А. А. Меграбян. ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ

- Оглавление -



ГНОСТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА

Патология душевной жизни, как уже раньше указывалось, служит в качестве природного эксперимента. Она помогает раскрывать и закономерности нормального функционирования психики. Мысль о гностических чувствах впервые возникла у нас во время клинических наблюдений над больными с явлениями синдрома деперсонализации. В течение 20 и более лет мы наблюдали у 195 больных явления психосенсорных расстройств и деперсонализации при различных заболеваниях: шизофрении, аффективных психозах, сомато- и психогениях и органических поражениях головного мозга.

Больные с явлениями деперсонализации переживают своеобразное двойственное состояние: им кажется, что они потеряли чувствительность и реальность восприятия своего тела, не испытывают чувства реальности и достоверности в восприятии внешних предметов. Они говорят о потере своих эмоций, об отсутствии образов в процессе мышления, о полной "пустоте" своей психики. Больным кажется, что они переживают исчезновение своего "я", обезличиваются и превращаются в безвольные автоматы.

Однако объективные исследования и поведение больных показывает достаточную сохранность функций органов чувств, адекватность мыслительного процесса и поведения. Это нарушение выступает с удивительной последовательностью во всех психических процессах.

Находясь в постоянном напряжении и прикованности к себе, больные испытывают мучительные переживания опустошения своей личности, доходящие до парадоксального чувства раздвоения и исчезновения своего "я" и окружающего мира, превращение в "безжизненного автомата, без души выполняющего свои функции и живущего только за счет прошлого".

Рассмотрим конкретно особенности патологических изменений отдельных психических функций у наших: больных. В сфере чувственных восприятий предметов и частей своего тела выступают два основных симптома, переживание чуждости, доходящее до степени "незнакомого", и переживания нереальности, недостоверности, доходящей до степени "сноподобного", даже до "исчезновения".

Больные утверждают, что внешний вид изображения предмета не изменен. Но этому внешнему виду, образу как будто не хватает какого-то тонкого чувства; каждая вещь обращает на себя внимание своей странностью и заставляет задумываться над ее смыслом. Внешний вид предмета как-то отделяется от реального его смысла, назначения этой вещи в жизни. В результате образ предмета и своего тела принимает характер чуждой, нереальной, пустой и мертвой оболочки. Таким образом, происходит процесс оскудевания чувственной полноты изображений. Последние претерпевают значительный ущерб в гностически чувственной функции, которая в норме придает образу характер телесной живости, конкретности, реальности и знакомости.

В сфере мыслительного процесса больные говорят о неяркости, расплывчатости, чуждости и даже о потере образности представлении; жалуются на чуждость и бессодержательность словесных образов: при мысленном повторении любого слова оно вдруг превращается в пустой бессодержательный и незнакомый звук. Вот почему больные часто жалуются на чувство пустоты в голове, отсутствие мыслей. Однако в то время, когда они могут словами хорошо описать, проанализировать все представления и понятия, словесные образы нарушены.

Это чувство пустоты в сознании часто вынуждает больных останавливать свой взгляд на отдельных предметах и бесплодно анализировать их внешние стороны. Подобный бесплодный анализ они производят также и вокруг определенных представлений и понятий ("гипертрофия анализа"). Возникают так называемые космические идеи. Здесь и в области мышления возникает ущерб той гностически чувственной функции, которая в норме автоматизированно придает словесным образам их смысловое содержание и чувственную образность и неизмеримо облегчает процесс анализа и синтеза.

В сфере аффективных переживаний также отмечается двойственность их структуры, которая обнаруживается при явлениях психического отчуждения. Основной формой проявления патологии эмоций является жалоба больного на чувство потери своих чувств. С одной стороны, он обнаруживает у себя потерю эмоциональных переживаний, с другой – чрезвычайно страдает от сознания их отсутствия. Причем, выразительные движения у него вполне сохранены.

При анализе данного состояния оказывается, что у больных сохранена общая диффузная аффективность (подкорковый компонент эффективности), которая временами проявляется даже со значительной интенсивностью; вместе с тем у них резко снижаются дифференцированные эмоции (корковый компонент аффективности) в отдельных конкретных ситуациях. Они переживают, страдают вообще, испытывают диффузные чувства тревоги, страха, депрессии неопределенного и смутного характера. Но в каждой отдельной ситуации по отношению к определенным объектам они отмечают у себя эмоциональную недостаточность. Данная форма патологии эмоциональной сферы также обнаруживает ущерб в той же гностически чувственной функции, которая в норме придает познавательное содержание общей аффективности.

В сфере волевой активности сознания отмечается следующее: больные говорят, о потере воли над своими мыслями и действиями; мысли в голове идут сами собой, автоматически (ментизм). Все действия свои и чужие кажутся непонятными, бесцельными и бессодержательными. Возникает чувство внутренней напряженности, связанности, автоматичности своих действий.

Здесь также обнаруживается нарушение той же гностически чувственной функции, в результате чего оскудевает содержательность и целенаправленность действий в поведении больного. Деавтоматизация привычных форм активных процессов мышления и действий приводит к субъективному чувству "безвольного автомата".

Приведенные клинические наблюдения показывают, что речь идет не о поражении некоей "субстанции я", а о нарушении особой гностической функции, которая обычно незаметна в целостной деятельности сознания здоровой личности. Она обычно негативно обнаруживается в патологии психических функций, при их дезинтеграции, вернее, обнаруживается ее отсутствие. Эта гностическая функция и есть те интегрирующие системные гностические чувства, которые обогащают предшествующим познавательным содержанием образы в восприятиях, мышлении, эмоциях и двигательных актах. Нужно полагать, что частичное патологическое торможение гностических чувств инертного застойного характера под влиянием различных патогенных факторов нарушает механизм привычной автоматизации, системности высших нервных процессов в коре. Возникшая деавтоматизация обусловливает дезинтеграцию высших познавательных аффективных и двигательных функций.

Психические функции нашего сознания включают в себя субъективное содержание отображаемых ими явлений объективного мира; иначе нельзя представить, каким образом мы узнаем воспринимаемые предметы и понимаем внутренний смысл речи, своей и чужой. Еще Гегель писал, что содержание составляет предмет сознания, а Маркс подчеркивал, что психология должна, стать действительно содержательной и реальной наукой. Анализ индивидуального сознания человека невозможен без раскрытия его конкретного содержания.

Мы уже отмечали, что в процессе познания к единичным образам внешних предметов, своего тела, а также к словесным присоединяется предшествующий накопленный обобщенный опыт о них в форме системных автоматизированных чувствований гностического характера, т.е. гностических чувств.

Гностические чувства, сливаясь с единичными предметными и словесными образами, формируют их во всей полноте; при этом они обнаруживают три важных свойства: а) обобщение предшествующего знания о предмете и слове в конкретно чувственной форме; б) обеспечивают чувствование принадлежности психических процессов нашему я, личности; в) включают в себе эмоциональный тон соответствующей окраски и интенсивности.

Проявления характерных признаков психического отчуждения (деперсонализация) при некоторых нервно-психических заболеваниях служат клиническим подтверждением существования гностических чувств. Они становятся доступными для исследования в патологам при явлениях нарушения системности (деавтоматизация) высших нервных процессов на почве застойного патологического торможения их.

Вопрос о существовании интегрирующих гностических чувств тесно связан с проблемой образования высших автоматизированных системных навыков, возникающих в коре больших полушарий непрерывной тренировкой в процессе онтогенетического практического приспособления человека к социальной среде.

Образование гностических чувств происходит по физиологическому принципу условнорефлекторных временных связей. Они возникают в результате синтеза предшествующего опыта наших ощущений, восприятий. В основе понимания единства произвольного и автоматизированного в познании и действиях человека лежат концепции И.П.Павлова об оптимальной зоне возбуждения в коре и о доминанте Введенского и Ухтомского.

Акт узнавания обычных восприятий и понимания обычных мыслей и действий происходит аксиоматически, автоматизированно, путем схватывания "на ходу" их внутреннего смысла (благодаря гностическим чувствам). В то же время в процессе практической необходимости этот внутренний смысл может быть осознан совершенно произвольно, путем детального интеллектуального анализа.

Системные корковые гностические чувства в единстве с подкорковой диффузной аффективностью образуют обычные эмоциональные переживания нормального человека.

Деятельное состояние корковых гностических чувств в норме отрицательной индукцией, как правило, задерживает "стихийное" функционирование подкорковой аффективности, "освобождая избирательно только то из ее работы, что требуется условиями места и времени" (И.П.Павлов).

Внутреннее патодинамическое нарушение, "расщепление" в психических актах единичных предметных, словесных образов и гностических чувств, а также нарушение взаимосвязи и субординации между корковыми и подкорковыми компонентами аффективности служат основой развития ряда важнейших психопатологических признаков.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1192
Категория: Библиотека » Медицинская психология


Другие новости по теме:

  • И. Н. Гавриленко. ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава I ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ОТЧУЖДЕНИЯ Отчужденные
  • И. Н. Гавриленко. ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Введение Настоящее исследование механизмов отчуждения личностипри капитализме
  • И. Н. Гавриленко. ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава II ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА
  • И. Н. Гавриленко. ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава III ПРЕВРАЩЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДСТВО
  • И. Н. Гавриленко. ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Заключение Проведенное нами исследование показывает, что в
  • И. Н. Гавриленко. ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ | Список использованной литературы Маркс К. Капитал. Т. 1
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ Внешне дело
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | Ссылки Имеется в виду конференция Антинаучные иантитехнические тенденции
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ НА ПУТИ К ВЫВОДАМ Среди примеров, которые
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ТРИ СПОСОБА ИСПРАВИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ Начнем с вопроса:
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СТРУКТУРА МОДЕРНИСТСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ МОДЕРН: ВЗГЛЯД ФИЛОСОФА Мы еще вернемся к
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧТО ТАКОЕ МОДЕРН СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Мы наметили
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАРТИНЫ МИРА Если мы хотим
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ АНТИНАУКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: ОТРИЦАНИЕ ПРАВА НАУКИ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЧЕМУ ФЕНОМЕН АНТИНАУКИ ДОЛЖЕН ВЫЗЫВАТЬ У НАС
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция I Философия сегодня. – Необычайное и правдивое
  • Г.Хорошилов, Б.Виногродский. ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ? | Г.Хорошилов, Б.Виногродский ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ Перевод В.Данченко
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IV Познание Универсума и Мулетиверсума – Примат
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция XI Основная реальность жизни. – Категории жизни.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VIII Открытие субъективности. – Экстаз и спиритуализмантичности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция X Новая реальность и новая идея реальности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IX Тема нашего времени. – Коренная реформа
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VII Данные Универсума. – Картезианское сомнение. –
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VI Верование и теория жизнерадостность – Интуитивнаяочевидность
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция V Необходимость философии. Присутствие и соприсутствие. –Основная
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция II Упадок и расцвет философии. – Драма
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция III Тема нашего времени. – Наука –
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Лекс Хиксон ДЕСЯТЬ ВРЕМЕH ПРОСВЕТЛЕНИЯ: ДЗЕНСКИЕ ПОИСКИ
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Сатпрем ЕДИНСТВО И УЧЕНИЕ ШРИ АУРОБИНДО Один



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь