А. Лихачев. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ В КАТЕГОРИЯХ ПСИХОЛОГИИ

- Оглавление -




ИЕРАРХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПСИХИЧЕСКОЙ СФЕРЫ

Определяя духовную сферу в первом смысле, как высший уровень психического, о духовности и ее проявлениях можно говорить как о высших психических функциях (к этому собственно и пришел Л.С.Выготский, разрабатывая свою теорию ВПФ)4. Тогда основная методологическая проблема нашей темы оказывается уже решенной. Любая система научной психологии, даже сугубо материалистическая советская, уже включает духовное измерение. Духовным в любых проявлениях человеческой психики будет то, что делает ее собственно человеческой, в отличие от той сферы биологического и инстинктивного, что также присутствует в человеке. С этой точки зрения, ближе всего можно подойти к духовной сущности человека, рассматривая такие его психические образования, как абстрактное мышление, социальные и нравственные чувства, поисковые или творческие процессы, а в особенности – иерархию мотивов, направленность личности, ценностные ориентации и т.п.

4 "Во время работы Л.С.Выготского, – пишут в уже цитировавшейся работе Зинченко и Моргунов, – понятия культуры и духовности, если не совпадали, то мало отличались одно от другого" (1994,с. 206).

Вставая на вторую позицию в определении духовности и рассматривая ее как особую онтологическую ступень человеческого бытия, мы должны провести тщательный анализ сходства и различия онтологического статуса каждой из ступеней – физического, психического и духовного бытия человека. Основой для их единства является единичность человеческого существа, живущего одновременно в трехуровневом "пространстве" телесного, психического и духовного бытия. Если существует психофизиология как дисциплина, описывающая взаимозависимость разноуровневых систем организма (психики и физиологии), то можно предположить и возможность некоей "психопневматики", описывающей взаимосвязь психики и индивидуального духа. Поскольку самосознание, рефлексивная способность являются психическими функциями, постольку речь может идти лишь об отражении в психике ненаблюдаемых процессов духовной жизни. И здесь встает вторая методологическая проблема: а что мы можем понимать под термином "человеческий дух"? Какое содержание может вкладываться в духовную жизнь? Очевидно, для этого необходимо сравнить различные способы существования – по психике и по духу.

Начнем со сравнения психического и биологического. Живая природа отличается от неживой качественно особым свойством – жизнью. Жизнь, как особый принцип бытия, несет в себе новое качество – самоорганизацию. Вещество в своей структуре только сохраняет то, что ему дано, а жизнь – развивает, она самозадана. Эта самоданность жизни метко вычленяется Максом Шелером в уже упоминавшейся работе "Положение человека в космосе". Форма существования жизни живых систем – организм. Организм это как раз то, что сохраняет себя, развивается, и что в размножении преодолевает временность, конечность. В данном описании мы уже можем выделить основные свойства жизни. Главное из них (в отличие от бытия неорганических веществ, от кристаллов, которые хотя и могут расти, но не могут развиваться) это и есть самоданность, или самоорганизация, которая состоит в том, что организм сам в себе несет идею (энтелехию) или программу развития. Эта идея развития заключена как в носителе в генофонде каждой клетки – и растительной, и животной. Как раз благодаря генофонду, клетка в состоянии производить копию с самой себя и, тем самым, преодолевать проблему смерти на клеточном уровне. Жизнь – единственная форма бытия материи, которая преодолевает закон энтропии с помощью принципа наследственности. В акте наследования выделим две стороны: передача генофонда как идеи, и сообщение энергии жизни. Последняя, будучи сама по себе низшей силой (в клетке происходит превращение химической энергии в более высокую – биологическую), позволяет этот генофонд сохранять и давать бытие потомству. "Энергия жизни" – очень важный термин для дальнейшей разработки нашей темы. Клетка, зерно имеют не только генофонд, но и жизненные силы, которые позволяют организму реализоваться в полноте того замысла, который заложен в генофонд.

Итак, мы выделяем наличие четырех моментов в жизни как самоорганизующемся способе бытия: 1) особого носителя организма, клетки; 2) идеи развития (энтелехии), цели, которая запечатлена генетически, но не является еще реальной; 3) энергии жизни как движущей силы, реализующей энтелехию и 4) самого осуществления жизненного процесса, развертывания генотипа в фенотипическом развитии отдельного существа или рода в целом, что мы и видим в качестве внешнего проявления жизни.

Психическое есть более высокая, сравнительно с биологическим, иерархическая ступень в развитии живого. Она характеризуется появлением нервной системы. Нервная система является носителем особого качества живых существ, которое мы называем психической жизнью (подобно тому, как клетка – носитель физиологической жизни). Как психический организм, всякое живое существо стремится к переживанию блага. Именно благо запечатлено в качестве цели его психических устремлений. Как генофонд определяет развитие, так психическое устроение определяет поиск максимально благоприятной среды. Задача реализации этого устремления требует ориентировки в окружающей среде. Эту функцию ориентации выполняют как внешние чувства, так и внутренние. Успех ориентации определяется способностью самоощущения, реакцией на изменение среды. Это качественно новая способность психической ступени бытия относительно биологической.

Еще дарвинистами обращалось внимание на то, что здесь возникает новый уровень приспособляемости, но при этом оставался в тени тот факт, что эта способность есть также проявление особой энергетики психической жизни, в которой происходит "сублимация" физиологической энергии в более высокую – психическую.

Еще одна уровневая характеристика, присущая практически всем животным организмам, – активность как результирующая способностей самоощущения и ориентации, проявление психического в физическом (что сродни процессу роста как проявлению биологического в химическом). При этом активность особи определяется изнутри, то есть ее состоянием или переживанием. Возникает особый ряд психической причинности, сопряженный с физиологией, но не определяемый ею.

Описание психического уровня дано столь абстрактным способом, потому что в сфере психического (или животного) царства природы можно выделить два различных подуровня: 1) инстинктивное (сенситивное) и 2) поведенческое (перцептивное) бытие (Ланге, 1916). На примере высших животных мы говорим о новой подступени, основываясь на факте появления у каждой особи индивидного опыта. Накопление индивидных различий на основе первоначальной родовой интуиции у животных свидетельствует о их начальной разумной способности – "идеации" (Ждан, 1999, с.205). Этим высшие животные отличаются от животных, инстинктивно живущих. Что является носителем этой особой способности высших животных? Можно сказать, что это – индивидная память. Благодаря этому свойству, у высшего существа есть особая способность, которая отсутствует у низших животных, – переживание как внутренний, субъективный способ отражения реальности. Переживание себя, выражающееся в самосохранении, или самости – это основная интенция, качественно новый способ бытия на данной подступени. У животных можно найти и элементы самовосприятия ("кокетство" самочек перед самцами или домашних животных перед хозяевами) как результат начатков групповых межиндивидных отношений. Активность живого существа на данной подступени обретает поведенческий характер. Поведение животных бывает двух родов – целевое и выразительное (выражение переживания). Оба типа поведения способны изменяться под воздействием индивидного опыта, но в особенности такому изменению или научению подлежит первый тип.

Итак, уже животное может выражать себя, а также накапливать свой собственный (можно сказать, предсубъективный) опыт. Здесь автор расходится с понятием субъективности у В.И.Слободчикова и Е.И.Исаева. Они утверждают, что субъективность – свойство сугубо человеческое5. Но мы не имеем права отрицать своеобразие, которым отличается восприятие каждого отдельного из животных, о чем свидетельствуют индивидные формы их поведения. Этот вопрос должен обсуждаться совместно с зоопсихологами. Анализ того общего, что роднит нас с животными, позволил бы, вместе с тем, уточнить, чем мы от них отличаемся.

5 "Субъективность – это исходное начало в человеке, то, что лежит в основе его бытия. Определяющим свойством субъективности выступает способность ассимилировать (осваивать) и превращать явления бытия в факты жизнедеятельности человека... Интегральным способом бытия субъективности выступает сознание" (Слободчиков, Исаев, 1995, с. 74, 77).

Подведем итоги сравнения биологического и психического уровней. В отличие от растений, у животных есть самоощущение (переходящее у высших животных в переживание); наличествует поведенческая активность – ориентация (переходящая в поведение). Носителем этих свойств является нервная система (переходящая в дифференцированную систему органов восприятия). Можно предположить, что именно нервная система является органом связи психического и физического, ибо она способна "улавливать" психические движения, энергии и переводить их на уровень физической активности или саморегуляции. Развитая у высших животных до уровня мозга, она оказывается проводником более высокоразвитых психических энергий, устремляющих животных к достижению блага. Устремление к благу является энтелехией психической жизни. Если для биологического бытия благо – это внешняя цель, которая вписана в генофонд, то у животных данная цель включена во внутреннее самоощущение и завершается у высших животных переживанием самого блага. Оно уже существует в их предсознании как интуиция, предчувствие блага, устремление к нему. Не случайно М.Шелер (1989) говорит о том, что у животных (психических существ) самоданность как принцип жизни – двойная: оно дважды дано самому себе – как самоорганизация и как переживание.

Теперь попробуем выявить, что составляет своеобразие человеческого уровня бытия? Как отмечалось, видоспецифичной для человека можно назвать культурную или духовную сферу жизни. Что составляет ее основу, фундамент? Согласно классической марксистской парадигме – вторая сигнальная система. Согласно М.Шелеру, рассматривающему положение человека в космосе относительно дочеловеческих ступеней бытия человек в третий раз дан самому себе – в самосознании. Именно самосознание, рефлексия выделяется в виде качественно отличной способности человеческой психики и в отечественной психологии. В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев (1995) различают следующие уровни сознания: бытийственное – самосознание – рефлексивное сознание трансцендентальное сознание. Говоря о промежуточных уровнях этого деления, они подчеркивают: "Здесь впервые возникает "отношение" к самому себе. Рефлексия – специфически человеческая способность, которая позволяет ему (человеку) сделать свою внутреннюю жизнь предметом рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования". Из западных антропологов здесь можно вспомнить Мартина Бубера (1994), который говорит о том, что три сферы внутреннего опыта человека – мир смыслов, сфера отношений, сфера активности – созидают три основных жизненных отношения, но человек, помимо этих отношений, имеет еще и отношение к самому себе. Бубер отмечает, что это человеческое отношение нельзя сопоставлять с первыми тремя, потому что оно не является реально двусторонним отношением. Для того, чтобы оно было реальным, человек должен был бы обладать реальной двойственностью, но у него этого нет. Человек только в своем сознании выстраивает отношение к самому себе. Оттого, что у человека есть особая способность – осознание себя, все его основные способности как живого существа углубляются и преобразуются, приобретают новое качество.

Человеческий способ бытия отличается тем, что свою активность и поведение (категории, свойственные, как мы видели, всем психическим существам) он выражает в форме разумной деятельности, которая всегда имеет цель и смысл и должна быть соотносима с устремлением человека к благу. Человек находится в социальных отношениях с другими людьми, в состоянии культурного, смыслового общения (когда он не просто сигнализирует о своих состояниях, как животное, но способен включаться во всеобщую культуру). Социальные отношения наполняются для человека нравственным смыслом, понятиями добра и зла, что также неразрывно связано с рефлексивной способностью, позволяющей относиться к другому, как к себе. Способность ориентации также получает на человеческом уровне новые свойства. Ориентацию по отношении к миру смыслов мы, как особую форму, называем познанием. Познание, в отличие от ориентации, не ситуативно, а обусловлено духовной категорией Всеобщности, Истины.

Какие же из указанных способностей человека можно назвать ключевыми? Что составляет сущность человека, кардинальным образом отличающую его от других, дочеловеческих, форм? Ответ на этот вопрос позволит выяснить своеобразие духовной сферы человека.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 888
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • Пятигорский А. М. "ЗНАНИЕ" КАК "ЗНАК ЛИЧНОСТИ" В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ | Примечания См. С.Лем. Формула Лимфатераперевод с польского С.Ковалевского.
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 12. СПИРИТУАЛЬНОСТЬ СЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В заключение обратимся
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 3. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Экзистенциальный анализ 150
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 10. ТРЕТЬЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ИМЕТЬ ПРАВО БЫТЬ
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 8. ПЕРВОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: МОЧЬ БЫТЬ Первое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 11. ЧЕТВЕРТОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 4. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИЯ Коротко говоря, экзистенцией можно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 5. ЧЕТЫРЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ ОБЛАСТИ ЭКЗИСТЕНЦИИ Все данности, с
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 6. СООТНЕСЕНИЕ С ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ Фундаментальные условия
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ Психотерапия 150 это научно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 9. ВТОРОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: НРАВИТСЯ ЖИТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 7. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ Эрика имя изменено, пятидесятилетняя
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | Литература Лэнгле А. 2001. Экзистенциальный анализ 150 найтисогласие
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 1. ВВЕДЕНИЕ Тот, кто обращается к психотерапевту, ищетспецифическое
  • С. С. Аверинцев. МИР КАК ШКОЛА | Примечания Certamen Hesiodi et Homeri. Anstotelis Poetica 2,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §66 Мораль без обоснования, т.е. простое морализирование, неможет
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §62 Мы показали, что первое и простое утверждение
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §58 Всякое удовлетворение, или то, что обычно называютсчастьем,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §6 Пока же, в этой первой книге, мы
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Ob nicht Natur zulezt sich dochergr252ndeИ не раскроется
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Первая О МИРЕ КАК ПРЕДСТАВЛЕНИИ Первое размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §63 Мы признали, что временное правосудие,пребывающее в государстве,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §55 Воля как таковая свободна: это следует уже
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Четвертая О МИРЕ КАК ВОЛЕ Второе размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §52 Мы рассмотрели все искусства в той общности,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §44 То, чем для низших ступеней объектности воли
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §39 Ко всем этим размышлениям, выдвигающим субъективныймомент эстетического
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Третья О МИРЕ КАК ПРЕДСТАВЛЕНИИ Второе размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §26 Нижней ступенью объективации воли являются всеобщие силыприроды,



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь