Айламазьян А.М. (ред.) Метод беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 18857

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ствовать, убеждаются, что обычные тактики поведения оказываются неэффективными, не помогающими установить контакт.
Приведем примеры. Возможны лобовые тактики действия: «Ты что, ничего не понимаешь?*; «Ты что, не хочешь?»,' «Ты что не делаешь?*; «Давай, делай так и все будет нормально»; «Перестань психовать по пустому поводу и все будет хорошо»; «Возьми и исправь» ит.п.
Другое типичное заблуждение — уговаривание: «Ну почему ты не хочешь так поступить»; «Ну надо постараться и все получится». Или несколько отстраненно рассказывается о том, в чем состоит действительная проблема «клиента»» какой у него комплекс и т. п«
При обсуждении можно попросить обратить внимание на то, например, кто больше говорит: «клиент* или «психолог* • Часто оказывается^ что «психолог» говорит больше «клиента». Это поражает «психолога» — ведь, по его словам, он так не уверен в себе, не знает, что делать, волнуется, а, оказывается, слова не давал сказать другому. Самое время выяснить: почему он так волнуется, что действительно беспокоит его? Нетрудно показать, что его поведение вызвано желанием получить результат, а это значит, что сознание занято мыслями о том, получится или не получится, сумею я или не сумею, и страхом не суметь, и т. п. В такой ситуации другому просто нет места, его не разглядеть и не расслышать.
Так фундаментальная философская проблема взаимоотношений Я — Другой становится реалией собственного сознания: увидеть себя со стороны, понять, что Я — это не то, что я о себе
думаю, а нечто другое, Другой, принять это другое, Другого.
Наша работа над созданием курса сопровождалась обсуждениями, обменом опытом, обучением преподавателей практикума, написанием текстов. Некоторые из них мы включили в данное учебное пособие практически в неизменном виде (что отражает и времяt в которое они писались, и задачи осмысления проблемы метода беседы в психологии, которые перед нами вставали). В них не дается алгоритма действий
по организации практикума, но содержится подход, отношение к проблеме. Разные ракурсы рассмотрения пересекающихся тем и вопросов, связанных то с исследованием самого метода беседы в психологии, то с задачей его использования б психологической диагностике и практике, создают необходимый контекст восприятия метода.
Ведущей идеей пособия является представление о связи личности психолога и его профессиональной деятельности, необходимости самопознания в его профессиональном становлении.
Первая глава (автор — А.М.Айламазьян) учебного пособия посвящена методологическим вопросам метода беседы, проблеме психологического общения. В ней дается анализ сознания человека в ситуации психологического общения, центральное место отводится процессу установления контакта в ходе беседы.
Во второй главе (автор — Н.И.Евсикова) обсуждаются более специальные вопросы техники проведения беседы в исследовании личности: как строится исследовательская психо* логическая беседа, как ее структура зависит от целей исследования, какие используются вопросы в зависимости от задач исследования, как интерпретируются ответы испытуемых* Об исследовании можно говорить тогда, когда выделяются вопросы для исследования — собственно проблема или предмет исследования, составляется программа беседы и формулируются конкретные вопросы для испытуемого, далее предполагаются специальные процедуры интерпретации ответов.
Третья глава (автор — Н.И,Евсикова) представляет собой описание практического задания, которое можно провести со студентами в практикуме, дав им опыт самостоятельного проведения беседы. Студенты овладевают беседой, которая строится «вокруг» использования конкретной методики при исследовании личности испытуемого. Это достаточно доступная форма беседы для начинающих, в которой студенты учатся формулировать вопросы и устанавливать контакт с испытуемым* Одновременно проведенные студентами беседы, записанные на магнитофон, могут служить материалом для обсуждения, выявления ошибок, для изу-
10____________________________________________________
чения влияния вопросов и поведения экспериментатора на его взаимодействие с испытуемым, на состояние испытуемого.
Четвертая глава пособия представляет собой уникальный материал для преподавателей и студентов-психологов — выступление Б* В, Зейгарник на факультете психологии по просьбе Б. С. Братуся и сотрудников практикума. Когда возникла идея обучать студентов ведению беседы и наблюдению, мы попросили Блюму Вульфовну поделиться своими мыслями о том, какова роль беседы в патопсихологическом исследовании и как овладеть ее техникой. Текст выступления приведен с незначительными сокращениями•
Следующие главы учебного пособия знакомят с психологической беседой в практике консультирования и психотерапии. Так, в пятой главе (автор — А.В.Корнеев) описано задание, в котором студенты «подключаются» к беседе, проводимой в традиции индирективной личностно-центрированной психотерапии. Активное наблюдение за процессом беседы и состоянием клиента создает условия для получения студентами нового опыта и развития у них установки на понимание. Необходимый для выполнения данного практического задания теоретический материал — главы из книги К. Р, Роджерса — содержится в Приложении 1 и Приложении 2.
Последняя, шестая, глава (автор — А.В.Скворцов) посвящена беседе в практике краткосрочной психологической помощи (на «Телефоне Доверия*). Данный материал вводит студентов в «кухню» психолога-консультанта, помогает увидеть его работу и проблемы «изнутри*, В главе рассматривается вопрос о тех знаниях-орудиях, которыми пользуется консультант в своей практике, с помощью которых он организует ситуацию взаимодействия с клиентом и настраивает себя на профессиональную деятельность. Приводятся протоколы бесед и их обсуждений, что может служить богатым материалом для проведения занятий и дискуссий, а также предлагается оригинальная методика поэтапного анализа записи беседы, которая позволяет подвести студентов к самостоятельному проведению психологической беседы.
______„_______.___.. __„_____11
В конце учебного пособия приводится список рекомендуемой литературы.
Мы благодарим преподавателей кафедры общей психологии, внесших вклад в разработку практикума «Метод наблюдения и беседы в психологии» на разных его этапах, а также сотрудников Общего практикума, принимавших участие в выпуске данного учебного пособия*
Особую благодарность выражаем О. Ф. Король за помощь в подготовке рукописи пособия к печати*
А, М- Айламазьян, кандидат психологических наук
I. МЕТОД БЕСЕДЫ В ПСИХОЛОГИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ
Значение метода беседы
Очень часто, когда в профессиональном кругу психологов заговаривают о методе беседы, приходится встречаться с недоумением или снисходительными взглядами , иронией или полным безразличием к теме: беседа— это что-то старое» ненаучное, это заря психологии, психотерапия; какое вообще отношение это имеет к современной науке с ее идеалами точности и объективности? И действительно, на первый взгляд кажется, что метод беседы (такой расплывчатый, такой неформализованный, такой субъективный) не выдерживает сравнения с точными экспериментальными процедурами, с жестко контролируемыми условиями эксперимента и «объективными» способами оценки данных. Итак, с одной стороны — компьютеры, математическая обработка результатов> специальная аппаратура и оборудование, а с другой». — беседа* про-сто беседа, с полным отсутствием зримого, вещественного «вооружения* исследователя. Как же исследовать, если нельзя нажать магическую кнопку, если нет спасительной методики, если ничего не предъявляется на экране? Вместо этого — лицом к лицу с Ним, с тем другим, но таким же, как я, человеком — шаг в неизвестность, полный риска, опасности и заманчивости. Итак, беседа — это встреча двух людей, но ведь эксперимент — тоже диалог двух сознаний, двух личностей, такая же встреча, часто не прямая, опосредованная самыми разнообразными «орудиями» и «предметами» (аппаратурой,
_________________________________________________13
методикой, табличкой на двери, белым халатом, инструкцией» молчанием».). Ведь сама ситуация эксперимента и все, что ее составляет — от экспериментального задания до внешнего вида комнаты, от престижа учреждения до поведения дежурного на вахте — полны смысла и значения, «говорят» и посылают сообщения о том, кто стоит за экспериментом, о его создателе и организаторе- Какова же позиция так называемого испытуемого? Он «читает* или, иначе, «распредмечива-ет» эти сообщения и, если они находят отклик в его личности, если они его заинтересовывают, пытается ответить, вступая в диалог, может быть, в спор, может быть, в борьбу, может быть, отправляясь в увлекательное странствие в предлагаемый ему мир — мир другого человека, приобщаясь к этому миру и жизни. Таким образом, и за экспериментом мы видим взаимоотношения двух людей, диалог двух сознаний, двух позиций, двух миров> а может быть, и не двух. Если продолжить экскурс в методы эмпирического психологического исследования, то окажется, что ни один из них не существует без этого диалога, без заинтересованной встречи двух людей, которая является их непременным условием. В противном случае испытуемые бы отказывались преодолевать малейшие затруднения и попросту не «работали* бы над заданиями, требующими от человека подчас большого напряжения и самоотдачи* Таким образом, традиционно противопоставляемые методы — эксперимент и беседа — совпадают в наиболее существенных своих условиях (установление взаимоотношений и общение между двумя людьми), отражающих специфику психологического исследования (впрочем, не только психологического, но и любого гуманитарного, непосредственно занимающегося изучением человеческого поведения и сознания).
Вопрос о специфике гуманитарного познания ставился в ряде философских направлений: философии жизни, экзистенциализме, философской антропологии ит. п. М.М. Бахтин так сформулировал основные различия в методе естественных и гуманитарных наук: «Точные науки — это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней* Здесь только один субъект -— познающий (созерцающий) и говоря-
14_________________________________^__________



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? Исследование цели духовного пути. Под редакцией Джона Уайта
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Рамиль Гарифуллин. Как распознать наркомана или алкоголика? Как определить наркозависимую личность
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Куттер П. Психоаналитическая беседа как диагностический метод
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Интервью с сюрпризом. Нестандартные методы проведения собеседований.
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Бакиров Анвар. Базовые пресуппозиции - весело о важном.
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Как бороться с плохими воспоминаниями
  • Макаренко Э.В. Сценарий жизни.
  • Папуш М. П. Забота о Внутреннем Ребенке: метод, техника и контекст
  • Никита Батурин. Социофобия. Что это? Преодоление социофобии
  • Петрушин С.В. - Мастерская психологического консультирования
  • Как правильно читать заговоры для ритуалов белой магии?
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Тень; Shadow; Schatten
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Инна Иголкина. Лень: какой она бывает и как с ней бороться
  • Алла Дзяланская. Стань таким, как я хочу… с помощью психолога
  • Самость; Self; Selbst
  • Аллахвердов В.М. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОКЕАНУ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО К ТАИНСТВЕННОМУ ОСТРОВУ СОЗНАНИЯ
  • Ошо Раджниш. ПСИХОЛОГИЯ ЭЗОТЕРИКИ.
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком.
  • Павел Пономарев. Отзывчивость как способ продлить жизнь
  • Как вызвать любовь с помощью фотографии?
  • Е.В. Повешенный. Сознание человека
  • Юнг К.Г. ПРОБЛЕМА ДУШИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Шиманович И.Е. и др. Химия. 7 класс
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Шиманович И.Е. и др. Химия. 7 класс
  • Притча «Любовный недуг»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь