ЛУННЫЙ СВЕТ САНКХЬИ

- Оглавление -




(50)

Девятью [разновидностями] удовлетворенности считаются: четыре внутренних – именуемые "пракрити", "средства", "время", "счастье", и пять внешних – от прекращения ["вкушения"] объектов.

(Г) Было сказано: "...из противоположностей удовлетворенности и достижения" (CK 49). [Теперь эти] разновидности демонстрируются по порядку. Вначале описываются 9 разновидностей удовлетворенности: "Девять [разновидностей] удовлетворенности... "

Четыре внутренних [разновидности] удовлетворенности: внутренние – состояния сознания, связанные с "внутренним индивидом"1, они – именуемые "пракрити", "средства", "время", "счастье". При этом именуемая "пракрити" – когда-то кто-то, познав Пракрити со свойствами и без свойств2 и познав таким образом [это перво]начало мира и его следствия, совершенно [этим] удовлетворен и не достигает освобождения; потому данная удовлетворенность и именуется "пракрити". Именуемая "средства" – когда кто-то, не познав начала мира, прибегает к [аскетическим] средствам, полагая, что освобождение приходит от треножника, кувшина и вивидиши [и также] не достигает освобождения; поэтому данная [удовлетворенность] именуется "средства". Также именуемая "время" – [когда кто-то думает], что со временем придет освобождение, а потому незачем медитировать над началами мира, то эта удовлетворенность, [при которой также] не достигается освобождение, именуется "время". Именуемая "счастье" – [когда кто-то думает], что если посчастливится, то будет освобождение, [наблюдается удовлетворенность], именуемая "счастье". Таковы 4 [разновидности] удовлетворенности.

Пять внешних – от прекращения ["вкушения"] объектов – 5 внешних [разновидностей] удовлетворенности – от прекращения ["вкушения"] объектов, [когда] уклоняются от звуков, осязаний, форм, вкусов и запахов, наблюдая [пороки] приобретения, защиты, убыли, привязанности и вреждения живым существам. "Стремясь к росту [богатства], надо трудиться, [занимаясь] скотоводством, торговлей, получением даров или услужением – таковы страдания от приобретения. Страдания [связаны и] с защитой приобретенного. От потребления [приобретенного] его убыль – таково страдание от убыли. Но даже вкушая объекты, индрии не насыщаются – таков порок привязанности. Наконец, нет "вкушения" без вреждения живым существам – вот порок вреждения". Таковы 5 [разновидностей] удовлетворенности, вызванные прекращением ["вкушения"] 5 объектов благодаря осознанию пороков приобретения и прочего.

Это девять [разновидностей] удовлетворенности, что от разновидностей внешней и внутренней [удовлетворенности]. В другом тексте им даны названия: "вода", "волна", "течение", "дождь", "густой мрак", "переводящая", "хорошее направление", "женственная", "великолепная вода". Противоположности этим [разновидностям] удовлетворенности среди разновидностей неспособности – дефекты интеллекта. Эти дефекты интеллекта, ввиду их противоположности [указанным разновидностям удовлетворенности] – "не-вода", "не-волна", "не-течение" и т.д.3.

*   *   *

(В) Было сказано: "Девять [разновидностей] удовлетворенности" (CK 49). Они перечисляются: "Девять [разновидностей] удовлетворенности..."

Кто, узнав, что есть Атман, отличный от Пракрити, удовлетворяется [своим знанием] и, будучи дурно наставлен, не стремится к непосредственному познанию различия [между Пурушей и Пракрити] посредством [дальнейшего] изучения, осмысления и т.д., у того 4 [разновидности] удовлетворенности. Они называются внутренними, поскольку соотносятся с [пониманием] Атмана как отличного от Пракрити. Каковы же они? На это сказано: "именуемые "пракрити", "средства", "время", "счастье"" – так называются те [разновидности], которые именуются "пракрити" и т.д.

При этом удовлетворенность, именуемая "пракрити", появляется у ученика после наставления: "Ведь непосредственное познание различия [между Пурушей и Пракрити] есть особая модификация [самой] Пракрити, и сама Пракрити ее осуществляет. Потому нет пользы в усиленной медитации [и все равно все] будет как надо, дорогой!", и эта удовлетворенность от Пракрити, именуемая "пракрити", называется "вода". Удовлетворенность, которая [появляется] после наставления: "Происходящее от Пракрити непосредственное познание различия [между Пурушей и Пракрити] – не от одной Пракрити, иначе оно было бы у всех всегда, ибо у нее нет предпочтений. Но оно от отшельничества, потому подвизайся в отшельничестве, а усиленная медитация ни к чему, живи долго!" – именуемая "средство" и называется "волна". Удовлетворенность же после наставления: "Отшельничество также не дает мгновенного "затухания"4, оно принесет тебе успех только по вызревании времени, можешь не утруждаться" есть именуемая "время" и называется "облако"5. Удовлетворенность же, которая [появляется] после наставления: "Познание различия [Пуруши и Пракрити] не от Пракрити, не от времени и не от средств, но только от счастья. Потому и дети Мадаласы в самом юном возрасте получили различительное знание от одного наставления матери и освободились, значит, счастье – причина [освобождения], и ничто другое", – именуемая "счастье", и называется "дождь".

Внешние [разновидности удовлетворенности] указываются: пять внешних – от прекращения ["вкушения"] объектов у того, кто [начала], поистине не являющиеся Атманом – Пракрити, Великого, Эготизм и прочие, – почитает Атманом, но [наделен] устраненностью. Внешние [они] потому, что при отсутствии знания об Атмане [здесь имеет место] деятельность, соотносимая с тем, что Атманом не является. Они суть [разновидности] удовлетворенности, которые появляются вследствие устраненности, а потому, поскольку причин устраненности пять, то столько же видов и [самой] устраненности, а при пятеричности последней этих [разновидностей] удовлетворенности также 5. Прекращение – устраненность, [производится от глагола], выражающего отказ от чего-то6. Прекращение ["вкушения"] объектов – прекращение ["вкушения"] объектов7. "Вкушаемых" объектов – 5 и прекращение ["вкушения" их] также пятерично. А именно, пять [видов] прекращения ["вкушения"] возникают в результате наблюдения пороков приобретения, хранения, убыли, "вкушения" и вреждения живым существам. "Ведь служба и прочее, – [размышляет отказавшийся от "вкушения"], – суть средства приобретения богатства, и они доставляют страдания тем, кто служит, и прочим:

Помыслив о том, как его грубо возьмет за шиворот
держащий жезл привратник гордого и злого господина,
какой разумный приохотится к службе?8

Таковы же и другие способы приобретения богатства". Эта удовлетворенность от прекращения ["вкушения"] называется "переводящая". "Но и приобретенное богатство погибнет из-за царя, воров, пожара, наводнения или чего-то другого, потому хранение его [чревато] большим страданием", – это вторая удовлетворенность от прекращения ["вкушения"], которая у того, кто так рассуждает, называется "благополучно переводящая". "Но даже с большим трудом приобретенное богатство от употребления убывает" – эта третья удовлетворенность от прекращения ["вкушения"], которая у того, кто так рассуждает, называется "переводящая совершенно". "Равным образом от многократного "вкушения" звуков и т.д. возрастают желания, но они, когда объекты не достигаются, причиняют огорчения тому, кто их желает" – это четвертая удовлетворенность от прекращения ["вкушения"], которая у того, кто так рассуждает о пороках вкушения, называется "великолепнейшая вода". "Равным образом "вкушение" объектов невозможно без вреждения живым существам" – это пятая удовлетворенность от прекращения ["вкушения"], которая [возникает] от наблюдения пороков, связанных с вреждением, называется "великолепная вода"9.

Таковыми считаются 9 [разновидностей] удовлетворенности – благодаря [наличию] 4 внутренних и 5 внешних.

(51)

Восемь достижений – размышление, обучение, изучение, тройственное противодействие страданиям, обретение друзей, дары (чистота). Три предыдущих вида – анкуш для достижений.

(Г) О достижениях говорится: "Восемь достижений – размышление..."

Размышление – это когда кто-то постоянно размышляет: "Что здесь истина?", "Каково высшее благо?", "Что сделав, исполню свое предназначение?" У рассуждающего так возникает знание: "Пуруша отличен от Пракрити; то Интеллект, другое – Эготизм, иное – танматры, индрии и материальные элементы, [а то – я]" – истинное знание (знание начал мира)1, посредством которого достигается освобождение. Таково первое достижение, именуемое размышлением.

В результате познания [посредством] обучения также возникает знание, предметы коего – Прадхана, Пуруша, Интеллект, Эготизм, танматры, индрии и 5 материальных элементов, а от него – освобождение. Таково достижение, именуемое обучением.

[Когда] через изучение – изучение Веды и других дисциплин знания достигают знания о 25 началах2, тогда это третье достижение.

Тройственное противодействие страданиям – когда ради противодействия трем страданиям: от себя, от живых существ и от божеств – приходят к учителю и через его наставление достигают освобождения, это четвертое достижение. Но благодаря [наличию] трех видов страдания его можно считать трехвидовым. Всего, [следовательно, уже] шесть достижений.

Также обретение друзей – когда кто-то, получив знание от друга, достигает освобождения, это седьмое достижение.

Дары – когда кто-то, послужив "благословенным"3 дарами жилища, трав, треножника, чаши, пищи, одежды и т.д. и получив от них знание, достигает освобождения, это восьмое достижение.

Этим 8 достижениям в другом тексте даны названия: "переправляющее", "благополучно переправляющее", "совершенно переправляющее", "удовольствие", "вечная радость", "наслаждение", "услада", "блаженство". [Возникающие из] противоположностей им дефекты интеллекта были включены в неспособность. Их надо рассматривать как [соответственно] "не-переправляющее", "не-благополучно переправляющее", "не-совершенно переправляющее" и т.д.4. Сказано было, что разновидностей неспособности 28, это – дефекты индрий вместе с дефектами интеллекта. При этом противоположностей удовлетворенности 9, противоположностей достижений 8 – таковые эти 17 дефектов интеллекта. С дефектами индрий они составляют 28 разновидностей неспособности, о которых было сказано выше. Так заблуждение, неспособность, удовлетворенность и достижение названы и объяснены.

Далее, три предыдущих вида – анкуш для достижений – предшествующие достижению заблуждение, неспособность и удовлетворенность являются для них анкушем, и их [соответственно] три вида. Как слон повинуется тому, кто держит анкуш, так и мир, удерживаемый заблуждениями, неспособностью и удовлетворенностью, пребывает в незнании. Потому надо, оставив их, стремиться к достижениям: с достижениями появляется знание истины, а от него – освобождение.

*   *   *

(В) О [двух] видах достижений – вспомогательных и главных – сказано: "Восемь достижений – размышление..."

Ввиду тройственности страдания, которое преодолевается, – преодоление трех страданий. Потому это 3 главных достижения, другие же как средства для этого – 5 вспомогательных. [Все] они распределяются как причины и следствия. Первое из достижений, определяемое как изучение, есть только причина [всех остальных, три] главные суть только следствия5.

Изучение – постижение слова дисциплин об Атмане6 со слов учителя в соответствии с правилами – первое из достижений, которое зовется "переправляющее".

Его следствие – обучение. "Обучение" – это слово обозначает [здесь] познание смысла, порождаемое [знанием] слов: то, что является причиной, [здесь употребляется] метафорически в значении следствия7. Это второе достижение зовется "благополучно переправляющее". И оно двухвидово.

Размышление – это дискурс, исследование смысла священных текстов посредством логического анализа, не противоречащего этим [текстам и осуществляемое] как утверждение собственного тезиса посредством опровержения контртезиса и сомнений. Те, кто почитает священные тексты, называют это "размышлением". Это третье достижение зовется "совершенно переправляющее".

Но самостоятельное размышление – [еще] не [настоящее] размышление, пока [оно] не одобрено друзьями. Потому об этом втором размышлении и сказано: "обретение друзей"8. Даже исследованный самостоятельно, посредством логического анализа предмет не становится предметом веры, пока не обсужден с учителями, учениками и соучениками, принявшими [обет] брахмачарьи. Потому обретение друзей – обретение [тех] учителей, учеников и соучеников, принявших [обет] брахмачарьи, с которыми можно обсуждать [предмет дискуссии]. Это четвертое достижение зовется "удовольствие".

Чистота – это ясность различительного знания, так как слово "чистота" производно от глагольного корня, означающего "просветлять"9. Как сказал господин Патанджали: "Неколебимое различительное знание – средство избавления от трех страданий"10. Здесь "неколебимое" – чистота, и она есть установление [менталитета] в чистом потоке непосредственного познания различия [между Пурушей и Пракрити] путем устранения сомнений и ошибок наряду с латентными состояниями сознания. Но она недостижима без вызревания [результатов] усилий, осуществляемых очень "плотно"11 – без перерывов, в течение длительного времени и с серьезностью. Потому и эти [результаты усилий] включаются в чистоту – различительное знание, которое есть результат [изучения]. Это пятое достижение зовется "вечная радость".

Три же главных достижения – это "наслаждение", "услада" и "блаженство". Вот [все] 8 достижений.

Другие [комментаторы] толковали [эти достижения так]. Самостоятельное размышление об истине, без учительского наставления и т.д., [осуществимое] в силу усилий, [совершенных] в прошлых рождениях, – это достижение "размышление". У кого истинное знание возникает в результате слушания [чтения] кем-либо текстов санкхьи, [у того] достижение "обучение", ввиду того что оно возникает непосредственно после чтения текста. [Когда] у кого-то знание является результатом изучения буквы и смысла текстов санкхьи посредством беседы с учителем, у него имеется достижение "изучение", являющееся следствием изучения. Что же до "обретения друзей", то если у кого-то знание возникает с помощью друга, который обрел истину, – у того достижение "обретение друзей", определяемое как знание. И "дары" [могут быть] причиной достижения, [когда] знаток, удовлетворенный дарами в виде богатства и т.д., дает знание12. Правильны [эти истолкования] или неправильны, пусть судят мудрые, а нам, занимающимся только истолкованием [основной] доктрины [санкхьи], нечего размышлять о чужих недостатках13.

Неспособности должно рассматривать как дефекты интеллекта, [составляемые] из противоположностей удовлетворенности и достижений. Хорошо известно, что из [всех видов] произведений интеллекта [только] достижения следует желать, а причины препятствий им – заблуждение, неспособность и удовлетворенность – следует отдалять от себя. Потому и сказано: "Три предыдущих вида – анкуш для достижений". Предыдущие – подразумеваются заблуждение, неспособность и удовлетворенность. Они [действуют] на достижения, уподобляемые слонихам, подобно анкушу – ввиду того, что препятствуют [их продвижению]. Следовательно, заблуждение, неспособность и удовлетворенность следует избегать как стоящие на пути достижений – таков смысл.

(52)

Ни тонкое тело без диспозиций сознания, ни функционирование диспозиции сознания без тонкого тела невозможно. Потому функционируют два миросозидания, именуемые "тонкое тело" и "диспозиции сознания".

(Г) Как было сказано: "пропитанное диспозициями сознания..." (CK 40). При этом указанные 8 диспозиций сознания начиная с добродетели – трансформации интеллекта, раскладываются [далее] как [подвиды] заблуждения, удовлетворенность, неспособность и достижения1. Это [и есть] ментальное миропроявление, именуемое "диспозиции сознания". Тонкое же тело – миропроявление танматр – было названо состоящим из 14 [компонентов], кончая материальными элементами2. Так одним [из этих] миропроявлений достигаются цели Пуруши или обоими видами? На это сказано: "Ни тонкое тело без диспозиций сознания..."

Ни тонкое тело – миропроявление танматр – без диспозиций сознания – ментального миропроявления [невозможно], ввиду того что обретение каждого последующего тела [обусловлено] действием невидимых диспозиций каждого предшествующего [рождения], ни функционирование диспозиций сознания без тонкого тела – миропроявления танматр, – ввиду того что добродетель и прочие [диспозиции сознания] обретаются [только при наличии] тонкого и грубого тела.

Ввиду безначальности миропроявления [их] взаимозависимость, подобная [взаимозависимости] семени и ростка, не [ведет, однако,] к логической ошибке порочного круга, так как даже при взаимозависимости видов индивидуальные проявления не будут взаимозависимы. Потому функционируют два миросозидания, именуемые "тонкое тело" и "диспозиции сознания".

*   *   *

(В) (Оппонент). Хорошо, пусть миропроявление предназначено для [осуществления] целей Пуруши. Но эти цели Пуруши могут быть осуществлены или посредством миропроявления ментального, или посредством миропроявления танматр – почему же посредством того и другого [сразу]?

Ответ: "Ни тонкое тело без диспозиций сознания..."

"Тонкое тело" – так обозначается миропроявление танматр, "диспозиции сознания" – ментальное миропроявление. Смысл этого следующий: миропроявление танматр ни как средство [осуществления] целей Пуруши, ни само по себе невозможно без ментального миропроявления, равно и ментальное миропроявление – ни как средство [осуществления] целей Пуруши, ни само по себе, без миропроявления танматр, а потому функционируют оба миросозидания. Цель Пуруши – "вкушение" – не осуществляется без "вкушаемых" [объектов] – звуков и т.д., а также без двух тел, [в коих] локализуется [само] "вкушение", потому верно, что [имеет место] миропроявление танматр. Не осуществляется "вкушение" и без средств "вкушения" – индрий и [компонентов] "внутреннего инструментария", а они не существуют без диспозиций сознания – добродетели и т.д. Но также и причина освобождения – различительное знание не может осуществиться без двух [видов] миропроявления, а потому верно, что [имеют место] оба вида.

И неверно, что в данном случае будет логическая ошибка порочного круга, так как [оба вида миропроявления] безначальны по типу семя-росток. А потому не будет неверным [предположение, что даже] в первый мировой период [имелись] состояния сознания и тонкое тело – в силу "следов" от состояний сознания и тонкого тела, существовавших в ближайший [из предшествующих] мировых периодов. Потому [в нашей системе] все в порядке.

(53)

Божественный [вид] восьмеричен, животный пятеричен, человеческий единичен – вот суммарно миропроявление материальных элементов.

(Г) Далее: "Божественный [вид] восьмеричен..."

При этом божественный [вид] восьмеричен – группы Брахмы, Праджапати, Сомы, Индры, гандхарвов, якшей, ракшасов, пищачей. Животный пятеричен – животные, звери, птицы, пресмыкающиеся, неподвижные предметы. Человеческий вид только один. [Всего], значит, 14 групп существ.

*   *   *

(В) Ментальное миропроявление [уже] было классифицировано. [Теперь] классифицируется миропроявление Первоэлемента:1 "Божественный [вид] восьмеричен..."

Божественное миропроявление 8 видов: группы Брахмы, Праджапати, Индры, предков, гандхарвов, якшей, ракшасов, пищачей. Животный пятеричен – скот, звери, птицы, пресмыкающиеся, неподвижные предметы. Человеческий единичен – [здесь] не принимаются во внимание дальнейшие, подвидовые деления, [связанные] с брахманством и т.д. – ввиду отсутствия различий в телесной структуре [представителей] четырех [варн]. Так суммарно – сжато [изложено] миропроявление материальных элементов. Горшки и т.д. даже при отсутствии тела относятся к [подвиду] неподвижных предметов.

(54)

Вверху преобладание саттвы, тамаса – в нижнем миропроявлении, раджаса – в середине – [таков этот мир] от Брахмы до травинки.

(Г) Во всех трех мирах присутствуют три гуны, в каком же какая преобладает? Об этом сказано: "Вверху преобладание саттвы..."

Вверху – в 8 божественных мирах преобладание саттвы – распространение, обилие, верх саттвы, хотя там есть также раджас и тамас. Тамаса – в нижнем миропроявлении – все [это] миропроявление, начиная со скота и кончая неподвижными телами, пронизано избытком тамаса, хотя там присутствуют также саттва и раджас. В середине – у людей – изобилие раджаса, хотя там есть также саттва и тамас; потому люди по большей части несчастны.

Таков [мир] от Брахмы до травинки – начиная с Брахмы и кончая неподвижными телами – таков смысл. Так [рассмотрены] нематериальные миропроявления – "тонкое тело", "состояния сознания" – и миропроявление материальных элементов: божественного, человеческого и животного [видов], производимое Пракрити миропроявление 16 видов1.

*   *   *

(В) [Далее, составитель карик] говорит о трехвидовом миропроявлении материальных элементов, посредством различения высшего, срединного и низшего, в связи с повышением и понижением [уровней] сознания: "Вверху преобладание саттвы..."

Вверху преобладание саттвы – в мирах, начиная с "неба" и кончая "истиной"2, обильна саттва. Тамаса – в нижнем миропроявлении – начиная со скота и кончая неподвижными телами, [здесь] преобладает тамас, так как [это миропроявление] заполнено ослеплением. В середине – раджаса – в земном мире, соединении семи материков и океана – ввиду того что здесь осуществляются добродетель и не-добродетель и преобладает страдание.

[Вся эта совокупность] миров суммируется: от Брахмы до травинки. Посредством [слова] "травинки" [сюда] включаются также деревья и т.д.

(55)

Там Пуруша-сознание обретает страдание, производимое старостью и смертью, – до устранения тонкого тела; потому страдание в природе вещей.

(Г) Там – в тех божествах, людях и животных производимое старостью, а также производимое смертью страдание сознание – наделенный сознанием Пуруша обретает – не Прадхана, не интеллект, не эготизм, не танматры, не индрии и не материальные элементы.

Сколь же долго Пуруша обретает страдание? Это конкретизируется – до устранения тонкого тела. Пока [Пуруша] будет "индивидуализироваться", связанный с тем или иным тонким телом, [составленным из компонентов] начиная с Великого1, и пока [благодаря этому] не устранится перевоплощающееся тело2, – до тех пор Пуруша будет подвергаться страданию в трех регионах мира. До устранения тонкого тела – пока не устранится тонкое тело. После устранения тонкого тела – освобождение, после освобождения нет страдания. Но благодаря чему оно устраняется? Когда появляется знание 25 начал, характеризуемое как знание различности саттвы и Пуруши: "Это – Прадхана, это – Интеллект, это – Эготизм, а это 5 танматр, 11 индрий и 5 материальных элементов, с которыми Пуруша несхож, от которых отличен". Так от знания – устранение тонкого тела, от чего – освобождение.

*   *   *

(В) Продемонстрировав таким образом [все] миропроявления, [составитель карик теперь] говорит о природе страдания, что способствует [обретению] устраненности как средству освобождения: "Там Пуруша-сознание обретает..."

Там – в теле и прочем. Хотя многообразные живые существа "вкушают" различные удовольствия, все одинаково страдают от старости и смерти. У всех, поистине даже у червя, страх перед смертью: "Да не перестану я быть! Да буду я!" – такой природы [этот страх]3. Причина же страха – страдание, потому смерть – страдание.

(Оппонент). Хорошо, но страдание и т.д. суть свойства интеллекта [и потому] относятся к Пракрити, как же они могут соединиться с сознанием?

Ответ: "Пуруша". Пуруша – это "лежащий в городе", – тонком теле. Тонкое тело соединено с тем [страданием], потому и сознание соединено с ним – таков смысл.

Но откуда же у Пуруши-сознания будет страдание, соединенное с тонким телом? На это сказано: "до устранения тонкого тела". Поскольку не постигается отличие [тонкого тела] от Пуруши, последний относит свойства тонкого тела к себе. Или, по-другому, [предлог а] может быть объяснен как [обозначение] границы страдания: пока тонкое тело не устранится, до тех пор [Пуруша будет страдать]4.

(56)

Все это дело в созидании, [сделанное] Пракрити, начиная с Великого и кончая дифференцированными элементами, ради освобождения каждого Пуруши, ради пользы другого как ради себя.

(Г) Чем обусловливается дело Пракрити? Об этом сказано: "Все это дело в созидании..."

Все это – [в значении] завершения и описания [всего сказанного выше] в созидании Пракрити – действии, деятельности Пракрити дело – начиная с Великого и кончая дифференцированными элементами: из Пракрити – Великий, из Великого – Эготизм, из него – танматры и 11 индрий, из танматр – 5 материальных элементов. Все это ради освобождения каждого Пуруши – по отношению ко многим Пурушам, "ушедшим" в божества, людей и животных, дело ради [их] освобождения.

Каким образом? Ради пользы другого как ради себя – как кто-то, оставив свою пользу, делает дело друга, так и Прадхана. Пуруша же Прадхане не отвечает взаимностью. Как ради себя – не для себя, но именно для другого. Польза – восприятие объектов звука и т.д. и постижение границы между гунами и Пурушей. Функция Пракрити в том, чтобы Пуруши были "снабжены" в трех мирах объектами начиная со звука, а в конце – освобождением. Так ведь сказано: "Прадхана, как кувшин [с водой], удовлетворив человека, устраняется".

*   *   *

(В) Теперь опровергаются альтернативные мнения в связи с причиной описанных миропроявлений: "Все это дело, сделанное Пракрити..."

Дело – от [глагола] "созидаться""1 эти миропроявления, завершая материальными элементами суть сделанное Пракрити именно – не Ишварой, не имеют материальной причиной Брахмана и не являются беспричинными. При беспричинности [мир] был бы всецело существующим или несуществующим. Не имеет [мир] и Брахмана материальной причиной, так как потенция мышления не [может во что-либо] модифицироваться. И [он] не создается Пракрити под руководством Ишвары, так как деятельность по руководству [чем-либо] не осуществляется бездействующим, ведь бездействующий плотник не "руководит" топориками и т.д.2.

(Оппонент). Но если Пракрити созидает [мир], то поскольку она вечна и активна по природе, миропроявления [будут] всегда, ибо [она их никогда] не прекратит, а потому никто и не освободится.

Ответ: ради освобождения каждого Пуруши – ради пользы другого как ради себя. Как желающий [получить] рисовую кашу занимается варкой ради каши, а когда каша готова, прекращает [варку], так и Пракрити функционирует, чтобы освободить каждого Пурушу, а когда кого-то из них освободит, прекращает ради него действовать. Об этом и сказано: "как ради себя" – как [в этом мире] ради себя [действуют, так Пракрити] ради другого – таков смысл.

(57)

Как действие бессознательного молока побуждается [задачей] выращивания теленка, так деятельность Прадханы – освобождением Пуруши.

(Г) На это возражение. Прадхана лишена сознания, а Пуруша – сознание. Как же [у нее] может быть сознательная деятельность, [мотивированная так]: "Я должна соединить в трех мирах Пурушу со звуком и прочими объектами, а в конце осуществить [его] освобождение"?

Верно. Но даже у лишенных сознания наблюдается деятельность, а затем устранение от деятельности. Потому и сказано: "Как действие бессознательного молока..."

Подобно тому как трава и прочее, съеденное коровой, осуществляет, превращаясь в молоко, рост теленка, а когда [он] накормлен, прекращает [свое действие], так и деятельность лишенной сознания Прадханы задается освобождением Пуруши. Следовательно, [может быть] деятельность у того, что лишено сознания.

*   *   *

(В) (Оппонент). Хорошо, пусть сознание действует ради себя или ради другого, но лишенная сознания Пракрити так не может, а потому должно быть управляющее ею сознание. Но "познающие поле" хотя и сознательны, все же не могут руководить Пракрити, не зная ее подлинную природу. Поэтому руководящий Пракрити должен быть всеведущим, а это – Ишвара.

Ответ: "Как действие бессознательного молока..."

[В карике] демонстрируется, [как] даже лишенное сознания осуществляет [некоторую] цель; подобно тому как лишенное сознания молоко действует ради выращивания теленка, так и лишенная сознания Пракрити будет действовать ради освобождения Пуруши.

И нельзя на это возразить: "Поскольку и из действия молока [выводится] управление Ишвары, то и здесь не будет исключения из доказываемого [нами тезиса] – ввиду того что [и здесь] наличествует то, что доказывается". Ведь деятельность [каждого] разумного [агента] должна исчерпываться эгоизмом или состраданием. И поскольку оба [эти мотива] при создании мира исключаются, исключается и то, что [миру] предшествует деятельность разумного агента. Ведь у Бхагавата, чьи желания целиком исполнены, не может быть никакого пожелания, [ради которого он] стал бы созидать мир. Не может он действовать ради созидания мира и из сострадания: к кому может быть у него сострадание – желание [кого-то] избавить [от страдания], если у душ [до создания мира] при отсутствии еще индрий, тела и объектов не может быть и [самого] страдания? Если же [он] испытывает сострадание, видя тех, кто страдает после создания мира, то [налицо] трудная для контрвозражения ошибка порочного круга – миросозидание [обусловливается] состраданием, а сострадание – миросозиданием. К тому же если бы Ишвара был [действительно] движим состраданием, то создал бы только счастливые существа, а не разные. Если же возразить, что [это] разнообразие – от разнообразия [предшествующих] деяний, то тогда нет нужды в разумном [агенте], который руководил бы этими деяниями – ввиду наличия функционирования даже бессознательного деяния без какого-либо руководства, а при отсутствии их следствий [в виде] тел, индрий и объектов не возникнет и страдание, [и тогда его] преодолеть будет совсем нетрудно1.

Поскольку же деятельность лишенной сознания Пракрити не имеет [мотивом] ни самоублажение, ни сострадание, то [здесь] не имеет места и [только что] указанная логическая погрешность, но допускается простая мотивированность чужими целями. Потому хорошо было сказано: "Как действие бессознательного молока..."

(58)

Как человек действует ради прекращения нужды, так Прадхана – ради освобождения Пуруши.

(Г) Далее: "Как человек действует..."

Как в [этом] мире при появлении нужды в искомом [предмете] ради ее устранения действуют, приходя, уходя и [совершая] дела1, а когда дело сделано, устраняются, так ради освобождения Пуруши – исполнив две задачи Пуруши, характеризуемые как "вкушение" объектов начиная со звука и постижение границы между гунами и Пурушей, Прадхана устраняется [от деятельности].

*   *   *

(В) Сказано было: "как ради себя" (CK 56). Теперь дается аналогия: "Как человек действует..."

Нужда – это желание, и оно прекращается с достижением желаемого. Предмет желания – мотив [деятельности] того, кто желает потому, что результат – характеристика желания. [Приводимый же пример] соединяет [аналогию] с тем, что передается через нее: так Прадхана – ради освобождения Пуруши.

(59)

Как танцовщица удаляется, показав себя залу, так и Пракрити устраняется, раскрыв себя перед Пурушей.

Далее: "Как танцовщица удаляется..."

Как танцовщица, показав залу пьесы1, связанные с пением и музыкой, наполненные "любовью" и другими эмоциями2, взятые из эпоса и других [сочинений], выполнив [свое] назначение, удаляется, так и Пракрити, раскрыв себя перед Пурушей – в виде Интеллекта, Эготизма, танматр, индрий и материальных элементов, – устраняется.

*   *   *

(В) Но пусть цели Пуруши – побудитель [деятельности.] Пракрити, как тогда ее деятельность прекратится? На это сказано: "Как танцовщица удаляется..."

Словом "залу" посредством [обозначения] места обозначаются занимающие место, аудитория, себя – демонстрируя себя в виде звуков и прочих [объектов] и в [своем] отличии от Пуруши – таков смысл.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 906
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ Психотерапия 150 это научно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | Литература Лэнгле А. 2001. Экзистенциальный анализ 150 найтисогласие
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 12. СПИРИТУАЛЬНОСТЬ СЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В заключение обратимся
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 11. ЧЕТВЕРТОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 10. ТРЕТЬЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ИМЕТЬ ПРАВО БЫТЬ
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 9. ВТОРОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: НРАВИТСЯ ЖИТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 8. ПЕРВОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: МОЧЬ БЫТЬ Первое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 7. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ Эрика имя изменено, пятидесятилетняя
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 6. СООТНЕСЕНИЕ С ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ Фундаментальные условия
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 5. ЧЕТЫРЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ ОБЛАСТИ ЭКЗИСТЕНЦИИ Все данности, с
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 1. ВВЕДЕНИЕ Тот, кто обращается к психотерапевту, ищетспецифическое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 3. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Экзистенциальный анализ 150
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 4. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИЯ Коротко говоря, экзистенцией можно
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 29. Контакт SagradaFamilia 150 таково названиестранного, вечно
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 49. Существование как сексуальный процесс Мне выгодно
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 48. Веру не передашь словами Почитав отрывки
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 47. Сила духа сомневаться Неужели это и
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 5. Ищу себе личину А вдруг удастся
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 30. Все напитки 150 в нас во
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 31. 150 Позволишь ли Ты нам взять
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 32. Вспоминая запах сирени Недавно сообщили, что
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 41. Если не сойти с ума Случайно
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 40. Мы никуда не выйдем Я думал,
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 39. Если Раб, так может, хоть Раб
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 38. Спрошу себя. Что мне ответят Сложение
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 37. Мечтать не запретишь Я уже несколько
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 36. Даже молча мы кричим Сегодня мне
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 35. Желание способно В повседневной жизни нетрудно
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 34. Постоянно сомневаюсь Стремясь дальше, с тревогой



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь