загрузка...
"F71" Умственная отсталость умеренная
Анкета. Психологический климат в трудовом коллективе.
Аутотренинг «Волшебный лес»
Игра-разминка «Австралийский дождь»
Интерпретация факторов – Тест Р.Б. Кеттелла (16 PF – опросник)
Кандыба Виктор - Криминальный гипноз. В двух томах. Том 1
Ковалев В. Мечты и цели (Азбука дистрибьютора)
Колризер Джордж. Не стать заложником. Сохранить самообладание и убедить оппонента.
Коммуникативные упражнения
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.
Литвак Б.М. Как вернуть любимого человека
Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов.
Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)
Особенности старшего подросткового возраста
Сергеечева Валентина. Азы общения стратегия и тактика
Тест «установление закономерностей»
Тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию рук
Тренинг «Сплочение коллектива»
Упражнение «Мотивация»
Упражнения разминки
Физминутка «Самолеты загудели»
Физминутка «Хома, хома, хомячок»
Юнг Карл Густав. Нераскрытая самость (настоящее и будущее)
psyoffice.ru » Проективный тест-история «LOV-STORY 2»

Проективный тест-история «LOV-STORY 2»

Джос Владимир Васильевич

www.psyoffice.ru

e-mail:vdjos@mail.ru 

Проективный тест-история «LOV-STORY
     Для судьбоаналитика, кроме человека со всеми его видимыми (проявляемыми) и невидимыми (латентными) реалиями, главным объектом внимания является система побуждений, установленная Леопольдом Зонди, все восемь факторов которой являются источниками энергии, вкладываемой в свои, специфичные данным факторам, стремления. Каждый фактор тратит «свою» энергию по одному из двух направлений (побудительных тенденций). Таким образом, все восемь факторов разряжают свою энергию по 16-ти тенденциям.
     Однократное тестирование человека портретным тестом Зонди указывает на те тенденции из них, которые актуально располагают энергией, то есть находятся на переднем плане его души. Остальные тенденции, хотя и являются побудительными, однако энергии не имеют и ждут на заднем плане своего часа, своего выхода на передний план. Именно на вопрос о том, какие тенденции побудительной сферы испытуемого в данный момент находятся на переднем плане, а какие на заднем, – тестирование портретным тестом Зонди отвечает однозначно.
     Если переднеплановая тенденция с восклицательными знаками, то есть с количественным напряжением, то тест также говорит и о том, что в этом направлении среда оказывает сопротивление, но личность настаивает, как бы пытается решить вопрос через насилие. Если быть точным, то каждое мгновение своей жизни у человека – это попытка его генов восстановить в настоящей, актуальной среде заложенное в них прошлое состояние, как бы реализовать в настоящем имеющееся в его родовом опыте прошлое. Однако количественное напряжение – это информация скорее о среде и о ригидности отношения «Я» к тенденции («Я» человека «не желает» менять её на противоположную), чем об энергетических ресурсах факторов.
     Тестируя одного человека десять раз, мы получаем формулу побуждений – расчлененный на несколько участков ряд факторов, ранжированный по величине УНТ (уровня напряженности тенденций) от наиболее симптоматичного (имеющего наибольшую величину УНТ, т. е. обладающего высокой пенетрантностью – способностью тратить энергию на свою реализацию, на проявление себя) фактора до наиболее коренного (имеющего наименьшую величину УНТ, неспособного разряжать энергию на свою реализацию, на проявление себя, а потому всегда с накапливающейся энергией).
     Однако формула побуждений ничего не говорит нам ни о том, сколько энергии тратит симптоматический фактор, ни о том, сколько энергии накапливает коренной фактор. Вряд ли стоит акцентировать свое внимание на том, настолько необходима нам эта информация. Но если ее не может дать нам портретный тест Зонди, это еще не говорит о том, что она всегда будет для нас тайною. Именно эту информацию и дает нам предложенный ниже тест-история «Love-story 2».
     В Приложении II этот тест дан готовым для распечатки на тестовом бланке.
Идея этого теста родилась давно. Первый вариант этого теста назывался у меня просто «Любовная история», и в нем было всего шесть, но принципиально разных, героев. Я рассказывал аудитории трагическую, и в то же время иронично-веселую историю девушки, покончившей с собой из-за неудачной любви. Затем просил ответить каждого – кто, по его мнению, наиболее виноват в случившейся трагедии, кто виноват чуть меньше самого виновного, и так далее, вплоть до наименее виновного. Ранжируя всех героев по степени вины, испытуемый делал видимым, через отношение к ним, степень подчиняемости его силам, которые воплощали в себе представленные герои. Выбирая героя, испытуемый на самом деле выбирал играемую им (героем) роль в истории, как бы примеряя ее на себя. По результатам тестирования человек получал соответствующую характеристику. В Приложении I к этой статье он даётся полностью и готовым к употреблению.
     Позже, убрав одних героев и добавив других, а также несколько переделав ситуацию, я получил данный тест-историю.

LOVE-STORY 2 (вариант В. Джоса)

     На берегу полноводной бурной реки жила-была девушка Люба (Л). Созрела она для великой любви, но рядом с ней жили лишь женатые, инвалиды либо алкоголики. Согласилась бы она связать свою судьбу с одним из них, может быть её судьба сложилась бы по-иному. Но не хотела она разменивать мечту на суррогаты. Вездесущий сосед Дмитрий (Д) предлагал ей различные кандидатуры, познакомив, в том числе, и с Сергеем (С), проживавшем на противоположном берегу их реки. Этот Сергей однажды видел её купающейся в реке, и ему захотелось овладеть ею. Послал он к ней сваху, бабку Марью (М). И та постаралась, как могла. Так красочно описала Сергея - и то, что было, и чего не было, что решила Люба - Сергей её суженый, тот единственный без которого ей не жить.
     Страстное желание быть с ним крепло, но их разделяла река, которая к тому же, была ещё и государственной границей. Через неё был перекинут узкий пешеходный мостик, а перед входом на него сидел пограничник Константин (К) и кого хотел - пропускал, а кого не хотел - нет. Обратилась Люба к нему с просьбой пропустить её на тот берег. Но она ему не понравилась, и он не пустил. Тогда Люба обратилась к своему вездесущему соседу Дмитрию, для которого, честно говоря, границы не существовали. Пообещал Дмитрий, что он найдет тысячи способов перебраться ей на тот берег.
     Проходят дни, недели, месяцы, а ей никак не удается перебраться на другой берег. Совсем потеряла голову. Бросилась в ноги полковнику Петрову (П), начальнику пограничников, с просьбой пропустить её на тот берег. Удивился полковник Петров, но поинтересовался, зачем ей туда надо. Рассказала она про свою любовь. Была уже полночь, но её рассказ напомнил Петрову его юность, его несчастную любовь, из-за которой он так и не женился. И он приказал Константину пропустить Любу. Хотя хотелось ему сначала все обдумать.
     Видя, что полковник Петров колеблется, побежала она бегом на тот берег, пока он не передумал. А на том берегу охранял мостик другой пограничник - Евгений (Е). Он был погружен в свои страдания. Вчера ему изменила жена. Если бы Люба шла медленно, он, возможно, и не заметил бы её. Но она бежала. Евгений остановил её и поинтересовался, к кому это, на ночь глядя, она бежит на другой берег. Она рассказала ему про свою любовь. И такое зло взяло Евгения, что какого-то Сергея любят до самозабвения, а ему жена изменила. «Где же справедливость?» – подумал он. Набросился на Любу и, применив физическую силу, изнасиловал её. Ему немножко полегчало, и он отпустил её.
     Было темно, никто ничего не видел. Но, совершающий свой ежевечерний моцион, Истратий (И), пробегая мимо мостика, кое-что слышал, и даже видел, как Люба приводила в порядок свою одежду. И он всем, в том числе и Сергею, так красочно описал, много чего добавив от себя, эту сексуальную сцену, что произошедшее выглядело, чуть ли не как дикий разврат. Люба же отправилась к Сергею, чтобы всё объяснить, надеясь, что он всё поймёт и защитит её.
     Но Сергей встретил её с нескрываемой ненавистью. «Мне, - сказал он – ты нужна была вся. Мне не нужны объедки с чужого стола. И вообще, я бы попросил про…дей не беспокоиться». Любе показалось что её стукнули обухом по голове. Она потеряла будущее. Её жизнь потеряла смысл. Идя вдоль берега реки, она вспомнила, что сейчас ей опять надо проходить мимо Евгения, и кинулась в реку. И утонула.
     В этой истории каждый из восьми героев соответствует своему фактору в тесте Зонди. Тестовая процедура крайне проста. Психолог читает группе испытуемых представленный выше рассказ. Испытуемые отмечают у себя имена героев и их роль в истории. Затем по просьбе психолога они выстраивают из имен героев ранжированный ряд от наиболее виновного в случившейся трагедии до наименее (см. ниже).

     1. Вопрос к испытуемому: «Кто, по Вашему мнению, из восьми участников описанной Вам трагедии наиболее в ней виноват?». И первую букву его (её) имени записываем в первую клетку следующей таблицы

                                                       

      «А теперь, кто из оставшихся лиц наиболее виноват?». И записываем первую букву его (её) имени во вторую клетку. И так далее, пока не занесём в таблицу всех восьмерых участников трагедии.
Записывают не все имя, а только его первую букву. Герой, находящийся в ряду на первом месте, получает один балл, на втором – два балла, и т.д. до восьмого места, на котором герой получает восемь баллов. Затем имена героев меняем по таблице соответствия на знаки факторов. См. ниже:
     2. Обработка результатов
Психологу необходимо, поменяв по таблице соответствия буквы имён на соответствующие символы факторов, записать их в нижеследующей таблице над номерами занимаемых ими позиций. Тем самым порядок ряда меняется на: от наименее виновного до наиболее виновного.

                                                                факторы
8 7 6 5 4 3 2 1 позиция в предыдущем ряду или балл

                                    наимение виновен        наиболее виновен


Таблица соответствия имён и факторов:

имя буква фактор имя буква фактор
 Люба  Л  h  Дмитрий  Д  d
 Сергей  С  s  Марья  М  m
 Константин  К  k  Евгений  Е  e
 Петров  П  p  Истратий И  hy

     Количество баллов, полученных фактором, указывает на степень доминирования потребности фактора в душе испытуемого, на ее энергетический потенциал.

     Полученный ранжированный ряд можно толковать судьбоаналитически, с помощью психологии побудительных факторов Леопольда Зонди. Те факторы, которые набрали максимальное количество баллов (наименее виноватые герои), доминируя в побудительной сфере человека, определяют главные и устойчивые его проявления. Проявления же слабосильных, набравших наименьшее количество баллов, факторов случайные, как бы происходящие по «остаточному принципу». Естественно, для этого надо знать сущность факторов побуждений:

       h - потребность войти в дуальный бисексуальный союз;

       s - потребность добиться своего активностью, насилием;

       e - потребность в справедливости;

       hy - потребность в значимости;

       k - потребность строить себя, свою судьбу;

       p - потребность стать кем‑то, стать всесильным;

       d - потребность в поиске необходимого;

       m - потребность в установлении контактов, связей с объектами мира.

     Более подробно психологию факторов смотрите в моих статьях «Сущность и психология факторов теста Зонди» и «Семантический ключ к тесту Зонди».

Знание силы отдельных факторов позволяет нам вычислить два дополнительных индекса:

а) криминальности и

б) соотношения прошлого к будущему.

У человека, склонного к криминальному поведению, аффекты сильнее «Я», они подчиняют его «Я», заставляя работать на себя. У акриминального человека «Я» сильнее аффектов, у него они, наоборот, сами подчиняются «Я», служат ему. На основании этого индекс криминальности вычисляется как частное от деления суммы баллов факторов e и hy на сумму баллов факторов k и p. Чем выше индекс криминальности, тем более вероятна криминальная, аффективная реакция у данного человека. См. ниже:

 3. Расчёт индекса криминальности

Необходимо просуммировать баллы факторов  е и hу и, отдельно, факторов k и р. Затем первую сумму разделить на вторую.

             е + hу (баллы)            +

ИК = --------------------- = ------------- = ----- =

          k + р (баллы)                 +

 Если 1< ИК < 5 – склонность к преступному поведению.
          Если 0,2< ИК< 1 – личность гуманизированная.

Согласно семантическому ключу, сексуальное S-побуждение и аффективное Р-побуждение связывают нас с нашим прошлым, а «Я»-побуждение и С-побуждение к контакту, как бы забегая наперед, в будущее, формируют наши реакции и взаимодействия, готовя нас к этому будущему. Поэтому сумма баллов факторов k, p, d, m, деленная на сумму факторов h, s, e, hy, и указывает нам на то, что в душе испытуемого представлено сильнее: его прошлое или его будущее. См. ниже:

     4. Направленность: в будущее – в прошлое
                  k + р + d + m (баллы)         +  +  +
          Н = ----------------------------- = -------------------- = ------- =
                  h + s + е + (баллы)        +  +  +
          Н <1 - направленность в будущее [2,6 - 1]
          Н <1 - направленность в прошлое [1 - 0,38]
 
   Несмотря на то, что тест-история LOVE-STORY 2 дает нам информацию по тем же факторам, что и портретный тест Зонди, считать его тестом, параллельным тесту Зонди, нельзя. Его скорее можно назвать перпендикулярным портретному тесту Зонди. Его роль можно сравнить с ролью Ветра в известной английской сказке, в которой Солнце и Мороз поспорили, кто из них сильнее. Ведь когда беспощадно печет Солнце, Ветер может принести прохладу, и наоборот, безветрием сделать терпимым Мороз.
     Ибо, когда по формуле побуждений фактор является симптоматическим, число набранных баллов по LOVE-STORY 2 указывает на то, выраженный он или нет. Таким же образом можно определить и степень опасности коренных факторов. Более опасным коренной фактор будет в том случае, когда он является еще и доминирующим в LOVE-STORY 2.
     Графически совместное представление данных теста LOVE-STORY 2 и формулы побуждений одного человека чертится в виде следующего графика. В качестве примера:
Случай 1. Мужчина, 28 лет.
Формула побуждений: d7 h5 k5 p4 hy3 m3 e2 s0
Результаты теста k m d p e s h hy  
LOVE-STORY-2: 8 7 6 5 4 3 2 1 баллы
     Переносим полученные данные в таблицу. Сначала факторы, согласно полученным им баллам в LOVE-STORY-2. Затем заштриховываем в каждом факторе столько клеточек, сколько у фактора, согласно формуле побуждений, УНТ.
     Переносим полученные данные в таблицу. Сначала факторы, согласно полученным им баллам в LOVE-STORY-2. Затем заштриховываем в каждом факторе столько клеточек, сколько у фактора, согласно формуле побуждений, УНТ.
УНТ: 

10
9
8
7
6
5
4
3
2
1                                                
фактор: k m d p e s h hy
баллы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Анализ испытуемого. Наиболее симптоматичный фактор d имеет достаточно энергии (6 баллов) для реализации своих притязаний. Этот человек находится в постоянном поиске. Он решительно анализирует и принимает решения (симптоматический фактор k с 8 баллами). А в любви, скорее он играет роль пассивного, со всем соглашающегося супруга. Его фактор h симптоматичный, но лишённый энергии (2 балла). Фактор s коренной, он копит энергию. Но этот процесс мало интенсивен. Его энергия 3 балла. Это не много, но то, что она не реализуется вовсе, настораживает. Второй сублатентный фактор е копит энергию чуть большими дозами (4 балла), но частично её и разряжает. Наибольшие опасение вызывает фактор m. Он сублатеннтный (УНТ = 3), но обладает огромной энергией (7 баллов). Это весьма существенная предпосылка алкоголизма. Оставшиеся два фактора p и hy имеют благоприятные и адекватные условия для своей разрядки.
          Его индексы:
       ИК = 6: 13 = 0,5 
       Н = (8 + 6 + 7 + 5) : (2 + З + 4 + 1) = 26: 10 = 2,6

     Всё у испытуемого должно «работать» на будущее, будущим у него определяется смысл каждого сделанного шага. О прошлом не думает. Рационалист. Чувства подчинены разуму.
     Кроме анализа формулы побуждений, полученной десятикратным тестированием нашего испытуемого тестом Зонди, тест LOVE-STORY-2 позволяет анализировать и результаты однократного тестирования тестом Зонди. В качестве примера.

 

Случай 2. Женщина, 24 года.
Её профиль побуждений:
-         0 +       0 -       +! -       +!
+     ± -     ± +       -! +       -!
+       -!! +       ± ±       Ø +       Ø
Результаты теста d h p s m k hy e  
 LOVE-STORY-2 8 7 6 5 4 3 2 1 баллы
     Толкование ранжированного ряда факторов побуждений полученных тестом LOVE-STORY-2: Основная масса энергии направляется на поиск (d = 8) объекта любви (h = 7), всемогущего в её глазах, с которым была бы возможность партиципации (р = 6). К этой цели личность стремится напрямую, «по головам» (s = 5). Для неё главное его найти (d = 8), а установление контактов с ним откладывается на потом (m = 4). Реальных шагов по поиску личность особо не предпринимает (k = 3), ещё меньшее значение она уделяет тому, как она выглядит, не особо стремится стать более значительной (hy = 2), и совсем уж её не волнует то, что этим поиском она кого то чего то лишит (е = 1).
     Для анализа полученного тестированием профиля, заполним следующую таблицу:
тенденция - - +! 0 +! - 0 +
фактор d h p s m k hy e
баллы 8 7 6 5 4 3 2 1
Её индексы:
          ИК = (1 + 2): (3 + 6) = 3: 9 = 0,33.
          Н = (3 + 6 + 8 + 4): (7 + 5 + 1 + 2) = 21: 15 = 1,4.

     Анализом профиля побуждений методом «края и середины» вырисовывается следующая картина: Личности не удаётся установить такие контакты (+!m) с окружающими её людьми, с обществом в целом (h), которые бы её удовлетворяли. Она не ищет новых людей, новые контакты, а настаивает на старых (d), не проявляя при этом, однако, никакой активности (0s). К людям отношение у неё доброжелательное, даже с чувством вины (), реализация же своих идеалов, стремление соответствовать им (+!р) сдерживается (k).
     Тот же анализ профиля побуждений, но с учётом результатов полученных тестом LOVE-STORY-2: Личность в качестве главной задачи своей судьбы на данном этапе видит приспособление к имеющемуся обществу, социуму (d = 8, h = 7). Добившись этого, она, по её представлению, будет соответствовать своим идеалам (+p = 6). Но она не знает  какие шаги предпринять, куда приложить свои силы? (s = 5, но это 0s). Тщетные попытки сделать контакты с людьми удовлетворительными (+!m с количественным напряжением, но m = 4), она плохой менеджер себе (k = 3, и это k). Она не видит себя со стороны (hy = 2, и это 0hy). Она добра к людям (), но эта доброта слабая, в любой момент она готова будет ею пожертвовать (е = 1).
РЕЗЮМЕ
     Данная статья знакомит с тестом историей LOVE-STORY-2 (вариант В. Джоса), который несложной процедурой тестирования и представления результатов тестирования даёт информацию о сравнительной величине энергетических потенциалов побудительных факторов тестируемого нами человека. Тех же побудительных факторов, что и в системе побуждений Л. Зонди. На примерах, приведённых в статье, показано, как работать с тестом и с полученными в нём результатами. Тест история LOVE-STORY-2 даёт три возможные толкования:
     а) толкование полученного тестом LOVE-STORY-2 ранжированного ряда с помощью психологии побудительных факторов Л. Зонди;
     б) оценка сквозь призму данных теста LOVE-STORY-2 формулы побуждений, полученной десятикратным тестированием испытуемого тестом Зонди;
     в) толкование, полученного однократным тестированием тестом Зонди, профиля побуждений с учётом данных по тесту LOVE-STORY-2.
ЛИТЕРАТУРА
1. Джос В. СУЩНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЯ ФАКТОРОВ ТЕСТА ЗОНДИ. В жур. “ПерсоналProfy”. Выпуск 13, “Двойник”. Екатеринбург, 2004.
2. Джос В. “СЕМАНТИЧЕСКИЙ КЛЮЧ” К ТЕСТУ ЗОНДИ. В жур. “ПерсоналProfy”. Выпуск 13, “Двойник”. Екатеринбург, 2004.
3. Зонди Л. УЧЕБНИК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОБУЖДЕНИЙ. Кишинёв, 1999.
4. Юттнер Ф. СУДЬБОАНАЛИЗ В ВЫВОДАХ. Екатеринбург, 2002.
 1 из 2 Вперед





Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
Материал будет немедленно удален.
Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.








Locations of visitors to this page



      <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь