Рамана Махарши. ВЕСТЬ ИСТИНЫ и ПPЯМОЙ ПУТЬ К СЕБЕ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




IV. СЕРДЦЕ ЕСТЬ ИСТИННОЕ Я

Шри Бхагаван говорит, что местопребыванием Сознания служит Сердце и что оно тождественно Истинному Я. Что подразумевается под "Сердцем"?

Вопрос о Сердце возникает в связи с поиском Источника сознания. Для всех глубоко мыслящих умов исследование "Я" и его природы имеет неотразимое очарование.

Называйте это любым именем - Бог, Истинное Я, Сердце или Исток Сознания - это все одно и то же. Важно уяснить следующее: "Сердце" представляет собой самое средоточие, сердцевину, центр существа, без которого оно не существует.

Но Шри Бхагаван точно определяет месторасположение Сердца в физическом теле, а именно, что оно находится в грудной клетке, двумя пальцами правее средней линии груди [55].

Да, согласно свидетельствам мудрых здесь расположен Центр духовного опыта. Духовный Сердечный центр не следует путать с одноименным физическим мышечным органом, который перегоняет кровь. Это не орган тела. О Сердце можно сказать только, что Оно есть подлинное Ядро вашего существа, с которым вы на самом деле идентичны (что буквально и передается санскритским термином), бодрствуете ли вы, глубоко спите или видите сны, заняты ли работой или погружены в самадхи.

В таком случае как оно может быть локализовано в какой-то части тела? Определение месторасположения Сердца означало бы попытку наложить физиологические ограничения на то, что лежит вне времени и пространства.

Совершенно верно. Однако человек, который спрашивает о положении Сердца, полагает, что у него есть тело или что он находится в теле. Задавая сейчас вопрос, Не хотите ли вы сказать, что здесь находится только ваше тело, а вы, задавая сейчас свой вопрос о нем, говорите из какого-то другого места? Нет, вы принимаете свое физическое существование, и с этой точки зрения любые ссылки на физическое тело допустимы.

В действительности чистое Сознание неделимо, у него нет частей, форм и состояний, "внутри" и "снаружи". Для него не существует "левого" и "правого". Чистое Сознание, которое и есть Сердце, включает в себя все, ибо нет ничего внешнего ему или отдельного от него. Такова предельная Истина.

С этой абсолютной точки зрения Сердце, Истинное Я или Сознание не может находиться в каком-то определенном месте физического тела. На каком основании? Тело как таковое есть всего лишь проекция ума, а ум представляет собой не что иное, как слабое отражение светоносного Сердца. Как может то, что включает все, быть ограничено крохотным участком внутри физического тела, этого бесконечно малого, частного проявления единой Реальности?

Однако люди не понимают этого. Они не могут удержаться от мышления в терминах физического тела и мира. Например, вы говорите: "Я пришел в этот ашрам из страны, которая лежит далеко за Гималаями". Но это ведь не соответствует истине. Разве может "прийти", "уйти", или как-то иначе перемещаться единый всепроникающий Дух, каковым вы есть в действительности? Вы остаетесь там же, где были всегда. Это только тело ваше шло или перевозилось с места на место, пока наконец не достигло этого ашрама.

Эта истина проста, но для человека, который считает себя субъектом, живущим в мире объектов, она представляется какой-то фантастикой!

Как раз учитывая уровень обыденного понимания, с Сердцем и соотносится определенная область физического тела.

Как же тогда следует понимать утверждение Шри Бхагавана, что Сердечный центр именно переживается в определенном месте грудной клетки?

Поскольку вы согласны, что с истинной и абсолютной точки зрения Сердце, как чистое Сознание, пребывает вне пространства и времени, все остальное вам нетрудно будет понять с учетом этой надлежащей перспективы.

Это отвечает на мой предыдущий вопрос о положении Сердца. В данном случае я спрашиваю о непосредственном переживании самого Шри Бхагавана.

Чистое Сознание, которое не связано с физическим телом и превосходит ум, переживается непосредственно. Мудрые знают о своей бестелесности и вечном Бытии точно так же, как миряне знают о своем телесном существовании, - на основании личного опыта. Опыт чистого Сознания может иметь место как с осознанием тела, так и без него. В бестелесном переживании чистого Сознания мудрый пребывает вне пространства и времени, и тогда вопрос о положении Сердца не возникает вообще.

Но так как в жизни физическое тело не может существовать без сознания, чистое Сознание должно поддерживать сознание в теле. Последнее по природе своей ограниченно, и в пространственно-временном плане несравнимо с первым, которое вечно и бесконечно. Телесное сознание - это монадоподобное миниатюрное отражение чистого Сознания, с которым постиг свое тождество мудрый. Для него, следовательно, телесное сознание - лишь отраженный луч светоносного, бесконечного Сознания, которое есть Он Сам. Только в этом смысле можно говорить, что мудрый сознает свое телесное существование.

Поскольку же в случае бестелесного переживания Сердца как чистого Сознания мудрый совсем не сознает физического тела, это абсолютное переживание локализуется им в пределах последнего как некое ощущение-воспоминание, которое формируется уже тогда, когда сознает тело.

Для людей, которые подобно мне не обладают ни непосредственным переживанием Сердца, ни последующим воспоминанием о нем, довольно трудно понять, о чем идет речь. Очевидно, нам остается лишь строить догадки о том, где находится Сердце.

Если бы положение Сердца определялось на основе догадок, пусть даже для мирян, вопрос, безусловно, не стоил бы серьезного обсуждения. Но оно зависит не от догадок, а определяется безошибочной интуицией.

У кого же есть такая интуиция?

У каждого в отдельности и у всех.

Не одолжит ли мне Шри Бхагаван немножко своего интуитивного знания Сердца?

Речь шла не о Сердце, а о его положении.

Не хочет ли Шри Бхагаван сказать, что я интуитивно знаю, где в теле находится Сердце?

Почему бы и нет?

(Указывая на себя) Бхагаван имеет в виду меня лично?

Да. Это и есть интуиция! Куда вы только что показали жестом, говоря о себе? Не вы ли указали пальцем на правую сторону груди? Это как раз и есть место расположения Сердечного центра.

Итак, не располагая непосредственным восприятием Сердечного центра, я должен зависеть от этой интуиции?

А что здесь ошибочного? Когда школьник говорит: "Это я решил задачку правильно", - или когда он предлагает: "Давайте я сбегаю в библиотеку и принесу вам книгу", разве он указывает на голову, которая правильно решила задачу, или ноги, которые быстро понесут его доставать вам книгу?

Нет, в обоих случаях он совершенно естественно укажет пальцем на правую сторону груди, выражая этим простым жестом ту глубокую истину, что Исток его чувства "я" находится здесь.

Только безошибочная интуиция заставляет его обозначать себя именно таким образом - указывая на Сердце, которое есть Истинное Я. Этот совершенно бессознательный и всеобщий жест, одинаковый для любого человека.

Какое вам требуется еще более сильное доказательство подлинного местонахождения Сердечного центра в физическом теле?



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1187
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 3 КОНЕЦ ИНТЕЛЛЕКТА Четырнадцать лет понадобилось
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Из предисловия к русскому переводу Книга Сатпрема
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Сочинения Шри Ауробиндо Почти все работы, приводимые
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Ссылки ВведениеThoughts and Glimpses, 16: 378The Hour
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение II Из интервью Сатпрема французскому журналисту
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение I Шри Ауробиндо ЗАПАДНАЯ МЕТАФИЗИКА И
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Заключение КОНЕЦ , КОТОРЫЙ ВЕЧНО НАЧИНАЕТСЯ ВНОВЬ
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 17 ТРАНСФОРМАЦИЯ Проявление Духа в супраментальном
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 16 ЧЕЛОВЕК 150 ПЕРЕХОДНОЕ СУЩЕСТВО Первое
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 15 СУПРАМЕНТАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ Определить супраментальное сознание
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 14 ТАЙНА Мы можем попытаться сказать
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 13 ПОД ЗНАКОМ БОГОВ Когда Шри
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 12 СВЕРХСОЗНАТЕЛЬНОЕ ЗАГАДКАИтак, тройное изменение сознания
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 11 ЕДИНСТВО Шри Ауробиндо предстояло провести
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 5 СОЗНАНИЕ Однажды одному из учеников
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Я становлюсь тем, что я прозреваю в
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 1 СОВЕРШЕННО ЗАПАДНЫЙ ЧЕЛОВЕК С точки
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 2 ВЕЧНЫЙ ЗАКОН Пролетариат у нас
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 4 БЕЗМОЛВИЕ РАЗУМА МЕНТАЛЬНЫЕ ПОСТРОЕНИЯПервым этапом
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 6 УСПОКОЕНИЕ ВИТАЛЬНОГО МОРАЛЬНЫЕ УЗЫВ нашем
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 7 ПСИХИЧЕСКИЙ ЦЕНТР Мы 150 это
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 8 НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ФИЗИЧЕСКОГО Физическое, которое
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 9 СОН И СМЕРТЬ ПЛАНЫ СОЗНАНИЯДалеко
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 10 ЙОГИН-РЕВОЛЮЦИОНЕР Таковы открытия ментального, витального,
  • Г.Хорошилов, Б.Виногродский. ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ? | Г.Хорошилов, Б.Виногродский ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ Перевод В.Данченко
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ТРИ СПОСОБА ИСПРАВИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ Начнем с вопроса:
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ МОДЕРН: ВЗГЛЯД ФИЛОСОФА Мы еще вернемся к
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ НА ПУТИ К ВЫВОДАМ Среди примеров, которые
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧТО ТАКОЕ МОДЕРН СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Мы наметили
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАРТИНЫ МИРА Если мы хотим



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь