Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.

Категория: Психология, Учебные пособия | Просмотров: 264724

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Ф. Энгельс указывал, что процесс труда начинается только при изготовлении орудий. Некоторые предпосылки этого процесса имеются уже у высших животных. Обезьяна может использовать палку, чтобы сбить с дерева фрукты, выкопать сладкий корень, слон иногда отламывает ветку и сгоняет ею насекомых с тела. Однако здесь лишь внешнее сходство с употреблением орудий труда человеком. Например, обезьяна случайно и эпизодически пользуется палкой, за палкой не закрепляется определенное свойство — возможность добывания пищи. Именно поэтому обезьяны заранее не изготовляют своих орудий и не хранят их на будущее.
Человек же, употребляя орудия труда, осознает и понимает их назначение, а поэтому отдает себе отчет в том, из какого материала должно быть изготовлено орудие, какая его форма наиболее рациональна. Благодаря этому за орудиями труда закрепляется определенное производственное назначение, люди изготовляют их заранее и сохраняют для будущей деятельности.
Процесс труда обычно требует от людей коллективного сотрудничества. Коллективный труд возможен лишь при том условии, что каждый из участников трудового коллектива знает общую цель труда, роль каждого члена трудового коллектива и согласованно выполняет отдельные трудовые операции.
В процессе труда люди были вынуждены общаться, воздействовать друг на друга; у них появилась потребность что-то сказать друг другу, обменяться мыслями. В результате неразвитая, гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась для произнесения членораздельных звуков. Начала складываться особая форма сигнализации — звуковой язык как система словесных сигналов — средство общения между людьми Соответственно изменялся и мозг — формировалась вторая сигнальная система, центры речи.
У животных нет языка, членораздельной обобщенной речи. Звуковая сигнализация свойственна животным, но это лишь внешнее сходство с человеческой речью. Например, тревожный крик птицы есть часть инстинктивной реакции на опасность (вместе с хлопаньем крыльями и взлетом). Птица также будет кричать, когда она одна и некому «сообщать» об опасности.
Попугай благодаря особому устройству ротовой полости способен подражать звукам (и не только звукам человеческого голоса), разумеется, не понимая, что ой говорит. Кстати, делались неоднократные попытки обучить человекообразную обезьяну хотя бы примитивной речи, но эти попытки оказались безуспешными. Окончились неудачей и попытки расшифровать «язык» дельфинов или научить их понимать человеческий язык. Различные звуки, испускаемые дельфином, представляют собой лишь систему простых сигналов, передающих чувство страха, боли, сигнализирующих о пище, бедствии, поисках особей противоположного пола и т. д.
В итоге сказанного можно дать и другое определение сознания, дополняющее первое: сознание есть высшая форма психики, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности людей при постоянном общении их между собой с помощью языка.
Дальнейшее изменение человеческого мозга и человеческого сознания происходило под влиянием исторически изменяющихся условий Жизни и деятельности людей.
Труд человека всегда носит общественно-исторический характер, следовательно, и сознание как его продукт является сознанием общественно-историческим, т. е. обусловленным теми, отношениями, которые складываются у человека в процессе производства.
Человек как член общества всегда несет в психическом складе черты своей общественной среды. История человеческого общества показывает, что сознание, мысли, убеждения людей в разные эпохи были различными. В эпоху первобытного коммунизма сознание людей определялось теми отношениями, которые складывались на основе общественной собственности. Затем со знание людей изменилось под влиянием возникших частнособственнических отношений и деления общества на классы.
Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало глубочайшему изменению человеческого сознания. Люди, освобожденные от порабощающих их частнособственнических от ношений, вступили в новый этап духовного развития.
В нашей стране, строящей коммунистическое общество, про исходит коренная перестройка сознания людей в духе высокой идейности и преданности коммунизму эти требования выражены в моральном кодексе строителя коммунизма, записанном в Про грамме КПСС. Но коммунистическое сознание советских людей не формируется само собой. Процесс коммунистического воспитания человека происходит в острой борьбе с пережитками старого, буржуазного сознания. Новое сознание формируется в активной борьбе за новое, коммунистическое общество.
Следует подчеркнуть огромную и целенаправленную работу Коммунистической партии Советского Союза, ВЛКСМ, советских профсоюзов, печати, школы по воспитанию советского народа в духе коммунистического сознания, что, в частности, получило отражение в решениях XXV съезда КПСС.


Вопросы для повторения
1. Какие формы поведения животных вы знаете?
2. В чем существенное отличие психики человека от психики животных?
3. Как развивалось сознание человека?
4. Какова роль труда в развитии психики и сознания человека? Раскройте Смысл выражения Ф. Энгельса: «Труд создал самого человека».
5. Какова роль речи в развитии сознания человека?
Раздел второй. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Глава IV. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ И ПУТЯХ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

§ 1. Понятие о личности

Человек — это, с одной стороны, биологическое существо, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться, познавать окружающий мир и активно изменять, преобразовывать его. В качестве высокоорганизованного животного человеку присуща определенная телесная организация — прямохождение, развитие рук как средства дознания и преобразования мира, высокоразвитый мозг.
Человек, с другой стороны, общественное существо. Это самый важный его признак, так как общественная жизнь и общественные отношения, коллективный труд изменили и подчинили себе его биологическую, телесную организацию.
В психологии, кроме понятия «человек», употребляется более узкое понятие «личность». Личность — это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное, социальное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической, природной его стороны.
При этом имеется в виду достаточный уровень социальной зрелости — маленький ребенок или психически больной человек не могут считаться личностью.
В психологии наряду с понятиями «человек» и «личность» употребляют еще и понятие «индивидуальность». Своеобразен и неповторим жизненный путь каждого человека, условия его жизни и деятельности, обучения и воспитания, поэтому нет и не может быть двух абсолютно одинаковых личностей. Индивидуальностью и называют личность данного человека, личность в ее конкретном варианте как неповторимое сочетание своеобразных психологических особенностей.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Редактор. Учим буквы
  • Шклярова Т.В. Как научить Вашего ребенка писать без ошибок
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.
  • Кочергина Оксана Николаевна. Как научить ребенка правильно держать карандаш
  • неизвестно Большие прописи для подготовки к школе.
  • Притча «Упражнения»
  • Редактор. Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом
  • Притча «Буквы»
  • Протасова Любовь Юрьевна. Консультация для родителей 'Что такое три года?'
  • Побызакова Элла Леонидовна. Развитие навыка осознанного чтения в коррекционной школе 8 вида.
  • Исаева Серафима Александровна. Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы на тему: «Дифференциация звуков [С]-[С']»
  • Шимкович А.Н. Испанский язык. Буквы и звуки. Как правильно прочесть и произнести любое слово
  • Дмитриева В.Г. Учимся писать буквы и цифры. Для девочек
  • Дмитриева В.Г. Учимся писать буквы и цифры. Для мальчиков
  • Буракова Наталья Валерьевна. Памятка для родителей «Подготовка ребёнка к школе»
  • Лариса Викторовна Скрыпаль. Новые подходы в обучении детей 3-5 лет рассказыванию
  • Якубо Наталья Борисовна. Настольная игра «Сказочный телефон» для детей 6-8 лет
  • Кашапова Гульнара Насиховна. Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
  • Валентина Сорока. Когда и как начинать обучение детей чтению
  • Шакирзянова Гюзель Рамилевна Айтиева Людмила Павловна. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
  • Притча «Первый принцип»
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Нечаева Ярославна Михайловна. Буклет 'Что должен знать ребенок 4-5 лет?'
  • Анализ особенности адаптации первоклассников в школе
  • Ушакова О.Д. 95 упражнений на все правила русского языка. 3 класс
  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Неверовская Елена Геннадьевна. ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК И КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬ.
  • Анна Ильиных. Коллекция упражнений для развития мелкой моторики
  • Притча «Значение»
  • Гаврина С.Е. и др. Школа для дошколят. 6-7лет. Учимся читать
  • И. Н. Астаева, О. В. Сухоногова. Развиваем графомоторные навыки у дошкольников.
  • Потыльчак Людмила Эдмундовна. Урок обучения грамоте 'Путешествие в зимнюю сказку'
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Георгиева М.О. Правильное соединение букв для хорошего почерка
  • Галиуллин Сергей. Как развивать мягкие навыки в дошкольном возрасте? И надо ли?
  • Притча «Разнообразие»
  • Кузнецова Светлана Александровна. Методическая разработка «Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»
  • Николаева Л.П., Иванова И.В. 5000 заданий по русскому языку. 4 класс
  • Г. Полиа, Г. Сеге Задачи и теоремы из анализа. ( В 2-х частях )
  • Соколова Е.В., Нянковская Н.Н. Готовимся к школе. Слова и предложения. Развивающая тетрадь для детей 5-7 лет
  • Крах НЛП в бизнесе
  • Дегтярева Ольга Тимофеевна. Варианты игр и упражнений для развития навыков самообслуживания у детей младшего возраста
  • Савостьянова Екатерина Владимировна. Подготовка ребенка к школьному обучению дома и в детском саду
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Рогачевская М. Английский для малышей. Буквы и звуки
  • Критерии готовности к школе или как подготовить ребенка к школьному обучению
  • Болдина Елена Александровна. Картотека игр по игровому оборудованию «ПЕРТРА» для детей старшего дошкольного возраста
  • Притча «Покупатель не должен»
  • Колчанова Екатерина Владимировна. Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению элементам грамоты в подготовительной группе «В поисках буквы Н»
  • Закономерности психических систем



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь