Согьял Ринпоче. КНИГА ЖИЗНИ И ПРАКТИКИ УМИРАНИЯ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Глава XX

ПРИСМЕРТНЫЙ ОПЫТ: ЛЕСТНИЦА В НЕБЕСА?

Сейчас на Западе мы стали хорошо ознакомленными с присмертным опытом. Это название дано ряду переживаний, изложенных людьми на протяжении истории во всех мистических и шаманских традициях, а также различными писателями и философами, такими как Папа Григорий Великий, некоторыми из великих суфийских мастеров, Толстым и Юнгом. Моим любимым примером из истории является рассказ, поведанный в восемнадцатом веке великим английским историком, монахом Беде.

Где-то в это время подобно тому, как в старые времена, пришло в Британию замечательное чудо. Ибо для того, чтобы воскресить живущих из духовной смерти, уже умерший человек возвратился к телесной жизни и поведал множество замечательных вещей, которые он увидел. Некоторые из них я нашел достаточно ценными, чтобы вкратце упомянуть о них здесь. В деревне Нортумбрианс, в местечке, известном как Каннингэм, жил глава семьи, посвятивший всю свою жизнь хозяйству. Однажды он заболел и ему становилось все хуже и хуже, пока не наступил кризис, и в ранние часы ночи он умер. Но на рассвете он возвратился к жизни и, внезапно приподнявшись с постели, привел в ужас окружающих, оплакивающих тело, которые убежали прочь; только жена, сильно любившая его, осталась с ним, несмотря на трепет и страх. Воскресший успокоил ее, сказав: "Не пугайся, ибо я поистине восстал из объятий смерти и мне позволено снова жить среди людей. Но с этого времени я не должен жить так, как жил раньше, и должен встать на другой путь жизни" –... Вскоре после этого он оставил мирские обязанности и поступил в монастырь в Мелроузе...

Беде далее продолжает:

Вот каков был рассказ об этом опыте, который он часто приводил: "Моим гидом был красивый человек в сияющем одеянии, и мы молча шли в направлении, кажущимся северо-западным. По мере того, как мы продвигались вперед, мы подходили к очень широкой и глубокой долине нескончаемой длины... Вскоре он вынес меня из темноты в атмосферу ясного света, и как только он меня направил к яркому свету, я увидел перед нами огромную стену, которая, как казалось, имела во всех направлениях бесконечную длину и высоту. Как я мог видеть, там не было ни ворот, ни окна, ни входа в нее. Я начал удивляться, почему мы приближались к стене. Но когда мы достигли ее окончательно – я не знаю, какими средствами – но мы были наверху. Посреди широко раскинувшегося красивого луга... И такой свет наполнял все это место, что он казался ярче, чем ясность полуденных солнечных лучей дневного света...

(Проводник сказал): "Теперь ты должен возвратиться в свое тело и еще раз пожить среди людей; но если ты будешь взвешивать свои поступки с большей внимательностью и учиться придерживаться добродетельных и простых слов и методов, тогда, когда ты умрешь, ты также получишь обитель среди этих счастливых духов, которых ты видишь. Ибо, когда я на некоторое время покинул тебя, я сделал так для того, чтобы открыть, каким будет твое будущее. Когда он сказал мне это, я был очень нерасположен возвращаться в свое тело; ибо был заворожен прелестью и красотой того места, и окружением, которое я там видел. Но я не осмелился спросить своего проводника, и поэтому не знаю, как тем временем я внезапно оказался живым среди людей еще раз".

Беде заканчивает свой рассказ такими словами:

Этот Божий человек не стал бы обсуждать те или иные вещи, которые он увидел с какими-либо равнодушными или беззаботно живущими людьми, но только с теми, кто был... готов принять его слова к сердцу и совершенствоваться в святости.

Мастерство современной медицинской технологии добавило новое поразительное измерение в размере присмертного опыта; в настоящее время много людей было воскрешено из "смерти", например, после катастроф, сердечных приступов или серьезных болезней, или во время операций или сражения. Присмертный опыт был предметом множества научных исследований и философских размышлений. Согласно авторитетному подсчету Гэллапа в 1982 г., чрезвычайно большое количество американцев – свыше восьми миллионов, или каждый двадцатый из населения, имел по крайней мере один присмертный опыт.

Хотя не нашлось двух человек, имевших один и тот же опыт, так же как и двух человек, которые могли бы иметь идентичные переживания в бардо, общий образец различных фаз в присмертном опыте, "внутреннем опыте", показывает следующее:

  1. Люди испытывают измененное состояние чувства спокойствия и благополучия, без боли, телесных ощущений или страха.

  2. Они, возможно, сознают гудящий и стремительный звук и обнаруживают себя отделенными от их тела. Это так называемый "внетелесный опыт". Они могут часто видеть тело как бы сверху; их зрение и слух обострены, их сознание ясное и очень подвижное, и они могут даже проникать сквозь стены.

  3. Они сознают другую реальность, входя в темноту, плавая в безмерном пространстве и затем быстро продвигаясь по туннелю.

  4. Они видят свет, вначале точку на расстоянии и магнетически притягиваются к ней, затем окутываются светом и любовью. Этот свет описан как ослепительный свет великой красоты, но он не причиняет глазам боли. Некоторые люди говорят о "существе из света", светящемся, кажущимся всеведущим присутствием, называемым некоторыми Богом или Христом, который сострадателен и любящ. Иногда в его присутствии они могут засвидетельствовать просмотр жизни, видя все, что они сделали в жизни: и хорошее, и плохое. Они телепатически общаются с этим присутствием и оказываются во вневременном и обычно наполненном блаженством измерении, в котором все обычные концепции, такие как время и пространство, не имеют значения. Даже если переживание длится в обычном времени только одну или две минуты, здесь возможно обширное и богатое развитие.

  5. Некоторые видят внутренний мир сверхъестественно красивым, с райскими ландшафтами и зданиями, с небесной музыкой, и испытывают чувство единения. И, как нам кажется, очень мало кто сообщил об ужасающих видениях адских сфер.

  6. Они могут достигать границы, через которую не смогут перейти; некоторые встречают умерших родственников и друзей и беседуют с ними. Они решают (часто без желания), или им указывают вернуться в тело и в эту жизнь, иногда со смыслом миссии и служения, иногда, чтобы защищать и заботиться об их семье, иногда просто, чтобы осуществить цель их жизни, которая не была завершена.

Самым важным аспектом присмертного опыта, как об этом неоднократно сообщается в литературе, является полное преображение, которое часто происходит в жизни, в установках, карьере и взаимоотношениях людей, имевших этот опыт. Они может быть не лишаются своего страха и боли умирания, но у них пройдет страх перед жизнью самой; и их заинтересуют духовные ценности, "путь мудрости", и скорее вселенская духовность, нежели догма какой-либо религии.

Как теперь должен быть проинтерпретирован присмертный опыт? Западные писатели, прочитавшие Тибетскую Книгу Мертвых, приравнивают эти переживания к переживаниям в бардо, изложенным в тибетской традиции. С первого взгляда кажется, что между ними существуют поразительные параллели, но как же точно подробности присмертного опыта соотносятся с учениями о бардо? Я чувствую, что это потребовало бы специального изучения за пределами кругозора этой книги, но существует ряд сходств и различий, которые мы можем видеть.

ТЕМНОТА И ТУННЕЛЬ

Конечная фаза процесса растворения в бардо умирания, как вы помните, – это когда "темный" опыт "полного достижения" возникает "подобно пустому небу, окутанному тьмой". Об этом учения говорят как о моменте блаженства и радости. Одна из главных черт присмертного опыта – это переживание движения "с неимоверной скоростью" и с "ощущением невесомости" через черное пространство – "кромешную, спокойную, удивительную тьму вниз по "длинному, темному туннелю".

Одна женщина рассказывала Кеннету Рингу:

Это было подобно пустоте, ничему, и это настолько спокойно, настолько приятно, что ты можешь продолжать двигаться. Это абсолютная темнота, здесь вообще нет ощущений, нет чувств... что-то вроде темного туннеля. Это подобно проплыванию высоко в воздухе.

Еще одна женщина ему рассказала:

Первое, что я помню, это неистовый проносящийся звук... Трудно подобрать правильные слова для описания его. И то, с чем я могла бы наиболее близко сопоставить его, это, возможно, со звуком торнадо – с ужасным ураганным ветром, почти что подхватившим меня. И я из широкого пространства оказалась затянутой в узкое место.

Женщина сообщила Марготу Грэю:

Я была в том, что ощущалось подобно внешнему пространству. Там было абсолютно темно и чувствовалось, что тянуло вперед к отверстию, похожему на конец туннеля. Я знала это, потому что могла видеть свет в конце; вот почему я знала, что это было там. Я находилась в вертикальном положении и меня тянуло к отверстию. Я знаю, что это был не сон, таких снов не бывает. Я никогда бы не вообразила, что это был сон.

СВЕТ

В момент смерти Изначальное Свечение или Ясный Свет сияет во всей своей красоте. В Тибетской Книге Мертвых говорится:

О сын/дочь просветленного семейства... твое Ригпа есть свечение и пустота, которые неразделимы и оно пребывает как широкое пространство света вне рождения и смерти. Оно поистине является неизменным Светом Будды.

Мелвин Морз, специализировавшийся на исследовании присмертных переживаний у детей, отмечает:

Почти каждое присмертное переживание у детей (и около четверти у взрослых) имеет в себе элемент света. Они все рассказывают, что свет появляется в заключительных стадиях присмертного опыта, после того, как они получили переживание нахождения вне тела и прошли через туннель.

Одно из лучших описаний продвижения к свету было изложено Марготом Грэем:

Затем постепенно ты осознаешь то, что далеко на расстоянии, на неизмеримом расстоянии, ты, возможно, достигаешь конца туннеля, поскольку можешь видеть белый свет. Но он так далеко, что я могу только сравнить его с тем, как будто смотришь в небо и видишь единственную звезду, но визуально ты должен помнить, что смотришь сквозь туннель, и этот свет словно заполняет конец туннеля. Ты концентрируешься на этом световом пятнышке, потому как по мере продвижения вперед ты предвкушаешь достижение этого света.

По мере твоего путешествия к нему с экстремальной скоростью он становится больше и больше. Как кажется, процесс отражения в целом занимает около минуты. Постепенно продвигаясь ближе к этому сверкающему свету не возникает ощущения внезапного конца туннеля, но скорее ощущается слияние его со светом. Но теперь, когда туннель позади тебя, перед тобой является этот великолепный, прекрасный бело голубой свет. Это сияние настолько ярко, ярче чем свет, который мог бы внезапно ослепить тебя, но он абсолютно не причиняет твоим глазам боли.

Многие присмертные опыты описывают сам свет:

Мое описание света – скорее это был не свет, но отсутствие тьмы, полное и окончательное... Да, но вы думаете о свете как о сильном свете, падающем на вещи, так, что они оставляют тени и так далее. Этот свет был поистине отсутствием тьмы. Мы не привыкли к такой концепции, потому что мы всегда получаем тень от света, если свет не повсюду вокруг нас. Но этот свет был настолько полным и завершенным, что вы не смотрите на свет, но находитесь в нем.

Один человек сказал Кеннету Рингу:

Он не был ярким. Он был подобен лампе под абажуром или чем-то вроде этого. Но это было не таким светом, какой ты получаешь от лампы. Вы знаете, как это было? Как будто кто-то положил на солнце тень. Это давало мне чувство сильной умиротворенности. Я больше не боялся. Казалось, что все будет хорошо.

Одна женщина сказала Марготу Грэю:

Этот свет ярче, чем что-либо, что вы можете себе представить. Не находится слов, чтобы описать его. Я была так счастлива, что это невозможно себе представить. Это было такое чувство безмятежности. Это было чудесное чувство. Свет настолько яркий, что обычно ослепил бы тебя, но он нисколько не причиняет боли глазам.

Другие отмечают, что они не только видели свет, но входили прямо в него. Они говорят об испытываемых чувствах так: "У меня не было чувства, что я нечто отдельное от него. Я был светом и был единым с ним."

Одна женщина, которая перенесла две серьезные операции в течение двух дней, сказала Марготу Грэю:

Только моя сущность была ощутимой. Время больше не имело никакого значения и пространство было наполнено блаженством. Я купалась в сияющем свете, окунаясь в радужную ауру. Все сливалось. Звуки здесь были иного порядка – гармоничные, безымянные (теперь я называю это музыкой).

Еще один человек, достигший этой точки вхождения в свет, описывает это так:

Одновременно произошел целый ряд событий, но описывая их, я рассмотрю их как бы по очереди. Это было ощущением присутствия некоторого вида, скорее всего энергии, не в смысле присущей какому-то человеку, но разуму, с которым возможно общаться. Она своим размером покрывала всю перспективу передо мной. Она полностью поглощает все; ты ощущаешь себя окутанным ею.

Этот свет непосредственно общается с тобой, читая телекинетически волны твоих мыслей, невзирая на язык. И казалось, что невозможно получить сомнительное утверждение. Первое послание, которое я получил, было следующим: "Расслабься, все прекрасно, все хорошо, тебе нечего бояться". Я мгновенно почувствовал абсолютное облегчение. В прошлом, если кто-то вроде врача мне говорил: "Все хорошо, тебе нечего бояться, больно не будете, обычно я не мог этому верить.

Но это было самым прекрасным чувством из всех, которые я когда-либо испытал; это абсолютно чистая любовь. Каждое чувство, каждая эмоция полностью совершенны. Ты чувствуешь тепло, но с температурой ничего не происходит. Здесь все абсолютно живо и ясно. То, что свет сообщает тебе, – это чувство истины и чистой любви. Ты испытываешь это впервые. Ты не можешь это сравнить ни с любовью твоей жены, ни с любовью твоих детей, ни с сексуальной любовью. Даже если все те вещи соединены вместе, ты не можешь сравнить это с чувством, которое ты получаешь от света.

Человек, который был близок к смерти в возрасте четырнадцати лет, вспоминает:

Как только я достиг источника Света, я смог видеть сквозь него. Я не могу описать в человеческих терминах пережитые чувства и то, что я видел. Это был гигантский бесконечный мир спокойствия и любви, энергии и красоты. Была мысль, что человеческая жизнь ничего не значит по сравнению с этим. И однако это в то же время настаивало на важности жизни, поскольку она выпросила смерть как средство к другой, лучшей жизни. Это было всем бытием, красотой, и смыслом всего существования. Это было все энергией вселенной за все времена, собранной в одном месте.

Мелвин Морз, написавший обзор о присмертных переживаниях у детей, говорит, как они описывают свет на своем простом красноречии:

Я хочу вам рассказать удивительный секрет. Я взбирался по лестнице в небеса.

Я так хотел добраться до этого Света.

Там был прекрасный Свет, который заключает в себе все хорошее. Примерно через неделю я мог видеть вспышки этого Света во всем.

Когда я в больнице очнулся от комы, и открыл глаза, я увидел отблески Света везде. Я мог видеть, как все в этом мире соединяется вместе.

СХОДСТВА С БАРДО СТАНОВЛЕНИЯ

В присмертном опыте ум, на короткое время освобожденный от тела, проходит через ряд опытов, схожих с теми, что проходит ментальное тело в бардо становления.

1. Внетелесный опыт

Присмертный опыт очень часто начинается с переживания вне тела: люди могут видеть свои собственные тела, так же как и среду, окружающую их. Это совпадает с тем, о чем уже было сказано в Тибетской Книге Мертвых.

Я вспоминаю, как почувствовал кружение от анестезии, затем меня как бы снесло и я обнаружил себя вне своего тела, рядом с кроватью, смотрящим вниз на себя. Я сознавал только наличие мозга и глаз и не помню того, чтобы у меня было тело.

Мужчина, пострадавший от сердечного приступа, рассказал Кеннету Рингу:

Казалось, будто меня там приподняли в пространстве и только мой ум оставался действующим. Ощущения тела не было, словно мой мозг подняли в пространстве. Я был ничем иным, но только своим мозгом. Будучи невесомым, я не имел ничего.

2. Беспомощно смотрящие родственники

Я описал, как в бардо становления умершие способны видеть и слышать своих родственников, но они не могут, к их сожалению, общаться с ними. Одна женщина из Флориды рассказала Майклу Сэбому, как она из-под потолка смотрела вниз на свою мать.

Самое главное, что я помню, – это чувство огорчения по поводу того, что я никак не могла дать ей знать о том, что у меня все хорошо. Я каким-то образом знала, что со мной все в порядке, но не знала, как ей об этом сказать...

Другая женщина рассказала Майклу Сэбому:

Я сидела там, наверху, глядя на себя в конвульсиях, а мои мать и прислуга пронзительно кричали и вопили, потому как решили, что я умерла. Мне было так жаль их... Такая глубокая, глубокая печаль. Но я чувствовала, что я там свободна и нет причины для страдания.

3. Совершенная форма, подвижность и ясновидение

Ментальное тело в бардо становления описано в Тибетской Книге Мертвых как "подобное телу Золотого века", и как имеющее почти сверхъестественную подвижность и ясновидение. Присмертные опыты также находят, что форма, которую имеют ментальные тела, совершенна и они находятся в расцвете жизни.

Плавая, я чувствовал себя значительно моложе... Впечатлением, которое я получил, было то, что я был способен видеть некоторым образом себя через отражение или что-то вроде того, где я был на двадцать лет моложе, чем мне было на самом деле.

Они также находят, что могут мгновенно перемещаться посредством силы мысли. Ветеран войны во Вьетнаме рассказывал Майклу Сэбому:

Я почувствовал, что могу вообразить себя везде, где я захочу и мгновенно там оказаться... Я сразу же ощутил себя наделенным силой. Я мог делать то, что хотел... Это правда, что там было все реальнее, нежели здесь.

Я внезапно вспомнил возвращение на поле сражения, где меня потеряли... Это было почти подобно твоей материализации там, и вдруг, в следующий момент оказываешься прямо здесь. Это было словно ты моргнул глазами.

Во многих присмертных опытах также сообщается о ясновидящем чувстве полного знания "от начала до скончания времен". Одна женщина рассказывала Раймонду Моуди:

Внезапно всезнание всего, беспрерывно продолжающееся с изначальных времен, предстало предо мной. За секунду я узнала секреты веков, весь смысл Вселенной, звезд, луны смысл всего.

В этом был некий момент – наверное, не найдется способа описать его – но было так, словно я знала все... На тот момент общение будто бы не было необходимым. Я думала: "Все, что я хочу знать, я могу узнать".

Пока я была там, я ощущала себя в центре всего. Я чувствовала себя просветленной и очищенной. Я чувствовала, что могу видеть суть всего. Все соответствовало и имело смысл, даже мрачные времена. Также почти казалось, что все куски разрезанной картины вновь собраны в надлежащем порядке.

4. Встреча с Другими

В тибетских учениях описано, что ментальное тело в бардо становления встречает других обитателей бардо. Аналогично, проходящий через присмертный опыт часто может беседовать с другими умершими. Ветеран войны во Вьетнаме, с которым беседовал Майкл Сэбом, сказал, что пока он лежал без сознания на поле сражения, обозревая свое собственное тело:

Тринадцать парней, убитых за день до меня, которых я клал в полиэтиленовые мешки, были прямо здесь со мной. И более того, во время хода событий, произошедших в мае месяце, в моей роте погибло сорок два человека. Все из сорока двух парней были здесь. Они не имели формы, воспринимаемой как человеческое тело... но я знал, они были там. Я чувствовал их присутствие. Мы общались, не пользуясь нашими голосами.

Женщина, у которой под наркозом во время удаления зуба остановилось сердце, рассказала:

Затем я обнаружила то, что нахожусь среди прекрасного ландшафта. Трава была зеленее, чем что-либо на земле, там был специфический свет или зарево. Цвета были неописуемы. Здесь цвета не поддаются сравнению... В этом месте я видела людей, о которых знаю, что они умерли. Здесь не произносилось слов, но было так, словно я знала, о чем они думают и в то же время я знала, что им известно то, о чем думаю я".

5. Различные сферы

В бардо становления, наряду со многими другими типами видений, ментальное тело увидит видения и знаки различных сфер. Небольшой процент из переживших присмертный опыт сообщают о видениях внутренних миров, рая, городов из света с трансцендентальной музыкой.

Одна женщина рассказала Раймонду Моуди:

Далеко на расстоянии... я могла видеть город. Там были здания – отдельные здания. Там все ярко мерцало. Люди были счастливы там. Там была сверкающая вода, фонтаны... я думаю, было бы подходящим назвать это городом света... он был удивителен. Там была прекрасная музыка. Все удивительно сверкало... Но если бы я вошла туда, я думаю, что никогда бы не возвратилась. Было сказано, что если я войду туда, то назад не смогу вернуться... Это решение было моим".

Другой человек рассказал Марготу Грэю:

То, где я очутился, казалось похожим на некий вид строения или здания, как я помню, там не было стен. Там был только всепроникающий прекрасный золотой свет... Я заметил рядом с собой множество людей, которые, как казалось, прогуливались или проезжались вокруг; даже казалось, что они не. идут, а как бы скользят. Я вовсе не чувствовал себя отдельно от них; одно из чувств, которое я наиболее помню о них, это чувство единения, и то, что я являюсь неотъемлемой частью всего, что вокруг меня и около меня.

6. Адские видения

Тем не менее, не все описания присмертного опыта положительны, как вы могли бы ожидать из того, о чем мы сказали, говоря о тибетских учениях. Некоторые люди сообщают об ужасающих переживаниях страха, паники, одиночества, изоляции и мрака, ярко напоминающих описания бардо становления. Один человек, как сообщил Маргот Грэй, говорил о том, что его засасывало "в широкий черный вихрь, подобный водовороту", и те, у кого есть тенденция к ощущению негативных переживаний, скорее подобны тем, кому предстоит переродиться в низших сферах в бардо становления, и они путешествуют вниз, вместо того, чтобы идти вверх.

Я продвигался вперед, как часть реки звука, представляющей собой постоянное кипение человеческого шума... Я чувствовал, что погружаюсь в него и становлюсь частью потока, медленно затопляясь им. Великий страх овладел мною как только я узнал, что однажды, будучи поглощенным этой постоянно растущей массой звука, я исчезну.

Я смотрел вниз в большую яму, которая была наполнена клубящимся серым туманом и оттуда протягивалось множество рук, пытающихся захватить меня и затащить туда. Оттуда доносился ужасный вопль, полный отчаяния.

Другие люди переживали то, что возможно даже назвать адскими видениями, – сильный холод или невыносимую жару, и слышали звуки воплей мучеников или звуки, подобные тем, какие издают дикие звери. Одна женщина, опрашиваемая Марготом Грэем, рассказала:

Я очутилась в месте, окутанном туманом. Я чувствовала, что нахожусь в аду. Там была большая яма с исходящим из нее паром и оттуда протягивались руки, пытающиеся схватить меня... Я пришла в ужас от того, что эти руки собираются вцепиться в меня и затянуть в яму... Огромнейший лев набросился на меня с другой стороны и я испустила вопль. Я не боялась льва, но как-то чувствовала, что он выведет меня из равновесия и столкнет в эту ужасную яму... Там внизу было очень жарко, и пар или дым был очень горячим.

Человек, пострадавший от сердечной недостаточности, рассказал:

Я продвигался вниз, все глубже в землю. Там присутствовал гнев, и я испытал этот ужасный страх. Все было серым. Шум был пугающим, с рычанием и грохотом, как от скрежета зубов бешеных диких зверей.

Раймонд Моуди пишет, что несколько человек заявляли, что видели существ, которые, как казалось, попались в капкан своей неспособности отказаться от привязанностей к физическому миру: от имущества, людей или привычек. Одна женщина говорила о них как о "людях, оказавшихся в тупике":

Что бы вы подумали, когда их головы наклонились вниз; у них был печальный, подавленный взгляд; казалось, что они тащились, словно скованные цепью... они выглядели, как потерпевшие полную неудачу, хмурые, мрачные. Казалось, что им суждено навеки плестись, не зная, куда они идут, не зная, за кем следовать и что искать.

Когда я проходила мимо, они даже не подняли своих голов, чтобы посмотреть, что же происходит. Казалось, они думают: "Увы, все кончено. Что я делаю? К чему это все?" Только лишь это совершенно подавленное, безнадежное поведение никто не знает, что делать, куда идти, или кем они были и т.д.

Казалось, что они скорее обречены на вечное движение, нежели на сидение, но в нем не было определенного направления. Они хотели идти прямо, затем изменяли направление влево, и сделав несколько шагов, поворачивали назад вправо. И ничего нельзя было сделать. Ищущие – но что они ищут, мне неведомо.

В имеющихся описаниях присмертного опыта иногда воспринималась граница или предел – достигалась точка невозвращения. У этой границы человек затем выбирает (или его наставляют) вернуться к жизни. Иногда это происходит посредством присутствия света. Безусловно, в тибетских учениях о бардо нет с этим параллелей, потому как они описывают, что происходит с человеком, который действительно умирает. Тем не менее в Тибете была группа людей, называемых делоками, которые имели что-то вроде присмертного опыта, и то, что они сообщают, поразительно схоже.

ДЕЛОК: ТИБЕТСКИЙ ПРИСМЕРТНЫЙ ОПЫТ

Необычное явление, малоизвестное на Западе, но знакомое тибетцам, – это делок. По-тибетски "делок" означает "вернувшийся из смерти". Традиционно делоками являлись люди, которые, как казалось бы, "умирают" в результате болезни и оказываются путешествующими по бардо. Они посещают адские сферы, где становятся свидетелями суда над умершими и страданий ада. Иногда они направляются в рай и сферы будды. Их могут сопровождать божества, которые их защищают и объясняют, что происходит. Через неделю делок посылается обратно в тело с посланием от Господина Смерти для живущих, понуждающего их к духовной практике и добродетельному образу жизни. Часто у делоков возникают трудности в том, как сделать, чтобы люди поверили их рассказу, и они проводят остаток своих жизней, излагая свои переживания другим для того, чтобы наставить их на путь мудрости. Биографии некоторых наиболее знаменитых делоков записаны и воспеты по всему Тибету путешествующими певцами.

Как вы можете ожидать, ряд аспектов делоков соответствует не только таким учениям о бардо, как Тибетская Книга Мертвых, но также присмертному опыту.

Лингза Чокьи, жившая в моей части Тибета в шестнадцатом веке, была знаменитым делоком. В своей биографии она рассказывает, как она не сразу смогла осознать, что умерла и как обнаружила себя вне тела и увидела труп свиньи, лежащий на ее кровати, одетый в ее одежды. Она отчаянно тщетно пыталась общаться со своей семьей, в то время как они занимались отправлением практик, связанных с ее смертью. Ее бесило, когда они не замечали ее и не ставили ей тарелку с едой. Когда ее дети плакали, она чувствовала, как сыпется "град из гноя и крови", причиняя ей сильную боль. Она рассказывает, что испытывала радость всякий раз, когда проводились практики, и неизмеримое счастье, когда в конце концов она предстала перед учителем, практикующим для нее, и находившемся в природе ума, и ее ум и его ум становились единым.

Через некоторое время она услышала чей-то голос, и как ей показалось, это был голос ее отца, призывающий ее, и она последовала за ним. Она прибыла в сферу бардо, которая, как ей казалось, походила на какую-то страну. Оттуда, как она рассказывает, пролегал мост, ведущий в адские сферы, туда, где Господин Смерти подсчитывает благие и неблагие деяния умерших. В этой сфере она встречала различных людей, излагавших свои истории, и увидела великого йогина, пришедшего в адские сферы, чтобы освободить существ.

В конце концов, Лингза Чокьи была послана обратно в мир, поскольку там произошла ошибка относительно ее имени и ее семьи, и время ей умирать еще не наступило. С посланием от Господина Смерти к живущим она вернулась в свое тело, выздоровела и провела остаток своей жизни, излагая то, чему научилась.

Феномен делоков не просто исторический. Он продолжал существовать в Тибете вплоть до недавнего времени. Иногда делоки могут покинуть тело на срок около недели и встретить людей, которые умерли. Эти люди иногда вообще не знакомы делокам, но они оставляют послания для своих живущих родственников и просят своих родственников сделать для них определенные виды практик. Затем делок обычно возвращается к своему телу и приносит их послание. В Тибете это было обычным делом и были разработаны методы для определения, являются ли делоки мошенниками или нет. Дочь Дилго Кхьенце Ринпоче рассказала Франсуа Поммаре, автору книги о делоках, что в Тибете, на время проведения делоком своего опыта отверстия на его теле замазывали маслом, а на лицо накладывалась паста, сделанная из ячменной муки. Если масло не плавилось, и маска не трескалась, то делок признавался подлинным.

Традиция делоков продолжается в тибетском регионе Гималаев по сей день. Эти делоки – совершенно обычные люди, часто женщины, очень преданные и имеющие великую веру. Они "умирают" в специальные дни буддийского календаря на несколько часов, и их основная функция – действовать как посланники между живущими и умершими.

ПОСЛАНИЕ ПРИСМЕРТНОГО ОПЫТА

Как мы увидели, существуют значительные сходства между присмертным опытом и учениями о бардо; также существуют значительные различия. Самое большое различие, разумеется, это то, что проходящие через присмертный опыт не умирают, тогда как учения описывают то, что происходит с людьми, когда они умирают действительной физической смертью, и как они перерождаются. Тот факт, что проходящие присмертный опыт не следуют далее в своем путешествии в смерть некоторые из них "умирают" только лишь на минуту – должен некоторым образом объяснить, по крайней мере, возможность различий между двумя подходами.

Некоторые писатели намекали на то, что присмертный опыт выражает стадии процесса распада на элементы в бардо умирания. Я чувствую, что было бы преждевременным пытаться так точно связывать присмертный опыт с описаниями бардо, потому что человек, переживший присмертный опыт, был только лишь – буквально – "при смерти". Я объяснил своему учителю Дилго Кхьенце Ринпоче природу присмертного опыта, и он назвал это феноменом, который принадлежит естественному бардо этой жизни, потому как сознание покидает тело человека, который якобы "умер", и временно путешествует в различных сферах.

Дилго Кхьенце Ринпоче подразумевал то, что проходящие через присмертный опыт переживают свою клиническую смерть внутри естественного бардо этой жизни. Возможно, они стоят на пороге между двумя бардо, но в действительности они не входят туда и не возвращаются. Что бы они ни испытывали, они все еще находятся в естественном бардо этой жизни.

Также очевидны поразительные сходства между присмертным опытом, его результатами и мистическими состояниями, а также с измененными состояниями сознания. Например, пережившими присмертный опыт было рассказано о нескольких паранормальных явлениях. Некоторые имели предсказательные и пророческие планетарные видения, или "просмотр будущей жизни", что оказывалось необычайно точным. После присмертного опыта некоторые излагали переживания того, что кажется энергией кундалини;* другие находили то, что они обладают реальными и поразительными способностями ясновидения, или психического и физического целительства.

* В индуистской традиции считается, что Кундалини – это тонкая энергия, которая при Пробуждении способствует психофизической трансформации и соединению сознания с богом.

Многие из тех, кто близко подходил к смерти, лично говорили с бесспорным красноречием о красоте, любви, спокойствии, блаженстве и мудрости того, что они испытали. Для меня это звучит, словно у них были определенные мгновения сияния природы ума, и вряд ли удивит то, что такие мгновения должны вновь и вновь влиять на истинное духовное преображение. Однако, как говорит Маргот Грэй: "Нам не нужно почти умирать, чтобы пережить более высокую духовную реальность. Эта более высокая духовная реальность находится здесь и сейчас, в жизни, если только мы ее откроем и войдем в нее.

Я хотел бы сделать одно существенное предостережение: не позволяйте этим рассказам о присмертном опыте, которые так вдохновляющи, убаюкивать себя верованием в то, что все, что вы должны сделать, чтобы пребывать в таких состояниях мира и блаженства, – это умереть. Ясно, что это не так, и быть так не может.

Иногда, когда люди проходят через страдания и боль, они чувствуют, что не могут этого более выносить; и выслушивание присмертных рассказов могло бы, и это постижимо, соблазнить их положить конец этому всему, наложив на себя руки. Это могло бы казаться простым решением, но здесь проясняется факт, что через что бы мы ни проходили, все является частью жизни. И невозможно убежать. Если вы убежите, вы далее только встретите свои страдания, которые будут еще более глубокими.

Кроме того, поскольку это правда, что большинство из собранных присмертных опытов были положительными, все еще существует некоторое предположение о том, что действительно ли там редко отражаются негативные, ужасающие переживания, или, по крайней мере, их трудно вспомнить. Возможно, люди не хотят или не способны сознательно вспомнить более мрачные и пугающие переживания. Также сами прошедшие через присмертный опыт подчеркивают то, что они вынесли оттуда необходимость преображать наши жизни сейчас, пока мы живы, ибо как они говорят, у нас есть "более важная миссия, покуда мы здесь".

Это преобразование наших жизней сейчас является необходимым и существенным пунктом. Не трагично ли то, что это центральное сообщение присмертного опыта о том, что жизнь изначально священна и должна быть прожита со священной направленностью и целью, было омрачено и утрачено в свободной романтизации смерти? Не более ли трагично то, если такой поверхностный оптимизм далее усугубится и пренебрежет нашей действительной ответственностью перед собой и нашим миром, что станет угрозой для выживания на планете.

ЗНАЧЕНИЕ ПРИСМЕРТНОГО ОПЫТА

Неожиданно некоторые попытались показать то, что элементы присмертного опыта составляют нечто другое, нежели духовный опыт, и ученые-редукционисты постарались это объяснить в терминах физиологических, неврологических, химических или психологических эффектов. Тем не менее исследователи присмертного опыта, сами врачи и ученые, рассмотрев эти возражения одно за другим, настаивают на том, что они не могут объяснить присмертный опыт в целом. Вот как пишет об этом Мелвин Морз в конце своей замечательной книги "Ближе к Свету. Чему учит детский присмертный опыт":

Но присмертный опыт, как проясняется, является пучком событий, так что невозможно понять все в целом, рассматривая его различные части. Невозможно понять музыку, изучая различные частоты звука, которые порождает каждая нота, так же как нет необходимости иметь глубокое понимание акустической физики, чтобы восхищаться Моцартом. Присмертный опыт остается тайной.

Мелвин Морз также пишет:

Я чувствую, что только понимание присмертных переживаний будет первым шагом в залечивании великого разлада между наукой и религией, который начался с Исаака Ньютона почти триста лет назад. Объяснение врачам, медсестрам и нам самим того, что люди испытывают в свои последние часы, разобьет вдребезги наши предрассудки насчет того, как мы мыслим о медицине и жизни.

Другими словами, большой прогресс в медицинской технологии одновременно обеспечивает средства своей революционизации. Мелвин Морз говорит:

Я нахожу забавным то, что это якобы наша медицинская технология привела к такому изобилию присмертных опытов... Присмертные опыты существовали на протяжении веков, но технология оживления пациентов распространилась только за последние двадцать лет. Теперь они рассказывают о своих переживаниях, давайте же послушаем их. Я это воспринимаю как вызов обществу... Присмертные опыты, как мне кажется, являются естественными психологическими процессами, связанными с умиранием. Я собираюсь смело предсказать то, что если мы привнесем это знание в наше общество, это поможет не только умирающим пациентам, но и обществу в целом. Я вижу сегодняшнюю медицину как лишенную духа... И нет причин для того, почему технология и дух не могут существовать бок о бок.

Одна из причин, почему я написал эту книгу, – это показать то, что я верю, что Мелвин Морз, возможно, говорит следующее: "Технология и дух могут и должны существовать бок о бок, если развит наш полнейший человеческий потенциал. Не осмелится ли законченная и окончательно полезная человеческая наука охватить факты мистического и факты смерти и умирания, как открытие из присмертного опыта и из этой книги?

Брюс Грейсон, одна из ведущих фигур в исследовании присмертного опыта, говорит:

Наука должна попытаться объяснить присмертный опыт, потому как в нем заложен ключ к нашему собственному росту... История говорит нам, что только в попытках объяснить явления, которые в настоящее время за пределами нашей досягаемости, наука откроет новые методы. Я верю, что присмертный опыт является одной из загадок, которая как раз может подтолкнуть ученых к развитию нового научного метода тем, что объединит все ресурсы знания – не только логические заключения интеллекта и эмпирические наблюдения физического, но также прямое переживание мистического.

Брюс Грейсон также сказал, что он верит в Присмертные опыты по следующей причине: "Основываясь на своем наблюдении присмертных опытов в течение нескольких лет, я думаю, что мы имеем эти опыты для того, чтобы научиться, как помогать другим".

Кеннет Ринг видит, однако, еще одну необычную возможность и значение присмертных опытов. Он спрашивает, почему так много людей сейчас имеют такие переживания и проходят через духовное преобразование в этой жизни. В течение многих лет, один из храбрейших первооткрывателей в поле присмертных исследований, он приходил посмотреть на переживших присмертный опыт, как на "посланников надежды", говорящих о более высокой и благородной духовной реальности и призывающих нас срочно изменить все аспекты нашей сегодняшней жизни; прекратить все войны, все разногласия между религиями и народами, и защитить и спасти окружающую среду:

Я верю... что все человечество в целом сообща борется за пробуждение более нового и высокого типа сознания,... и что присмертный опыт может быть рассмотрен как изобретение эволюции для привнесения этого преображения на протяжении периодов лет в миллионы людей.

Возможно то, что правда это или нет, зависит от всех нас: от того, действительно ли у нас есть смелость встретиться с выводами из присмертного опыта и учений бардо, и преображая себя, изменять мир вокруг нас, и так, стадия за стадией – все будущее человечество.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 515
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Чокьи Нима Ринпоче. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ И СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ КАК УМИРАТЬ Нам следует признать непостоянство всех
  • Чокьи Нима Ринпоче. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ И СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Предисловие Тулку Ургьена Ринпоче Есть наставление о
  • Чокьи Нима Ринпоче. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ И СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Эта книга посвящена памяти моей матери, Кунзанг
  • Чокьи Нима Ринпоче. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ И СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ БАРДО ЭТОЙ ЖИЗНИ Есть много способов
  • Чокьи Нима Ринпоче. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ И СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПРАКТИКА ДХАРМЫ В предыдущей главе было выделено
  • Чокьи Нима Ринпоче. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ И СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ Руководствуясь своим великим умением, мудростью
  • Чокьи Нима Ринпоче. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ И СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ МУЧИТЕЛЬНОЕ БАРДО УМИРАНИЯ О чем мы говорили
  • Чокьи Нима Ринпоче. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ И СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПРЯМЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ Мы уже рассмотрели три первые
  • Чокьи Нима Ринпоче. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ И СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ КАРМИЧЕСКОЕ БАРДО СТАНОВЛЕНИЯ Мы разобрали с вами
  • Чокьи Нима Ринпоче. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ И СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Послесловие Моя мать, Кунсанг Дечен, умерла 24
  • Чокьи Нима Ринпоче. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ И СМЕРТИ | Словарь АБХИДХАРМА чос мнгон па: Одна из трех
  • Чокьи Нима Ринпоче. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ И СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ СИЯЮЩЕЕ БАРДО ДХАРМАТЫ Третье бардо, сияющее бардо
  • Е. А. Тоpчинов. РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ Я долго искал Бога y христиан, Но
  • Е. А. Тоpчинов. РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ МАХАЯНА Прежде чем говорить о формах буддийской
  • Е. А. Тоpчинов. РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 3 ДОГМАТИКА И МИСТИКА В ХРИСТИАНСТВЕ
  • Е. А. Тоpчинов. РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 2 МИСТЕРИЯ СМЕРТИ И ВОСКРЕСЕНИЯ: СТРАДАЮЩИЕ
  • Е. А. Тоpчинов. РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ О РЕЛИГИОЗНОМ ОПЫТЕ Понятие религиозный опыт достаточно
  • Е. А. Тоpчинов. РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ РЕЛИГИЙ Выше раздел
  • Е. А. Тоpчинов. РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ РЕЛИГИЯ И КОСМОЛОГИЧЕСКUЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Этот вопрос в
  • Е. А. Тоpчинов. РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, мы завершили обзорное рассмотрениепсихотехнических традиций
  • Е. А. Тоpчинов. РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 4 ПРОФЕТИЗМ И МИСТИЦИЗМ В ИСЛАМЕ
  • Е. А. Тоpчинов. РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ ВИЗАНТИЙСКИЙ ИСИХАЗМ Исихазм 150 от греческого исихия
  • Е. А. Тоpчинов. РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Вторая РЕЛИГИИ ЧИСТОГО ОПЫТА: ДАОСИЗМ, ИНДУИЗМ,
  • Е. А. Тоpчинов. РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ ОЧЕРК ФОРМИРОВАНИЯ ДАОССКОЙ ПСИХОТЕХНИКИ В даосских классических
  • Е. А. Тоpчинов. РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 2 НАУКА ПСИХОТЕХНИКИ: ИНДУИСТСКАЯ ЙОГА СПЕЦИФИКА
  • Е. А. Тоpчинов. РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ ТИПЫ И ФОРМЫ ИНДУИСТСКОЙ ПСИХОТЕХНИКИ В этом
  • Е. А. Тоpчинов. РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 3 РАСЦВЕТ ПСИХОТЕХНИКИ В БУДДИЗМЕ ОСНОВЫ
  • Е. А. Тоpчинов. РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ ШКОЛЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ БУДДИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ Исчезнув после XIII
  • Е. А. Тоpчинов. РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Третья ДОГМАТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ ОТКРОВЕНИЯ: БИБЛЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ
  • Е. А. Тоpчинов. РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 2 КАББАЛА И ВОСТОК О ПОСТАНОВКЕ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь