загрузка...
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
Анкета. Психологический климат в трудовом коллективе.
Басса-Дарки опросник.
Диагностика детско-родительских отношений
Интерпретация факторов – Тест Р.Б. Кеттелла (16 PF – опросник)
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.
Норвуд Робин. Женщины, которые любят слишком сильно. Если для Вас "любить" означает "страдать", эта книга изменит Вашу жизнь
Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)
Понятие «управление»
Пример психологического заключения ребенка
Пример характеристики ученика 11 класса.
Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста, посещающего детский сад
Тест «Два домика»
Тест «Кактус» М.А. Панфилова
Тест Пьерона-Рузера.
Тест Равена
Тест Торренса «Завершения картинок» (Адаптация А.Н. Воронина)
ТРАНСВЕСТИТ
Тренинг «Сплочение коллектива»
Тренинг для учителей «Психологическое благополучие педагога»
Тренинг на снятие эмоционального напряжения в группе
Цветовой тест Люшера (Для детей 8-14 лет)
ЧИСЛО ЧЕЛОВЕКО ДНЕЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО ПОСТРАДАВШЕГО
Этапы психологического консультирования
Ю. Г. Марков. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
psyoffice.ru » Юттнер Фридъюнг. Основные положения судьбоанализа

Юттнер Фридъюнг. Основные положения судьбоанализа

Юттнер Фридъюнг
www.psyoffice.ru
Основные положения судьбоанализа
Введение
     Дорогие друзья! В своей лекции я намереваюсь представить вашему вниманию целостную концепцию судьбоанализа, которая лежит в основе методики Леопольда Зонди.
Каждая психологическая школа должна рассматривать три основные темы, если только она хочет остаться в рамках науки:
          образ человека,
          отклонения от нормы и
          их терапия. 
     Судьбоанализ включает три основные части:
          1) теорию человека, образ человека, или судьбопсихологию;
          2) теорию психических расстройств, учение о заболеваниях (нозология), или патологию судьбы;
          3) практическую диагностику, консультирование и терапию, или — в узком понимании — судьбоанализ.
     В рамках настоящей лекции речь пойдет только о судьбопсихологии. 
ПЛАН ЛЕКЦИИ
I. Основные категории судьбопсихологии.
     1. Судьба.
     2. Навязанная судьба.
     3. Свободная судьба, судьба Я, или судьба с выбором.
     4. Психика: диалектика и целостность.
II. Родовое бессознательное.
III. Система побуждений или потребностей.
IV. Психология Я в судьбоанализе.
     1. Побуждение Я.
     2. Понтифекс-Я.
     3. Глобальное Я.
I. Основные категории судьбопсихологии
     Днем рождения судьбоанализа Л. Зонди называл 1937 год. Более 20 лет работал он над своей теорией, прежде чем смог опубликовать свою концепцию, которая включает основные категории судьбоанализа.
Судьба
     Почему Зонди сделал понятие "судьбы" центральной категорией своего учения? Потому что он верил, что нашел наиболее емкое определение для бытия и становления человека, которое является родственным понятию "существование". Бытие и становление человека в значительной мере определяются шестью факторами, четыре из которых имеют отношение к навязанной судьбе, а два других — к свободной.
     Судьба человека определяется двумя различными качествами — навязанностью и свободой, в связи с чем Зонди говорит:
"Навязанность и свобода — две основные категории судьбоанализа" (1963,33).
     Таким образом, Зонди отходит от изначального определения понятия "судьба", предоставляя человеку, наряду с неопровержимой навязанностью, также перспективу свободы.
Навязанная судьба
     К факторам навязанной судьбы Зонди относит, прежде всего, наследственность. Через гены человеку передается не только физическая, но и психическая конституция. На сегодняшний день в научных кругах по этому вопросу царит полное единодушие (Цербин-Рюдин, 1982), однако устаревшая генетическая теория Л. Зонди вполне справедливо подвергается критике.
     Второй фактор, обуславливающий навязанную судьбу, также имеет отношение к наследственности, но, тем не менее, обладает своеобразием. Это — природа побуждений и аффектов
     Человеку изначально присущи побуждения, или потребности. Однако их коллективная заданность постигается только через генетически обусловленные родовые склонности — в большей или меньшей степени обращающие на себя внимание особенности, которые приобретают значимость через индивидуальные, и, чаще всего, бессознательные выборы.
     Если первые два фактора берут свое начало из внутреннего содержания человека, то последующие связаны с окружающим миром.
     Социальное окружение связано со статусом личности и ее семьи.
     Как правило, социальный статус связан с двумя обстоятельствами: рейтингом профессии и материальными возможностями человека или его семьи. Ребенок, родившийся во время войны или в голодные годы, подвергается совершенно другим факторам навязанной судьбы, чем ребенок, который появился на свет в мирное время.
     Напротив, ментальное окружение в значительной степени зависит от нынешнего мировоззрения и образовательного уровня семьи.
     Например, человеческие ценности и этические нормы могут быть вполне приемлемыми и в бедных, и в социально более низких слоях населения, в то время как в материально обеспеченных семьях им могут не придавать особого значения. 
     По этой причине Зонди делает различие между социальным и ментальным окружением.
     Все вышесказанное я хотел бы резюмировать его собственными словами:
     "Таким образом, навязанная судьба является состоянием, в котором над постоянно наличествующим стремлением к свободе доминируют:
     1) коллективная и родовая наследственность;
     2) вегетативная природа побуждений;
     3) социальное положение, в котором человек вынужден появиться на свет;
     4) мировоззренческий тип мышления, навязываемый потомкам через родовые и социальные традиции" (1963, 40).
Свободная судьба, судьба Я, или выбирающая судьба.
    Зонди называет два фактора, которые помогают оказывать относительное влияние на то, что посылается нам судьбой. Если это влияние предоставляет каждому из нас только ограниченную свободу, то навязанность происходящего является уже не абсолютной, а, скорее, относительной. В этом заключается источник большой надежды на то, что, несмотря на значительные психические расстройства, обусловленные факторами наследственности и окружающей среды, индивид все-таки может управлять собственной относительно свободно выбранной экзистенцией. Ответственные за это факторы называются "Я" и "Дух".
     "Я", о котором сейчас идет речь, нельзя путать с "Я" системы побуждений (вектором Sch), которое связано с природой побуждений и аффектов. Мы говорим о Понтифекс-Я, которое Зонди — в противоположность физиологическому побудительному Я — называл также «метафизическим, или высшим Я». Основной функцией этого «Я» является наведение моста между всеми противоположностями человеческого бытия, формирование у индивида чувства когерентности и самодостаточности. Таким образом, у этого "Я" много общего с "самостью" Когута (1987), а также с аналогичными определениями других личностных психологов.
     «Человеческая жизнь соприкасается с Абсолютом через диалог», — говорит Мартин Бубер. На языке современной психологии это означает, что человек обладает трансперсональным измерением. Зонди учитывает это обстоятельство, включая в теорию судьбоанализа инстанцию "Духа" и функцию Веры.
     Под "Духом" понимается индивидуальная, придающая всему смысл реальность, господствующая над человеком, которая на языке религии называется Богом. Сам Зонди дает этому понятию следующее определение:
     "Дух — это возможность связи с потусторонним". "Мир Духа является надприродным и надличным. Дух обитает не только в человеке, но и над человеком". В заключение Зонди ссылается на Библию и говорит: "Бог — это Дух" (1956, 517-523).
     Этот смыслообразующий принцип бытия является не функцией, а объектом веры. Способность Я признавать Дух в качестве объекта веры Зонди называет "функцией веры", поэтому расстройство веры является, в то же время, расстройством Я.
     Если свобода от чего-то основывается на некоторых возможностях функций Я, то измерение свободы, или свобода к чему-то познает свои границы, в пределах которых человек остается здоровым, через признание Духа.
     В качестве резюме для свободной судьбы я выбрал еще одну цитату из Л. Зонди:
     "Свобода — это судьба человека, который самостоятельно выбирает свои формы экзистенции среди самых разнообразных возможностей и никогда не формирует навязчивость из тех барьеров, которые он перед собой поставил. Поэтому отсутствие навязчивости не приведет его в состояние одержимости" (1963, 38).
Психика: диалектика и целостность.
     Где в этой схеме место для психики или, правильнее сказать, для психического? На это Зонди дает поистине оригинальный ответ, говоря: "Сущность психического заключается в стремлении к свободе" (1963, 39), которое проявляется в преодолении состояния «навязанной судьбы».
     Человек — это существо, которое управляется противоречиями и потому является диалектическим. Диалектика существует во всех сферах его жизнедеятельности: в наследственности, в побуждениях и аффектах, во взаимоотношениях с окружающей средой и, разумеется, в его функциях "Я". С диалектикой связывается динамика и движение, которое необходимо индивиду, если он хочет измениться в направлении "человеческого становления" (Зонди). Таким образом, диалектика и связанная с ней динамика являются фундаментальными принципами судьбопсихологии.
     Этот образ человека отличается еще и целостностью. Судьбоаналитик избегает опасности одностороннего видения, рассматривая человека с точки зрения трех различных перспектив, которые можно обозначить как биопсихологические, социопсихологические и, наконец, Я-психологические. То же самое можно выразить весьма образным языком поэта и философа А.Гексли:
     "То, что ты есть, зависит от трех факторов: что ты унаследовал, что из тебя сделало твое окружение и что ты сам сделал из своего окружения и твоей наследственности в результате свободного выбора" (цит. по Л. Зонди, 1967, 18).
На этом я заканчиваю свое вступление и начинаю рассмотрение трех важнейших концепций судьбопсихологии.
II. Родовое бессознательное
Когда Зонди возглавил психологическую лабораторию в Будапеште (в 1927 году), он занимался преимущественно исследованиями умственных и физических нарушений у подростков. Обладая целостным видением человека, он, тем не менее, делал больший акцент на анализе наследственности (Бюрги-Майер, 1995). Эти исследования, а также анализ произведений Ф.М. Достоевского, получили дальнейшее развитие в его теории предков, которую я хотел бы прокомментировать следующим рисунком «Жизнь и смерть» немецкого художника Эдварда Мунха (1897).
     В верхней левой половине гравюры вы видите молодую женщину, неразрывно связанную с родовым деревом (или, лучше сказать, с "деревом рода"). Эта взаимосвязь проникает в самые темные сферы, в которых мы отчетливо видим "фигуру предка". Менее отчетливо просматривается другой образ, который, по-видимому, существует и действует в этой сумрачной бессознательной реальности.
     В соответствии с теорией родового бессознательного, эта молодая женщина испытывает влияние фигур предков в своих переживаниях и поведении и, в особенности, в своих выборах. Фигуры предков, каждую из которых мы носим в своем бессознательном, воплощают в себе позитивные (таланты, дарования) и негативные (опасности и болезни) возможности судьбы, связанные с более или менее сильной потребностью в манифестации. В качестве иллюстрации приведу две цитаты из Зонди, которые конкретизируют эту теорию.
     "Под притязанием предка судьбоанализ понимает его стремление полностью проявиться в жизни потомка в той же экзистенциальной форме, которая уже однажды или многократно имела место в истории рода (1963, 33).
     "Каждый предок со своим специфическим притязанием и формой жизни имеет значение для потомков в качестве "образца и фигуры" (Р.Рильке). Каждый предок фигурирует в нашем родовом бессознательном в качестве специфической возможности судьбы" (1954, 18).
     При помощи этой теории Зонди связывает между собой генетику и психологию. Кроме того, он интегрирует свое учение в глубинную психологию, называя этот "зал ожидания" предков родовым бессознательным.
     До сих пор речь шла о содержании родового бессознательного, а теперь мы рассмотрим его воздействие, которое проявляется, чаще всего, в выборе.
     С диагностической точки зрения, большое значение имеют пять видов выбора:
          1) брачного партнера, 
          2) друга; 
          3) профессии и хобби; 
          4) болезни; 
          5) (при известных обстоятельствах) даже смерти (Зонди, 1944).
     Принцип генотропизма используется при составлении генограмм, в которых можно проследить и исследовать различные выборы рода.
     Генеалогические данные родового анамнеза систематизируются в родовом дереве (генограмма), по возможности до третьего поколения, включая в себя сведения о брачных партнерах и друзьях, т.е. о выборе родственников членами рода. Если родовое дерево составлено и нарисовано одним из потомков рода, то в этом случае визуальная структура и ее персональная конструкция приобретают диагностический смысл. В зависимости от динамики и типа заболевания, судьбодиагност получает из родового дерева информацию, необходимую для врачебных назначений и прогноза.
     Свою теорию предков Зонди сделал психологической и научной, связав с системой побуждений судьбоанализа. Теперь, говоря о предках и сновидениях предков, Зонди мог описывать притязания предков при помощи диалектики своей системы побуждений (1952, 28).
     Например, фигуры предков "Каин" — "Авель" различаются вполне определенными тенденциями диалектики побуждений.
     Перейдем ко второй фундаментальной концепции судьбопсихологии — системе побуждений.
III. Система побуждений
     На этом вопросе следует остановиться более подробно, так как система побуждений является наиболее важной частью судьбопсихологии.
Система побуждений
     S Сексуальное побуждение
     h - Нежность
     h+ чувственная
     h- платоническая
     s - Активность
     s+ дающая
     s- принимающая

     P Пароксизмальное побуждение
     e – Грубые чувства
     е+ добрые
     е- злые
     hy – Нежные чувства
     hy+ открытые
     hy- скрытые

     SCH Побуждение Я
     k - Иметь
     k+ подтверждать
     k- отрицать
     p - Быть
     р+ осознавать
     р- участвовать

     C Побуждение к контактам
     d – Изменения
     d+ искать 
     d - упорствовать
     m - Позиция
     m+ прикрепляться
     m - отделяться
     Система побуждений — это структура, наиболее важными элементами которой являются не 4 побуждения, а 8 потребностей. Зонди редуцировал все человеческие переживания и поведение к этим 8 потребностям и их 16-ти диалектическим тенденциям.
     Переходя к содержанию системы побуждений, я нахожусь перед дилеммой: тем, кто с ней знаком, будет неинтересно, а тем, кто не знаком, будет очень трудно, даже если, из дидактических соображений, каждый элемент системы я буду характеризовать предельно просто.
     Если вы позволите мне прокомментировать эту систему, то я хотел бы сказать, что Зонди разбил побуждение к любви и агрессии Фрейда на две потребности, которые в результате диалектического разделения на четыре тенденции превратились во всеобъемлющую систему упорядочения и категоризации человеческих переживаний и поведения.
   Другими словами, в системе потребностей судьбоанализа сексуальное побуждение включает четыре элементарные функции, которые побуждают индивида вступать в отношения со своим или чужим телом.
     Например, если человек является активным, инициативным, безудержным вплоть до агрессивности и садистичности или, скорее, выжидающим, терпеливым, подавленным, ведомым и даже мазохистичным, — то все это находит свое место на комплементарной шкале от +s до -s.
     В пароксизмальное побуждение включены четыре элементарные функции, принуждающие индивида вступать в отношения со своими чувствами, независимо от их природы: они могут быть грубыми или нежными, вызваными внешним воздействием или внутренней причиной. Аффекты представляют собой явления, которые только сопутствуют побудительным процессам. С двумя потребностями пароксизмальной сферы (e и hy). Зонди связывает также этику и мораль (1963,243).
     Побуждение Я включает в себя четыре элементарные функции, которые регулируют взаимоотношения человека с самим собой и с внешним миром и, кроме того, обладают управляющей функцией в отношении трех других элементов системы побуждений.
     Например, один человек принимает (k+) свое стремление к агрессии (s+) или отрицает (k-).
     Другой экзистенциально или частично отвергает самого себя (р-), свои мысли, желания, фантазии или чувства, вплоть до самоуничижения или самодеструкции (k-
     Третий может использовать отрицание (как функцию) против своего собственного негативизма (как содержания).
     Так как эта регуляция обладает побудительной природой и первоначально проявляется в качестве защитного механизма, возникает потребность в еще одной регулирующей инстанции — Pontifex-Ich, которая сейчас будет представлена вашему вниманию.
     "Побуждение к контактам включает четыре элементарные функции, которые побуждают индивида к тому, чтобы вступить в связь и соприкоснуться с объектами окружающей среды (людьми, вещами и т.д.)" (Зонди, 1952, 415-416). 
Зонди использовал психоанализ для своей системы, связав потребность m с оральностью, а потребность d — с анальностью.      Теория взаимоотношения объектов и психология была также приведена в соответствие с концепцией контактов и побуждений Я.
     Диалектика, которая становится наиболее понятной при рассмотрении 16-ти тенденций, концептуализирована в двух теориях орбит. В 1947 году Зонди включил все четыре функции Я в "одну орбиту, на которой одно переходит в другое" (1968, 86). Шотте отказался от этой идеи и для каждого из четырех побуждений разработал новые орбиты (Мелон-Лекуш, 1982).
     Эта система побуждений Зонди стала инструментарием не только для упорядочения человеческой мотивации, но и для соединения человеческих переживаний и поведения, значение которого для антропологии является всеобщим, а для диагностики — и, в особенности, для терапии — может оцениваться не очень высоко.
     Теперь перейдем к третьей фундаментальной концепции судьбоанализа — учению «Я».
IV. Психология «Я» в судьбоанализе
     Книга, о которой пойдет речь в этой главе, была названа Зонди "Анализ Я" (1956). До конца свой жизни он считал ее одной из наиболее важных книг, написанных им (1984, 74).
     Если это произведение Зонди прочитать достаточно внимательно, то можно заметить, что он — когда говорит о Я — часто имеет в виду побудительное Я и Понтифекс-Я (Юттнер, 1988, 46), которые различаются по своим функциям, но взаимодействуют в "Глобальном Я" (Зонди, 1956, 159).
Побуждение Я
     С побуждением Я мы уже знакомы: четыре элементарные функции, помогающие человеку устанавливать отношения с собой и окружающим миром — проекция, инфляция, интроекция и негация.
     Проекция подразумевает способность человека к участию в делах другого и поиске объектов, или "перенесению собственной бытийной мощи". Важнейшим содержанием этой функции является перенесение психического содержания, "вторичная проекция".
     Инфляция — это противоположное проекции движение, которое связано с включением экзистенциальной силы выбранного объекта в собственное Я. Она является элементарным стремлением Я «быть всем» (Зонди, 1972, 140). 
     Интроекция является стремлением к вовнутрению, захвату. Это — Я в стремлении «все иметь».
     Негацией называется способность и стремление человека подвергнуть отрицанию и даже попытаться разрушить и уничтожить все ранее принятое. Это желание больше вообще ничего не иметь.
     Разнообразие функции Я этого побуждения имело для Зонди "эвристическую ценность во всех отраслях психологии и патопсихологии" (1956, 225).
     Анализ этих функций играет большую роль в судьбоаналитической терапии (Зонди, 1963, 381-478).
Понтифекс-Я
     Главной задачей данного Я является — о чем свидетельствует уже его название — «построение моста» между противоположностями. Это занятие представляется мне если не рискованным, то, во всяком случае, утомительным.
     Это "Высшее Я", как его обозначил Зонди (1963, 89), определяется через три другие совершенно различные функции.          Первая называется трансцендированием и подразумевает способность человека к наведению мостов между противоположностями. Целью этой функции является постоянное приращение свободы.
Вторая функция Понтифекс-Я — интегрирование — является диалектической контрфигурой по отношению к трансцендированию. Движение от объекта снова возвращается к субъекту. Из частей должна сформироваться целостность.      С точки зрения содержания, это означает получение власти, а с точки зрения цели — прирост ценности собственной личности.
     Если действительно происходит трансцендирование и интегрирование, то Зонди говорит о партиципировании, или о партиципативном Я. Партиципирующий человек становится способным к пропорциональному распределению бытийной мощи, к защите от различных опасностей.
     Пропорциональное распределение бытийной мощи, или пропорциональное соотношение между внутренним и внешним, подразумевает, что человек должен быть в состоянии трансцендировать к самому себе (например, к различным склонностям, которые объединяются в систему потребностей и осознаются им с помощью терапии). С терапевтической точки зрения это позволяет переработать навязанную судьбу — в особенности, побудительную судьбу — и судьбу предков.
     Человек, остановившийся на этом этапе, сосредоточился бы исключительно на развитии собственной личности. Зонди предостерегал от опасности односторонней переоценки своей личности и противопоставлял ей концепцию "человеческого становления", которая заключается в партиципативной направленности за пределы своего Я. Эту аллогенную партиципацию он соотносил, прежде всего, с Духом (Высшая Инстанция), а в более поздних работах — с другим человеком и миром. Впрочем, с точки зрения иудейско-христианской теологии творения, подобное дополнение является весьма существенным и необходимым.
     Партиципирование с Духом называется "функцией Веры"; партиципация с людьми или окружающим нас миром — "любовью к ближнему", а партиципация с природой или окружающей средой — "коммуникацией" (1963).
Глобальное Я
     Понтифекс-Я и побудительное Я должны взаимодействовать. Чтобы описать это взаимодействие, мы воспользуемся понятиями "сила" и "мощь", которые употреблялись Зонди.
     Понтифекс-Я обладает властью, но не имеет силы. Побудительное Я обладает силой, но не имеет власти. Однако силу я определяю как энергию, которая приводит к непосредственным изменениям, а властью называю способность наиболее эффективно использовать эту силу. Власть Понтифекс-Я — это способность управлять силами побудительного Я и, таким образом, всей системы побуждений. Впрочем, это только модель, которую мы рассмотрели достаточно поверхностно.
     Например, тренер футбольной команды обладает властью директивно вмешиваться в ход игры, но вся полнота исполнительной власти принадлежит игрокам.
     Другой пример: органист не может сам производить звуки, для этого он обращается к силе своего органа. Но сам он — даже если этот инструмент имеет некоторые дефекты — может, благодаря умению и власти, вызвать к жизни прекрасную музыку.
     Эту модель я хотел бы перенести на пример, связанный с глубинной терапией.
     Например, если в терапии была расширена власть Понтифекс—Я, то человек может, несмотря на дефекты наследственности и окружающей среды, вести социализированную и гуманизированную жизнь.
     В своей идеальной форме глобальное Я никогда не является абсолютно достижимой целью терапии или вообще всей жизни. Его смысл находится не в достижении совершенства, а в пребывании на пути к цели, которое Зонди назвал человеческим становлением. О том же самом можно сказать другими словами: "Путь — это цель".
     Мне очень хочется, чтобы эта статья помогла всем нам, дорогие друзья, на пути дальнейшего человеческого становления.





Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
Материал будет немедленно удален.
Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.








Locations of visitors to this page



      Обратная связь