Ежи Мелибруда. Я--ТЫ--МЫ

- Оглавление -



СЦЕНАРИИ ВСТРЕЧ


Встреча первая

Пролог

Целью первой встречи является создание условий для лучшего знакомства; определение тех особенностей каждого, над которыми можно будет работать в Лаборатории; знакомство с принципами работы Лаборатории.

Никто не может гарантировать, что все участники в равной степени многое извлекут из ситуации и предлагаемых упражнений. Можно и нужно помогать друг другу, но каждый сам отвечает перед собой за то, что будет делать, за то, что увидит и почувствует, а также за то, чему научится.

Может быть, некоторым будет трудно следовать инструкции для упражнений, нелегко будет сконцентрироваться в определенное время на определенных ситуациях. Может быть, порой будет возникать ощущение скуки или раздражения. Это естественно и вполне уместно. Однако важно, чтобы такие переживания не заставляли вас отказаться от участия в упражнениях или ситуации, не склоняли к поступкам, которые могут помешать другим.

О содержании встречи вы узнаете из вступления, которое сделает один из вас, выбранный всеми на роль ведущего этой встречи.

Задание для ведущего

Твоей основной задачей является помощь группе в совместных поисках, в обучении на этой первой встрече. Ты не руководитель, не учитель, не судья, не надзиратель. Тебе нельзя подчеркивать свое превосходство над другими, своим поведением ты не должен вызывать восхищение или страх. Твоя помощь группе должна заключаться в:

  • подготовке помещения, в котором будет проходить встреча;
  • подготовке необходимого материала, а именно: бумаги для записей (лучше из альбома для рисования), карандашей или ручек, английских булавок или скрепок, таблички с перечнем Правил Совместных Поисков, списка Качеств, Важных для Межличностных Отношений;
  • зачитывании инструкции очередного задания и контроле над длительностью каждой ситуации;
  • организации совместного анализа того, что происходило во время упражнений, в форме обсуждения чувств и переживаний участников.

Конечно, это не означает, что все это ты должен делать в одиночку; например, подготовка помещения или материалов может быть общим делом. Перед началом встречи подробно ознакомься со сценарием ситуации и содержанием Правил Совместных Поисков. Если в них ты не найдешь каких-либо указаний, помогающих тебе справиться с возможными сомнениями (если такие возникнут у тебя в ходе подготовки занятия), постарайся справиться со своими сомнениями сам или посоветуйся с другими.

В твоих интересах позаботиться о том, чтобы в конце встречи члены Лаборатории рассказали тебе, как воспринимали тебя в роли ведущего. Ты так же, как и все, несешь ответственность за выбор следующего ведущего.

Сценарий ситуации

  1. Все садятся в круг. Ведущий раздает бумагу для записей и английские булавки или скрепки. Каждый участник пишет в верхней части листа свое имя и делит лист вертикальной линией на две части. Левую помечает сверху знаком "+", правую знаком "-". Под знаком "+" перечисляет: название любимого цвета, любимое время года, любимый фрукт, животное, которое нравится больше всех, название книги, которая нравится больше всех, любимое женское и мужское имя, любимого литературного героя или исторический персонаж, психологическую особенность, которая нравится в других людях больше всего, психологическую особенность, которая больше всего нравится в себе самом, то, каким образом легче всего доставить ему удовольствие.

    После этого в правой части листа под знаком "-" каждый называет: нелюбимый цвет, время года, которое нравится меньше всего, фрукт, который не любит, нелюбимое животное, название книги, которая не нравится, женское и мужское имя, которые не нравятся, самого неприятного литературного героя или историческую личность, самую неприятную свою психологическую особенность, то, каким образом легче всего, доставить ему неприятные переживания.

    Ведущий по очереди читает название каждого пункта, стараясь, чтобы первое упражнение не проходило слишком быстро. Оно должно занимать не более 10-12 минут. Ведущий пишет свои ответы и участвует в упражнении вместе со всеми.

  2. Когда все кончают писать, ведущий просит, чтобы в ближайшие 5-10 минут никто не проронил ни слова, включает тихую музыку (хотя это и не обязательно) и предлагает каждому прикрепить свой листок бумаги на видном месте на груди. После чего все в полном молчании начинают ходить медленно по комнате и внимательно читать то, что написано на листке у каждого. Затем ведущий просит всех замереть на том месте, где они находятся, и закрыть глаза.

  3. Через 60 секунд ведущий просит открыть глаза и поговорить с тем, с кем хочется. На такие разговоры "стоя" можно выделить 5-10 минут. Ведущий предлагает участникам использовать это время для того, чтобы лучше познакомиться друг с другом.

  4. Ведущий просит всех занять свои места и сесть и раздает участникам листочки со списком Качеств, Важных для Межличностных Отношений. Каждый пробует определить, в какой мере ему присущи отдельные качества. Рядом с описанием каждого качества отведено специальное место, куда надо вписать цифры от "0" до "6". Если человеку кажется, что ему вообще не присуще данное качество, он ставит "0" рядом с описанием. Если это качество хоть сколько-нибудь, пусть очень незначительно, выражено у данного человека, он ставит цифру "1". Если описание полностью, без сомнений может быть отнесено к этому участнику, он ставит цифру "6". Таким образом каждый член группы оценивает по очереди все описания, руководствуясь своим собственным представлением о себе (а не тем, что могли сказать ему другие люди). Это задание занимает не меньше 10 минут. Заполненные листочки нужно сохранить, потому что они еще пригодятся – члены Лаборатории будут обращаться к ним на последующих встречах.

  5. Теперь вся группа приступает к выполнению общего задания. В течение 30 минут нужно проранжировать 10 качеств в зависимости от их важности. Группа совместно должна решить, какое из 10 качеств является самым важным в межличностных отношениях. Потом группа так же выбирает второе по значимости качество, третье, четвертое и т.д. до качества, которое кажется всем наименее важным. Кто-то один должен записывать на листочке решения группы. Если относительно какого-то качества между членами группы будут серьезные разногласия, не нужно разрешать их путем голосования или принятия компромиссных решений. Спорные проблемы следует обсуждать вплоть до достижения согласия.

    По истечении 30 минут ведущий прерывает работу группы независимо от того, какая часть задания будет выполнена.

  6. Группа начинает анализировать переживания каждого из участников. Сначала ведущий представляет всем перечень Правил Совместных Поисков и зачитывает каждое правило по отдельности. Потом просит, чтобы каждый участник, руководствуясь этими правилами, в течение 10 минут говорил о том, что происходило в группе между ним и другими людьми во время ранжирования качеств. Важно, чтобы в словах говорящих затрагивались конкретные события, происшедшие в Лаборатории, отражались поступки, мысли и чувства участников, а не содержались соображения, продолжающие общую дискуссию о качествах.

    Через 10 минут ведущий на время прерывает говорящего и снова зачитывает Правила. Он предлагает группе решить, удалось ли выступавшим следовать этим правилам, и напоминает, что следующим нужно помнить о них, рассказывая о своих впечатлениях по поводу всего, что происходило с самого начала занятия. Ведение беседы в соответствии с Правилами – важнейшее условие, которое нужно соблюдать в течение всей встречи. Через 15-20 минут задание можно закончить.

  7. В конце встречи ведущий просит членов группы высказаться о том, как они воспринимали его в роли ведущего, чем он помогал, а чем мешал работе группы. Потом группа выбирает нового ведущего для следующей встречи.


Материалы

Список Качеств, Важных для Межличностных Отношений

Эмпатия: умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они, воспринимать их поступки с их же позиции и в то же время способность сказать другим о своем понимании и дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления.

Доброжелательность: способность не только чувствовать, но и показывать людям свое доброжелательное отношение, уважение и симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддержать других.

Аутентичность: умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, открытая демонстрация другим своего отношения к разным проблемам и людям, способность быть самим собой в контактах с окружающими.

Конкретность: отказ от общих рассуждений, многозначных и невнятных замечаний, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы.

Инициативность: склонность к деятельной позиции в отношении с людьми, к тому, чтобы "идти вперед", а не только реагировать на то, что делают другие, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны; готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.

Непосредственность: умение говорить и действовать напрямую, без всяких "экивоков", четкое представление об отношении других людей и честная демонстрация своего отношения к ним.

Открытость: готовность открыть другим свой внутренний мир, не эксгибиционизм, но твердая убежденность в том, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность, которая не эквивалентна готовности обнародовать абсолютно все самые интимные секреты, поскольку сам человек, а не его тайны интересны людям; умение говорить о своих мыслях и чувствах.

Принятие чувств: отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, умение не только испытывать какие-то чувства в общении с людьми, но и показывать их, выражать готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других, но при этом – отсутствие стремления навязать окружающим свои чувства, чтобы они осознавали свою ответственность за них.

Конфронтация: умение "с глазу на глаз" общаться с другими людьми с полным осознанием своей ответственности и заинтересованности; в случае несходства мнений – готовность пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений.

Самопознание: исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, стремление воспользоваться для этого помощью со стороны окружающих, готовность принимать от них любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом – умение быть автором своей самооценки; отношение к конфронтациям с другими людьми и новому опыту как к ценному материалу, важному для более глубокого самопознания.

Правила Совместных Поисков

1. Говори о том, что происходит в группе здесь и теперь, то есть о том, что в данный момент происходит с членами Лаборатории, о своих действиях и чувствах, о поступках и переживаниях других членов группы. Все, что ты видишь, слышишь, думаешь или чувствуешь, заслуживает внимания, в твоих словах не может быть ничего "чересчур специального" или "чересчур заумного".

2. Учись доверять своим субъективным ощущениям. Субъективные ощущения являются наиболее ценным материалом в Лаборатории, куда более ценным, чем теоретические и общие рассуждения. Они помогают глубже и точнее понять, что происходит в самих людях и между ними.

3. Старайся быть открытым, когда говоришь или когда слушаешь других. Результаты работы всей группы зависят от того, насколько каждый ее член захочет и сможет говорить о своих чувствах по поводу всех остальных, насколько он будет заинтересован в информации о том, как его воспринимают, несмотря на все возможные трудности и неприятности, связанные с этим.

4. Сосредоточивайся на том, что говорят и делают другие, старайся осознавать и понимать свои чувства, которые возникают в этот момент. Независимо от того, насколько ты уверен в правильности своих предположений о том, что происходит в "душе" другого человека, постарайся проверить свои догадки и мысли.

5. Не избегай риска; пытаясь проникнуть в незнаемое, всегда рискуешь; если будешь избегать риска, так и останешься в плену уже известного и освоенного; конечно, каждый сам решает, рисковать ему или нет, но знай, что без риска любой поиск превратится в открытие и повторение того, что ты уже знаешь и умеешь.

6. Не заставляй других делать то, на что они не могут решиться.

Встреча вторая

Пролог

Целью второй встречи является: изучение разных стилей общения, овладение навыками хорошего слушания и точного восприятия других людей.

Очень немногие среди нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, восприимчивы к нюансам их поведения. Чаще всего мы занимаем позицию внешнего наблюдателя, который, когда воспринимает окружающих, неспособен вступать с ними в контакт, а когда общается с другими, то не может объективно и разносторонне их воспринимать. Требуется определенное умение и известные усилия, чтобы сочетать заинтересованное общение с внимательным наблюдением и слушанием. Развитие качеств, необходимых для более успешного общения с окружающими, предполагает не только овладение умением хорошо слушать и точно воспринимать других. Не меньшее значение имеет способность слушать и понимать самого себя, то есть лучше осознавать свои чувства и действия в различные моменты каких-то интеракций с другими членами Лаборатории.

Все дальнейшее время, до самого конца работы Лаборатории, необходимо следовать Правилам Совместных Поисков. Результаты работы во многом будут зависеть от того, насколько членам группы удастся их реализовать.

Задания для ведущего

Сегодня ты выполняешь роль человека, который должен помогать группе в совместных поисках и в обучении. Ты не руководитель, не учитель, не судья, не надзиратель. Ты не должен доказывать свое превосходство над другими или стремиться вызвать у них восхищение или страх. Твоя помощь группе должна заключаться в:

  • подготовке помещения, в котором будет проходить встреча;
  • подготовке необходимых материалов – конвертов с заданиями для дискуссии, таблицы с перечнем Принципов Хорошего Слушания. Тебе надо будет повесить где-нибудь на видном месте перед началом встречи таблицу с Правилами Совместных Поисков, заготовленную к прошлому занятию;
  • зачитывании инструкции к очередному заданию и контроле над временем его выполнения;
  • организации совместного анализа впечатлений, возникших в каждой конкретной ситуации, ведении дискуссии в соответствии с Правилами.

До начала встречи тебе надо будет приготовить конверты с заданиями и так их заклеить, чтобы никто не смог узнать, что внутри. Внимательно познакомься со сценариями всех ситуаций; конечно, тебе не нужно заучивать их наизусть, ты сможешь пользоваться сценариями во время занятия, важно лишь, чтобы при подготовке ты понял суть упражнения и те его моменты, которые могут стать материалом для анализа участников. Организуя и направляя обсуждение, следи за тем, чтобы общие и теоретические рассуждения не вытеснили разговоров на конкретные темы. В конце встречи постарайся подбить членов группы на обсуждение твоего поведения на занятии, пусть они скажут, что им сегодня мешало, а что помогало в том, как ты говорил, слушал и т.д. Ты тоже несешь ответственность наряду с другими за выбор ведущего следующей встречи.

Сценарий ситуации

  1. Все садятся в кружок в середине комнаты. Ведущий просит, чтобы каждый внимательно посмотрел на лица остальных участников, и по истечении 2-3 минут просит всех закрыть глаза. Каждый должен с закрытыми глазами постараться представить себе лица других членов группы. В течение 1-2 минут нужно зафиксировать в памяти лицо, которое удалось лучше всего представить, и открыть после этого глаза.

    Спустя какое-то время ведущий предлагает повторить упражнение – 2-3 минуты каждый внимательно смотрит на лица остальных, после чего все закрывают глаза и пытаются представить лица товарищей. Все это следует делать в полной тишине, и только позже можно будет 5-10 минут поговорить о своих переживаниях.

  2. Ведущий просит всех занять свои места в креслах или на стульях, В середине круга кладется стопочка конвертов с заданиями, и ведущий предлагает всем взять по одному конверту. Никто не должен показывать другим содержание своего конверта до момента окончания дискуссии и анализа впечатлений. После этого ведущий предлагает группе в течение 20-25 минут обсудить тему "Есть ли различия между психикой мужчины и женщины?". Кроме общего задания для всей группы – участия в дискуссии на названную тему, – каждый из членов должен выполнить свое индивидуальное задание, содержащееся в конверте. Ведущий дает знать, когда время дискуссии подходит к концу.

  3. По окончании дискуссии группа обсуждает свои впечатления, руководствуясь Правилами Совместных Поисков. Ведущий предлагает членам группы попытаться отгадать, какое задание получил каждый. Содержание задания заключается в том, чтобы продемонстрировать определенный стиль общения с людьми, и, проанализировав конкретное поведение каждого члена группы, определить, какой именно стиль был продемонстрирован. На обсуждение того, что происходило в группе и с каждым из ее членов, отводится 15-20 минут.

  4. После небольшого перерыва группа переходит к упражнениям для развития навыков хорошего слушания других людей. Ведущий вешает на видном месте таблицу с перечнем Принципов Хорошего Слушания и зачитывает ее. Он предлагает участникам поделиться на пары, выбрав себе в качестве партнера наименее знакомого человека. В каждой из пар партнеры устанавливают, кто из них будет называться X, а кто – Y. Важно, чтобы каждая пара нашла себе место в комнате, где она могла бы свободно разговаривать вполголоса, не мешая всем остальным. Поскольку каждый партнер исполняет определенную роль, задание будет состоять из двух частей, что позволит партнерам поменяться ролями.

Часть первая

Партнер X будет Говорящим, а партнер Y – Слушателем.

  1. X рассказывает Слушателю о своих трудностях и проблемах в отношениях с людьми, обращая специальное внимание на сложности, связанные с личностными особенностями (страхами, предубеждениями, сомнениями, ожиданиями). Y старается как можно тщательнее следовать Принципам Хорошего Слушания и помогает Говорящему максимально полно изложить свои мысли. Эта фаза длится 5 минут, ведущий дает знак, когда время кончается.

  2. Говорящий высказывает свои замечания по поводу поведения Слушателя во время первой фазы, подчеркивает то, что ему помогало, а что затрудняло возможность открыто рассказывать о себе. Длительность фазы – 1 минута.

  3. Говорящий рассказывает Слушателю о своих сильных сторонах и умениях, проявляющихся в общении с людьми, о том, что ему помогает и облегчает устанавливать взаимоотношения с окружающими. Слушатель снова старается как можно лучше слушать собеседника. Через 5 минут ведущий предлагает прервать беседу.

  4. Слушатель своими словами повторяет то, что услышал и понял из слов Говорящего во время предыдущих фаз занятия. X движениями головы либо подтверждает, либо опровергает слова Y, в зависимости от того, насколько тот правильно передает его собственные слова. Если Говорящий с чем-то не согласен, Слушатель должен как-то скорректировать свой пересказ, чтобы X подтвердил правильность новой версии – 5 минут.

Часть вторая – смена ролей

Теперь X станет Слушателем, а Y – Говорящим. Все последующие фазы упражнения (a, b, c, d) выполняются в соответствии с теми же инструкциями, которые давались для первой части.

  1. Все члены группы возвращаются в круг, и ведущий начинает обсуждение впечатлений каждого о том, что происходило во время упражнений. Необходимо пользоваться Правилами Совместных Поисков. Разговор может длиться от 20 до 30 минут.

  2. Ведущий спрашивает у группы, как участники воспринимали его поведение, и проводит выборы нового ведущего для третьей встречи.


Материалы

Индивидуальные задания для дискуссии – содержимое отдельных конвертов

"Ты должен как минимум два раза высказаться во время дискуссии. Всякий раз ты будешь говорить что-то на обсуждаемую тему, но твои слова должны быть абсолютно не связаны с тем, что говорили другие. Будешь вести себя так, словно совершенно не слышал того, что говорили до тебя..."

*   *   *

"Ты должен как минимум два раза высказаться во время дискуссии. Ты будешь слушать других, но только затем, чтобы найти в чьих-то словах предлог для смены направления разговора и подмены его обсуждением заранее намеченного тобой вопроса. Будешь делать вид, что слышишь и понимаешь то, о чем говорится, но на самом деле будешь только ждать момента, чтобы направить разговоры в нужном для тебя направлении..."

*   *   *

"Будешь активно участвовать в разговоре и вести себя так, чтобы у других создалось впечатление, что ты очень много знаешь и очень многое пережил".

*   *   *

"Как минимум пять раз постараешься влезть в разговор. Будешь слушать других главным образом для того, чтобы в своих словах вынести какие-то оценки или суждения конкретным участникам дискуссии (например, начинающиеся со слов "ты – ..."). В основном будешь ориентироваться на то, чтобы давать оценки членам группы".

*   *   *

"Ты должен как минимум три раза высказаться в ходе дискуссии. Ты должен внимательно слушать других, каждую свою реплику начинать с пересказа своими словами того, что говорил предыдущий оратор. При этом ты должен спрашивать: "Правильно ли я тебя понял?" – и вносить необходимые поправки в свои слова".

*   *   *

"Твое участие в разговоре должно быть направлено главным образом на то, чтобы помогать другим как можно полнее выразить свои мысли, способствовать взаимопониманию между членами группы".

*   *   *

"Вспомни, как обычно выглядит твое поведение во время дискуссий, постарайся, чтобы на сей раз все было иначе. Попробуй изменить свой привычный способ поведения на более совершенный".

*   *   *

"Тебе не дается никакого задания. Веди себя во время дискуссии так, как ты обычно ведешь себя во время групповых обсуждений".

Примечания к заданиям:

Показать другим участникам содержание твоего задания ты сможешь только по знаку ведущего.

Чтобы выполнить данное тебе задание, не старайся играть какую-то роль или изображать другого человека. Если в группе больше 8 человек, одно и то же задание может достаться кому-то еще. Четыре первых задания не являются образцами удачного поведения, им не надо подражать.

Принципы Хорошего Слушания (содержание таблицы)

  1. Старайся сконцентрироваться на человеке, который обращается к тебе;
    обращай внимание не только на слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу и т.д.

  2. Покажи говорящему, как ты его понимаешь;
    это можно сделать, повторяя своими словами то, что услышал, или смысл того, что тебе сказали.

  3. Не давай оценок.

  4. Не давай советов;
    оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказываний говорящего, мешают ему выделить наиболее существенные моменты в своих словах.


Встреча третья

Пролог

Целью третьей встречи является:

  • приобретение опыта совместной работы всей группы над новым и трудным заданием;
  • поиск новых способов поведения в контактах с людьми;
  • развитие навыка восприятия и понимания себя и других людей в процессе общения с ними.

Выполнение каких-то новых заданий дает хорошую возможность для лучшего знакомства с конкретными людьми и со всей группой в целом. Когда выполняешь новое задание, не имея готовых рецептов или образцов поведения, проще внести какие-то изменения в свой стиль взаимодействия с другими людьми. Понятно, что существенно изменить что-то нелегко и невозможно с помощью какого-то одноразового приема, после которого можно прекратить все усилия. Опыт, который вы приобретаете в Лаборатории, может лишь стимулировать вас к дальнейшим шагам по изменению собственного поведения, но шаги эти вы будете делать за пределами Лаборатории, в вашей повседневной жизни. Подчас для того, чтобы успешнее начать работу над собой, лучше выбрать какой-то конкретный и не слишком "размытый" фрагмент поведения и поставить перед собой вполне определенные цели. Можно, например, опробовать такие способы поведения, на которые в повседневной жизни вы боитесь решиться. Делая свой выбор, решите сразу, каких перемен вы хотите добиться, чтобы впоследствии можно было оценить, насколько вам удалось задуманное. Поэтому намерение, сформулированное в слишком общих словах или тесно связанное с необходимостью внешних изменений, а не собственного поведения, не очень подходит для нашей задачи – попытки изменить что-то конкретное в себе. Если эта задача решается в группе людей, занятых общей деятельностью, члены группы могут помогать друг другу, делясь своими впечатлениями и наблюдениями.

Задания для ведущего

Твоим основным заданием будет помощь всей группе и каждому конкретному человеку в обучении совместному поиску решений. Ты не руководитель, не учитель, не судья, не надзиратель. Тебе не нужно доказывать себе или другим, что ты в чем-то лучше, не надо стремиться проверить себя или вызывать у других восхищение или страх.

Твоя помощь другим во время этого занятия будет заключаться в:

  • подготовке помещения для встречи, размещении на видном месте таблицы с Правилами Совместных Поисков и в такой организации пространства, чтобы в середине комнаты было свободное место размером 3×3 метра;
  • подготовке материалов: списка Качеств, Важных для Межличностных Отношений, которым пользовались в ходе первой встречи, а также большого листа картона размером 2×2 метра (его можно склеить из нескольких маленьких листов), красок и кисточек для каждого, цветных мелков и пишущих предметов, нескольких коробок пластилина;
  • зачитывании инструкций каждого последующего задания и в контроле за длительностью каждой ситуации;
  • организации совместного анализа впечатлений, возникших в каждой конкретной ситуации, ведении дискуссии в соответствии с Правилами.

Внимательно познакомься со сценарием всех ситуаций и реши, не захочется ли тебе изменить что-то в своем поведении в ходе проведения этого занятия. Перед встречей просмотри свой список Качеств, Важных для Межличностных Отношений. Подумай, готов ли ты работать над совершенствованием какого-то из описанных тобой качеств. Постарайся в конце занятия вызвать членов группы на обсуждение твоего поведения, того, что им помогало, а что мешало и т.д. Не забудь о необходимости выбрать ведущего для следующей встречи.

Сценарий ситуации

  1. Все садятся в круг. Ведущий раздает листочки со списком Качеств, Важных для Межличностного Общения, которыми пользовались на первом занятии. Каждый получает свой листок, узнав его по почерку или по подписи. Ведущий просит всех внимательно прочитать то, что написано, и выбрать для себя одно или несколько качеств, над которыми каждый хотел бы поработать в течение ближайшего часа. Он подчеркивает, что выбор и любые попытки развить то или иное качество – сугубо личное дело каждого. Нельзя никого заставлять, никто не должен ни перед кем отчитываться за свое решение и способы, которые он выбрал, чтобы изменить что-то в своем общении с другими людьми. Тот, кто чувствует, что готов предпринять какие-то попытки, должен мысленно представить себе, какие конкретные шаги он мог бы сделать в течение ближайшего часа, который он проведет вместе с другими членами группы.

    Такая индивидуальная подготовка не должна занимать больше чем 10-15 минут.

  2. Ведущий раскладывает на полу в центре комнаты большой лист картона и раздает всем участникам краски, кисти, пластилин и т.п. Потом рассказывает членам группы о следующем задании-предложении:

    "Представьте себе, что в результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове. В ближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в ваши родные края. Ваша задача – создать для себя условия, которые смогли бы вас удовлетворить. Вы можете:

    1. освоить остров, организовать на нем хозяйство;
    2. наладить на нем социальную жизнь (создать организации, распределить функции, роли, обязанности и т.п.);
    3. установить правила и нормы совместной жизни на острове (в форме 10 основных предписаний)".

    На это вам дается 1 – 1,5 часа и полная свобода действий в рамках пунктов a – c.

  3. По истечении назначенного времени все садятся вокруг освоенного "острова". Ведущий предлагает обсудить и проанализировать впечатления участников группы о том, что происходило, с учетом Правил Совместного Поиска. Каждый может рассказать, что он чувствовал, участвуя в организации жизни на острове, как воспринимал поведение других, чем был доволен и не был доволен.

    Этому разговору можно посвятить от 20 до 30 минут.

  4. Ведущий предлагает поделиться на пары и найти себе место для разговора так, чтобы не мешать другим. В парах члены группы обмениваются своими переживаниями, связанными с запланированными ранее намерениями что-то изменить в своем поведении. Пары могут быть теми же, что и на второй встрече, но это не обязательно. На эти разговоры выделяется не больше 5-10 минут.

  5. В заключение ведущий опрашивает членов группы о том, как они воспринимали его поведение, и организует выбор ведущего для следующего занятия.


Встреча четвертая

Пролог

Целью четвертого занятия является: осознание собственного влияния на других людей; овладение навыком высказывания и принятия обратных связей.

Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своих отношений с окружающими, должен постоянно искать вокруг себя разные признаки, свидетельствующие об истинных последствиях своего поведения. В особенности его должны интересовать реакции других людей на его конкретные поступки в конкретных ситуациях. Собирая подобную информацию от разных людей, получаешь возможность увидеть себя как бы в разных зеркалах. Таким образом можно узнать что-то новое, что поможет лучше и яснее увидеть самого себя. Следует только не забывать, что то, как другие видят нас, не может быть единственным источником информации и суждений о том, что мы за люди.

Обеспечение других обратной связью – сведениями о том, какие чувства и мысли вызывает у нас их поведение, – может повышать взаимное доверие, создавать условия для более глубоких и теплых отношений. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующим умением, но и смелостью. Умение можно выработать посредством упражнений, смелость приобретается в результате последовательных попыток, готовности идти на риск.

Задания для ведущего

Твоим основным заданием будет помощь всей группе и каждому конкретному члену в обучении и совместном поиске.

Однако ты не являешься ни руководителем, ни учителем, ни судьей, ни надзирателем. Тебе не надо доказывать себе или другим, что ты в чем-то лучше остальных, ты не должен проверять себя, не должен вызывать у других восхищение или страх.

Твоя помощь другим в ходе этой встречи будет заключаться в:

  • подготовке помещения для встречи, размещении на видном месте таблиц с Правилами Совместных Поисков, Принципами Хорошего Слушания (использовавшимися в ходе предыдущих встреч), а также перечня Положений об Обратных Связях – на картонном листе размером 100×70 см;
  • зачитывании инструкций и контроле над длительностью выполнения заданий;
  • организации совместного анализа впечатлений в соответствии с Правилами Совместных Поисков.

Может быть, во время занятия некоторым участникам понадобится твоя помощь. Для этого можешь перед встречей внимательно перечитать главу "Открытость и доверие", там ты найдешь подробное описание принципов высказывания и принятия обратных связей. Особое значение следует придавать тому, чтобы человек, дающий обратные связи, опирался на свои субъективные ощущения, а не говорил о том, что из себя представляет тот, к кому он обращается. Есть очень большая разница между словами: "Я чувствую раздражение, даже злость порой, когда вижу, как ты смотришь на меня и шепчешь что-то Басе", – и словами: "Ты настроен против меня, ты – раздражительный и злобный человек". Старайся, чтобы члены группы в основном использовали высказывания первого типа и избегали высказываний второго типа. Выражение обратных связей – это один из самых главных способов обучения в Лаборатории, пользоваться им надо не только на этом занятии.

Желательно, чтобы ты первый согласился выслушать обратные связи в свой адрес.

В конце встречи попроси участников рассказать о том, как они воспринимали тебя в роли ведущего, и не забудь о выборе ведущего следующего занятия.

Сценарий ситуации

  1. Все садятся в круг. Ведущий знакомит группу с Положениями об Обратных Связях, потом ставит в центр круга пустое кресло и говорит, что его займет тот, кто первым захочет выслушать от других информацию о себе.

  2. Кто-то вызывается первым занять пустое кресло и начинает выслушивать от каждого по очереди информацию о себе. Он сам выбирает того, кто будет говорить ему, как его воспринимает, какие чувства вызывает его поведение. Когда первый кончит говорить, следующим будет член группы, сидящий справа по ходу часовой стрелки. Человек, сидящий в центре круга, должен стараться слушать как можно внимательнее, не спорить, не перебивать, не затевать дискуссии, не пытаться уточнить, что ему говорят, не требовать объективных доказательств субъективных переживаний людей, дающих ему обратные связи. Таким образом, двигаясь по кругу, он получает информацию от всех участников, до тех пор пока никто уже ничего не сможет ему сказать. Получив обратные связи, этот человек возвращается на свое место.

  3. В центр круга садится следующий участник и выбирает себе того, от кого он хочет выслушать обратную связь. По таким же принципам все остальные члены группы оказываются в центре круга и выслушивают обратные связи от других участников.

  4. По окончании задания ведущий предлагает всем обсудить свои впечатления в течение 15-20 минут; потом напоминает о необходимости выбрать ведущего для следующей встречи.

Примечание: Если в состав группы входит больше чем 10-12 человек, высказывание обратных связей одному участнику длится даже больше чем 30 минут. Это надо учитывать при планировании занятия. Можно уменьшить количество людей, от которых будет приниматься информация, это сократит время встречи.

Материалы

Положение об Обратных Связях

Обратная связь – это сообщение, адресованное другому человеку о том: как я его воспринимаю; что чувствую в связи с нашими отношениями; какие чувства вызывает у меня его поведение.

Указания:

  1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.
  2. Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.

Предостережения:

  1. Не давай оценок.
  2. Не давай советов.

Помни:

Обратная связь – это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей мере сведения о тебе в связи с этим человеком. Говори и о том, что тебе приятно, и о том, что тебе неприятно.

Встреча пятая

Пролог

Целью пятой встречи является: открытие в себе сильных сторон, то есть таких качеств, навыков, стремлений, поступков, которые мы принимаем, ценим, любим в себе, которые дают нам чувство внутренней устойчивости и доверия к самим себе; изучение возможностей использования своих сильных сторон во взаимоотношениях с другими; определение своих личностных ценностей.

Мы привыкли считать, что работа над собой и самосовершенствование предполагают только анализ ошибок и борьбу со своими слабостями. Однако есть и еще одна, не менее, если не более важная сторона работы над собой. Она заключается в обнаружении в себе не только противника и виновника ошибок, но и сподвижника, друга и помощника. У каждого из нас есть свои сильные стороны, но обнаружить их в себе порой оказывается очень нелегко. Некоторые люди даже полагают, что не обладают никакими качествами, которые могли бы послужить для них внутренней точкой опоры. Как это ни странно, большинство людей не умеют думать о себе в позитивном ключе. Хочу обратить ваше внимание, что "сильные стороны" – это не то же самое, что "положительные черты характера" или "достоинства ".

Бывает и так, что какое-то качество или умение оказывается очень сильной стороной данной личности, но окружающие люди не одобряют его или оно не соответствует моральным нормам. Поэтому, если мы будем анализировать "сильные стороны" только как возможность для человека найти внутреннюю опору, очень важно принимать во внимание, для чего использует тот или иной человек свои сильные стороны. Проведя "инвентаризацию" своих сильных сторон, можно подумать о том, как лучше воспользоваться ими для создания чего-то по-настоящему ценного. В своих поступках человек руководствуется системой индивидуальных ценностей, то есть тем, во что верит, что считает важным и значимым. Для определения собственных сильных сторон, возможностей их конструктивного использования, для осознания своей системы ценностей большую помощь может оказать совместная работа с другими людьми, возможность поделиться с ними мыслями и чувствами.

Задания для ведущего

Твоей основной задачей является помощь всей группе и каждому участнику в отдельности в проведении поисков. Однако ты не являешься ни руководителем ни учителем, ни судьей, ни надзирателем. Ты не должен доказывать себе или другим, что в чем-то превосходишь их, не должен проверять себя или стараться вызвать восхищение или страх. Твоя помощь должна заключаться в следующем:

  • в подготовке помещения, в котором будет проходить встреча, таблицы с Правилами Совместных Поисков, которую ты должен повесить на видном месте;
  • в подготовке материала: листочков бумаги, карандашей и карточек с перечнем Качеств, Важных для Межличностных Отношений. Этими карточками вы уже пользовались дважды – в ходе первой и третьей встреч;
  • в оглашении инструкций и контроле над длительностью отдельных ситуаций;
  • в поддержке некоторых участников при выполнении их личных заданий; если у кого-то возникнут трудности, ты можешь помочь, напомнив основные элементы инструкции или подбодрив его;
  • в организации общего обсуждения впечатлений с учетом Правил Совместных Поисков.

Может быть, некоторым участникам группы будет трудно говорить о себе в положительном ключе, потому что считается, что это неловко, не принято, даже смешно. Поэтому очень важно следить за тем, чтобы все серьезно относились к этим упражнениям. Часто бывает, что, говоря о себе хорошо, люди в то же время стараются застраховаться и как бы берут свои собственные слова в кавычки, чтобы легче потом было от них отказаться, или же иронизируют, посмеиваются над собой. Следи за тем, чтобы этого не было. Если за время предыдущих встреч между вами установились отношения взаимного доверия, сложилась атмосфера психологической безопасности, упражнения этого занятия должны получиться легко.

Последнее упражнение, в котором участники будут говорить о своих ценностях, о том, во что верят, что в их жизни играет важную роль, для некоторых людей может оказаться чересчур трудным. Им может показаться, что говорить на эту тему так неловко или бессмысленно, что лучше и не начинать. Конечно, заставлять никого нельзя. Если не удастся их убедить, можно предложить поразмышлять об этом про себя.

Поскольку данный сценарий – последний в этой книге, тебе нужно будет организовать обсуждение на тему "Что делать дальше?". Если идея таких встреч покажется вам интересной, если эти пять занятий не охладили ваш пыл и не удовлетворили любопытство, вы можете сами придумать программу дальнейшей совместной работы. Может быть, какие-то идеи в этом направлении вам подскажут главы данной книги, посвященные разрешению конфликтов или личностным проблемам.

У меня есть еще просьба к тебе, ведущему этого занятия. Попробуй описать, как проходили ваши встречи, оцени, пожалуйста, возможности, которые открыли перед вами упражнения.

Сценарий ситуации

  1. Все встают рядом в круг в центре комнаты, поближе друг к другу. Ведущий инструктирует следующим образом:

    "Закройте глаза... Пусть теперь каждый возьмет правой рукой руку соседа... подержит его руку в своей; постарайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть каждый сосредоточит свое внимание только на том, что слышит, что бы это ни было, пусть некоторое время послушает и постарается узнать звуки, которые до него долетают (1 минута)... а теперь, все еще не открывая глаз, сконцентрируйте свое внимание на ладонях соседей справа и слева, ладонях, которых вы касаетесь... постарайтесь понять, какая ладонь теплее, какая – холоднее, и запомните, была ли это ладонь соседа справа или слева (30 секунд)... а теперь по-прежнему с закрытыми глазами разнимите руки и сосредоточьтесь каждый на своем дыхании; почувствуйте, как воздух входит и выходит через ноздри и губы, как движутся грудная клетка и живот при каждом вдохе и выдохе (1 минута)... а теперь попробуйте посчитать каждый выдох... и на пятом – откройте глаза..."

  2. Все садятся в круг, и ведущий начинает упражнение на определение сильных сторон каждого. После небольшой паузы каждый член группы в течение 3-4 минут должен рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит, ценит и принимает в себе, о том, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера, важно отметить то, что является или может стать точкой опоры в различные моменты жизни. Важно, чтобы говорящий "не брал в кавычки" свои слова, не отказывался от них, не умалял своих достоинств, чтобы он говорил прямо, без обиняков, безо всяких "но", "если" и т.п. Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон, но и на умение мыслить о себе в положительном ключе. Поэтому, выполняя его, необходимо избегать любых высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Ведущий и все остальные члены группы должны внимательно следить за этим и пресекать каждую попытку самокритики и самоосуждения.

    Итак, вызывается первый желающий. Он может говорить о своих сильных сторонах 3-4 минуты, и, даже если закончит раньше, оставшееся время все равно принадлежит ему. Это значит, что другие члены группы остаются только слушателями, не могут высказываться, уточнять детали, просить разъяснений или доказательств. Может быть, значительная часть этого времени пройдет в молчании. Ведущий может, если он почувствует, что это имеет смысл, спросить молчащего: "А еще какие-нибудь другие свои сильные стороны ты не мог бы назвать?" Человек, говорящий о себе, не обязан обосновывать или объяснять, почему он считает те или иные свои качества сильной стороной. Достаточно того, что он сам в этом уверен.

    По истечении 3-4 минут начинает говорить следующий член группы, сидящий справа от предыдущего выступавшего, и так, пока не выскажутся все по очереди. Ведущий следит за временем и дает знать, когда настает черед следующего.

  3. После того как все высказались, ведущий раздает листочки и карандаши, предлагая всем попытаться "провести инвентаризацию" разных своих сильных сторон и переписать их на листочке. Он предупреждает, что листок принадлежит только тому, кто будет на нем писать, и не должен показываться остальным. Ведущий предлагает перечислить не только то, о чем уже говорилось, но и все другие сильные стороны, которые каждый осознает в себе в настоящее время. Через 10 минут ведущий раздает всем листочки с перечнем Качеств, Важных для Межличностных Отношений, использовавшиеся в ходе первой и третьей встреч. Напротив каждого качества написана цифра от "0" до "6", с помощью которой каждый участник на первой встрече оценивал степень выраженности у себя той или иной черты. Ведущий просит всех заново оценить те же самые качества. Так же, как и в начале встреч Лаборатории, каждый член группы должен решить, в какой мере описание данного качества может быть отнесено к нему, и вписать (справа от квадратика с ранее проставленной цифрой) цифры от 0 до 6. Если человек считает, что описание данного качества совершенно не относится к нему, он вписывает 0, если думает, что это качество в незначительной степени присуще ему, он пишет "1", если описание, по его мнению, полностью ему соответствует – ставит "6".

    Это задание не должно занимать более 10 минут.

  4. После этого участники образуют группы по три человека. Каждая из них находит себе место, где можно было бы разговаривать, не мешая остальным тройкам. Члены тройки должны обсудить, как мог бы каждый из них, опираясь на свои сильные стороны, сделать что-нибудь по-настоящему ценное, не ограничиваясь только индивидуальными интересами и потребностями. Этому посвящается около 30 минут. Ведущий может предложить, хотя это и не обязательно, поделить время так, чтобы у каждого члена тройки была возможность обсудить свои сильные стороны и посоветоваться с другими о способах использования их не только для себя лично. Важно, чтобы в конечном итоге каждый оставался автором своих решений, то есть чтобы другие не навязывали свои соображения, не внушали, что "следует хотеть". Задумываясь об использовании сильных сторон, важно прежде всего принимать во внимание конкретные дела и ситуации, возникающие повседневно.

  5. Через 30 минут ведущий предлагает всем встать в круг в центре комнаты, взяться за руки и закрыть глаза (можно также сесть на пол в тесный круг). После чего он произносит следующие слова:

    "А теперь попробуем рассказать друг другу о том, что для каждого из нас ценно и важно в жизни, во что мы верим, что представляет из себя наша система ценностей. Пусть каждый говорит столько, сколько захочет, а когда почувствует, что больше ему говорить не хочется, пусть даст знак, чтобы начал говорить следующий. Ничего не надо доказывать или объяснять. Если кому-то это покажется слишком трудным, он может, когда дойдет очередь до него, мысленно, про себя сказать о том, что такое его индивидуальные ценности, а когда кончит, пусть даст знак следующему, чтобы тот начал говорить. Может быть, будет проще, если вы начнете со слов: "Я верю...", или: "Для меня важно...", а потом перечислите то, что захотите".

  6. Когда все закончат упражнение, ведущий попросит всех открыть глаза и занять свои места. Дальше он начинает обсуждение вопроса о том, что же делать потом. Желательно, чтобы этот разговор не затягивался более чем на 15-20 минут. Может быть, участники захотят продолжать встречи, если нет – пусть попробуют придумать и реализовать какую-то форму прощания.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1636
Категория: Библиотека » Популярная психология


Другие новости по теме:

  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ МАЙ 1. Если ты любишь, если молишься,
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ АПРЕЛЬ 1. Помни, что разумение твое, имея
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЯНВАРЬ 1. Однажды зимой Франциск шел с
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ФЕВРАЛЬ 1. Иисус же сказал ученикам Своим:
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ МАРТ 1. Люди большею частью так относятся
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ДЕКАБРЬ 1. Если старцы люди, умудренные опытом
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ НОЯБРЬ 1. Молитва для всякого честного человека
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ОКТЯБРЬ 1. Человек высшей добродетели старается идти
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ СЕНТЯБРЬ 1. Одни говорят: войди в самого
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ АВГУСТ 1. Тот, кто ищет учености, растет
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ИЮЛЬ 1. Разъяснять значит даром тратить время.
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ИЮНЬ 1. Не падай духом и не
  • Дж. Энрайт. ГЕШТАЛЬТ, ВЕДУЩИЙ К ПРОСВЕТЛЕHИЮ | Глава 2 ГЕШТАЛЬТ БЕГЛЫМ ВЗГЛЯДОМ Лекция-демонстрация в Вашингтонском
  • Дж. Энрайт. ГЕШТАЛЬТ, ВЕДУЩИЙ К ПРОСВЕТЛЕHИЮ | ВВЕДЕНИЕ В годы, когда я работал с Фрицем
  • Дж. Энрайт. ГЕШТАЛЬТ, ВЕДУЩИЙ К ПРОСВЕТЛЕHИЮ | Глава 9 ОТ СОЗНАВАНИЯ К ПРОСВЕТЛЕНИЮ С самого
  • Дж. Энрайт. ГЕШТАЛЬТ, ВЕДУЩИЙ К ПРОСВЕТЛЕHИЮ | ЧАСТЬ I. ФОН В ранние дни для меня
  • Дж. Энрайт. ГЕШТАЛЬТ, ВЕДУЩИЙ К ПРОСВЕТЛЕHИЮ | Глава 3 СОЗНАВАНИЕ Что такое сознавание Представьте себе,
  • Дж. Энрайт. ГЕШТАЛЬТ, ВЕДУЩИЙ К ПРОСВЕТЛЕHИЮ | Глава 8 ЗАПАДНЫЙ ПОДХОД К ПРОСВЕТЛЕНИЮ В ПСИХОЛОГИИ
  • Дж. Энрайт. ГЕШТАЛЬТ, ВЕДУЩИЙ К ПРОСВЕТЛЕHИЮ | ЧАСТЬ III. ФИГУРА Глава 7 ОКЕЙ ИЛИ НЕ
  • Дж. Энрайт. ГЕШТАЛЬТ, ВЕДУЩИЙ К ПРОСВЕТЛЕHИЮ | Глава 6 ЗАМЕТКИ О ПРАКТИКЕ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ Большая часть
  • Дж. Энрайт. ГЕШТАЛЬТ, ВЕДУЩИЙ К ПРОСВЕТЛЕHИЮ | Глава 5 РАСШИРЕНИЕ СОЗНАВАНИЯ В этой главе мы
  • Дж. Энрайт. ГЕШТАЛЬТ, ВЕДУЩИЙ К ПРОСВЕТЛЕHИЮ | ЧАСТЬ II. ПРОСВЕТЛЕНИЕ Я представляю себе Фрица Перлза
  • Г. И. Гурджиев. ВСТРЕЧИ С ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть I МОЙ ОТЕЦ В последней четверти
  • Г. И. Гурджиев. ВСТРЕЧИ С ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Введение С тех пор как я закончил
  • Г. И. Гурджиев. ВСТРЕЧИ С ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть II МОЙ ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ Как я
  • Г. И. Гурджиев. ВСТРЕЧИ С ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть III БОГАЧЕВСКИЙ Богаевский, или отец Евлиссий,
  • Г. И. Гурджиев. ВСТРЕЧИ С ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть IV МИСТЕР ИКС ИЛИ КАПИТАН ПОГОСЯН
  • Г. И. Гурджиев. ВСТРЕЧИ С ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть V АБРАМ ЕЛОВ Абрам Елов был
  • Г. И. Гурджиев. ВСТРЕЧИ С ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть VI КНЯЗЬ ЮРИЙ ЛЮБОВЕЦКИЙ Русский князь
  • Г. И. Гурджиев. ВСТРЕЧИ С ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть VII ЕКИМ-БЕЙ Я хочу посвятить эту



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь