Сергеечева Валентина. Азы общения стратегия и тактика

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 17116

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

вечеру наш общий начальник рассказывает, как он его вытаскивал и на сколько он потянул.
И в качестве еще одного примера — известная юмореска. Капитан — адъютанту:
— Завтра, как вы знаете, произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав завтра в 5 часов на плацу, в повседневной одежде. Все смогут наблюдать это явление, а я дам необходимые пояснения. В случае осадков или плохой видимости направить личный состав в гимнастический зал. Адъютант — дежурному сержанту:
— По приказу командира завтра в 5 часов утра произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плацу даст необходимые разъяснения, а это бывает не каждый день. Если будет дождь, на плацу предполагается плохая видимость. Тогда приказано проводить исчезновение солнца в гимнастическом зале. Дежурный сержант — капралу:
52
—Завтра в 5 часов капитан проводит отработку исчезновения солнца в гимнастическом зале. Форма одежды — повседневная. Идти дождю или нет —распорядится господин капитан. Такое бывает не каждый день. Дежурный капрал — солдатам:
—Завтра, в самую рань, в 5 часов, в гимнастическом зале пойдет дождь, а такое бывает не каждый день, наш капитан в это время исчезнет в своей повседневной форме.
2. Обилие посредников и избыточность документов. Эффективность "вертикальной коммуникации" недопустимо низка во многом по вине указанного барьера. Если учесть, к примеру, что директор предприятия, руководитель учреждения до 40 % своего времени тратит на изучение бумаг и на организацию контроля за их исполнением и что непосредственный начальник исполнительного уровня, покидая кабинет "первого лица" фирмы, выносит лишь 30 % информации, а начальник цеха либо управляющий соответствующего уровня — не более 40 %, то можно себе представить непреодолимую пропасть между боссом и исполнителем. Информация "снизу вверх" на тех же передаточных звеньях так фильтруется, игнорируется и замалчивается, что до начальника доходит не более 10 % данных. Схематически это выглядит примерно так ("лесенка" психолога А. Романова):
• Все, что я могу и хотел бы сказать.
• То, что я непосредственно сообщаю.
• Что воспринимает мой адресат.
• Что он оценивает.
• Что он понимает.
• Что он усваивает и запоминает.
Приведенные масштабы потерь удручают. В то же время психологи выяснили, сколь мало указанные потери беспокоят начальников. Для себя они давно придумали оправдание: ни к чему рядовым исполнителям вникать в стратегию работы фирмы и быть в курсе положения дел — могут возникнуть лишние вопросы, всякие претензии. И может сложиться обстановка, примерно как в стихотворении И. Тарабукина:
В лесу известны все дела: Орлу на уровне орла, Грачу на уровне грача, Сычу на уровне сыча. А что там знает воробей, Не представляю, хоть убей!
3. Отсутствие или заформализованность функциональных обязанностей сотрудников. Работник должен быть обеспечен информацией, сбалансированной по принципу "обязанности — долг — права". Если нет четких должностных инструкций и в фирме
53
насаждается лозунг "все отвечают за все", чаще всего никто не отвечает ни за что. Без официального документа разделение труда на основе преимущественно устных распоряжений осуществляется стихийно. Команду, пытающуюся работать в подобном стиле, часто лихорадит, люди конфликтуют, формируется группа манипуляторов, паразитирующих на лучших деловых и моральных качествах коллег.
Однако если должностные обязанности слишком жестко зафиксированы, подчиненный оказывается скованным, начинает страдать деловой близорукостью, не видя перспектив работы фирмы, целесообразности собственного роста. Он отвыкает проявлять инициативу, критично подходить к планам и идеям, предлагаемым коллегами и руководителями. Следовательно, даже должностные инструкции целесообразнее предварительно обсуждать, принимать сообща.
4. Нечетко поставленные цели. Речь идет о потоке информации сверху вниз — от начальника к подчиненному. Если руководитель по какой-либо причине не обеспечил ее циркуляцию, не провел инструктаж по промежуточным и перспективным целям и задачам, разве он вправе требовать от подчиненного качественного выполнения обязанностей?
Встречается иная ситуация: шеф ставит заведомо нереальные задачи (по срокам, привлекаемым средствам и пр.), сбивается с делового тона на неформальный, и сотрудники это понимают буквально, адекватно оценивают и начинают действовать по собственному усмотрению, призывая на помощь предприимчивость, прошлый опыт и здравый смысл.
Есть такая байка — из времен царствования императора Павла
I.
Гусарский полк под командованием ротмистра Д. остановился в усадьбе одного помещика. К ротмистру явился вахмистр с жалобой на еврея-монополиста, заломившего невиданную цену на сено для лошадей. Ротмистр Д. был в прекрасном расположении духа и с улыбкой посоветовал:
— Не оставаться же нам без сена. Делать нечего, возьми его у еврея, а самого его за жадность повесь.
Спустя какое-то время вахмистр явился с докладом:
— Ваше благородие, согласно приказу, сено принял, а еврея повесил.
— Ты что?! Я же пошутил.
— Не могу знать. Он уже с час на веревке колыхается. Делать нечего, пришлось ротмистру докладывать о происшедшем
в Петербург. Вскоре он получил императорскую резолюцию: "Ротмистра Д. за глупые и незаконные приказания разжаловать в рядовые ". А вслед за тем приписка: "Рядовому Д. возвращается
54
чин ротмистра с произведением в майоры, за введение такой отличной субординации во вверенном ему подразделении, что и глупые его приказания исполняются немедленно ". Для ротмистра все кончилось благополучно, так ведь это когда было... Нынешние подчиненные, умудренные опытом, стараются придерживаться правила: "Не спеши выполнять устное распоряжение шефа, — вдруг его отменят". Аналогично — по отношению к письменному указанию: "Всякая бумажка должна вылежаться".
Психологами отмечается тенденция усиления (со стороны подчиненных) мер противодействия начальнику, использующему деловые совещания не по назначению: для воспитательных бесед, для не относящихся к проблеме, расплывчатых разглагольствований о дальних перспективах фирмы, достоинствах и недостатках сотрудников, для всеобщей острастки, самоутверждения и самопрезентации.
5. Нечеткая адресность информации. Этому барьеру административной коммуникации посвящено немало анекдотов. Звонок дежурному по части. Прослушав первые фразы, прапорщик передает трубку командиру:
— Товарищ полковник, это вас.
— Почему ты так решил?
— А там веселый голос спросил: "Это ты, старый козел?"
А разве в более серьезных ситуациях некоторые начальники не поступают подобным образом?
— Кто-нибудь есть? — спрашивает шеф, заглядывая в офис.
— Так... ты, Иванов... Найди еще кого-нибудь, и чтоб к вечеру вы мне решили такую проблему...
Шутливые примеры вовсе не говорят о недостаточной важности проблемы, возникающей вместе с данным барьером коммуникации. Деловое общение подчиняется строгим предписаниям. По крайней мере, должно подчиняться им. Неграмотно адресованная деловая бумага может быть потеряна или пущена по множеству инстанций по одной этой причине, если на ней отсутствует указание конкретного лица-исполнителя. В данной связи трудно переоценить роль резолюции, начертанной кем-то из секретариата или администрации. Скажем сразу:
считаются архаичными и несущими недостаточную информационную нагрузку имевшие ранее хождение клише: "Прошу рассмотреть и доложить" — без указания исполнителя; или "К ознакомлению", "Срочно!" — без указания сроков исполнения. Устаревшие резолюции обнаруживают недостаточную компетентность руководителя. И за фирму обидно: подобное способен начертать даже курьер. Грамотно сформулированная и адресованная резолюция должна содержать следующие моменты: • кто исполнитель;
55
• что ему необходимо сделать;
• в какие сроки, с чьим участием;
• способы решения задачи (при необходимости).
6. Бюрократический произвол. Начальник любого ранга способен ускорить или замедлить прохождение управленческой информации по каналам, находящимся в его ведении. И дело здесь не в количестве инстанций и не в важности документа — все упирается исключительно в желание или нежелание должностного лица заниматься конкретным вопросом. Проиллюстрируем данный тезис отрывком из произведения Александры Марининой:
Кто же из военных не знает, как много власти сосредоточено в руках у кадровиков. Ведь кадровик, просматривая личное дело, может не заметить какую-нибудь противную бумажонку, а может раздуть из нее целую историю, и не видать тебе приказа о назначении на новую должность как своих ушей. Кадровик может "забыть ", что на твое личное дело пришел запрос из вышестоящей организации, куда тебя хотят взять на работу, более интересную и с повышением в должности и в зарплате, или "потерять " этот запрос, или просто положить у себя перед глазами—и смотреть на него задумчиво, иногда улыбаясь, иногда хмурясь, думая при этом о каких-то своих проблемах, но ни в коем случае не исполнять, т.е. не вынимать папку с личным делом из несгораемого шкафа, не запечатывать ее в конверт и не отправлять с нарочным в ту самую вышестоящую организацию.
К сказанному каждый может добавить собственные наблюдения, ибо бюрократ чрезвычайно изобретателен. А комментарии в данном случае излишни.
7. Отсутствие в информации призыва к действию (императива).
Начнем опять же с анекдота:
Ходил мужик по лесу, заблудился, забрел в болото, провалился и начал тонуть.
— Тону!— кричит.
Никто не отозвался, только лягушка откуда-то прискакала и уставилась на мужика.
— Чего же ты сидишь? Не видишь — я тону! — закричал ей мужик.
— Чего-чего... Живу я здесь! — заявила зеленая, почесалась лапкой и ускакала прочь. А мужик утонул...
И никаких серьезных претензий, отягощающих вину, лягушке не предъявить — не было в возгласах тонущего субъекта императива (призывов типа: "Помоги! Позови кого-нибудь!").
Урок подчиненному, психологи советуют включать в информационные послания подобного рода "Я-фразы". Например,
56
повышения по службе или увеличения зарплаты не рекомендуется просить в деперсонифицированных выражениях: "Вы не могли бы прибавить мне?..", или "Нельзя ли проработать вопрос о повышении меня в должности?", или "Не кажется ли вам, уважаемый босс, что я засиделся на этом месте и способен на большее?" Кроме того, что в заявлениях присутствуют слова "не" и "нельзя", наводящие на соответствующий ответ, в них еще и отсутствует явный призыв к действию, нацеленность — сплошь расшаркивания, намеки, робкие просьбы. Заявление следует формулировать, начиная со слова "Я": "Я заслужил повышение по службе (повышение оклада) в связи со следующими обстоятельствами (по следующим соображениям)...", — далее убедительная аргументация. Или так: "Я прошу рассмотреть вопрос о моем служебном статусе на..." Не будем понимать рекомендации буквально — эти фразы не с порога выпаливают. Начальника необходимо подготовить, "разогреть" или, напротив, успокоить с помощью установочных фраз такого образца: "Сегодня мне хотелось бы обсудить..." или "На последнем совещании речь шла о... Однако не буду скрывать, что меня сейчас волнует вопрос...". Нас слишком долго воспитывали в духе коллективизма, требуя пореже употреблять местоимение "Я", и, как оказалось, напрасно. В результате выросло целое поколение не способных постоять за себя, не умеющих просить и тем более требовать то, что им по праву принадлежит.
Стоит ли удивляться появлению ловкачей и интриганов, умело манипулирующих людьми, имеющими служебный статус несколько ниже собственного. Они не кажутся тиранами, не повышают голос — всего лишь эксплуатируют привитую привычку не употреблять "Я-фразы". Уловка чрезвычайно проста: начальника А. не устраивает, как его сотрудник Б. выполняет свои обязанности. Лентяя и "сачка" следует приструнить, но не хочется делать это своими руками. Тогда он при случае говорит объекту воспитательного воздействия: "Господин Б.! Вами недоволен Ваш коллега В. Из-за Вашей неисполнительное™ он вынужден задерживаться вечерами и доделывать за Вас то одно/то другое". Господин Б. из данной беседы вынесет лишь то, что этот зануда В. заложил его начальству и при случае стоит ему отомстить. Заметим, шеф ни разу не заявил: "Я Вами недоволен" или "Вы недобросовестный работник", — это было бы равносильно выражению собственного мнения. Но он предпочел не связываться с конфликтной личностью Б. и ловко столкнул его лбами с коллегой В.
Урок руководителю: устное распоряжение должно отдаваться в явной форме и в личном контакте с исполнителем. Некорректным считается стиль передачи распоряжений через коллегу-посредника ("Найдите А. и скажите ему: пусть он сделает..."). Во-первых, это нарушение служебной этики и болезненный удар по самолюбию подчиненного; во-вторых, кратчайший путь к срыву задания, поскольку неизвестно, с кого спрашивать исполнение, и саботажник
57
всегда может свалить вину на посредника либо оправдать собственную недисциплинированность иллюзией несерьезности поручения ("Было бы что-то



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Георгий Почепцов. Коммуникативные операции вчера и сегодня
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Георгий Почепцов. Трансформации человечества под влиянием интернета
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Основные понятия динамической теории информации – Неизвестен
  • Георгий Почепцов. Книга нам строить и жить помогает? Трансформация процесса чтения в современную эпоху
  • Георгий Почепцов. Это не информационная экономика, а экономика внимания
  • Виктор Сороченко. Энциклопедия методов пропаганды (фрагмент книги)
  • Почему с возрастом время летит все быстрее
  • Георгий Сергацкий. «И Бог говорил цитатами»
  • Мария Гуляко. «Безумен и особо опасен» — стигматизация душевнобольных и мифы, транслируемые СМИ
  • Приготовления к Гоэтическому Воззванию
  • Наталья Коноплина. Человеческая память. Причины ухудшения памяти
  • Георгий Почепцов. Распознавание пропаганды и языка ненависти
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Ирина Кобевко. Что он «несёт», или Как понять человека с первых слов?
  • Коноваленко М. Ю. Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации
  • Георгий Почепцов. Новое концептуальное поле битвы
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Селиванова Наталья Борисовна. Как сохранить психологическое здоровье в период карантина по кароновирусу.
  • Георгий Почепцов. Мягкая сила. Смысловые войны в современном мире.
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Кирилл Стасевич. С интернетом люди чувствуют себя умнее
  • Личностные черты и покупательское поведение. Что ваши покупки говорят о вашей личности?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Мэй Р. ОТКРЫТИЕ БЫТИЯ
  • Журавский Олег. Карта на каждый день
  • Умение убеждать и строить аргументацию.
  • Интернет крадет нашу память. Влияние веб-поиска на транзактивную память и запоминание информации
  • Георгий Почепцов. Роль информации в гибридных войнах
  • Шецов А.В. «Что-то со мной не так» или Родительские предписания
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология активации памяти при обработке информации интернет-ресурсов
  • Психологическая формула юмора
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Топильская Светлана Михайловна. Опыт работы «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников, создание мультипликационного мультфильма с детьми».
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Секрет хорошей памяти в уровне вовлеченности
  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Тренинг-семинар для педагогов ДОУ «Как сообщать негативную информацию родителям?»
  • Приворот белой магии
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Шатова Марина. МНЕМОТЕХНИКА...или схемы - алгоритмы
  • Торо Г. ЖИЗНЬ БЕЗ ПРИНЦИПА
  • Анна Хмарун. Преодоление психологических барьеров в общении с родителями воспитанников
  • Три упражнения, которые помогут заговорить на иностранном языке
  • Притча «Ваша правда»
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • О чем говорит рукопожатие? Различные виды рукопожатий и их значение



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь