|
Сидоров Валентин. В поисках Шамбалы.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 20142
Автор: Сидоров Валентин.
Название: В поисках Шамбалы. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ды". Нам трудно представить себе, какая благодаря этому получается не только экономия времени, но - что еще важнее - экономия душевных и духовных сил.
В повести "Семь дней в Гималаях" я рассказал о забавных обстоятельствах, при которых произошло мое знакомство со Святославом Николаевичем Рерихом. По трудным гималайским дорогам я направился к нему, будучи не знакомым с ним и не условившись заранее о своем приезде. В этой поездке меня сопровождала преподавательница Института стран Азии и Африки при МГУ; в повести она выведена под именем Нины Степановны Карповой. Мы прибыли в Нагар ночью, уткнулись в глухую стену каменного забора усадьбы Рерихов; не заботясь о правилах хорошего тона, а движимый лишь мыслью поскорее увидеть Святослава Николаевича, я перелез в темноте через забор и уговорил последовать моему примеру спутницу. Вот таким оригинальным способом (как бы свалившись с неба) мы и очутились в гималайском ашраме Рериха. Помню, как укоризненно качала головою Девика, осуждая потом мой поступок. - Только русский мог решиться на такое, - говорила она, - перелезть через забор и заставить сделать это женщину. Ведь вас могли бы разорвать наши терьеры: обычно на ночь мы выпускаем их в сад. Ваше счастье, что они заболели и в ту ночь мы оставили их в помещении. А Святослав Николаевич - это уже было в Москве, - возвращаясь все к тому же сюжету, добавил еще одну выразительную деталь: - Знаете, как о вас доложил наш управитель Вишну? - Не знаю, но думаю, что Нина Степановна объяснила, кто мы и зачем. - Понятия не имею, что она объяснила. Но Вишну доложил так: "Прибыл русский посол и перелез к нам через ограду". Вновь я попал к Рериху - на этот раз в его дом под Бангалором - семь лет спустя. Естественно, теперь уже не было нужды перелезать через забор. Ворота были широко и предусмотрительно распахнуты, а сам хозяин, заблаговременно предупрежденный о приезде, - я его увидел из окна машины, - медленно прохаживался по двору, ожидая гостей. Святослав Николаевич обнимает меня, и мы троекратно с ним целуемся. Я представляю своих спутников. С ними - как с добрыми старыми знакомыми - он тоже целуется троекратно. Продолжение повести "Рукопожатие на расстоянии" Очутившись за деревянной оградой, мы словно оказались в лесу. Дом со всех сторон обступали толстые серебристые стволы эфироносных деревьев, мудреное латинское название которых я запамятовал. Зима напоминала о себе тем, что они были лишены сейчас плодов и листьев. Святослав Николаевич обращает наше внимание на поляну неподалеку от ворот, истоптанную так, как будто по ней прошлись тяжелым бульдозером. Это следы пребывания слонов. Они здесь частые гости. - Домашние? - наивно осведомляемся мы. - Почему домашние? - удивляется Святослав Николаевич. - Дикие! Я осторожно спрашиваю о кобрах. - Их здесь немало. - Но отношение Святослава Николаевича к ним хорошее: - На людей они не нападают. Другое дело - королевская кобра (кинг-кобра). Это кобра, пожирающая обычных кобр. Вот они действительно нападают на людей. Но, по счастью, их не так уж много,- успокаивает он меня. - Недавно, - рассказывает Святослав Николаевич, - утром мы обнаружили кобру, попавшую в ловушку. Она просунула голову в крысиную нору и застряла. Сбежались мальчишки - дети местных рабочих. Схватили за хвост змею и давай ее раскачивать из стороны в сторону. Так и вытащили из норы. И представьте себе: она никого не укусила, - закончил Святослав Николаевич, хитро поглядывая на меня. В Индии нет, наверное, такого места, которое не было бы овеяно легендой. Вот и сейчас Святослав Николаевич выносит из дома полевой бинокль, и в его окуляры мы видим пригорок с ясно очерченной впадиной. Согласно преданию, Рама, находясь примерно там, где теперь стоим мы, пустил из своего лука стрелу и прорезал этой стрелою холм. Холм считается священным. Его венчают витые колонны индуистского храма. В бангалорском доме Рериха - это тоже связано с легендой - есть такой ритуал. Хозяин обязательно ведет гостей к баньяну, широко раскинувшему тяжелые ветки над землей. По существу, это дерево-лес, потому что отростки и побеги его образуют густую рощу. К основному стволу примыкает каменная пристройка с большим медным колоколом посредине. Существует поверье: если позвонишь в колокол, загадав желание, оно непременно исполнится. Гости подходят к баньяну и кто всерьез, кто в шутку исполняют ритуал. Естественно, и я проделал то же самое: трижды позвонил в колокол. С.Н. Рерих в Музее Востока. Москва 1982 г. Я привез с собой рукопись книги о гималайском путешествии и пожелал ей счастливой судьбы. Студия Святослава Николаевича - а здесь мы завершили свой осмотр дома и ближайших окрестностей и теперь сидели кто на диване, кто на легких плетеных стульях - представляет собой просторный и высокий - уровня двух этажей - зал. Вдоль стен длинные стеллажи. Множество книг, в том числе и на русском, в том числе и Рериха, и о Рерихе. Небольшая картина Нестерова из цикла об отроке Варфоломее. Фотографии родителей - Елены Ивановны и Николая Константиновича, окаймленные гирляндами белых цветов. Посредине мастерской - деревянный подрамник, на который, следуя указаниям Святослава Николаевича, два высоких индийца водружали одно полотно за другим. Целая галерея прошла перед нами. Портреты людей; портреты гор; тропические пейзажи, так точно передающие яркий праздничный колорит здешней природы. Теперь индийцы ушли, но подрамник не пуст. По нашей просьбе там стоит картина, изображающая вечерние Гималаи с тонким серпиком луны над ними. Рериховские горы фосфоресцируют, излучая таинственное фиолетов9е свечение. Святослав Николаевич переводит взгляд с картины на нас. - Матушка утверждала, что никакие лекарства не нужны для поддержания нервной системы, кроме чистого воздуха и отдыха на природе. По ее мнению, самые лучшие наши целители - возвышенное мышление и любование красотою во всех ее проявлениях. Она говорила так: нервная система питается красотою и вибрациями, исходящими от произведений искусства. Когда наше сознание понимает их значение и воспринимает их вибрации, то все наше существо получает оздоровление. Мы как бы утверждаем в себе новый ритм. Там, где красота, там и здоровье - вот ее неизменный лозунг. Есть такая притча о Будде. (Как я понял, Святослав Николаевич очень любит эту притчу. Тот, кто встречался с ним в Москве или Индии, почти наверняка мог слышать ее от него.) Однажды любимый ученик Будды Ананда (кстати, "ананда" в переводе на русский означает "радость") пришел к Будде и сказал: "Я понял. Учитель, что наши искания красоты, наше устремление к красоте, наконец, наше слияние с красотой есть то, что составляет половину нашей духовной жизни". "Не говори так, Ананда, - отвечал Будда. - Это не половина духовной жизни, а вся наша духовная жизнь". - Собственно, то же самое утверждает и Николай Константинович. Помните эпиграф к "Цветам Мории"? - обратился Святослав Николаевич ко мне. - "Поверх всяких красот есть Красота, ведущая к познанию Космоса". Ведь такого рода красота требует не частички нашего существа, не половинки человека, а всего человека - без остатка... Вы спрашиваете, что, собственно говоря, могут реально обозначать слова, которые нередко можно встретить у Елены Ивановны и Николая Константиновича: "расширение сознания", "космическое сознание"? Пусть не пугают эти слова. Как и все, они расшифровываются просто. Имеется в виду мысль, которую не раз повторял Николай Константинович: "Не может быть ничего земного, что не принадлежало бы Космосу. Каждый камень уже часть Вселенной". А значит, и каждый человек тоже часть Вселенной со всеми вытекающими отсюда последствиями. Раз человек - космическое существо, значит, он располагает и запасами космической энергии. Как вы знаете, это не только , не противоречит науке, но вполне согласуется с ее выводами. Как известно, наука утверждает, что человек обладает гигантскими потенциальными, еще не реализованными возможностями. Кcтати, концепция Николая Константиновича, что человек - носитель , космической энергии, не освоенной им в должной мере (это еще в впереди), дает возможность подойти более трезво и более конструктивно к так называемым феноменам, которые на данном этапе наука затрудняется объяснить. Еще в древности Марк Аврелий обращался к человеку с призывом: "Изучай движение светил как принимающий в них участие". А Кант - вы, очевидно, это помните - признавался, что более всего на свете его заставляют благоговеть две вещи: евод нравственных правил в нем и звездный свод над ним. Изречение это известно, но, может быть, не обращали особого внимания на то, что для Канта вот эти своды - внутренний и звездный - выступают в неразрывном единстве. Благодаря этому его внутренний мир получал возвышенный импульс и характер, его как бы овеивало дыхание Космоса. Словом, наш космический век поставил перед нами космические задачи. Потому, на мой взгляд, нельзя и нелепо требовать от человека обычного мышления, когда, как говорится, сам воздух необычен. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|