Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



VII. Силы

Определения усилия (chetana) и силы (sanskara), по существу, одинаковы, "то, что производит проявления" (abhi-sanskaroti) [14] комбинирующих элементов (sanskritam)61, является "взаимодействием"62. Поскольку все силы – это факторы, действующие в некоторых комбинациях с другими элементами, мы можем, имея в виду это понятие, в целях целесообразности спокойно отбросить слово "комбинирующие" и употреблять только слово "силы"63. Имеются кое-какие указания, что первоначально в буддийской системе было лишь одно sanskara, усилие, и постепенно их развилась целая группа, причем некоторые элементы вошли в группу как бы насильно, с оговорками64. Наиболее типичными силами будут четыре силы возникновения, увядания и т.д., которые сопровождают каждый элемент в бытии. Некоторые подробности, касающиеся их, будут даны в дальнейшем. В общем же все элементы могут быть разделены на субстанции (dravya) и силы (sanskara). Силы делятся далее на ментальные способности с главной из них – усилием – и нементальные (chitta-viprayukta) силы, среди которых наиболее типичны возникновение и увядание. Но даже этим последним силам иногда дается некоторая доля субстанциональности (dravyatopi santi)65. Слово и понятие sanskara играет видную роль во всех индийских философских системах. Обычно это подразумевает некую скрытую мистическую силу, которая позднее открывается (обнаруживается) в каком-то очевидном явлении. Иногда это слово отождествляется с "неведомым" (adrishta), понимаемым как силы sui generis. Поскольку каждая философия есть не что иное, как искание скрытой реальности, противопоставляемой очевидной поверхности жизни, важность понятия sanskara совершенно естественна. Каждая система имеет свое определение и сферу, приписываемые значению этого термина. Секта адживиков, как мы видели, была известна отрицанием существования таких сил. Буддисты, наоборот, обращали все свои элементы в тонкие силы некоторой степени. Чем тоньше был элемент, тем больше ему придавался характер силы; но даже наигрубейшие элементы, mаhabhuta, выглядят скорее силами, чем субстанциями. В буддийской терминологии имеет место постоянная неустойчивость при определении силы (sanskara) и субстанции, на которую воздействуют эти силы (sanskrita). Следует напомнить, что силу нельзя рассматривать как истинное воздействие чего-то, существующего вне своего собственного бытия, для проникновения во что-то другое – это было бы upakara, но это просто условие, факт, на базе которого возникает другой факт или же делается более заметным (utkarsha) сам собой – такова sanskara в системе буддизма66.

То немногое, что мы знаем об истории индийской философии, вынуждает нас рассматривать систему санкхья как основу научной философской системы. В этой школе были сформулированы главные идеи, которые порою даже бессознательно оказывали воздействие на более поздние построения. Что мы там обнаруживаем? Три основных принципа – материю, ментальное вещество и вещество-энергию – как взаимозависимые моменты в каждом реальном и субстанциональном бытии. Даже энергия в этом смысле слова субстанциональна. Даже бесконечные частицы энергии, наличествующие повсюду, будут полуматериальными; хотя они и отличны от инертности материи и яркости ментальности (духа), они отдельны (самостоятельны) и субстанциональны67. Буддийские элементы как бесконечно малые реальности, разделенные на элементы материи, духа (ментальности) и сил, выглядят как ответ мудрого архитектора на построения санкхья: "Вы считаете, что реальности являются guna, мы же говорим, что они dharma". Главная идея о бесконечно малых реальностях может быть усматриваема в dharma, идея же сил, наличествующих повсюду, может быть прослежена вплоть до ее истоков в понятии санкхья о raja: это силы, отличные от материи и духа (rupa-chitta-vipraykta). Плюралистический же взгляд на целое добавлен, чтобы сделать новую систему самобытной в противовес тенденции целостности старой (системы). Но, как бы то ни было, каждый элемент материи и духа (ментальности) может быть назван в буддизме sanskara, что в таком случае заменяет sanskrita-dharma68. Буддийская идея силы представляется утонченной формой субстанции, но даже и субстанция здесь достаточно тонка. Порядок, в котором расположены элементы в первой классификации по группам, понимается как постепенный прогресс от грубости к тонкости: материя (rupa) грубее, чем ощущение (vedana), ощущение более явно, чем представления (sanjna), остальные энергии (sanskara) еще более утонченны69.

Чистые силы (viprayukta-sanskara) наиболее тонкие среди элементов. В возвышенных, высших мирах, где бытие полностью одухотворено, их действие продолжается; они должны подавляться последними перед достижением конечного угасания. Главные из них – четыре силы возникновения и разрушения и т.д., являющиеся истинной сущностью всякого бытия. Затем имеются две силы, prapti и aprapti, которые, как предполагается, контролируют собрание элементов, образующих личную жизнь, или предупреждают (aprapti) появление в ней того элемента, который не согласуется с ее общим характером. Саутрантики и Васубандху отрицают реальность этих сил; для них они только наименования (prajnapti)70. Имеются две силы, которые, как предполагается, активны в сознании высших ступеней транса [15] – бессознательного транса (asanjni-samapatti) и транса прекращения (каталепсии – nirodha-samapatti). Их также причисляют к категории частых сил71. Совершенно очевидно, что их нельзя подвести под категорию духа (ментальности), ибо, как предполагается, сознание в это время подавлено. Следовательно, существуют три силы, соответствующие тому, что называется (sphota) в других системах. Все индийские системы содержат размышления о природе звука, его физическом и смысловом аспекте. Физический звук рассматривается в буддизме в соответствии со всей системой как производное (т.е. отблеск) звуковых атомов, покоящихся на атомах основной материи. Если в ухе одновременно появилось несколько атомов тонкой звуковой материи (shabda-rupa-prasada), то производилось слуховое ощущение (shrotria-vijnaпа). Но значение звукам речи давалось особыми силами. Школа мимансака была известна своей теорией трансцендентальных интеллигибельных звуков, которые были вечными и вездесущими, подобно платоновским идеям, и проявляли себя в том случае, если произносились физические слова. Следуя своему основному принципу анализа всего на мельчайшие элементы, буддисты воображали себе три отдельные силы, которые придавали звукам речи их значимость: силу звука (vyanjana), которая могла бы соответствовать современной идее о "фонеме", силу слов (nama) и силу предложения (pada)72.

Всеобщность, общие идеи также понимаются как вид силы и именуется nikaya-sabhagata, понятие, предназначенное для того, чтобы заменить "силой" субстанциональную реальность samanya других систем73. В общем эта группа сил представляет собой скорее нелепое сборище элементов, которых некуда было поместить. Как самостоятельная группа она отсутствует в школе тхеравада. Некоторые ее члены как будто нашли место на каком-то основании в физической (rupa) группе этой школы74.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 942
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • С. С. Аверинцев. МИР КАК ШКОЛА | Примечания Certamen Hesiodi et Homeri. Anstotelis Poetica 2,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Первая О МИРЕ КАК ПРЕДСТАВЛЕНИИ Первое размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Ob nicht Natur zulezt sich dochergr252ndeИ не раскроется
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §6 Пока же, в этой первой книге, мы
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §8 Как из непосредственного солнечного света взаимствованное отражение
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 3 ЛЮБОВЬ И ОБЩЕHИЕ Это произошло, когда
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §56 Эта свобода, это всемогущество, обнаружением иотпечатком которых
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Примечания Предисловие к первому изданию Метафизика греч. 150
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §69 Мы достаточно охарактеризовали, в границах нашегоисследования, отрицание
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §68 После этого отступления, доказывающего тождество чистойлюбви и
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §66 Мораль без обоснования, т.е. простое морализирование, неможет
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §63 Мы признали, что временное правосудие,пребывающее в государстве,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §62 Мы показали, что первое и простое утверждение
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §58 Всякое удовлетворение, или то, что обычно называютсчастьем,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §11 В этом отношении действительной противоположностьюзнания является чувство,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §15 И вот, если при нашем убеждении, что
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Вторая О МИРЕ КАК ВОЛЕ Первое размышление:
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 1 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОТРЕБHОСТИ, ЗАМЕЩЕHИЯ И ЗАВИСИМОСТИ
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 4 ОБ ЭТИХ ЭМОЦИЯХ Уик-энд, посвященный улучшению
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 5 НАСУЩНЫЙ ХЛЕБ ДИАЛОГА Они оба были
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 2 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОТРЕБHОСТИ И ПЕРЕЖИВАНИЕ ЛЮБВИ Эта
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 6 УПРАЖНЕНИЯ В ДИАЛОГЕ Если бы мне
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | ЗАКЛЮЧЕНИЕ Диалог для любви 150 то же самое,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §55 Воля как таковая свободна: это следует уже
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Четвертая О МИРЕ КАК ВОЛЕ Второе размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §52 Мы рассмотрели все искусства в той общности,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §50 Итак, если целью всякого искусства служит передачапостигнутой
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §44 То, чем для низших ступеней объектности воли
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §39 Ко всем этим размышлениям, выдвигающим субъективныймомент эстетического



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь