Александр Федоров. В сетях шпионажа: стереотипы советских фильмов о шпионах 1930-х годов

Советские шпионские фильмы 1930-х были построены по двум стереотипным сюжетным схемам:

  • шпионы охотятся за советскими военными секретами, стремясь выкрасть у советских ученых, инженеров чертежи новейших самолетов и прочей техники, а также планы/карты месторождений полезных ископаемых («Частный случай», «Высокая награда», «Ошибка инженера Кочина», «Гайчи», «Гость»), вербуют или пытаются вербовать для этих целей неустойчивых советских граждан интеллигентного вида, но в итоге терпят полное поражение — их ждет разоблачение и арест;
  • шпионы/диверсанты нелегально переходят советскую границу, но их разоблачают и ловят отважные пограничники, которым активно помогает местное население («Застава у Чертова брода», «Граница на замке», «Дочь Родины», «Ущелье Аламасов», «Морской пост», «На границе», «На дальней заставе», «Пограничники»).
Партийный билет 1936
«Партийный билет», 1936 г.

Шпионы эти могли маскироваться под простых трудящихся «народного вида» («Дочь Родины», «Граница на замке»), но, как правило, изначально имели омерзительные черты «гнилой интеллигенции» («Высокая награда», «На границе», «Ошибка инженера Кочина»).

Очень часто ловить и разоблачать вражеских шпионов в советских фильмах 1930-х годов помогали вездесущие дети младшего и пионерского возраста («Печать времени», «Высокая награда», «Гайчи», «Поезд едет в Москву»). Чего стоит одна только фабула фильма «Печать времени» (1933), где шпион в купе с кулаком и священником хочет вызвать панику населения и помешать военным маневрам, да не тут-то было: его разоблачают пионеры. «Особая и двусмысленная прелесть фильма заключается в том, что эта экранизация кукольного спектакля: марионетки вместо людей — можно ли представить более ядовитую самопародию!» [Притуленко,1995. С.105].

Если в начале 1930-х главными врагами в советских фильмах выступали большей частью кулаки, вредители из «бывших», басмачи, да затаившиеся белогвардейцы, то во второй половине 1930-х их по большей части вытеснили зарубежные шпионы. Это легко проследить и статистически: с 1930 по 1935 шпионы (в той или иной ипостаси) появлялись в 8-ми игровых фильмах, а с 1936 по 1939 уже в 20-ти (из них: 1936 год — 2; 1937 — 4; 1938 — 6; 1939 — 8). Конечно, далеко не всегда шпионы в этих фильмах становились доминирующими персонажами.

Граница на замке 1937
«Граница на замке», 1937 г.

Иногда положительные герои разоблачали и ликвидировали их как бы между делом, походя. Но суть от этого не менялась — экран активно внушал зрителям, что шпионы буквально наводнили страну и, следовательно, —  шпионом может быть каждый — прохожий, сосед, приятель, возлюбленный, родственник… Главное — во время проявить бдительность, не расслабляться, сообщить «органам» о своих подозрениях, дать отпор, задержать и т.д. Как говаривал один из главных героев «Высокой награды», «людей надо проверять. Внимательно и зорко проверять, чтобы под маской не спрятался враг». При этом шпионы изображались «чуждыми не только по национальной, но и по классовой принадлежности. Они — представители буржуазной культуры [Снайдер, 1999].

В итоге на основании просмотренного и изученного материала можно выделить обобщенную структуру стереотипов советских шпионских фильмов 1930-х годов.

Структура стереотипов советских фильмов о шпионах 1930-х годов

Исторический период, место действия: 1930-е годы, СССР, иногда зарубежные страны, посольства.

Обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта советских персонажей, служебная обстановка кабинетов.

Приемы изображения действительности: условно реалистические по отношению к положительным; по отношению к персонажам отрицательным возможна определенная доза гротеска.

Ошибка инженера Кочина 1939
«Ошибка инженера Кочина», 1939 г.

Персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительные (пограничники, сотрудники контрразведки, мирные граждане) и отрицательные (шпионы, диверсанты и их пособники). Они разделены идеологией и мировоззрением (буржуазным и коммунистическим). Мужские персонажи (как положительные, так и отрицательные), как правило, обладают крепким телосложением. Однако возможны варианты — как положительные мужские персонажи (ученые, инженеры), так и отрицательные (шпионы, их пособники) могут иметь заурядные физические данные и интеллигентную внешность.

При внешне симпатичных данных женские персонажи могут быть положительными героинями без страха и упрека («Дочь Родины», «Высока награда»), так и отрицательными («Застава у Чертова брода», «Ошибка инженера Кочина»). Само собой, даже если шпионы могут на какое-то время (до разоблачения, например) выглядеть нейтрально или привлекательно, но затем обязательно обнаружат свою мерзкую сущность...

Правда, часто уже с самого начала шпионы могут быть показаны врагами с «заграничной» внешностью и неприятными тембрами голосов (например, персонажи А.Файта в «Высокой награде» или Э.Гарина в фильме «На границе»)...

Высокая награда 1939
«Высокая награда», 1939 г.

Существенное изменение в жизни персонажей: шпионы совершают преступление (кража/попытка кражи секретных документов, чертежей, нелегальный переход границы, диверсия, шантаж, убийство).

Возникшая проблема: нарушение советских законов.

Поиски решения проблемы: расследование преступления, слежка, преследование шпионов и диверсантов.

Решение проблемы: доблестные советские контрразведчики разоблачают/ловят/уничтожают вражеских шпионов и диверсантов.

Любопытно, что стереотипы шпионских лент 1930-х были талантливо спародированы Геннадием Полокой еще в 1970 году — в фильме «Один из нас», действие которого разворачивается накануне войны с нацистами, и где собраны практически все штампы шпионской серии сталинских времен. Не менее изощренную постмодернистскую игру со стереотипами шпионских фильмов 1930-х затеяли авторы фильма «Шпион» (2012), поставленном по роману Б.Акунина. Но если в черно-белой пародии Г.Полоки внешний изобразительный ряд точно вписывался в стилистику кинематографа 1930-х, то в цветном «Шпионе» возникает своего рода утопический образ ампира сталинской довоенной Москвы, в реальности оставшейся лишь в замыслах, чертежах и макетах. Да и персонажи ленты по своей стереотипности приближены больше к комиксным, нежели к привычно кинематографическим.

один из нас 1970
«Один из нас», 1970 г.

Литература

  • Притуленко В. Адресовано детям // Кино: политика и люди (30-е годы) / Отв. ред. Л.Х.Маматова. М.: Материк, 1995. С.100-109.
  • Снайдер М. Детектив или шпионский триллер. «Ошибка инженера Кочина» и «Предатель» // Киноведческие записки. 1999. № 41.

Фильмография

Частный случай. СССР, 1933. Режиссер Илья Трауберг. Сценаристы: Илья Трауберг, Николай Чуковский. Оператор Вениамин Левитин. Художник Павел Зальцман. Актеры: Николай Мичурин, Николай Крючков, Александр Мельников, Сергей Поначевный, Евгения Пырялова, Александр Брянцев, Софья Магарилл, Олег Жаков и др.

Застава у Чертова брода. СССР, 1936. Режиссеры: Мирон Билинский, Константин Исаев. Сценарист Константин Исаев. Оператор Яков Кулиш. Композитор Юлий Мейтус. Художник Владимир Каплуновский. Актеры: Марина Ладынина, Иван Коваль-Самборский, Юрий Лавров, Евгений Пономаренко, Петр Репнин, Лаврентий Масоха и др.

Партийный билет. СССР, 1936. Режиссер Иван Пырьев. Сценарист Екатерина Виноградская. Операторы: Алексей Солодков, Анатолий Солодков. Композитор Валерий Желобинский. Художник: Василий Рахальс. Актеры: Ада Войцик, Андрей Абрикосов, Игорь Малеев, Анатолий Горюнов, Мария Яроцкая, Сергей Антимонов и др.

Граница на замке. СССР, 1937. Режиссеры: Василий Журавлёв, Константин Когтев. Сценаристы: Михаил Долгополов, Илья Бачелис. Оператор Николай Прозоровский. Композитор Никита Богословский. Художник Яков Фельдман. Актеры: Константин Нассонов, Семен Свашенко, Галина Могилевская, Константин Градополов (старший), Виктор Аркасов, Федор Селезнёв, Михаил Викторов, Виктор Шепель, Лев Прозоровский, Павел Массальский и др.

На границе. СССР, 1938. Режиссер и сценарист Александр Иванов (по литературным материалам П.Павленко). Оператор Владимир Рапопорт. Композитор Венедикт Пушков. Художник Павел Зальцман. Актеры: Елена Тяпкина, Зоя Фёдорова, Николай Крючков, Степан Крылов, Николай Виноградов, Эраст Гарин и др.

Высокая награда. СССР, 1939. Режиссер Евгений Шнейдер. Сценарист Игорь Савченко. Оператор Александр Шеленков. Композитор Владимир Юровский. Художник Людмила Блатова. Актеры: Николай Свободин, Тамара Альцева, Владимир Тумаларьянц, Андрей Абрикосов, Виктор Селезнёв, Константин Нассонов, Михаил Трояновский, Александр Громов, Павел Массальский, Виктор Кулаков, Андрей Файт и др.

Гость. СССР, 1939. Режиссеры: Герберт Раппапорт, Адольф Минкин. Сценарист Лев Канторович. Оператор Георгий Филатов. Художник Павел Бетаки. Актеры: Иван Кузнецов, Юлия Цай, Петр Аржанов, Николай Васильев, Зула Нахашкиев, Валентина Телегина и др.

Ошибка инженера Кочина. СССР, 1939. Режиссер Александр Мачерет. Сценаристы: Юрий Олеша, Александр Мачерет (по пьесе братьев Тур и Л. Шейнина «Очная ставка»). Оператор Игорь Гелейн. Художник Артур Бергер. Актеры: Михаил Жаров, Сергей Никонов, Любовь Орлова, Николай Дорохин, Борис Петкер, Фаина Раневская, Борис Свобода, Петр Леонтьев, Виктор Ключарев, Леонид Кмит и др.

На дальней заставе. СССР, 1940. Режиссер Евгений Брюнчугин. Сценарист А. Пунченок. Оператор Константин Венц. Композитор Даниил Покрасс. Художники: Петр Галаджев, Михаил Карякин. Актеры: Всеволод Блюменталь-Тамарин, Асли Бурханов, Александр Баранов и др.

Пограничники. СССР, 1940. Режиссер Александр Маковский. Сценарист Алексей Ян. Оператор Владимир Лавров. Композитор Георгий Березовский. Актеры: Николай Ивакин, Иван Юдин, Алты Карлиев, И. Каравайченко и др.

Один из нас. СССР, 1970. Режиссер Геннадий Полока. Сценаристы Алексей Нагорный, Гелий Рябов. Операторы Самуил Рубашкин, Генри Абрамян. Композитор Эдуард Хагагортян. Актеры: Георгий Юматов, Игорь Дмитриев, Людмила Гурченко, Николай Гринько, Тамара Семина, Ирина Короткова, Иван Рыжов, Федор Никитин, Татьяна Конюхова, Владимир Грачев, Муза Крепкогорская, Николай Граббе, Алексей Смирнов и др.

© Федоров А. В., 2012

Просмотров: 461
Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме:

  • Александр Федоров. Положительный образ СССР и советских персонажей в американских фильмах 1943-1945 годов
  • Александр Федоров. Федоров А.В. Герменевтический анализ советских игровых фильмов 1941-1942 годов на военную тему
  • Александр Федоров. Политическая ангажированность: герменевтический анализ советских игровых фильмов о жизни Ярослава Галана
  • А.В. Федоров. Образ Белого движения в зарубежном игровом кинематографе 1930-х — 1940-х годов
  • Александр Федоров. Анализ советских антирелигиозных фильмов - А.В. Федоров
  • А.В. Федоров. Образ Белого движения в отечественном киноискусстве 1930-х годов
  • Александр Рубакин. Библиопсихология. Николай Рубакин
  • Георгий Почепцов. Сталин как главный шаман СССР
  • Георгий Почепцов. Информационная гибель СССР: причины и следствия
  • Николай Овчинников. Современные взгляды на мышление
  • Александр Федоров. Украинские повстанцы 1940-х — 1950-х годов в экранной версии Олеся Янчука: медиакритический анализ
  • Рифкат Гатупов. Мир под ракурсом судебной психиатрии в художественном фильме Рамиля Гарифуллина «Режиссер мозга» — мастер-класс для психотерапевтов.
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Александр Федоров. Стереотипы советского кинематографического образа войны и фильм В.Виноградова «Восточный коридор» (1966)
  • Александр Конельский. Интуиция — ваш лучший друг на пути к успеху. - Александр Конельский
  • Михаил Вершинин. Современные молодежные субкультуры: скинхеды. - Михаил Вершинин
  • Александр Федоров. Французские фильмы о школе и вузе. — А. Федоров
  • Александр Федоров. Ученые выяснили: в деньгах ли счастье?
  • Александр Федоров. Образ Франции и французов в советском и российском кинематографе. — А. Федоров
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Александр Федоров. Фильм «С любовью, Саймон» (2018) как гей-манифест в кино на школьную тему
  • Александр Марков. Почему самки приматов кричат во время секса?
  • Александр Марков. Дружба людей и собак регулируется окситоцином
  • Константин Бурсаков. БДСМ как избавление от чувства вины
  • Александр Федоров. Холодная война на экране
  • Александр Фролов. Дети не читают
  • Александр Федоров. Григорий Распутин как западный кинообраз варварской России
  • Александр Федоров. Раскрыт психологический секрет игры «Тетрис»
  • Александр Евсеев. Литературное творчество военных лидеров ДНР: попытка психоанализа
  • Александр Федоров. Польский кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь