ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 1 (1989)

- Оглавление -




Анатолий Чистяков

ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
КОНСТРУКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Психологи только объясняли психику,
но дело заключается в том, чтобы
развивать ее.

Науку можно рассматривать на уровне особенного категориального отношения между субъектом и объектом как продуктивный процесс их специфического взаимодействия, обусловленного способами деятельности субъекта. Полный продукт науки состоит из изменений ее субъекта и объекта, а также из различного рода знаний, полученных вследствие этого взаимодействия. В зависимости от внутренней необходимости субъекта науки данный процесс взаимодействия имеет характер познания или преобразования им объекта науки.

В первом случае продукт взаимодействия опредмечивается преимущественно в субъекте науки: субъект, так сказать, объективируется или, проще говоря, познает объект науки. Во втором случае продукт взаимодействия реализуется преимущественно в объекте науки: объект субъективируется, т.е. преобразуется субъектом науки. Строго говоря, продукт взаимодействия всегда воплощается и в субъекте и в объекте науки, однако в различной мере: между процессами познания и преобразования имеется качественное различие. Это качественное различие между познавательной и преобразовательной деятельностью* субъекта науки по отношению к ее объекту является основанием для выделения ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ и ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ функций науки.

* Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.

Расширение понятия науки достигается установлением перпендикулярной оси к рассмотренному выше линейному отношению: если субъект науки берет объектом познания и преобразования само это отношение, т.е. саму науку в ее предыдущем понимании, то формируются такие функции науки как РЕФЛЕКСИВНАЯ и РЕОРГАНИЗАЦИОННАЯ, в которых субъект познает и преобразует собственные способы научной деятельности. По такому принципу можно выделить еще ряд функций науки, но для нашего исследования достаточно структуры, состоящей из трех функций: познавательной, преобразовательной и рефлексивной.

В настоящее время в этой структуре наиболее развитой является познавательная функция науки. Поэтому в общепринятом представлении наука отождествляется с ее познавательной функцией, нередко даже с гносеологическим продуктом этой функций – ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ЗНАНИЕМ. Однако в самой науке этот взгляд уже преодолевается вследствие развития ее рефлексивной функции, резкого роста количества и качества гносеологической продукции этой функции – МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. В свете последнего актуализируется истина, которая уже была зафиксирована в научной философии: в отношении того, что познание субъектом науки ее объекта, равно как и рефлексия им самой науки, не является для него самоцелью, а служит средством более эффективного преобразования объекта науки, поэтому редукция науки к ее познавательной функции начинает отходить в прошлое, а дальнейшая перспектива во многом связывается с развитием преобразовательной функции науки.

Особенно это касается гуманитарных наук, отстающих в своем развитии от естественных и общественных. Необходимость их ускоренного развития в нашей стране вызвана как повышением роли "субъективного фактора" в разработке и реализации новых моделей социально-экономического развития, так и возрастающей актуальностью научно-практического решения проблемы формирования нового, целостно и гармонично развивающегося человека.

Основной, онтологический продукт преобразовательной функции науки реализуется, как уже говорилось, в самом объекте науки, в изменении его состояния, а ее гносеологический продукт опредмечивается в ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ЗНАНИИ. При этом преобразование объекта науки мажет осуществляться в направлении его развития, повышения уровня организации, усиления интегративных, негэнтропийных тенденций, а может и в направлений разрушения, понижения уровня организации, усиления дезинтегративних, энтропийных тенденций. Преобразовательная деятельность субъекта науки может быть связана с реализацией общечеловеческих, глобальных ценностей, а может и вступать в противоречие с ними. Поэтому преобразовательная функция науки может быть как КОНСТРУКТИВНОЙ, так и ДЕСТРУКТИВНОЙ.

Таким образом, можно говорить о познавательной, рефлексивной и преобразовательной науке, подразумевая ее функции, а также о теоретическом, методологическом и технологическом знании, имея в виду гносеологический продукт ее функционирования. Совокупный гносеологический продукт науки в рамках обозначенной функциональной структуры состоит из теории объекта науки, методологии науки и технологии преобразования объекта науки. Говоря о конструктивной науке в узком смысле, мы имеем в виду соответствующее (нравственное) направление преобразовательной науки. Но в широком смысле под конструктивной наукой подразумевается самостоятельная наука с достаточно развитыми функциями. Роль и ответственность (надежность) познавательной функции и конструктивной теории здесь не уменьшается, а увеличивается.

Возникновение современных конструктивных наук обусловлено внедрением науковедческого продукта в конкретные научные дисциплины. Так возникла, например, конструктивная география. Проделав эту процедуру в отношении психологии, мы получим ее функциональную структуру, включающую: познавательную психологию, гносеологическим продуктом которой является ТЕОРИЯ ПСИХИКИ; рефлексивную психологию, продуктом которой является МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ; преобразовательную психологию, продукт которой – ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПСИХИКИ.

Если мы рассмотрим бытующее в отечественной философско-психологической литературе определение психологии как науки о сущности психического отражения, то обнаружим, что оно хорошо иллюстрирует зафиксированный нами факт популярного отождествления науки с ее познавательной функцией, ибо данное определение репрезентирует лишь познавательную психологию. Но, как уже отмечалось, теперь ситуация в отечественной гуманитарной науке изменяется, в частности, развивается рефлексивная функция психологии. В связи с этим современная познавательная психология интерпретируется как абстрактно-аналитическая и в перспективе не исключается возможность возникновения иной, аналитико-синтетической психологии, включающей медицину и педагогику в широком смысле.* Фактически, речь идет о возможности возникновения научной преобразовательной психологии.

* Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М., 1983.

В нашей стране такая психология возникла сравнительно недавно, а на Западе она существует уже более полувека. Современная западная преобразовательная психология может быть представлена рядам таких направлений, как гуманистическая психология, психосинтез, трансперсональная психология, экзистенциальная метапсихиатрия и др., включающих медицинские и андрагогические подходы и получающих терапевтические и развивающие эффекты.

Современная отечественная преобразовательная психология как наука о сущности и способах психической регуляции получила наибольшее и стабильное развитие в инженерной психологии. Здесь разработаны комплексные методики формирования и оптимизации психологических систем операторской деятельности. Некоторые из этих разработок могут использоваться в программах интегрального развития и эффективного восстановления человека. В качестве примера приведем методику самоуправления состоянием посредством распределения внимания (РВ), разработанную О.Г.Бахтияровым.* Она позволяет осуществлять целевое развитие сверхнормальных психических способностей, лежащих в основе повышенной работоспособности, эффективного восстановления и разнообразной парапсихологической феноменологии, а также может служить психотехническим средством развития самосознания.

* Бахтияров О.Г. О методах регуляции психофизического состояния оператора. Тезисы сообщений к VI Всесоюзному съезду общества психологов СССР. М., 1983. Также: Бахтияров О.Г., Загнибеда В.Д. Приемы психорегуляции и подготовка оператора. Тезисы VI Всесоюзной конференции по инженерной психологии. Л., 1964.

Становление и развитие научной преобразовательной психологии связано с экспериментальным освоением, адекватизацией и системной трансформацией ее донаучных и паранаучных форм. В качестве основных типов преобразовательной психологии, сложившихся исторически, можно назвать житейскую психологию, эзотерическую психологию и психиатрию. В этом психотехнологическом массиве наиболее развитой, возможно, и древней системой преобразовательной психологии, действительно включающей "медицину и педагогику в широком смысле", является йога (следует различать Йогу как философию и как технологию преобразования психики).*

* Владимирский А.В. Йога, психиатрия и конструктивная психология. 1983. (рукопись)

Внимание к предшествующим отечественным и инокультурным психотехнологиям не случайно. Хотя гносеологический продукт эмпирических систем преобразовательной психологии прошлого теоретически неадекватен, он обобщает многовековой технологический опыт, которым не обладает исторически молодая научная психология, и который ей придется осваивать. В этом отношении психология ничем не отличается от других наук: новую и более эффективную технологию здесь можно получить лишь в результате осмысления и освоения старых технологий преобразования психики.

Поскольку преобразование психики может вестись в двух направлениях – развития и разрушения, то преобразовательную психологию, в свою очередь, можно подразделить на конструктивную, гносеологическим продуктом которой является ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ, и деструктивную, продуцирующую ТЕХНОЛОГИЮ РАЗРУШЕНИЯ ПСИХИКИ. Указание на этот важный методологический момент не будет излишним и формальным, так как в настоящее время методологи науки, говоря о конструктивном подходе, все еще нередко подразумевают под ним преобразовательный, т.е. имеет место отождествление этих понятий. Следствием такого отождествления является смешение конструктивных и деструктивных тенденций в науке, разработка технологий, оказывающих разрушительное воздействие на человека, его внутренний и внешний мир. В этом контексте можно дать следующее определение конструктивной психологии: КОНСТРУКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ЭТО НАУКА О СУЩНОСТИ, ЦЕННОСТИ И СПОСОБАХ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ.

Термин "конструктивная психология" в истории психологической науки употреблялся в различных значениях. Например, в прошлом веке В.Дильтей под конструктивной психологией понимал такую объяснительную психологию, в которой теория психики конструировалась исследователем как сложная система, состоящая из простейших психических элементов. Ей он противопоставлял описательную психологию как более адекватную.* В начале века К.Левин выделил три стадии исторического развития науки: спекулятивную, дескриптивную и конструктивную. Здесь предшествующая объяснительная психология относилась к спекулятивной, а конструктивной называлась психология, располагающая законами развития и функционирования психики.** В своем подходе Левин в значительной степени стоял на познавательных и естественнонаучных позициях.

* Дильтей В. Описательная психология. Л., 1924.

** Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.

Современная конструктивная психология стоит на развивающих и гуманитарных (культурных) позициях. Этому способствовали, по меньшей мере, два обстоятельства. Во-первых, осознание того факта, что психику можно и нужно не только объяснять, но и сознательно развивать, не довольствуясь ее стихийным развитием. Во-вторых, общий поворот науки к человеку, характерный для нашего времени, потребовал "очеловечивания" и самой науки о человеке, была осознана неправомерность механического переноса естественнонаучных и общественнонаучных подходов к гуманитарному объекту.

В настоящее время конструктивная психология становится профессиональной формой психологического сознания в нашей стране. Об этом свидетельствует состоявшаяся в 1989 году в Красноярском государственном университете научно-практическая конференция "Конструктивная психология – новое направление развития психологической науки и практики". На ней сформулировано следующее определение конструктивной психологии: "конструктивная психология – это теория и методы создания (проектирования, конструирования) принципиально новых психических явлений (как механизмов отражения мира и регуляции деятельности)на основе неограниченных возможностей совершенствования человека в процессе прогрессивного развития общества".*

* Головаха Е.И., Кроник А.А. Конструктивные функции психологии. // Психологический журнал. 1989. №6. с.30.

Разрабатываемый нами вариант конструктивной психологии ценностно ориентирован на обеспечение таких значимых для каждого человека процессов, как интегральное развитие, оптимальное функционирование и эффективное восстановление. Ее субординационная структура построена как эволюционная спираль, где каждый верхний уровень диалектически снимает нижний. Верхний теоретико-технологический уровень конструктивной психологии занимает психология интегрального развития, средний уровень – психология оптимального функционирования, нижний – психология эффективного восстановления.

Методологической предпосылкой получения теории сознательного развития психики является рассмотрение роли психики в онтогенезе человека. Согласно современным (системным) представлениям человеческая психика выступает в качестве управляющей подсистемы взаимодействия человека с миром в течении его жизненного цикла. Иными словами, функция человеческой психики состоит в регуляции процесса жизнедеятельности человека. Развитие психики человека, следовательно, означает развитие его способности управлять процессом своей жизнедеятельности. Уровень этого управления тождественен степени действительной свободы человека. Обеспечение повышения этого уровня является центральным направлением конструктивной психологии.

1989



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1113
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Е. Н. Молодцова. ПОГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ НАУКИ | Примечания Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих М.,
  • С. С. Аверинцев. МИР КАК ШКОЛА | Примечания Certamen Hesiodi et Homeri. Anstotelis Poetica 2,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §11 В этом отношении действительной противоположностьюзнания является чувство,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §55 Воля как таковая свободна: это следует уже
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §56 Эта свобода, это всемогущество, обнаружением иотпечатком которых
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Примечания Предисловие к первому изданию Метафизика греч. 150
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §58 Всякое удовлетворение, или то, что обычно называютсчастьем,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §62 Мы показали, что первое и простое утверждение
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §63 Мы признали, что временное правосудие,пребывающее в государстве,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §66 Мораль без обоснования, т.е. простое морализирование, неможет
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §69 Мы достаточно охарактеризовали, в границах нашегоисследования, отрицание
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §68 После этого отступления, доказывающего тождество чистойлюбви и
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Ob nicht Natur zulezt sich dochergr252ndeИ не раскроется
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Первая О МИРЕ КАК ПРЕДСТАВЛЕНИИ Первое размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §44 То, чем для низших ступеней объектности воли
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §39 Ко всем этим размышлениям, выдвигающим субъективныймомент эстетического
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Третья О МИРЕ КАК ПРЕДСТАВЛЕНИИ Второе размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §28 Мы рассмотрели великое многообразие и различие явлений,в
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §22 Эта вещь в себе удержим кантовский термин
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Вторая О МИРЕ КАК ВОЛЕ Первое размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §15 И вот, если при нашем убеждении, что
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §8 Как из непосредственного солнечного света взаимствованное отражение
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §52 Мы рассмотрели все искусства в той общности,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §6 Пока же, в этой первой книге, мы
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §26 Нижней ступенью объективации воли являются всеобщие силыприроды,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §50 Итак, если целью всякого искусства служит передачапостигнутой
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Четвертая О МИРЕ КАК ВОЛЕ Второе размышление:
  • В. Дильтей. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Глава 1 МЫСЛИ ОБ ОПИСАТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Задача психологического
  • В. Дильтей. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Глава 5 ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ И ОПИСАТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЕЙ
  • В. Дильтей. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Глава 2 РАЗЛИЧИЕ ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ И ОПИСАТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Различение



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь