Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 181816

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Глава 3
МАНИПУЛЯЦИЯ КАК ВЫЗОВ К СКРЫТОЙ СИЛОВОЙ БОРЬБЕ
| Манипуляция — это преднамеренное и скрытое побуждение | другого человека к переживанию определенных состояний, ! I принятию решений и выполнениюдействий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.
Манипуляция — это промежуточная ступень от варварства к цивилизованному влиянию. Манипулятор побеждает не силой, а хитростью и выдержкой. Его задача — принудить человека сделать что-то нужное, но так, чтобы человеку казалось, что он сам решил это сделать, причем принял это решение не под угрозой наказания, а по своей доброй воле.
На самом же деле он действует под влиянием тех мыслей и чувств, которые смог вызвать в нем манипулятор, затронув значимые для адресата «струны души», или мотивы. Е. Л. Доценко назвал это эксплуатацией личностных (мотивационных) структур (Доценко Е. Л., 1994) Манипулятор — это мастер игры на чужих мотивационных структурах, или струнах чужой души. И он тем тоньше и искусней, чем большее количество струн в чужой душе может распознать и затронуть.
Однако манипулятора можно уподобить и примату, который научился сначала маленькой палкой оттолкнуть большую палку, а потом, когда она упадет, с ее помощью достать плод. Для манипулятора другие люди — это орудия, препятствия или добыча, так же как и для варвара. Однако манипулятор учитывает, что они люди, и использует это.
3.1. Метафора балалайки и арфы
Здесь уместно использовать метафоры балалайки и арфы. Для манипулятора другие люди — балалайки или арфы. А он, соответственно, балалаечник или арфист.

50 ____ Тренинг влияния и противостояния влиянию

У балалайки, как известно, три струны, а у арфы — несколько десятков. Манипулятор-балалаечник видит в другом человеке, кем бы он ни был, всего три струны — как в балалайке. Например, самолюбие, алчность и страх. Обращаясь к человеку, который кажется ему балалайкой, он старается задеть его гордость, чувство собственной значимости, его стремление получить побольше денег (или меньше потерять), стремление максимально обезопасить себя.
При этом манипулятор может задеть струну, используя как «щипок сверху», так и «щипок снизу».

I Щипок — затрагивание чувствительной струны.
Для некоторых людей эффективнее использовать первую возможность, для других — вторую.
Прием «Щипок снизу» «Щипок сверху»
Поддразнивающие высказывания - Тебя что, так легко расстроить (задеть, обмануть, заставить подчиниться)?
- Как всегда, боишься7 - Я знаю, тебя не так легко
расстроить (задеть, обмануть, заставить подчиниться)
- И ты боишься9
Подзадоривающие высказывания - С этим человеком трудно вести переговоры, тут нужен такт, талант...
- Эта вещь слишком дорогая,
чтобы ты смог ее купить - Только ты с твоим тактом и талантом сможешь вести с этим человеком переговоры
- Эта вещь дорогая, как раз для тебя
Манипулятор может применять и универсальные щипки, которые парадоксальным образом действуют одновременно и сверху и снизу, заставляя струну дрожать, трепетать, вибрировать. При этом важно, что человек не понимает, то ли ему польстили, то ли упрекнули в чем-то.
Универсальные щипки:
— Ты что, разбогател ?

Глава 3. Манипуляция как вызов к скрытой силовой борьбе_________________51
— Ты что, обеднел ?
— Вы человек без комплексов...
— Я знаю, что ты спокойно относишься к определенным нарушениям.
— Ты всего добился упорным трудом, не то что некоторые, которым просто от природы повезло, и в этом никакой их заслуги ..
— Я уважаю, что ты не клюешь на все эти новомодные веяния...
— Как это по-русски — презирать иностранные языки... Мы ведь и без иностранцев — великая страна...
— Только ты можешь по-настоящему все проверить, остальным их новые идеи важнее точности...
— Ты единственный, кто не обращает внимания на критику...
Универсальные щипки часто содержат в себе внутреннее противоречие, два диаметрально противоположных вектора, и адресат волен выбирать, на какой из них отреагировать. Используя универсальные щипки, манипулятор в любом случае добивается своей цели — струна звучит.
ПРИМЕР Применение универсального щипка
— Ты знаешь, а мне М. чем-то даже нравится...
— Ну, естественно, ведь вы в чем-то похожи. Он тоже сделал себя сам, преодолевая сопротивление среды, в которой рос... (универсальный щипок 1).
Адресат реагирует на универсальный щипок как на щипок снизу:
— Мне моя среда скорее помогла!
— Конечно, конечно, мудрые люди вырастают как раз из тех, кто в детстве был ранен... (универсальный щипок 2).
Адресат и в этом случае реагирует на универсальный щипок как на щипок снизу:
— Да я вроде имел нормальное детство.
— Конечно. Ты вообще человек нормальный. Уверен, что и на мое предложение нормально прореагируешь (щипок сверху).
Благодаря щипку сверху адресат готов к «нормальному» решению вопроса:
— Ну давай, что там у тебя?
Манипулятор-арфист в каждом человеке улавливает индивидуальные струны и прицельно на них играет. Это может быть любопытство, зависть, стремление к независимости, властность, желание быть привлекательной для противоположного пола и т. п.
Прицельные щипки
— Если кто-то и может гордо уйти, то только ты. Ты ведь не потеряешься, всегда найдешь себе хорошее место.
— Информация секретная, я не могу ее разглашать. .

52
Тренинг влияния и противостояния влиянию
— Татьяну отправляют в Париж, ты разве не знала ?
— Странно, что ты допускаешь, чтобы тебя не слушались с первого слова.
— Ты слишком серьезна, чтобы мужчины чувствовали себя уютно рядом с тобой.
У некоторых людей струны их душевной арфы столь чувствительны, что они реагируют не только на специально произведенные щипки, но и на случайные дуновения. Каждое произнесенное слово, всякий косой взгляд, смешок, ухмылка, обращенные к другим или относящиеся к чему-то постороннему, воспринимаются как щипки и вызывают звучание арфы. Человека с такой сверхобостренной чувствительностью можно назвать эоловой арфой.
Это может выглядеть, например, так

Эолова арфа — древний музыкальный инструмент; струны приводятся в колебание движением воздуха.
Звучание душевных струн может быть столь сильным, что нарушается естественная способность человека воспринимать и анализировать информацию, делать выводы и предположения, реагировать на аргументы и формулировать контраргументы, и т. п.
3.2. Струны, на которых можно сыграть
В тренинге участники, как правило, легко находят струны «русской балалайки», то есть те струны, которые характерны для человека вообще (соотечественника). Чаще всего это самолюбие (гордость, чувство



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Толопило Анатолий. Манипуляции в продажах, или как противостоять скрытому влиянию со стороны покупателей
  • Шейнов В.П. Психологическое влияние
  • Зайцева Т. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
  • Притча «Сила и слабость влияния»
  • Бытотова Алёна Николаевна. Тренинг для педагогов дошкольного образования «Снятие негативных эмоциональных состояний
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • С. А. Зелинский. Кинематограф и литература. Единство и борьба противоположностей в контексте влияния на подсознание. - Сергей Зелинский
  • Георгий Почепцов. «Промывание мозгов» как технология влияния
  • Георгий Почепцов. Агенты влияния и тексты влияния
  • Толопило Анатолий. Как хвост машет собакой, или методы противостояния манипулятивному воздействию со стороны подчинённых
  • Остович Ольга Юрьевна. Психологический тренинг «Принятие себя, принятие другого»
  • Георгий Почепцов. Канадские и австралийские подходы к операциям влияния
  • Азизова Гульнар Ильдаровна. Тренинг для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания «Я ль на свете всех милее…»
  • Лукьянченко Н.В. Родительский фактор психологического неблагополучия подростков
  • Пахальян В. Э. - Групповой психологический тренинг
  • Павлова Валентина Михайловна. Тренинг «Психологическое здоровье педагога»
  • Захарова Юлия Васильевна. Тренинг личностного роста
  • Фасилитация: «Идеальная команда».
  • Макарова Ирина Петровна. Игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива «Мы разные, но мы вместе!»
  • «Самопрезентация».
  • Вачков И. В. - Основы технологии группового тренинга. Психотехники
  • Семенова Елена Васильевна. Родительское собрание с элементами тренинга для родителей «Поощрения и наказания ребенка в семье»
  • Артамонова Юлия Геннадьевна. Игровой тренинг с детьми и родителями «На встречу друг другу»
  • Богданова Ольга Станиславна. ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология тренинга замедления процессов старения
  • Разминочное упражнение: «Ладошки».
  • Пузиков В.Г. - Технология ведения тренинга
  • Георгий Почепцов. Китайский и российский подходы к операциям влияния
  • Ромек В., Ромек Е. - Тренинг наслаждения
  • Вачков И. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА
  • Копытин А.И. Арт-терапевтический тренинг творческой коммуникации
  • Мадеева Надежда Борисовна. Статья из опыта работы: «Опытно – поисковая работа по проблеме исследования влияния материнского воспитания на детей дошкольного возраста».
  • Мицукова Лилия Владимировна. Родительское собрание с элементами тренинга «ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ»
  • Командин Евгений Николаевич. Конспект психологического занятия с элементами тренинга Тема: «Внутренний мир педагога»
  • Уманец Дарья Сергеевна. Тренинг «Я, ты, он, она»
  • Ромек В. - Тренинг уверенности в межличностных отношениях
  • Соболева Ольга Альбертовна. «Психологическая разгрузка для педагогов»
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг для педагогов «Снятие психоэмоционального напряжения»
  • Ткачёва М.В. Алгебра и начала математического анализа. Тематические тесты. 11 класс. (базовый и профильный уровни)
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Толмачева Алена Васильевна. Психологический тренинг для родителей
  • Остович Ольга Юрьевна. Конспект психологического тренинга для педагогов «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе — себя!»
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Псевдологика: 50 способов манипуляции
  • Составляющие коучинга (coaching)
  • Кристофер Э., Смит Л. - Тренинг в рекруитменте
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания «Вдох-выдох»
  • Альберти Р.Е., Эммонс М.Л. Умейте постоять за себя.
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Мишакина Т.Л., Гладкова С.А. Итоговые тесты по русскому языку для 2 класса



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь