Никандров В. В. Экспериментальная психология. Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 84202

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

4.5. СБОР ДАННЫХ
4.5.1. Общее понятие о данных
Процесс непосредственного исследования предполагает контакт исследователя с объектом, в результате чего получают совокупность характеристик этого объекта. Полученные характеристики являются главным материалом для проверки рабочей гипотезы и решения проблемы. В зависимости от предмета и цели исследования эти характеристики могут представать в виде различных параметров объекта (пространственных, временных, энергетических, информационных, интеграционных), в виде соотношений между частями объекта или его самого с другими объектами, в виде различных зависимостей его состояний от всевозможных факторов и т. д. Всю совокупность подобных сведений называют данными об объекте, а точнее, первичными данными, чтобы подчеркнуть непосредственный характер этих сведений и необходимость их дальнейшего анализа, обработки, осмысления. На первый взгляд забавное, но по существу верное мнение высказывает Ж. Годфруа, считающий, что данные – это элементы подлежащие анализу, это любая информация, которая может быть классифицирована с целью обработки [89]. В теоретическом исследовании под сбором данных подразумевается поиск и отбор уже известных фактов, их систематизация, описание под новым углом зрения. В эмпирическом исследовании подданными понимается отражение предметов, явлений, признаков или связей объективной действительности. Таким образом, это не сами объекты, а их чувственно-языковые отображения. Реальные объекты – это фрагменты мира, а данные о них – это фундамент науки. Эти данные есть «сырье» научного исследования при индуктивных гипотезах и цель при дедуктивных гипотезах.
4.5.2. Классификация данных
Данные можно классифицировать по различным основаниям (критериям), среди которых в науке наиболее популярны следующие:
I. По научному обоснованию
1. Научные.
2. Ненаучные.
II. По вкладу в проверку гипотезы и решение проблемы
1. Решающие.
2. Значительные.
3. Незначительные.
III. По области и характеру источников информации
1. Социологические.
2. Психологические.
3. Педагогические.
4. Физиологические и т. д.
IV. По методам исследования
1. Данные наблюдения.
2. Данные опроса.
3. Экспериментальные данные и т. д.
V. По методам в сочетании с источниками (классификацияР. Б. Кеттелла)
1. L-данные.
2. Q-данные.
3. Т-данные.
VI. По информативности
1. Неметрические
а) качественные (классификаторные, номинативные).
б) порядковые (компаративные).
2. Метрические:
а) интервальные.
б) пропорциональные;
Научные данные – это сведения, полученные в результате научных изысканий и характеризующиеся высокой степенью достоверности (доказанности и надежности), возможностью проверки, теоретической обоснованностью, включенностью в широкую систему научных знаний. Характерной особенностью научных данных, как и вообще научных знаний, является их относительная истинность, т. е. потенциальная возможность их опровержения в результате научной критики.
Ненаучные данные – сведения, полученные ненаучными путями. Например, из житейского опыта, из религиозных источников, из традиций, от авторитетов и т. д. Эти данные не доказываются, зачастую считаются самоочевидными. Не имеют теоретических обоснований. Многие из них претендуют на абсолютную истинность, их принятие субъектом познания базируется на некритическом усвоении, доверии (своему опыту, догматам, авторитетам).
Решающие данные – это сведения, позволяющие однозначно принять или отвергнуть выдвинутую гипотезу.
Значительные данные – это данные, вносящие весомый вклад в решение проблемы, но недостаточные для ее решения без привлечения других сведений.
Незначительные – данные малой информативности по решаемому вопросу.
Социологические, психологические и т. д. – данные, полученные в соответствующих сферах бытия, в первую очередь – общественного бытия. В узком смысле – это данные соответствующих наук:
Данные наблюдения, опроса и т. д. – сведения, полученные с помощью того или иного эмпирического метода.
Пятая группировка предложена американским психологом Р. Б. Кеттеллом в середине XX столетия и обычно относится к данным по проблемам личности и социально-психологическим вопросам [430, 431].
L-данные (life data) – сведения, получаемые путем регистрации фактов реальной жизни. Обычно это данные наблюдения за повседневной жизнью человека или группы. С них рекомендуется начинать предварительное исследование проблемы [150].
Q-данные (questionnaire data) – сведения, получаемые с помощью опросников, тестов интересов, самоотчетов и других методов самооценок, а также путем свободного обследования психиатров, учителей и т. п. Благодаря простоте инструментария и легкости получения информации Q-данные занимают ведущее место в исследованиях личности. Число методик огромно. Наиболее известные: опросники Айзенка (EPI, EPQ), Миннесотский многопрофильный личностный перечень (MMPI), Калифорнийский психологический тест (CPI), 16-факторный личностный опросник Кеттелла (16PF), тест Гилфорда – Циммермана для исследования темперамента (GZIS).
Т-данные (test data) – сведения, получаемые с помощью объективных тестов, а также физиологических измерений. Эти данные «объективны», поскольку их получают в результате объективного измерения реакций и поведения человека без обращения к самооценке или оценке экспертов. Количество методик для получения Т-данных также очень велико. Это тесты способностей, тесты интеллекта, тесты достижений. Кеттелл сюда же относит антропометрические и физиологические измерения, ситуативные и проективные тесты (всего более 400 методик, разбитых на 12 групп). Наиболее, известны: тест «пятна Роршаха», тест Ро-зенцвейга, тест тематической апперцепции (ТАТ), тесты интеллекта Стенфорд-Бине, Векслера, Амтхауэра.
Деление данных по информативности базируется на качественно-количественной нагрузке их содержания, позволяющей эти сведения соотносить друг с другом или с уже имеющимися сведениями в данной области на том или ином уровне точности. Эта группировка данных согласуется с классификацией измерительных шкал по С. Стивенсу [360].
Неметрические данные – это те, которые не имеют метрики, т. е. единиц измерения.
Метрические – количественные данные, имеющие единицы измерения.
Качественные данные (классификаторные, номинативные) – сведения, на основании которых изучаемый объект (или его состояние) можно отнести к какому-либо множеству (классу) сходных объектов. В этих данных отражаются сугубо качественные характеристики объекта, не позволяющие выяснить степень выраженности признака объекта, а следовательно, и его соотношение с подобными объектами, входящими в тот же класс. Эти данные указывают только на наличие или отсутствие какого-либо признака, по которому объект можно отнести к тому или иному классу. Каждый класс сходных объектов имеет определенное наименование, поэтому система классов носит название шкалы наименований (номинальной шкалы), а сами данные называются номинативными. Психологическая основа получения таких данных и построения таких шкал – процессы опознания (идентификации), т. е. установление отношений равенства или неравенства. Примеры: 1) синий – красный – желтый и т. д.; 2) мужчина – женщина; 3) холерик – сангвиник – флегматик – меланхолик.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Канатников А.Н., Крищенко А.П.Ю Четвериков В.Н. Дифференциальное исчисление функций многих переменных
  • Павлушков И.В. и др. Основы высшей математики и математической статистики
  • Попова И.Н. Учебно-тренировочные и тематические тесты по математике. Базовый уровень. 9 класс. ГИА в новой форме
  • Попова И.Н. Учебно-тренировочные и тематические тесты по математике. Базовый уровень. 9 класс. ГИА в новой форме
  • Гусак А.А., Бричикова Е.А. Основы высшей математики
  • Тихомиров Н.П., Дорохина Е.Ю. Эконометрика
  • Геворкян П.С. Высшая математика. Основы математического анализа
  • Притча «Очень Маленькое Число»
  • Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевников Т.Я. Высшая математика в упражнениях и задачах. В 2 частях
  • Гусак А.А. Математический анализ и дифференциальные уравнения. Справочное пособие к решению задач
  • Бермант А.Ф., Араманович И.Г. Краткий курс математического анализа
  • Гусак А.А. Пособие к решению задач по высшей математике
  • Ландо С.К., Семенов А.Л., Вялый М.Н. Информатика. Алгоритмика. 7 класс
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Сенчук Ю.Ф. Математический анализ для инженеров. В 2 частях
  • Демидович Б.П. Сборник задач и упражнений по математическому анализу
  • Янг-Айзендрат П. Консультирования семейных пар
  • Ефимова А.В., Поспелова А.С. Сборник задач по математике для втузов. В 4-х частях. Под редакцией
  • Головань С.И., Спиридонов М.А. Бизнес-планирование и инвестирование
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Дезинтеграция влечения S00
  • Корянов А.Г., Прокофьев А.А Математика. ЕГЭ-2014. Решение неравенств с одной переменной. (Задания С3)
  • Дэвид Керубим. Телемитские числа и слова
  • Сверхдетерминация (или множественная детерминация); overdetermination (или multiple determination)
  • Андрей Медведев. Влияние адаптации мозга к стимулам при исследовании на полиграфе их роль в оценке проводимых исследований.
  • Таганов Дмитрий - SPSS: статистический анализ в маркетинговых исследованиях
  • Виолет МакДермот. Идея Плеромы в гностицизме
  • Бутузов В.Ф. и др. Математический анализ в вопросах и задачах
  • Малугин В.А. Математика для экономистов. Математический анализ. Курс лекций
  • Патрисия Шеффер. Значение букв Енохианского алфавита
  • Реальные механизмы внушающего воздействия - Автор неизвестен
  • Ильин В.А., Позняк Э.Г. Основы математического анализа. В 2-х частях
  • Тип; Туре
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Главный Редактор. Дно, колено, кочерга... Как образовать от этих слов формы множественного числа?
  • Тест Струпа. Методика словесно-цветовой интерференции. Диагностика степени гибкости в смене способов переработки информации.
  • Тест Струпа. Методика словесно-цветовой интерференции. Диагностика степени гибкости в смене способов переработки информации.
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Пантелеев А.В., Летова Т.А. Методы оптимизации в примерах и задачах
  • Гадание на бумаге с ручкой
  • Причины человеческой лжи и обмана
  • Ицкович Г.М., Минин Л.С., Винокуров А.И. Руководство к решению задач по сопротивлению материалов
  • Притча «Определения»
  • Билл Хайдрик. Введение в Каббалу. Часть XVII
  • Шипачев В.С. Курс высшей математики
  • Р. Лео Джиллис. Введение в Каббалу Триграмм
  • Артем Ковтун. Методология системного анализа
  • Тест MMPI. Стандартизация и валидизация



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь