Колризер Джордж. Не стать заложником. Сохранить самообладание и убедить оппонента.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 91425

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DJVU
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

что будет способствовать поддержанию атмосферы доверия и гарантировать успешную работу.
Характеризуя тех, на кого можно опереться. Боулби использует такие понятия, как «ободрение, поддержка и сотрудничество». В «зоне безопасности» ребенок чувствует прочную привязанность и уверенно исследует свое окружение: при этом у него формируется чувство личной компетентности10. Особое значение для личности имеет модель отношений сотрудничества. Когда ребенок становится старше и уже может понимать чувства родителей и мотивы их поведения, он формирует с ними более сложные отношения, которые Боулби назвал «деловым партнерством»". Суть такого взаимодействия состоит в сотрудничестве ребенка и взрослого для достижения целей, значимых для каждого из них. Уважительные отношения позволяют родителям и ребенку вести переговоры и строить совместные планы. У людей, склонных оказываться в заложниках, ментальные модели человеческих отношений оказываются незрелыми и носят инфантильный характер. Оптимальная модель, построенная на основе столь тонкой материи. как взаимность, предполагает умение давать и получать и готовность идти на компромисс.
Психологические «опорные пункты» могут оказывать и негативное влияние, задавая своим подопечным неверные ориентиры. Родители, учителя или начальство могут буквально отравлять разум человека. В отсутствие надежной психологической опоры негативное влияние также могут оказывать кинофильмы, телепрограммы или компьютерные игры, поскольку ребенок не в состоянии самостоятельно оценить и осмыслить их правильно.
Взрывы бомб в июле 2005 года в Лондоне были произведены доморощенными специально «обученными» террористами-смертниками, поверившими. что принесение себя в жертву ценой жизней невинных людей откроет им дорогу в рай. Чьи это были идеи? Интересно, что трое из смертников были иммигрантами второго поколения, утратившими связь с ценностями родителей и родной страны. Насколько уязвимыми оказываются дети и внуки иммигрантов, не имеющие связей со своим новым окружением и никогда не воспринимающие чужую страну как источник психологической безопасности? Акции протеста и поджоги машин во Франции в течение 2005 года — это еще один пример неприязни молодежи, чувствующей себя отверженной обществом.
90
/,. ЧТО ТАКОЕ «ОПОРНЫЙ ПУНКТ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ
Психологические «опорные пункты» и направленность фокуса «Я»
При захвате заложников психологической опорой для террориста становится переговорщик, добивающийся доверия путем установления глубокой эмоциональной связи. Значение людей, на которых можно опереться, столь велико, потому что именно благодаря им можно «выключить радар» фокуса «Я», ориентированный преимущественно на выживание и постоянно выискивающий опасности, болезненные впечатления и вообще все плохое. В активированном состоянии фокус «Я» ищет только угрозу и боль, исключая те случаи, когда нечто вне или внутри нас обеспечивает ощущение безопасности или дает разумную интерпретацию происходящему. Благодаря психологической поддержке мы перестаем испытывать напряжение, чувствуем доверие и фокусируемся на исследовании мира и предоставляемых им возможностей. Точно такой же процесс происходит при успешных переговорах с террористами. Переговорщик демонстрирует свою «психологическую надежность», устанавливает глубокий эмоциональный контакт и формирует доверие. Стремясь освободить заложников, он строит диалог, нащупывая общие цели и интересы. Поэтому страх, цинизм, негативизм и отчаяние уходят из фокуса «Я» террориста, и им на смену приходят доверие, оптимизм и надежда. Оценивая риск диалога, переговорщик не должен сам «оказаться в заложниках» у своего страха или возможной опасности. Умение вести переговоры об освобождении заложников предполагает готовность быть для кого-то психологической опорой. Нужно иметь различные «ментальные карты» и модели, поддерживающие в переговорщике состояние. необходимое для успешного диалога.
Как психологические опоры влияют на фокус «Я»? Опыт человека хранится в памяти и влияет на направленность «Я». Решающую роль при этом играют впечатления — позитивные и негативные. — полученные от наших психологических опор. Травмирующее событие может коренным образом изменить жизнь, трансформируя устойчивые формы реагирования, закрепленные на уровне нервной системы. Однако если то же самое событие будет проинтерпретировано «надежным человеком» в позитивном ключе, воспоминания о психологической травме — осознанные или неосознаваемые — будут совершенно иными.
Мать Памелы панически боялась грома и молнии. При первых признаках надвигающейся грозы она задергивала занавески и отключала все электроприборы. В результате Памела тоже стала бояться гроз. Но когда у нее появились собственные дети, она решила, что им не должны передаться ее страхи. В грозу Памела открывала занавески, приглашала детей «по
91
НЕ СТАТЬ ЗАЛОЖНИКОМ
любоваться» грозой, причудливым зигзагами молний и угадать. когда снова раздастся гром. До сего дня Памела побаивается гроз, однако ее дети, теперь уже взрослые, имеют самые приятные ассоциации с громом и молниями. Они даже стараются увидеть грозу и подбадривают внуков Памелы, уча их наслаждаться величием сил природы.
Мораль истории такова: Памела могла бы передать детям свой страх перед грозой, сориентировав соответствующим образом фокусы их «Я». Однако, отказавшись остаться в заложниках у собственного страха, она смогла научить детей и внуков иначе относиться к грозе. Памела отказалась быть заложницей страха, невольно переданного ей матерью Каждый может поступить так же. как Памела.
В книге «Волшебный ребенок» (Magical Child) Джозеф Чилтон Пирс рассказывает о восьмилетнем мальчике, который однажды сильно порезался12. Отец просто сказал: «Надо остановить кровотечение», имея в виду, что нужно ехать в больницу. Однако ребенок, тесно связанный с отцом и ощущавший его поддержку, воспринял эти слова буквально, и кровотечение действительно ослабло. Множество историй наглядно показывают, что в травмирующей ситуации надежный человек служит нам щитом.
Работая с молодыми бизнесменами, я заметил, что большинство из них с сомнением относится к возможности разума влиять на тело. Это был подходящий повод, чтобы провести тренинг и научить участников занятий поддерживать равновесие между здоровым скептицизмом и верой в реально существующие возможности. Многие думают, что, если мы не считаем что-то возможным, то это и в самом деле невыполнимо. Но ведь научиться чему-то удается, только если выйти за пределы собственных представлений. Как говорил Эйнштейн: «Серьезные проблемы нельзя решить на том уровне мышления, на котором они были поставлены»'3.
Люди в качестве источника безопасности
Счастье для большинства людей возможно при наличии глубокой эмоциональной связи с человеком, к которому можно обратиться в любой момент. Люди, не имевшие подобных контактов или переставшие их устанавливать. и те. которым незнакомо это чувство, оказываются сами у себя в заложниках.
Те. кто готов оказать психологическую поддержку, дают нам силы для самостоятельной фокусировки «Я» и достижения того, что мы считаем жизненными целями. Как показал Боулби. от рождения до смерти человек следует меняющимся сценариям, предписанным значимыми для него людьми.
92
и. ЧТО ТАКОЕ «ОПОРНЫЙ ПУНКТ» с точки ЗРЕНИЯ психологии
которые учат его любить, быть любимым, дают возможность ощущать свою «принадлежность» кому-то. верить в свою компетентность и успех. Без психологических опор мы перестаем чувствовать свою «особенность», а наша душа покрывается ранами и шрамами. Иначе говоря, мы становимся заложниками.
Навыки установления отношений и самооценки формируются психологическими «опорными пунктами». Первыми в этом качестве выступают те. кто заботится о ребенке. Именно первые успехи и неудачи закладывают основу человеческой личности. Тип привязанности, свойственный человеку, определяется отношениями со значимыми взрослыми в раннем возрасте. Это могут быть мать, отец, бабушки и дедушки, братья и сестры, другие родственники и т.д. Со временем модели отношений с близкими буквально запечатлеваются в нас (образно выражаясь, «программируют» нервную систему) и определяют характер последующих отношений с окружающими. Боулби пишет. «Стиль отношений, в которые включен человек — особенно в детстве. — существенно влияет на то. сможет ли он найти кого-то. кто окажет ему психологическую поддержку, а также на его способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения... Модель общения, сформированная на начальном этапе развития, оказывается наиболее устойчивой. По этой причине система отношений в родительской семье имеет определяющее значение в развитии личности ребенка»14.
По мнению Боулби, отношения ребенка с тем, кто о нем заботился в раннем детстве, определяют
• характер отношений в будущем;
• способность управлять фокусом «Я», осознавать свои чувства и успокаивать себя;
• способность переносить неудачи15.
Мать в качестве психологической опоры
В автобиографической книге «Джек. Самая суть» (Jack: Straight from the Gut)* бывший генеральный директор General Electric Джек Уэлч посвятил целую главу своему детству. Он с нежностью пишет о матери как о человеке. «оказавшем самое сильное влияние» на его жизнь. Мать поощряла Джека в стремлении во всем быть первым и поддерживала в нем веру в свои силы. Уэлч заметно заикался, но мать сумела убедить сына в том, что язык просто не может угнаться за его мыслями16. В сорок пять лет Джек Уэлч стал самым молодым за всю историю компании президентом General
* Джек Уэлч. Джон Бирн. Джек. Самая суть. - М.: Транзиткнига: ACT. 2004.
93
НЕ СТАТЬ ЗАЛОЖНИКОМ
Electric. После первой встречи с акционерами он спустился со сцены и сказал своему другу: «Если бы моя мама была здесь!..» Его мать умерла за много лет до этого.
Уэлч был благодарен своей матери Грейс, не позволившей ему покориться обстоятельствам. По его мнению, она сформировала в нем множество ценных качеств, включая настойчивость. «Мы с мамой были настоящими друзьями, — рассказывал он. — У нас были прекрасные отношения. Это был чрезвычайно значимый, совершенно особенный, прекрасный и придающий силы опыт».
Можете ли вы вспомнить мать, бабушку, мачеху, приемную мать или любую другую женщину, на которую вы действительно могли опереться? Могли ли вы прибежать к ней. зная, что вас обязательно обнимут? Если так. эта женщина помогла придать позитивную окраску вашему первому знанию, «ментальной модели» женщины и женского влияния. Благодаря ей вы научились устанавливать эмоциональные контакты с женщинами, позволяющие давать и получать. Как правило, именно мать является первой и наиболее значимой фигурой в жизни. Она первая заботится о воспитании ребенка и поэтомучаще всего и становится для него психологической опорой. Если мать отсутствует, ее заменяет мачеха, приемная мать. няня, тетка, любая другая женщина. У читателя может возникнуть вопрос: какое отношение это имеет ко мне. к моей жизни и работе, моей роли руководителя или учителя? Нужно понять, что позитивное отношение к значимым фигурам женщин, с которыми удалось (или не удалось) установить в детстве прочную связь, сказывается на отношениях с женщинами в настоящем. Независимо от того, кем вы сами являетесь — мужчиной или женщиной. Понимание истоков своего поведения, кроющихся в прошлом, поможет не оказаться в заложниках сегодня.
Отношения матери и сына. Исследования показывают специфичность связи матери и сына. Согласно Кетсуде Врису, существует множество примеров успешных лидеров-мужчин, матери которых даже в отсутствие отцов смогли стать сыновьям надежной опорой. Как уже было сказано, мать оказала большое влияние на Джека Уэлча и побуждала его двигаться вперед . Мать также очень много значила в жизни Нельсона Манделы. Мать Ричарда Брэнсона говорила всем и каждому, что в один прекрасный день ее сын станет премьер-министром Великобритании, и уверила его в том. что он в жизни достигнет всего, чего пожелает18.
Сын начинает видеть в себе мужчину именно через восприятие его матерью. а не отцом. Если связь между сыном и матерью отсутствует, он. как правило, впоследствии испытывает трудности при установлении контактов и с мужчинами, и с женщинами. Множество мужчин, не имеющих глубоких эмоциональных связей, за всю жизнь не смогли установить контакта с матерью или другой значимой для них женщиной. Однако рану, нанесенную
94
/,. ЧТО ТАКОЕ «ОПОРНЫЙ ПУНКТ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ
матерью, в любом возрасте способны залечить несексуальные отношения с любой значимой женщиной Руководители-мужчины должны уметь брать с женщин пример, видеть в них коллег или начальников. Если установки руководителя-мужчины в отношении женщин неверны, это негативно скажется на его контактах с ними. Любовь отца или того, кто его заменил, никогда полностью не заменит или не компенсирует эмоциональной связи с матерью или значимой женщиной.
Отношения матери и дочери. Материнская фигура становится потенциальной моделью ролевого поведения для каждой девочки. Она смотрит на нее и говорит: «Когда я вырасту, я хочу быть такой же. как она». К сожалению. в отношениях матери и дочери так случается не всегда. Тому есть множество причин. Назовем хотя бы несколько: ревность, конкуренция, неумение поощрить дочь к самостоятельности. Однако для дочери важно понять как мать воспринимает женственность, или женское начало. Отвержение матерью или невозможность эмоционального контакта с ней может вызвать отчужденное отношение к себе или даже антипатию. Заключение мира с матерью, психологическая поддержка со стороны женщины — это необходимая составляющая полного принятия себя. Любовь отца или другого мужчины никогда полностью не заменит или не восполнит эмоциональной связи с матерью либо другой значимой женщиной.
Удочери должен сформироваться позитивный внутренний образ феми- нинности. Независимо от того, что было в прошлом, это возможно, если найти женщину, способную оказать психологическую поддержку или выступить в роли наставника.
Фигура отца
в качестве психологической опоры
Как правило, в жизни ребенка второе место после матери занимает отец. Был ли у вас отец. дед. отчим или еще какой-нибудь мужчина, на которого можно было бы опереться? Могли бы вы побежать ему навстречу, зная, что он подхватит вас на руки? С помощью отца мы учимся вступать в эмоциональный контакт



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Прошлое, настоящее и будущее»
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Коноваленко М. Ю. Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Силлс Шарлотта. Трансактный анализ
  • Притча «Я бы показал вам»
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Александр Конельский. Как мы мешаем своему успеху
  • Екатерина Сологубова. Эмоциональное выгорание или как остаться самим собой
  • Дэн Вальдшмидт. Почему нужно уметь понимать людей, чтобы стать успешным?
  • Анна Соколова. Кризис среднего возраста: время депрессии или новых возможностей?
  • Притча «Об отказе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Миллер Михаил. Позволь себе разбогатеть.
  • Притча «Богач, который хотел стать бедняком»
  • Притча «Разноречивое поведение»
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Притча «Мир несправедлив»
  • Торо Г. ЖИЗНЬ БЕЗ ПРИНЦИПА
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игра «Разотождествление».
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Кем был Айвасс
  • Притча «Огромная значимость»
  • Редактор. Что делать с непослушными детьми?
  • К чему снятся мертвые?
  • Как узнать, есть ли на человеке приворот?
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • 10 признаков умных людей
  • Притча «О том, как молодые люди выбирали себе спутниц жизни»
  • Текст для тех кому одиноко или грустно. Поэма Desiderata, написанная Максом Эрманом.
  • Незовибатько Игорь. Уроки обольщения, или искусство очарования для женщин и мужчин. Практический курс.
  • Притча «Я просила»
  • Притча «Дыхание жизни»
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха
  • К чему снятся голуби
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Психология неудачника: как перестать жаловаться на жизнь?
  • Эрих Фром говорил…



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь