psyoffice.ru » Семантический ключ к тесту Зонди

Семантический ключ к тесту Зонди

Джоc Владимир Васильевич
www.psyoffice
.ru
E-mail: [email protected]
Семантический ключ к тесту Зонди
     Реакции «±» или «0» означают высокую пенетрантность, то есть способность к разрядке, а значит, этот фактор симптоматический.
     Реакции «+» или «», особенно с восклицательными знаками, говорят о том, что пенетрантность низка, а значит, что это фактор коренной.
    Силу и особенности воздействия на судьбу индивида каждого фактора вы можете оценить, зная, ближе к какому полюсу (коренной – симптоматический) находится каждый из факторов и, видя по профессиональной деятельности и особенностям характера клиента, каким потребностям и в какой степени удается разрядиться. Это та предварительная оценка, без которой анализ ситуации в побудительной сфере практически невозможен.
     Напомню, что побудительная сфера человека в судьбоанализе состоит из четырех побуждений, или векторов (S, P, Sch и С), каждый из которых складывается из двух потребностей, или факторовh» и «s», «e» и «hy», «k» и «р», «d» и «m»), которые, в свою очередь, пытаются реализовать свою, заложенную в гене, цель через позитивную или негативную тенденции.
     Противоречие между генной предрасположенностью и актуальной окружающей средой решается делением побудительной сферы на переднеплановую и заднеплановую половины. Переднеплановые тенденции в побудительной сфере «работают», заднеплановые – «выжидают» своего часа.
    Когда ситуация становится экстремальной, нелегкой для переднеплановой тенденции, на сцену выходит заднеплановая тенденция, и личность ведет себя противоположным образом.
    «Семантический ключ» упорядочивает побудительную сферу в соответствии со специфическими значениями ее элементов (см. рис. 1).
     Основой «семантического ключа» является круг (внутренний). Четырьмя секторами круга представлены четыре побуждения. Половина тенденций побуждения находится внутри круга, половина – вне. Для удобства поле вне круга ограничено наружной окружностью. Если одна тенденция побуждения в круге «+», вторая «». Точно так же и в рамках одного фактора: если тенденция, находящаяся в круге, «+», то тенденция вне круга «», и наоборот.
 
sk1.jpg"
Семантический ключ является авторским названием (В.В. Джос, 1996).
  Горизонтальная линия делит круг, а следовательно, и сферу побуждений, на обращенный в окружающий мир «край» (векторы S и С, ниже линии) и правящее ядро личности – «середину» (векторы Р и Sch, выше линии).
   Внутри верхней половины круга находятся тенденции социально-позитивной цензуры, направляющей личность в сторону гуманизации (, –hy, –k, +p), вне круга – тенденции социально-негативной цензуры, возвращающие личность к «животному» прошлому (–е, +hy, +k, –р).
  Верхняя половина круга – зона «Я» и «Сверх-Я», в психоаналитическом смысле, нижняя – зона «Оно».
    Все тенденции внутри круга имеют женский (Moll) психосексуальный характер, вне круга – мужской (Dur). Деление тенденций на имеющие мужской и женский характер проведено на основе следующей аргументации.
  1. Теоретически мужчина может иметь огромное количество детей, возможно, от всех женщин, живущих вокруг него. Поэтому тенденция любить всех без исключения (–h) отнесена к мужским. Женщина в любой момент может родить лишь от одного мужчины. Поэтому стремление к дуальному союзу с одним, единственным (+h) отнесено к женским тенденциям.
  2. Активная, садистическая тенденция обладать полностью и несмотря на сопротивление (+s) без колебаний была отнесена к мужским тенденциям. В отличие от нее, тенденция к мазохистической покорности, самоотречению (–s) была определена в качестве женской.
  3. Тенденция к накоплению злости, ненависти, зависти, ревности, желания отомстить (–е) также без особых колебаний была отнесена к мужским. Противоположная ей тенденция к доброте, богобоязненности, кротости и к возникновению чувства вины () отнесена к женским тенденциям.
  4. Несмотря на то, что только женщины красят губы, уделяют большое внимание нарядам, снимаются обнаженными – тенденция к эксгибиционистскому выставлению себя напоказ (+hy) отнесена к мужским, поскольку она является их природной чертой. Вспомним петухов, павлинов и волнистых попугайчиков, демонстрирующих свою красоту, или оленей, котов, горилл (да и мальчиков-подростков), демонстрирующих свою силу перед экзаменующими их самками.
    «Пришли девчонки, стоят в сторонке, платочки в руках теребят». Некоторые женщины Востока прячут свое лицо под чадрой. Тенденция к стыдливой неуверенности в собственной значимости, тенденция «прятаться в тень» (–hy) была отнесена на этом основании к женским тенденциям. Сказанное же вначале (тенденция красить губы, уделять большое внимание нарядам, сниматься обнаженными – тенденция к эксгибиционистскому выставлению себя напоказ) это попытка каинистически недовольных своей судьбой женщин получить «необходимое» чуждым им мужским способом.
     5. Самонадеянная всеядность, стремление иметь все, всему говорить «да», всему говорить «мое» тенденции (+k) заставляет отнести ее к мужским. Осторожность, самокритичность, сдержанность, готовность ответить «нет» тенденции (–k) требует отнести ее к женским тенденциям.
  6. Тяга к возвышенному, к идеалам, стремление быть одновременно и тем, и другим, мечтательность более характерны для женщин (+p). Болезненные проявления этой тенденции у мужчин в виде графомании, мании величия или алкоголизма говорят скорее в пользу их женственности, чем мужского характера этой тенденции.
    Наоборот, гиперподозрительность и поиск врага, предчувствие агрессии со стороны окружающих, стремление к всемогуществу в иррациональном мире тенденции к проекции (–p) склоняют к тому, чтобы отнести ее к мужским тенденциям.
  7. Легко согласиться и с тем, что тенденция к постоянству (–d) более характерна для женщины, хранительницы очага, умеющей с максимальной пользой использовать уже имеющиеся объекты. Тенденция же искать новое, неизведанное (+d) в большей степени характерна для мужчин. Блудный сын естественнее блудной дочери.
  8. Тенденция быть принятой, связанной с кем-то (+m) отнесена к женским. Большинство из тех, кто, не выдержав одиночества, дает брачное объявление – женщины. Мужчины, же, наоборот, автономное существование считают приемлемым. Для них бросить все, освободиться от связей (–m) – вполне естественный шаг. Поэтому тенденция «–m» относится к мужским.
    Мои сомнения в правильности оценок мужского или женского характера тенденций прошли своеобразный контроль. В «Патологии побуждений» Л. Зонди я нашел отсутствующий в «Учебнике экспериментальной диагностики побуждений» факторный Dur-Moll-метод и обнаружил, за исключением вектоpa «Я», полное совпадение предложенного психосексуального характера тенденций с имеющимся у Л. Зонди.
В векторе «Я» совпадение было частичным (см. таблицу).
 
  Dur Moll
Джос +k
–p
– k
+p
Зонди +k, ±k
0p
0k
+p, ±p

    Интересно, что, согласно данной оценке психосексуального характера тенденций, Каин (Р–+) является психологически выраженным мужчиной, а Авель (Р+–) – женщиной. А относительно цензур можно сказать, что социально-позитивная цензура – это «вердикт женщины», а социально-негативная – «вердикт мужчины».
     Вертикальная линия делит сферу побуждений на две половинки: левую, связывающую человека с его прошлым (побуждения S и Р) и правую, определяющую его будущее (побуждения С и Sch). Почему?
    Побуждение к контакту С, определяя объекты удовлетворения потребностей из уже имеющихся или, находя новые, определяет будущие взаимодействия.
    Сексуальное же побуждение S имеет своей конечной целью сохранить генетический опыт предыдущих поколений, возродив предков в настоящем поколении, и восстановить «изначальное» бисексуальное состояние (андрогина).
    Побуждение Р представляет собой аффективно-эмоциональную сторону управления человека, связанную с более архаичными субкортикальными структурами головного мозга – таламусом и гипоталамусом. Аффективное управление человека филогенетически более древнее, общее с животными.
    Побуждение «Я» – это новая структура, связанная с корой головного мозга. Оно управляет человеком, создавая образ окружающей среды и желаемого будущего, идеальных целей, говоря «нет» или «да» своим побуждениям или требованиям среды. «Я»-управление не такое энергетически насыщенное, как аффективное, зато более дифференцированное.
    Как же тогда, возникает вопрос, понимать совесть? Ее называют «Сверх-Я», хотя она и относится к низшему, аффективному управлению. А дело в том, что совесть – это способность «Я» бороться с аффективным стремлением совершить грех, ставя ему «зеркало» и парализуя его его же энергией. Чем сильнее стремление совершить греховное деяние – тем сильнее «крик» совести. Примечательно, что стремление совершить грех исходит от Каина, а подавляется оно через усилие Авеля.
    Две мужские или две женские тенденции, которыми соприкасаются в «семантическом ключе» два соседних побуждения, условно названы нами «тенденциями-близнецами» за их удивительную, несмотря на принадлежность к разным векторам, смысловую схожесть.
    Начиная с похожего, разберем принципиальное различие значений тенденций в парах.
    Главное их различие заключается в том, что у них разные генетические пути достижения цели, что делает одну тенденцию в паре экстравертной, другую – интровертной.
    +s и –е. Обе тенденции агрессивно-деструктивные. Но «+s» – это стремление овладеть внешним объектом, насилием сметая любое сопротивление, т.е. тенденция изменить внешний мир. Тенденция же «–е» – накопление каинистического раздражения и стремление очиститься припадоподобным образом от накопленной энергии, т.е. объект тенденции внутри. Поэтому тенденция «+s» – экстравертная, а «–е» – интровертная.
    –s и . Общее этих тенденций – готовность ставить чужое выше своего, служить кому-то. Однако тенденция «–s» является интровертной, так как ее цель – подавить себя, насильно заставить себя подчиниться, пожертвовать собой.
    Тенденция же «» экстравертна, так как направляет нас делать добро другим людям, вызывает страх навредить им.
+hy и +k. Объединяет их стремление высоко ценить. Только «+hy» – это стремление высоко ценить себя, предлагать всем себя как ценность, т.е. экстравертная тенденция, а «+k» – это тенденция, высоко ценя внешние объекты, интроецировать их, делая частью себя, т.е. интровертная тенденция.
    –hy и –k. Обе – тенденции к негативной оценке. Только «–hy» интровертна, поскольку, негативно оценивая себя, заставляет убраться подальше с чьих-то глаз, а «–k» экстравертна, поскольку, оценивая низко внешние предложения, отвергает их, а интроецированные ранее – вытесняет.
    –p и +d. Обе – тенденции к поиску. Однако «+d» интровертна, так как является тенденцией достраивать свои внутренние потребности объектами их удовлетворения. Тенденция же «–p» – это поиск врагов среди окружения, проекция себя на окружающих, а потому экстравертная.
    +p и –d. Объединяет две тенденции стремление к фанатичной приверженности. Однако у тенденции «–d» объект приверженности внешний: это мать, группа, нация, класс. Следовательно, тенденция «–d» экстравертна. Тенденция же «+p» интровертна, поскольку ее объектом являются собственные идеи и «слабости». В результате – графоманство или мания. Самая популярная – алкоголизм.
    –m и –h. Объединяет эти тенденции отрицание конкретных связей, стремление к свободе и неопределенности. Интровертной в этой паре считается тенденция «–h», поскольку ее задача – обесценить свою дуальную половину, и тем самым, освободить себя для новых связей с любым из объектов окружающего мира. Тенденция «–m» является экстравертной, поскольку ее объектом являются ценные вещи мира, которые она обесценивает. В результате обесценивания сначала возникает гипоманиакальное чувство освобождения, а со временем оно сменяется депрессивным одиночеством.
    +m и +h. Обе – тенденции к соединению, к союзу. Но «+h» – тенденция к дуальному союзу с внешним объектом. Поэтому она экстравертна. Для тенденции же «+m» главное – быть принятым, присоединенным, частью целого. Акцент на внутреннем состоянии, поэтому тенденция интровертна. Если стремление быть принятым не удовлетворяется, личности угрожает невроз акцептации.
    Поскольку тенденции «края» обращены в окружающий мир, их экстравертность имеет большее значение и при подсчете должна удваиваться. То же относится к интровертным тенденциям «середины» как ядра личности. На рисунке «ключа» они выделены удвоенным кружочком.
  Полученные тенденцией восклицательные знаки, как указатели количественного напряжения, приплюсовываются к соответствующей вертности, поскольку делают ее более выраженной. (Когда мы говорим об интровертности или экстраверности тенденции, то имеем в виду приоритет внешнего или внутреннего, но никак не наличие одного при отсутствии другого).
    Несколько слов о генотропизме, и о том, почему тест работает. Суть гена в способности восстановить «свое», имевшее место ранее, состояние. Два человека, обладающие одинаковыми генами, стремятся к восстановлению одного и того же состояния. Общность цели делает их попутчиками и, возможно, соратниками. Не удивительно, если попутчики станут друзьями или супругами. (Сказанное относится лишь к случаям, когда гены стремятся восстановить состояние, но еще его не восстановили).
    Больной человек на портрете теста – не попутчик. Он уже «пришел» туда, куда ты стремишься (реакция «+»), или откуда бежишь (реакция «–»). Сила твоего стремления определяется количеством портретов одного и того же фактора, выбранных в качестве симпатичных или, соответственно, антипатичных.
    Побудительной тенденцией в судьбоанализе называется стремление гена восстановить заложенное в нём прошлое состояние человека. Производимая человеком энергия расходится по его побудительным тенденциям, которые направляют её на реализацию своих потребностей. Гены действуют опосредованно, через человека, действующего в окружающей его среде  природной и социальной. А окружающая среда может быть либо благоприятной, либо неблагоприятной для достижения генных целей. Следовательно, требовать от гена относительно меньших или больших энергетических затрат. В своём стремлении восстановить в настоящем состояние, имевшее место в прошлом, ген неминуемо встречает сопротивление среды. Эту проблему он может решить двумя путями:
      а) изменить среду, направить свою энергию на необходимое изменение среды (мужская тенденция);
      б) изменить себя, затратив энергию на изменение себя в сторону гармонизации со средой, соответствия ей (женская тенденция). 
    Кроме этого, энергия может тратиться либо успешно, выгодно для человека, либо безуспешно. На безуспешность стремлений человек реагирует либо резким увеличением количества энергии по этому стремлению, чтобы переломить ситуацию в свою пользу (количественное напряжение, отмечаемое в тесте восклицательными знаками), либо сменой характера побудительных тенденций  с мужского на женский, или наоборот.
    В критических случаях энергия направляется одновременно и на изменение среды, и на изменение себя. Вот здесь реакция становится уже «±», и энергия тратится.
    Сопоставив экстра интровертность тенденций и их мужско женский тип, мы получим четыре типа побудительных тенденций.
  Тип А. Мужская экстравертная тенденция (+s, +hy, –p, –m) – Стремление сделать среду более совершенной, развитой, лучше, чем она есть.
  Тип Б. Мужская интровертная тенденция (–h, –e, +k, +d) – стремление изменить окружающую среду так, чтобы она стала для него более удобной.
  Тип В. Женская экстравертная тенденция (+h, +e, –k, –d) – стремление к более адекватному соответствию требованиям окружающей среды.
  Тип Г. Женская интровертная тенденция (–s, –hy, +p, +m) – стремление стать совершенней, лучше, функциональней.
    Первоначально я использовал представление побудительной сферы в судьбоанализе с помощью «семантического ключа» к тесту Зонди исключительно в дидактических целях. Чуть позже я попытался воспользоваться им и как новым методом толкования профилей побуждений.
    Не отрицая методы толкования, данные Л. Зонди, «семантический ключ» оказался более эффективным в случаях, когда полноценное 10-кратное тестирование невозможно. Например, при проведении судебно-психиатрических экспертиз, семейно брачного консультирования и т.д., когда удается протестировать один, максимум три раза.
Пример использования «семантического ключа»
    В качестве примера проанализируем реальный случай. Десятилетняя девочка, попав в новую школу, оказалась в числе «отвергаемых», стала проявлять немотивируемую агрессию. Родители обратились за консультацией. Диагностика тестом Зонди дала результаты, представленные в таблице и на рис. 2
 
  S Р Sch С  
ППП +! –!   + +   + –!   0 0  2и середина
ТКП –! +  – –   – +!   ± ±  3э : 2и край
ЭКП 0 0   + +   + 0   –! ±   
 
 

sk2.jpg

Рис. 2 Использование «семантического ключа»
Анализ случая
    Мы наблюдаем гипертрофированное эгоцентричное стремление быть любимой (+!h) другими (преобладание экстравертных тенденций), для удовлетворения которого она ничего не предпринимает, но мазохиcтично страдает (–s). Контакты девочки блокированы (С00).
    Проблема «края» исключительно женственна (все тенденции «края» имеют Moll-характер, усиленный количественным напряжением тенденций – два «!»).
    «Середина» же представлена в основном мужскими тенденциями, к тому же социально негативными. Попытки решить ситуацию, направляемые ими, будут заведомо неадекватными, асоциальными. Энергия направляется на изменение окружающей среды (в «середине» преобладает экстравертность тенденций), без попыток измениться самой.
    Вероятны эпизодические прорывы на передний край заднеплановой агрессии (+!s) и каинистической обиды (–е), направленные против одноклассников. Приступы агрессии сменяются приступами раскаяния () с мазохиcтичной агрессией, направленной против себя (–!s). Девочка аутична, оторванная от реальности (Sch +–!, т.е. аутичное «Я»), с доминированием прошлого над будущим (количественно тенденции левой половины «ключа» преобладают над тенденциями правой половины).
 Обсуждение психотерапии
    Основной удар необходимо направить против интроецированной картины (ментального аргумента), служащей причиной субъективной переоценки «любви других». Последнюю необходимо на время обесценить.
    В то же время необходимо усилить женское начало правящей «середины», чтобы девочка свою проблему «края» решала адекватными ей женскими средствами своей «середины».
    Попутно надо помочь девочке в установлении любых взаимоотношений с одноклассниками, чтобы пробить брешь в блокаде контактов.
Это наиболее возможно, если использовать покровительство учительницы, которого девочка жаждет (–!р). Разрушив с помощью учительницы изолирующие девочку барьеры, мы дадим возможность разрядки опасно гипертрофированной энергии фактора «h» на ком-то из одноклассников.
* * *
     Безусловно, работающий с тестом Зонди должен тщательнейшим образом изучить «Учебник экспериментальной диагностики побуждений» Л. Зонди, который вышел в свет на русском языке в 1999 г. в переводе и под редакцией автора данной статьи. Учебник состоит из трех томов. В первом томе – текстовая часть, во втором – тест-аппарат и бланки протокола тестирования, в третьем – линнеевские таблицы. Книгу и тестовые фотопортреты можно заказать у автора статьи по E-mail: [email protected] .
РЕЗЮМЕ
    Статья содержит новую идею графической интерпретации результатов теста Зонди, позволяющей одновременно увидеть «на сцене» все «действующие лица» системы побуждений клиента в их специфичности.
    Статья представляет интерес для психологов, психотерапевтов, профконсупьтантов и самого широкого круга читателей.
Vladimir V. DJOS
«Semantic clue» to Szondi-test
The article deals with new idea of graphic interpretation of Szondi-test results, allowing to simultaneously see at the «scene» all the «actors» of client’s motive system.
The article is interesting for specialists, psychotherapeutists, occupational guides etc.
ЛИТЕРАТУРА
     Szondi L. Schicksalsanalyse. Basel: Schwabe & Co. 1965.
     Szondi L. Lehrbuch der experimentellen Triebdiagnostik. Bern: Huber (3. AuflL), 1972.
     Szondi L. Triebpathologie. Bern: Huber, 1952.
     Szondi L. Ich-Analyse. Triebpathologie II. Bern: Huber, 1956.
     Szondi L, Schicksalsanalytische Therapie. Bern: Huber, 1963.





Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
Материал будет немедленно удален.
Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







Locations of visitors to this page



      <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь