо работают. Это коренное противоречие нашего общества, и, право, было из-за чего тянуться за таблетками.
Никто не спорит, что для того, чтобы хорошо жить, надо хорошо работать, без брака, качественно, сдавать продукцию в срок. Но из-за
извращенной системы социально-политических отношений, построенных на принципах неадекватных природе человека, произошло извращение таких исходных понятий, как, например, «хорошо работать». Изначально верный принцип социализма, например, такие как равенство, превратился в уравниловку, социальная справедливость — ничего для всех и все для немногих, гуманизм — в жестокость к инакомыслящим, дисциплина — в беспрекословное подчинение начальнику, идеологическая выдержанность — на веру принимать все, что говорят сверху и поддакивать всему, что говорит начальник и т. д. Нам постоянно говорили одно, на практике требовали другое, а жизнь требовала третьего.
Расхождение между словом и делом, между тем, что провозглашали и что было на самом деле, сравнение объективной реальности с выдуманной схемой, в конечном итоге, привело к неверию в идеалы социализма и вообще в какие-либо идеалы, инфантилизму, росту антисоциальных и антиполитических явлений, возрастание пороков и их углублению, падению нравственности и как результат к снижению уровня экономического и социального развития и тому кризисному состоянию, что мы сейчас переживаем. Общество не может жить и развиваться без концепции, но она должна быть реальной, адекватной движению объективной реальности, постоянно изменяться в соответствии с реальными запросами общества.
Но почему этого не поняли в нашем обществе? Этому было много причин. Низкий общий уровень культуры народа, а соответственно, и его руководителей, непонимание законов общественного развития и общее самодовольство, провозглашение самих себя самыми умными. Это и боязнь, когда провалы стали явными, увидеть себя подлинными, и нежелание что-то изменять в своей жизни, тем более, что для правителей она была весьма не плохой. Но, пожалуй, самое главное — это полная безответственность, в первую очередь, высшего руководства за настоящее и будущее нашего общества.
Не хотелось бы возлагать всю вину за содеянное только на руководство страны. В том, что мы сегодня имеем, виновато все общество, виноват каждый. И, если мы имеем то, что сегодня имеем, значит, в обществе не нашлось сил, чтобы изменить ситуацию и направить развитие общества в правильное русло.
В период перестройки стали активно говорить о необходимости трезвого, непредвзятого рассмотрения общества, тщательного и всестороннего изучения социальных процессов, представления объективной информации о существующем положении дел. И самым распространенным в публицистике и в научных кругах стало требование «нам необходимо зеркало общества». Поняли, что если и дальше жить в иллюзорном мире и закрывать глаза на движение объективной реальности, то это приведет к еще более негативным последствиям.
Но насколько тяжело приходит понимание, насколько непросто происходит осознание, насколько велика привычка, ставшая потребностью, жить в выдуманном мире, подтверждают социально-политические и экономические процессы последнего времени. Нет, трудно отказаться от старого, привычного, теплого и уютного мира. Боязно взглянуть в правдивое зеркало, страшимся увидеть себя непредвзятыми и нельстивыми глазами.
Ситуация, конечно, потихонечку меняется к лучшему, жизнь заставляет обратить на себя внимание и думать. Меняются руководители, растет общая культура народа, выходят на политическую сцену новые люди, которые не хотят жить в выдуманном мире. Они начинают осознавать, что нельзя уходить от жизни, от действительности, необходимо бороться за свой реальный мир, пускай такой неприглядный, серый, грязный, с мусором и дерьмом. Но все же это наш мир, который нам переделывать, если хотим жить в новом гражданском обществе.
Зеркало — это только символ потребности в непредвзятом анализе общества, его объективной оценки, выявления позитивных и негативный тенденций. Обществу необходимы специальные институты для бесстрастного его отражения. Одним из таких институтов является социология.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ БУМ

После долгого запрета и вынужденного молчания, наконец, в середине 50-х годов, было разрешено изучать, исследовать, анализировать и смотреть на мир и современное общество более или менее раскрытыми глазами. Хотя и невелика была свобода действий, но начало было положено.
Однако, полученное разрешение не было следствием того, что на авансцену вышел добрый и демократический дядя. Оно было продиктовано валом социально-экономических проблем, накопившихся за прошедшие годы. Для их решения, к которым, наконец, приступили в этот период, требовалось огромное количество социальной, социально-экономической, демографической и пр. информации. Необходимо было знать, какие социальные процессы протекают в обществе, где и как они зарождаются и каким образом могут проявиться, чтобы можно было их предвидеть и по мере возможности управлять, а не ждать как
стихийного бедствия. В конце концов даже руководителям страны, стало понятно, что командовать по-старому нельзя, а чтобы управлять эффективно, ничего не оставалось, как попытаться понять общество, в котором они живут. И хотя полного осознания необходимости отказа от старых методов управления еще не было, как не было и полного осознания необходимости социального изучения общества и потребности в социальной информации, но тем не менее, проблемы реальной экономики толкали на действия именно в этом направлении. Это и привело к потеплению внутреннего климата, «оттепели», некоторой свободе действий творческой интеллигенции, в том числе и к развитию социологии. Во всяком случае начался отход от понимания ее как чисто буржуазной лженауки и восприятия ее как актуальной социальной общественной дисциплины, могущей что-то дать и социалистическому обществу. Можно сказать, что эти годы стали поворотными в возрождении отечественной социологии.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология активации памяти при обработке информации интернет-ресурсов
  • Почему с возрастом время летит все быстрее
  • Георгий Почепцов. Коммуникативные операции вчера и сегодня
  • Селиванова Наталья Борисовна. Как сохранить психологическое здоровье в период карантина по кароновирусу.
  • Георгий Почепцов. Трансформации человечества под влиянием интернета
  • Могилев А.В., Листрова Л.В. Технологии поиска и хранения информации. Технологии автоматизации управления
  • Поляков К.Ю., Шестаков А.П., Еремин Е.А. Информатика и ИКТ. Учебник для 10 класса. (профильный уровень)
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Георгий Сергацкий. «И Бог говорил цитатами»
  • Основные понятия динамической теории информации – Неизвестен
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Приготовления к Гоэтическому Воззванию
  • Наталья Коноплина. Человеческая память. Причины ухудшения памяти
  • Альшанцева Екатерина Михайловна. Мастер — класс «Играя, обучаем»
  • Ирина Кобевко. Что он «несёт», или Как понять человека с первых слов?
  • Шатова Марина. МНЕМОТЕХНИКА...или схемы - алгоритмы
  • Редактор. Мифы о близнецах
  • Георгий Почепцов. Распознавание пропаганды и языка ненависти
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Виктор Сороченко. Энциклопедия методов пропаганды (фрагмент книги)
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Ястребова Мария Александровна. Методики раннего развития детей
  • Психологическая формула юмора
  • Короткова Оксана Михайловна. Презентация на тему: 'Отгадай сказку'
  • Георгий Почепцов. Это не информационная экономика, а экономика внимания
  • Хазен А.М. Введение меры информации в аксиоматическую базу механики/
  • Коноваленко М. Ю. Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Интернет крадет нашу память. Влияние веб-поиска на транзактивную память и запоминание информации
  • Елена Бутивщенко. NON-Конфликт. Деловые переговоры и работа с возражениями. - Елена Бутивщенко
  • Георгий Почепцов. Жизнь ради лайков
  • Кашина Ольга Анатольевна. Познавательная деятельность детей дошкольного возраста в ДОО.
  • Георгий Почепцов. Информационная составляющая трансформации социосистем. - Георгий Почепцов
  • Михель Гофман. Виртуальный человек
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Мэй Р. ОТКРЫТИЕ БЫТИЯ
  • Елена Джеро. Уходя уходи! или Вернись, все прощу?
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Шецов А.В. «Что-то со мной не так» или Родительские предписания
  • Горностай П. П. Послания рода. Психодраматическая работа с семейной историей
  • Дашина Наталья. «Использование знаково-символических средств в расширении кругозора у детей дошкольного возраста»
  • Мария Гуляко. «Безумен и особо опасен» — стигматизация душевнобольных и мифы, транслируемые СМИ
  • Георгий Почепцов. Книга нам строить и жить помогает? Трансформация процесса чтения в современную эпоху
  • Вред и польза смартфона
  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Медведев П.М. - Организация маркетинговой службы с нуля
  • Анна Хмарун. Преодоление психологических барьеров в общении с родителями воспитанников
  • Притча «Разнообразие»
  • Георгий Почепцов. Новое концептуальное поле битвы
  • Отвечалина Ольга Борисовна. Роль родителя в половозрастной идентификации ребенка дошкольного возраста



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь