Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 106725

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ВАШ ЛИЧНЫЙ СТИЛЬ ТЕРАПИИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
На 3 странице книги приведена иллюстрация М. Эшера под названием “Относительность”. В картине этого датского художника внимание сфокусировано на двух личностях, находящихся на лестнице в верхней части картины:
Два человека движутся рядом в одном направлении, но при этом один из них спускается, а другой поднимается по лестнице. Бессмысленно говорить о контакте между ними, поскольку они живут в разных мирах и не подозревают о существовании друг Друга.
Поскольку вы психолог или психотерапевт, вас можно в какой-то степени считать художником. Ваша задача — понять проблемы клиента, идущего по жизненному пути, временами в неправильном направлении. Если вы сможете на время присоединиться к миру клиента и идти с ним (или с ней) вместе, то это поможет вам обрести новое понимание и уважение к пути, отличному от вашего. Более того, вы сможете обнаружить, что клиент желает измениться и хотел бы, чтобы вы помогли ему найти новые пути действия и существования.
Представьте, что клиент пришел к вам за помощью. После некоторых вступлений он излагает следующую историю:
Я чувствую себя таким униженным... Знаете, я работаю в кафетерии. Я выхожу в этом кургузом белом пиджаке..., с полотенцем через руку, хожу и вытираю столы. Я прямо чувствую, что люди глазеют на меня. Может быть, это не так, но я это чувствую. Я ненавижу эту работу. Немного легче я чувствую себя за стойкой, но меня не покидает ощущение своей неполноценности.
Важно, чтобы вы улучили момент и подумали, что главное в этом контексте. Представьте, что вы психолог или психотерапевт. Запишите, чтобы вы сказали клиенту.
(В этом месте вы, возможно, заглянули вперед в поисках “правильного” ответа. У нас нет правильного ответа, да и вряд ли существуют самые подходящие слова для человека, у которого в душе конфликт. Однако же, существуют некоторые подходы, которые более плодотворны, чем другие.)
Есть шанс, что вы дадите клиенту ответ, исходя из собственного опыта, и этот опыт будет потенциально более позитивным, приведет к улучшению. Если вы “присоединитесь” к клиентам и поймете их различное мироощущение, то вы сможете помочь им найти более адекватный способ распоряжения своими жизнями.
Прежде чем идти дальше, попробуйте опросить нескольких людей по поводу данной ситуации, запишите, что они ответят. Их ответы отличаются от вашего? Они бы повели клиента в другом направлении? Неужели какой-то ответ является самым лучшим?
А может быть то, что вы говорите человеку на консультации или во время сеанса терапии, больше характеризует вас, чем клиента?
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ КАК ПРОЦЕСС МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ И ВЛИЯНИЯ
То, что вы относитесь к человеку как консультант, в огромной мере определяет то, что будет в дальнейшем. Ваш вопрос к клиенту из кафетерия определяет, что будет сказано дальше, будет ли проблема решаться на поверхностном или более глубоком уровне; в действительности, ваша реакция определяет, будет ли вообще беседа продолжаться. Наша реакция и вхождение в мир других в значительной мере влияет на то, как клиенты (друзья и семья) думают и действуют в дальнейшем. Даже то, поддерживаете ли вы разговор или подчеркнуто не реагируете на сказанное, может существенно повлиять на жизнь человека.
Консультирование и психотерапия есть процесс обоюдного влияния. Но каким должно быть направление вашего влияния? Давайте рассмотрим несколько альтернативных реакций на слова клиента из кафетерия и затем обобщим некоторые аспекты этих реакций с точки зрения культуры.
1. “Вы утверждаете, что испытываете нервозность и смущение на работе”. (Это фиксирует внимание на ключевых эмоциях консультируемого и позволяет перейти к дальнейшему обсуждению его чувств по отношению к себе.)
2. “Можете ли вы описать другую ситуацию, где вы чувствуете то же самое?” (Это помогает понять, является ли это чувство той нитью, что проходит через всю жизнь клиента, а это новые факты, проясняющие картину.)
3. “Чувство неполноценности? Подумайте о чувстве незащищенности и смущения. Теперь перенеситесь мысленно в детство и расскажите мне о похожих переживаниях”. (Эта техника позволяет найти корни сегодняшнего состояния в переживаниях детства и ориентирована на терапевтические изменения.)
4. “Вы сказали, что чувствуете себя незащищенным. А что вы делаете непосредственно перед тем, как испытать это чувство? Опишите мне последовательность событий, предшествовавших данной ситуации, а также после того, как вы вытерли стол”. (Поиск специфики поведенческой последовательности поможет найти контрдействие.)
5. “Но это иррациональная мысль. Мы уже говорили об этом. Все это только в вашей голове. А теперь давайте поработаем над тем, как вы мыслите”. (Это помогает понять, что личность думает о себе. В данном случае консультант и клиент, очевидно, работали вместе над общими проблемами.)
6. “Пожалуй, я могу понять, что вы чувствуете. Я тоже занимаюсь такой же работой по вечерам и иногда чувствовал себя ужасно стесненно, когда прислуживал. А больше вы ничего не чувствуете?” (Раскрытие собственных похожих переживаний облегчает положение клиента.)
7. “Я сказал бы, что вам нужно расслабиться и забыть это. Не надо в это погружаться”. (Совет и предположение — это распространенный ход и общая реакция людей на тех, кому нужна помощь.)
Какой из указанных выше подходов наиболее похож на ваш? А какой из них правильный? Трудно ответить, поскольку каждый из них ведет клиента в разном, потенциально ценном направлении. Очевидно, возможны сотни подходов, которые основываются на личном опыте и теориях консультирования. Есть много продуктивных подходов и их можно применять к подходящей личности в нужное время. Эта книга поможет вам стать психологом, творчески относящимся к своей работе. Хотя мы утверждаем, что не существует “правильного” способа помочь и что вам следует определить ваш собственный стиль и манеру консультирования, мы тоже настаиваем на том, что всегда следует осознавать: что именно вы делаете и как это повлияет на развитие личности клиента. Психологическая помощь есть процесс обоюдного влияния и терапевт имеет огромную власть над жизнью клиента. Чем больше, подход в нашем распоряжении, тем больше у нас возможностей помочь личности, тем больше путей для роста у клиента.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТЕОРИЯ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Недостаточно только расширить свой спектр подходов к клиенту, необходимо также рассмотреть собственную концепцию или мировоззрение. Выражаясь проще, что вы думаете об устройстве мира? Если вы еще не думали над этим, давайте рассмотрим ваш ответ на первый вопрос в этой главе, где вы выделили ключевые проблемы своего клиента из кафетерия. То, как вы вычленили эти проблемы, дает некоторое представление о
вашем взгляде на мир. Ваша манера действовать слабо связана с понятием мировоззрения или теории, зато ваше мироощущение определяет, как вы относитесь к другим, и повлияет на то, что вы скажете клиенту.
Чтобы лучше понять, как важна определенная концепция мировоззрения в деле психологической помощи, рассмотрим те ключевые проблемы, что выделены другими людьми, которым приводился тот же рассказ о кафетерии.
1. “Безусловно, проблема в данном случае связана с комплексом неполноценности. Подробный разговор об этом понятии и о детских воспоминаниях часто дает ключ к тому, отчего эти чувства возникли сейчас”.
2. “Этот человек есть жертва экономической системы, где у некоторых людей достаточно денег, чтобы посещать колледж или развлекаться, в то время как другие должны бороться за существование. Проблема не в чувствах, а в несправедливости общества”.
3. “Рабочая одежда плохая и выделяет человека. Я бы тоже чувствовал себя так. Может тут нужна униформа, которая не так выделяется среди остальных”.
4. “Я был бы рад любой работе. У меня и такой нет. А у этого студента нет никаких проблем, пусть заткнется и радуется”.
5. “Дело тут не в прислуживании и не в вытирании столов. Важно, как человек себя ощущает и что он делает. Этому студенту нужно осознать себя как личность, а не как объект”.
Каждое из приведенных определений ключевой проблемы отражает различные мировоззрения и ведут к равным терапевтическим действиям. Первый ответ исходит из психодинамического подхода и может вести к долговременной терапии. (Психодинамический подход исследует детские переживания и чувства с тем, чтобы понять, как они представлены во взрослой жизни.) Следующее мировоззрение или теория относится к радикальным подходам и нацелена на изменение окружающей действительности. Третье мировоззрение исходит из практически-делового административного подхода и ищет внешние изменения. Четвертая теория вообще отрицает чувства. Последний взгляд отражает гуманистическое мировоззрение, которое подчеркивает значимость эмоций. Здесь в дальнейшем может последовать совет вступить в группу СПТ или пройти курс личностно-центрированного консультирования.
Тщательное изучение протоколов интервью, фильмов, аудио- и видеозаписей обнаруживает, что у психологов существует излюбленная манера отношения к клиенту. Как психолог, вы можете начать с определения собственного стиля работы с людьми. По тому, как вы определяете ключевую проблему и как выглядит ваш личный ответ, вы можете, в конце концов, извлечь довольно точную картину вашего взгляда на людей и их тревоги.
Психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм, экзистенциализм, обсуждаемые в этой книге, представляют подходы, которые являются средством объяснения людей и мира. Из фрейдовской теории психоанализа вытекает не только набор концепций, объясняющих человеческое поведение, но также и довольно четкий набор методик психологической помощи. Точно также и другие психологические подходы имеют мировоззрение, концепцию, а также техники оказания психологической помощи. Задача заключается в том, чтобы выбрать из каждой теории идеи, которые, по вашему мнению, наиболее точны и построить свою собственную теорию мира.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Геворгизова Ж. Индивидуальное консультирование клиента с психосоматическими жалобами в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна с использованием одностороннего зеркала
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Ягнюк К.В. Отклик на запрос клиента: вариации терапевтических вмешательств
  • Эволюция психотерапии в 4 томах. Том 3. "Let it be...": Экзистенциально-гуманистическая психотерапия
  • Ягнюк К.В. Отклик на запрос клиента: вариации терапевтических вмешательств
  • Психотерапия с детьми, пациентами стационара детской онкологии и гематологии - примеры из практики
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Олег Точеный. Телефонный маркетинг. Продажи по телефону. - Из цикла "Психология продаж"
  • Креспель Изабель, Фрезер Том. Способы описания клиента в трансактном анализе
  • Барская В.О. "Невидимые миру" силы: о некоторых факторах консультативной работы
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Юлия Кузнецова. Терапия EMDR (ДПДГ): десенсибилизация и переработка с помощью движений глаз
  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень I.
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Дорожняк Е.А. Улучшение психического состояния клиентки при работе с ее негативными чувствами
  • Кан Майкл - Между психотерапевтом и клиентом. Новые взаимоотношения
  • Панюкова Ксения. Терапия нового решения: вся сила у клиента!
  • Эльманович В.И. НЛП. Часть 1. Терапия.
  • Полищук С.Д. Работа с клиентом в нарративном подходе: описание случая
  • Эрих Фром говорил…
  • Шарфф Д.Э., Шарфф Д.С. Терапия пар в теории объектных отношений
  • Упражнение для обучения умению догадываться, о чем хочет сказать собеседник (клиент): «Завершение предложения»
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Умение убеждать и строить аргументацию.
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Психотерапия: инструкция по применению
  • Льюис П. Объектные отношения и психология самости в психоаналитической танцевально-двигательной терапии
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • «Чего хочу Я, чего хочет ОН»
  • Воля; will
  • Кривова Ольга. ТА как контрактный метод
  • Интервью с сюрпризом. Нестандартные методы проведения собеседований.
  • Ягнюк К.В. Салливан о первичном интервью
  • Файн С. Динамика коммуникации в терапевтическом интервью
  • Суконникова Татьяна Анатольевна. Важность родительского внимания в воспитании ребёнка!
  • Шарфф Д.Э. Процесс диагностической оценки в парной терапии объектных отношений
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Своеобразные с точки зрения западного человека японские понятия, которые побуждают к личностному развитию
  • Петрушин С.В. - Мастерская психологического консультирования
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Чему мы учим своих детей?
  • Последствия приворота для заказчика и жертвы
  • Аналитическая психология К. Г. Юнга
  • Коттлер Дж. Лучшие психотерапевты - что они за люди?
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Минигалиева М.Р. - Психологическое консультирование: Теория и практика



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь